Решение №04-6/2-3-РП/1440/23 по делу от 28 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 069/05/18-3/2023

­­­­Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2023 года                                 г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 28 февраля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Прохоров Р.В., временно исполняющий обязанности руководителя управления,

члены Комиссии:

-          Манюгина Е.И., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

-          Абульфатов М.М., специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 069/05/18-3/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг ПАО «Совкомбанк» посредством телефонной связи без предварительного согласия абонента,  

в отсутствие заявителя <***>., а также представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - <***>., надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,  

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 069/05/18-3/2023 возбуждено по заявлению <***> (далее также заявитель) в отношении <***> по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в связи с распространением 06.12.2022 на выделенный заявителю телефонный номер +7905<***> рекламы услуг ПАО «Совкомбанк» посредством телефонного звонка с телефонного номера +7905<***> без предварительного его согласия.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона о рекламе, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются услуги ПАО «Совкомбанк».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, обязанность доказать наличие согласия на получение рекламы возложена на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Телефонный номер +7905<***>, выделенный заявителю, и телефонный номер +7905<***>, с которого поступил телефонный звонок, закреплены за оператором связи ПАО «ВымпелКом». 

ПАО «ВымпелКом» подтвердило, что абонентский номер +7905<***> выделен заявителю по договору об оказании услуг связи «Билайн» от 31.03.2004 № 89623496.

Согласно информации ПАО «ВымпелКом», изложенной в письме от 29.12.2022 № б/н, телефонный звонок поступил 06.12.2022 в 15:18 на телефонный номер, выделенный заявителю, с телефонного номера +7905<***>, который выделен <***> по договору об оказании услуг связи «Билайн» от 26.07.2022 № 842753809.

Позиция <***> по делу № 069/05/18-3/2023 изложена в письме от 15.01.2023 № З01-1501 и заключается в следующем.

Индивидуальный предприниматель Стрельникова Дина Игоревна  (далее – ИП Стрельникова Д.И.) оказывает услуги по привлечению внимания или поддержания интереса у граждан к кредитным картам рассрочки Халва «Лучшая карта рассрочки». Данные услуги осуществляются посредством сбора заявок граждан на сайте https://bestcards.icu/# в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Между ИП Стрельникова Д.И. и ООО «ИДС» заключен агентский договор от 20.05.2022 № 20220520-1, в соответствии с которым ИП Стрельникова Д.И. оказывает услуги по привлечению внимания или поддержанию интереса пользователей сети Интернет к товарам или услугам ООО «ИДС» и/или клиентов ООО «ИДС».

ИП Стрельникова Д.И. является правообладателем сайта https://bestcards.icu/#.

Любое лицо, желающее оставить заявку на получение банковской карты, акцептует пользовательское соглашение посредством выполнения последовательности действий, а именно посредством заполнения формы, размещенной на сайте. После нажатия пользователем кнопки «Заказать карту» на номер телефона, указанный им при заполнении заявки, рекламораспространителем осуществляется верификационный звонок. Для подтверждения верности указанных данных пользователь должен ввести последние четыре цифры телефонного номера рекламораспространителя в специальную графу на сайте. После ввода четырех цифр и нажатия на кнопку «Подтвердить заявку» заявка, представленная пользователем, считается подтвержденной.

ИП Стрельникова Д.И. подтвердила, что 06.12.2022 был осуществлен телефонный звонок с телефонного номера +7905<***> на номер +7905<***>. При этом доказательства наличия согласия <***> на получение рекламы об услугах ПАО «Совкомбанк» по сетям электросвязи не представлены.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Вышеуказанные действия ИП Стрельникова Д.И. совершены с нарушением требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

В связи с отсутствием доказательств прекращения распространения рекламы Комиссия Тверского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи  ИП Стрельникова Д.И. предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1.     Признать ненадлежащей рекламу, распространенную 06.12.2022 на выделенный телефонный номер заявителя +7905<***> посредством телефонной связи, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.   Признать Индивидуального предпринимателя Стрельникову Дину Игоревну (ОГРНИП -  322774600307587, ИНН – 771570006874) рекламораспространителем, нарушившим часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3.  Выдать Индивидуальному предпринимателю Стрельниковой Дине Игоревне (ОГРНИП -  322774600307587, ИНН – 771570006874) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: Р. В. Прохоров

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.М. Абульфатов

Связанные организации

Связанные организации не указаны