Решение №03-6/1-2-1473ЛП без аннотации от 10 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-6/1-2-2019

Резолютивная часть решения оглашена  27 марта 2019  года                               г. Тверь

В полном объёме решение изготовлено  10 апреля 2019  года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- <…> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- <…> – начальник отдела антимонопольного контроля;

- <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

в присутствии <…> и представителя ПАО «МРСК Центра» - <…>, по доверенности,

рассмотрев дело № 03-6/1-2-2019 по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 771501001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено в связи с поступлением в Тверское УФАС России в октябре – декабре 2018 года из прокуратуры Калининского района Тверской области заявлений жителей населенных пунктов Калининского района Тверской области (далее – Заявители) об отключениях электричества:

- <…> (отдельно и от имени группы лиц) - д.Красная Новь, Синцово, Куркино, Захеево - отсутствовало электроснабжение с 17.09.2018 (с понедельника по пятницу) на 7 – 8 часов (заявление от 07.11.2018), что в совокупности составляет более 259 часов;

- <…> – с.Покровское Калининского района - отсутствовало электроснабжение с 26.10.2018 по 31.10.2018, с 9:00 до 19:30, что составляет 63 часа;

- <…> - д.Красная Новь Калининского района - отсутствовало электроснабжение с 9.00 до 19.00 в течение октября-ноября, что составляет около 90 часов;

- <…> – д.Зуево Калининского района – отсутствовало электроснабжение с 17.10.2018 по 19.10.2018 (электричество было только ночью); 22.10.2018 отключено с 7:00 (заявление от 22.10.2018), что составляет более 39 часов;

- <…> – д.Долматово Калининского района – отсутствовало электроснабжение 27.09.2018, 28.09.2018, 30.09.2018; с 17.09.2018 по 22.09.2018, что составляет более 100 часов непрерывно;

- <…> – д.Кадино Калининского района – отсутствовало электроснабжение с 09.10.2018 по 12.10.2018 в течение 10 часов в день; 13.10.2018 отсутствовало электроснабжение по 1 часу с 8:00 и с 18:00; с 15.10.2018 по 19.10.2018 отсутствовало электроснабжение в течение 11 часов в день; 20.10.2018 отсутствовало электроснабжение в течение 10 часов; 21.10.2018 отсутствовало электроснабжение в течение 12 часов; с 22.10.2018 по 23.10.2018 отсутствовало электроснабжение в течение 13 часов в день; с 25.10.2018 по 27.10.2018 отсутствовало электроснабжение в течение 12 часов в день, что составляет более 170 часов;

- <…> – п.Эммаусс Калининского района - отсутствовало электроснабжение с 9.00 до 19.00 (даты не указаны);

- <…> (коллективное, 82 подписи) – деревни Новое Чопрово, Нездылово, Рагодино, Старое Чопрово, Красный Бор, Тверца, часть ж/д станции Кулицкая Калининского района - отсутствовало электроснабжение с 12.09.2018 по 14.09.2018 с 7:00 до 19:30; с 21.09.2018 9:40 по 22.09.2018 в 19:15 непрерывно, что составляет более 70 часов, из них непрерывно – более 33 часов;

- <…> – д.Глазково Калининского района – отсутствовало электроснабжение с 20.09.2018 по 22.09.2018 с 7:00 до 19:00, 02.10.2018;

- <…> – д.Бирюлино Бурашевского с/п Калининского района – отсутствовало электроснабжение с 8:00 до 19:00 (даты не указаны, заявление от 11.10.2018);

- <…> – п.Эммаусс Калининского района - отсутствовало электроснабжение 26.11.2018, 27.11.2018;

- <…> – д.Лебедево Калининского района – нерегулярное электроснабжение в течение длительного времени (более года);

- <…> (коллективное) – с.Медное Калининского района - нерегулярное электроснабжение в течение длительного времени.

По информации ПАО «МРСК Центра» поставка электроэнергии прекращалась по инициативе ПАО «Россети». При этом при проведении отключений электроэнергии на территории Тверской области сетевая организация руководствовалась приказом ПАО «Россети» от 14.09.2018 № 434-ЦА «О подготовке и проведении учений в филиале ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», Протоколом заседания Штаба по подготовке и проведению учений по отработке взаимодействия ПАО «МРСК Центра», ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при ликвидации аварийных ситуаций в электросетевом комплексе ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 17.09.2018 №4, Протоколом видеоконференции по вопросам организации и проведения учений по отработке взаимодействия ПАО «Россети» при ликвидации аварийных ситуаций в электросетевом комплексе филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 23.08.2018 №27-ВКС-ТОБП/ЦА и составленными на их основании графиками выполнения работ при проведении учений на территории Калининского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», согласованными с Администрацией МО Тверской области «Калининский район» (далее - Администрация Калининского района).

Согласно пунктам 1, 3 и 6.1 приказа ПАО «Россети» от 04.09.2018 № 434-ЦА местом проведения учений  по отработке взаимодействия ПАО «МРСК Центра», ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при ликвидации аварийных ситуаций в электросетевом комплексе на тему «Организация взаимодействия электросетевых компаний с органами исполнительной власти Тверской области, подразделений МЧС России, лесозаготовителями, подрядными организациями при устранении массовых нарушений на электросетевых объектах» (далее – Учения) определена зона эксплуатационной ответственности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверэнерго», срок подготовки и проведения Учений - с 20.09.2018 по 20.12.2018.

По информации ПАО «МРСК Центра» от 17.01.2019 № МР1-ТВ/24/475, от 25.02.2019 № МР1-ТВ/24/2307, от 28.02.2019 № МР1-ТВ/24/2308:

- за период с сентября по ноябрь 2018 года производились временные отключения электроэнергии;

- информация о предстоящем проведении работ реконструкции сетей и расчистки просек воздушных линий широко освещались в СМИ Тверского региона, в т.ч., перед началом учений 22.09.2018 информация размещалась на сайте https://www.afanasy.biz/ и  в газете «Афанасий-бизнес»;

- информация о предстоящих отключениях электричества заранее размещалась на официальном сайте ПАО «МРСК Центра» в разделе «потребителям» (https://www.mrsk-1.ru/customers/);

- имелась возможность ознакомиться с графиком отключений в Администрации Калининского района, в Единой дежурной диспетчерской службе района;

- отключения электроэнергии в соответствии с заранее разработанными планами-графиками работ согласованы с Администрацией Калининского района, которая, в свою очередь через Единую дежурную диспетчерскую службу района оповещала глав поселений, а главы поселений доводили информацию до старост населенных пунктов.

ПАО «МРСК Центра» представлены графики проведения работ за период с 17.09.2018 по 21.12.2018, согласованные в 2018 году (без указания конкретной даты согласования) с Администрацией Калининского района, а также план-график реконструкции объектов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», согласно которому в населенных пунктах Калининского района были предусмотрены работы на объектах электросетевого хозяйства в период проведения Учений.

По информации Администрации Калининского района от 28.02.2019 № 02-09/683, с графиками проведения ПАО «МРСК Центра» работ можно было ознакомиться на официальном сайте МО Тверской области «Калининский район» в разделе «Новости», в Единой дежурной диспетчерской службе района, на официальном сайте ПАО «МРСК Центра».

Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Основным видом деятельности ПАО «МРСК Центра» является предоставление услуг по передаче электрической энергии. В ОКВЭД указанному виду деятельности соответствует раздел D ОКВЭД  «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», товарная группа «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», с кодом 35.12 «Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям».

В рамках рассмотрения настоящего дела, на основании Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012  №345, и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, (далее - Порядок) и в объеме, установленном абз.12 пункта 1.3 и пунктом 12.5 Порядка, проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электроэнергии в Калининском районе Тверской области, в границах зон прилегания сетей ПАО «МРСК Центра», согласно которому ПАО «МРСК Центра» на рынке услуг по передаче электроэнергии в пределах расположения электросетей ПАО «МРСК Центра», предназначенных для передачи и распределения электроэнергии, в Тверской области, в том числе в границах Калининского района, в 2017-2018 г.г. занимало доминирующее положение в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции (обзор прилагается к материалам дела № 03-6/1-2-2019).

ПАО «МРСК Центра», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии.

ПАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.

По результатам анализа представленных ПАО «МРСК Центра» графиков проведения работ, согласованных с администрацией Калининского района, за период с 17.09.2018 по 21.12.2018, установлено, что ПАО «МРСК Центра» планировало проведение работ в населенных пунктах Калининского района, в т.ч., в следующих населенных пунктах:

- деревни Красная Новь, Куркино, Захеево – с 17.09.2018 по22.09.2018 с 08:00 до 17:00; с 24.09.2018 по 29.09.2018 с 08:00 до 18:00; с01.10.2018 по 05.10.2018 с 08:00 до 17:00; с 2210.2018 по 26.10.2018 с 08:00 до 18:00; с 29.10.2018 по -03.11.2018 с 08:00 до 18:00; с 05.11.2018 по 10.11.2018 с 08:00 до 18:00; с 19.11.2018 по 23.11.2018 с 08:00 до 18:00; с 10.12.2018 по 14.12.2018 с 08:00 до 15:00; с 17.12.2018 по 21.12.2018 - с 08:00 до 18:00;

- д.Зуево – с 22.10.2018 по 26.10.2018 с 08:00 до 18:00; с 29.10.2018 по 03.11.2018 с 08:00 до 18:00; с 05.11.2018 по10.11.2018 с 08:00 до 18:00; с 19.11.2018 по 23.11.2018 с 08:00 до 18:00;

- д.Долматово - с 21.11.2018 по 23.11.2018 с 08:00 до 18:00;

- п.Эммаусс – с 17.09.2018 по 22.09.2018 с 08:00 до 17:00; с 24.09.2018 по 29.09.2018 с 08:00 до 17:00; с 01.10.2018 по 06.10.2018 с 08:00 до 17:00; с 08.10.2018 по 13.10.2018 с 08:00 до 17:00; с 15.10.2018 по 20.10.2018 с 08:00 до 17:00;

- деревни Новое Чопорово, Рагодино, Старое Чопрово, Красный Бор, часть ж/д станции Кулицкая - с 08.10.2018 по 13.10.2018 с 08:00 до 17:00; с 15.10.2018 по 20.10.2018 с 08:00 до 17:00;

- д.Глазково - по информации ПАО «МРСК Центра» с 20.09.2018 по 22.09.2018 с 7:00 до 19:00; с 02.10.2018 по 03.10.2018 с 07:00 до 19:00; по графику с 29.10.2018 по 03.11.2018 – с 08:00 до 18:00;

- с.Медное – с 17.12.2018 по 21.12.2018 с 9.00 до 15.00.

В графиках не отражено проведение учений/работ в населенных пунктах Синцово, Нездылово, Тверца, Кадино, Лебедево.

Согласно представленной Колос Е.В. информации, на сайте ПАО «МРСК Центра» была размещена информация о проведении работ в следующих населенных пунктах:

- д. Кадино: 09.10.2018 с 08:00 по 20.10.2018 20:00; с 20.10.2018 07:00 по 23.10.2018 20:00; 25.10.2018 07:00 по 27.10.2018 19:00;

- д.Новое Чопорово, Рагодино, Старое Чопрово, часть ж/д станции Кулицкая: с 15.10.2018 07:00 по 31.10.2018 19:00;

- д.Зуево - с 23.10.2018 07:00 по 31.10.2018 22:30;

- п.Эммаусс, - с 25.10.2018 07:00 по 26.10.2018 19:00.

По результатам анализа представленной ПАО «МРСК Центра» письмом от 25.02.2019 № МР1-ТВ/24/2307 информации установлено, что отключение электроэнергии составило:

- на ПС № 1 ВЛ-10 кВ № 04(12), от которой осуществляется питание д.Долматово –около 20 часов в течение сентября 2018 года;

- на ПС № 16 ВЛ-10 кВ № 08 до ЛР № 2, от которой осуществляется питание д.Зуево, - 59 часов в течение сентября 2018 года;

- на ПС Кулицкая ВЛ-10кВ № 14, от которой осуществляется питание деревень Старое Чопрово, Новое Чопрово, Красный Бор и др., - около 62 часов в течение сентября 2018 года;

- на ПС Глазково ВЛ-10 кВ № 17, от которой осуществляется питание д.Глазково, - около 32 часов в течение сентября- октября 2018 года;

- на ПС Гришкино ВЛ-10 кВ № 10, от которой осуществляется питание д.Бирюлино, - около 10 часов 11.10.2018;

- на ПС Эммаус ВЛ-10Кв № 5 - около 10 часов 27.11.2018;

- на ПС Эммаус ВЛ-10Кв № 6 - около 8 часов 27.11.2018;

- на РП Ильинское ВЛ 10 кВ № 5, от которой осуществляется питание с.Покровское - около 45 часов в течение октября 2018 года;

- на ПС Медновский водозабор ВЛ-10кВ № 17, от которой осуществляется питание дер. Кадино - более 100 часов в течение октября 2018 года;

- на ПС Гришкино ВЛ-10кВ № 10, деревни Гришкино, от которой осуществляется питание деревень Синцово, Красная Новь, Куркино, Захеево, Маслово, Козлятьево, Бакшеево – более 100 часов в период с 29.09.2018 по 06.11.2018, деревни Чудово, Перхурово, Азарниково более 80 часов в период с 29.09.2018 по 06.11.2018.

Кроме того, из информации ПАО «МРСК Центра» от 28.02.2019 № МР1-ТВ/24/2308 следует, что отключение ПС Гришкино ВЛ-10 кВ № 03(6), от которой осуществляется питание дер. Лебедево в период с 18.09.2018 до 03.12.2018 составило более 72 часов (с учетом аварийных работ 27.09.2018). Отключение ПС Медное, от которой осуществляется питание с.Медное составило более 100 часов в период с 05.09.2018 по 14.12.2018, из них в период с 16.10.2018 по 19.10.2018 и в период с 10.12.2018 по 11.12.2018 – более 24 часов подряд.

Между АО «АтомЭнергоСбыт» и ПАО «МРСК Центра» заключен договор от 01.04.2014 № 69800126 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее – Договор № 69800126), согласно пункту 3.5.12 которого ПАО «МРСК Центра» обязуется уведомлять потребителей и АО «АтомЭнергоСбыт» о проведении ремонтных работ на принадлежащих сетевой компании объектах электросетевого хозяйства, которые влекут необходимость введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления потребителям, и о сроках ограничения режима потребления электроэнергии, в связи с проведением этих работ, не позднее чем за 3 рабочих дня до их начала.

АО «АтомЭнергоСбыт» письмом от 18.02.2019 № 69-23/114 сообщило, что не получало уведомлений о проведении ремонтных работ и предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии в населенных пунктах Калининского района в период проведения указанных учений.

Согласно информации Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (отдел по Тверской области) (далее – Ростехнадзор), до и во время проведения Учений ПАО «МРСК Центра» не обращалось о согласовании сроков ограничения режима потребления, превышающих допустимое число часов отключения, необходимых для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства, что не отрицает ПАО «МРСК Центра».

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

 В соответствии с частями 1 и 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно абз. 3 и 4 части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу пункта 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Правила № 442).

Согласно подпункту «и» пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при  необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 442 в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ, о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором    оказания    услуг    по   передаче   электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность прекращения электроснабжения, но устанавливает предельный срок такого прекращения. Если для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимый срок превышает 72 часа либо 24 часа подряд, требуется согласование с органами Ростехнадзора. При этом, в любом случае, на сетевую организацию возлагается обязанность самостоятельно или через гарантирующего поставщика, если это предусмотрено договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомить потребителей о предстоящих отключениях.

Отключения электроэнергии в деревнях Кадино, Гришкино, Синцово, Красная Новь, Куркино, Захеево, Маслово, Козлятьево, Бакшеево, Чудово, Перхурово, Азарниково, Лебедево, с.Медное имело место на время, превышающее установленный пунктом 33 Правил недискриминационного доступа предельный срок прекращения электроснабжения, однако, как следует из ответа Ростехнадзора 26.12.2018 № 07-11/7627, ПАО «МРСК Центра» не согласовало продолжительность отключения с органами Ростехнадзора.

Отсутствует документальное подтверждение своевременного размещения в газете «Афанасий-бизнес» информации о конкретных датах либо периодах отключения электричества в населенных пунктах Калининского района Тверской области в период проведения Учений.

Отсутствует документальное подтверждение своевременного размещения указанной информации на сайте Администрации Калининского района. При ознакомлении с архивом новостей на сайте http://kalinin-adm.ru/news/ имеется возможность ознакомиться с файлами, содержащими информацию о периодах отключения с 29.10.2018 по 03.11.2018, с 19.11.2018 по 24.11.2018, с 26.11.2018 по 01.12.2018, с 03.12.2018 по 08.12.2018, с 10.12.2018 по 15.12.2018. Информация о планируемом отключении электроэнергии с 17.09.2018 по 28.10.2018 отсутствует.

При этом факт согласования с Администрацией Калининского района предстоящих отключений электроэнергии, а также наличие в СМИ Тверского региона общей информации о предстоящих Учениях, не отменяет и не подменяет обязанности ПАО «МРСК Центра» обеспечить надлежащее и заблаговременное уведомление потребителей электроэнергии о предстоящих отключениях.

<…> (д.Зуево), <…> (отдельно и от имени группы лиц), <…> (д.Глазково) сообщили об отсутствии уведомлений об отключении, а по информации <…> (д. Кадино) информация на сайте ПАО «МРСК Центра» при отсутствии электричества недоступна. Кроме того, информация не размещалась заблаговременно, до отключения (20.10.2018 на сайте не было информации о последующем отключении, а 22.10.2018 на сайте появилась информация об отключении электричества в период с 20.10.2018 по 23.10.2018).

Таким образом, отсутствуют документальные доказательства заблаговременного уведомления потребителей о предстоящем ограничении электроснабжения в населенных пунктах Калининского района в период проведения Учений (с 20.09.2018 по 20.12.2018) и действия по ограничению электроснабжения осуществлены без предварительного уведомления потребителей о проведении отключения электроэнергии, в т.ч., продолжительностью, превышающей более 72 часов в год, что свидетельствует о нарушении требований пунктов 31 (6) и 33 Правил недискриминационного доступа и пункта 30 Правил № 442.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные Законом о защите конкуренции меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

Как следует из заявлений, в отдельных населенных пунктах электричество является не только средством освещения, но и единственным источником отопления жилых помещений, в связи с чем получение заблаговременной информации о фактах его отключения является насущной потребностью и отсутствие такого уведомления лишает потребителей возможности минимизировать последствия отсутствия электроэнергии и ущемляет интересы неопределенного круга потребителей электроэнергии Калининского района.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

С учетом положений части 1 пункта 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении Верховного Суда РФ от 20.12.2017 № 310-КГ17-12130, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Комиссией Тверского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что рассматриваемые действия ПАО «МРСК Центра» повлекшие прекращение электроснабжения потребителей населенных пунктов Калининского района Тверской области, совершены в период проведения Учений с 20.09.2018 по 20.12.2018 и завершены, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания, направленного на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьями 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) ПАО «МРСК Центра» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 771501001) при осуществлении прекращения электроснабжения неопределённого круга потребителей электроэнергии, проживающих в Калининском районе Тверской области в период проведения учений с 20.09.2018 по 20.12.2018.

2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии             ______________________      <…>

Члены Комиссии:                        _______________________     <…>  

                                                        ______________________     <…>

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны