Решение №04-6/2-135-РП/4650/23 о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе от 31 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 069/05/5-135/2023

­­­­Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2023 года                     г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Прохоров Р.В., временно исполняющий обязанности руководителя управления,

члены Комиссии:

-        Акперова Э.Р., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

-        Абульфатов М.М., специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 069/05/5-135/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в сети Интернет,

в присутствии на заседании представителей:

- заявителя <***> – <***> (по доверенности от 16.08.2022 серия 77 АД № 079431),

-  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - <***> (личность установлена),

в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Акционерного общества «Система дата-центров» (далее – АО «Система дата-центров»), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,  

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 069/05/5-135/2023 возбуждено по заявлению <***> в отношении АО «Система дата-центров» и <***> по признакам нарушения статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в связи с распространением рекламы услуг по списанию долгов в сети «Интернет» на сайте https://bankrotstvo69.ru/.

На указанном сайте размещена информация следующего содержания:

«Единый центр «Списания долгов граждан»

Законно спишем Ваши кредиты. Узнайте о законной процедуре – закажите бесплатную консультацию».

Представитель <***> поддержал заявленные требования, указав, что на указанном сайте и на личных страницах <***> в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте» (https://vk.com/id308765784?w=wall308765784_<***>; https://vk.com/id308765784?w=wall308765784_<***>; https://vk.com/id308765784?w=wall308765784_<***>;  https://vk.com/id308765784?w=wall308765784_<***>; https://vk.com/id308765784?w=wall308765784_<***>; https://vk.com/id308765784?w=wall308765784_<***>) размещена информация о возможности списания долгов с нарушением требований законодательства о рекламе. Также просил отложить рассмотрение дела в связи с предоставлением возможности представления дополнительных доказательств по факту распространения рекламы.

В ходе рассмотрения дела АО «Система дата-центров» сообщило (письмо от 28.04.2023 № 2073-ЭП/23), что по поручению <***> АО «Система дата-центров» осуществило регистрацию доменного имени bankrotstvo69.ru. При этом АО «Система дата-центров» не размещало на указанном сайте информацию рекламного содержания.

Согласно  представленному письму ООО «РЕГ.РУ» администратором доменного имени bankrotstvo69.ru является <***>.

<***> представила письменные пояснения от 02.05.2023, в которых подтвердила, что информация об оказываемых ею юридических услугах размещалась на страницах в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и на сайте https://bankrotstvo69.ru/. <***> является самозанятой, и оказывает юридические услуги по адресу: г. Тверь, ул. Орджоникидзе, д. 18. При этом <***> сообщила, что рекламную вывеску (баннер) по указанному адресу не имеет.

Также <***> сообщила, что ранее размещенная информация о предоставлении юридических услуг в сфере банкротства с использованием слов «списание долгов» удалена в социальных сетях «Одноклассники» (https://ok.ru/profile/152332903476?utm_campain=ios_share&utm_content=profile) и «ВКонтакте» (https://vk.com/id308765784?w=wall308765784_86).

Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В данном случае объектом рекламирования являются юридические услуги.

Как следует из вышеуказанного понятия рекламы, способы распространения рекламы не ограничены, к таким способам распространения относится также информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет».

Закон о рекламе не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники». В то же время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Законом о рекламе, в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.

Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) установлено, что несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В Законе о банкротстве отсутствует понятие «списание долгов». Оказываемая процедура является процедурой судебного (внесудебного) банкротства, и в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о банкротстве, предполагает в итоге неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедура банкротства подразумевает определенную группу ограничений для должника как в процессе банкротства, так и после окончания процедуры (ограничение в кредитовании, в работе на определенных должностях).

Использование формулировки «списание долгов» может создать у потребителя ошибочное ощущение легкости данной процедуры, ошибочное представление о финансовых и временных затратах, ограничениях, на которые придется пойти обратившемуся за данной юридической услугой лицу ради конечного результата – «списания долгов».

Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В данном случае рекламодателем <***> совершено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе в связи с распространением вышеуказанной рекламы с использованием слов «списание долгов», поскольку в отсутствие полной информации относительно самой оказываемой услуги, ее последствиях и ограничениях, связанных с ней, искажен смысл информации и введены в заблуждение потребители рекламы.  

С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу о необходимости прекращения дела в отношении Акционерного общества «Система дата-центров» (адрес: 123308, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хорошево-мневники, ул. 3-я Хорошёвская, д.2, стр. 1, эт./помещ./ком. 1/1/34; ОГРН – 1167746744538, ИНН – 7716830904) в связи с отсутствием доказательств его причастности к распространению вышеуказанной рекламы.

Учитывая, что вышеуказанная реклама на сайте https://bankrotstvo69.ru/ и на страницах социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте» удалена, у Комиссии Тверского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг по списанию долгов, размещенную в сети «Интернет» на сайте https://bankrotstvo69.ru/ и на страницах социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте»; признать действия <***> нарушившими требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать <***> рекламодателем, нарушившим часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ  «О рекламе».

3. Производство по делу № 069/05/5-135/2023 в отношении Акционерного общества «Система дата-центров» (адрес: вн.тер.г. муниципальный округ Хорошево-мневники, ул. 3-я Хорошёвская, д.2, стр. 1, эт./помещ./ком. 1/1/34; ОГРН – 1167746744538, ИНН – 7716830904) прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела № 069/05/5-135/2023 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: Р.В. Прохоров

Члены комиссии: Э.Р. Акперова, М.М. Абульфатов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны