Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 05-6/2-36-2019 от 22 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-6/2-36-2019

 

17 мая 2019 года                                                                                                                           г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 22.04.2019 поступила жалоба Общества, согласно которой ООО «КАЛИНИНСКАЯ АЭС-СЕРВИС» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) (извещение от 27.03.2019 № 31907693393) нарушен порядок организации и проведения торгов, в части признания заявки СПАО «Ингосстрах» соответствующей требованиям закупочной документации и признания СПАО «Ингосстрах» победителем запроса котировок. В своей жалобе, а также с учетом озвученных доводов Общество указывает на то, что заявка СПАО «Ингосстрах» подлежала отклонению, так как содержала предложение, не соответствующее требованиям закупочной документации.

Организатор торгов считают доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представил письменные пояснения по существу жалобы.

Представитель СПАО «ИНГОССТРАХ» представил возражения на жалобу Общества, считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу необоснованной.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Организатор торгов осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушения оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом о закупках;

3) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3 Закона о закупках, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Также частью 2 статьи 18.1 Закона определено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общество подавало заявку на участие в запросе котировок, обжалует действия закупочной комиссии, следовательно, соответствует статусу лица, интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки, и которое вправе обжаловать действия закупочной комиссии, и такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации «Росатом» от 10.10.2013 (далее - Положение о закупке).

 

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, с объявлением переноса даты и времени рассмотрения жалобы, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона, установила следующее.

27.03.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение № 31907693393 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), а также закупочная документация с приложениями. Начальная цена договора составила 244 173, 39 руб.

В соответствии с частью 20 статьи  3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Подразделом 2.1 Состав (перечень) оказываемых услуг Технического задания, прилагаемого к извещению о проведении запроса котировок, (далее – ТЗ) установлено, что оказание услуг страхования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозке» а также отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон об ОСГОП).

Согласно подразделу 2.2 ТЗ объектом закупки являются: имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности перевозчика по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровья или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Перечень средств, подлежащих страхованию, указан в приложении № 1. 

Согласно части 2 статьи 11 Закона об ОСГОП страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона об ОСГОП Центральный банк Российской Федерации (Банк России) вправе установить предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона об ОСГОП страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСГОП, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы.

Согласно части 5 статьи 11 Закона об ОСГОП общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСГОП в договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

На основании части 3 статьи 11 Закона об ОСГОП Центральный банк устанавливает предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и размера отчислений в компенсационный фонд, утвержденные  Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 31.10.2016 № 4175-У (далее - Указание Банка России).

Согласно пункту 1 приложения 1 к Указанию Банка России минимальные значения страховых тарифов по обязательному страхованию в расчете на одного пассажира предусматривают Минимальные страховые тарифы (процентов от страховой суммы) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу: как при отсутствии в договоре страхования франшизы, так и при наличии в договоре страхования франшизы.

Таким образом, Указанием Банка России установлены минимальные значения тарифов по риску за причинение вреда имуществу как без франшизы, так и с франшизой.

Разделом 3 Проекта договора, являющимся неотъемлемой частью документации, предусмотрена возможность выбора условий по применению франшизы: как без франшизы, так и с франшизой.

Согласно пункту 7.2. закупочной документации комиссия рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке в отношении каждого лота отдельно.

Организатор по решению комиссии либо по указанию заказчика, данном в поручении на закупку, привлекает экспертов к рассмотрению заявок. При принятии такого решения комиссия рассматривает оценки и рекомендации экспертов (если они привлекались).

В случае, если заявка на участие в закупке содержит положения, не соответствующие критерию отбора согласно подпункту г) (в части непревышения НМЦ, НМЦед) и (или) подпункту д) пункта 8.2, заявка такого участника на соответствие остальным критериям отбора не рассматривается и информация об этом указывается в соответствующем протоколе.

Согласно пункту 8.2             закупочной документации критериями отбора при рассмотрении заявок являются:

а) соответствие заявки требованиям документации по существу по своему составу, содержанию и оформлению;

б) соответствие участника закупки и заявленных участником закупки субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей установленным требованиям (в случае установления требований);

в) соответствие предлагаемой участником закупки продукции установленным требованиям;

г) соответствие предлагаемых участником закупки договорных условий (в том числе, не превышение цены заявки объявленной НМЦ, НМЦед) установленным требованиям;

д) предоставление участником закупки требуемого обеспечения заявки (если требовалось). Независимо от наличия в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, организатор проверяет поступление денежных средств на расчетный счет, указанный в извещении о проведении закупки, на день, предшествующий заседанию комиссии по проведению отборочной стадии. При отсутствии в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, но поступлении денежных средств на условиях и в порядке, предусмотренным извещением о проведении закупки и пунктом 4  порядка, обеспечение заявки считается представленным надлежащим образом.

Согласно пункту 8.3 закупочной документации по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. Основаниями для отказа в допуске являются:

а) несоответствие заявки, представленной на ЭТП, по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения. Для заказчиков второй группы - несоответствие заявки в бумажной форме по содержанию требованиям документации (в случае неподписания ЭП заявки на ЭТП иностранным участником);

б) несоответствие участника закупки требованиям документации;

в) несоответствие субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей (если требования к ним были установлены) требованиям документации;

г) отказ или отсутствие согласия любого из производителей/ предприятий-подрядчиков/ сервисных предприятий (если требование к ним о проведении аудита достоверности данных на отборочной стадии закупки были установлены в документации) на выполнение всех условий, указанных в требовании о прохождении аудита достоверности данных;

д) несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации;

е) несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации, в том числе:

– наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы;

– наличие предложения, ухудшающего условия по срокам поставки товара, выполнения работ или оказания услуг;

ж) несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки (если требовалось), за исключением случая, указанного в подпункте д) пункта 8.2 закупочной документации.

В соответствии с пунктом 8.4 закупочной документации отказ в допуске к участию в закупке по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 8.3 закупочной документации, не допускается.

Согласно пункту 8.5 закупочной документации решения комиссии о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске отражается в протоколе заседания комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии. В случае, если по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке, в протоколе рассмотрения отражается информация о признании закупки несостоявшейся и такой протокол подписывается секретарем закупочной комиссии

Согласно Протоколу № 2609593/1 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу котировок на право заключения договора на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) от 16.04.2019 на участие в запросе котировок были поданы заявки следующими участниками закупки: 1) СПАО «Ингосстрах»; 2) ПАО СК «Росгосстрах»; 3) АО «СОГАЗ»; 4) ООО СК «Согласие»; 5) АО «Московская акционерная страховая компания»; 6) ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».

По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок на отборочной стадии закупочной комиссией были приняты решения о допуске к дальнейшему участию в запросе котировок всех участников запроса котировок.

Согласно пункту 2 части 1 Тома 1 закупочной документации закупочная комиссия ранжирует заявки по цене, начиная с наименьшей, с учетом пункта 2 Постановления 925, при предоставлении приоритета. При равенстве цен заявок различных участников лучшее (более высокое) место в ранжировке получает участник, который раньше подал заявку на участие в запросе котировок (или предложение с измененными условиями заявки на участие в запросе котировок, если проводилась переторжка).

Согласно пункту 3 Протокола № 2609593/1 на основании ранжирования заявок на участие в запросе котировок по цене, начиная с наименьшей, с учетом времени подачи заявок, каждой заявке на участие в запросе котировок присвоены следующие места (заявке на участие в запросе котировок, цена которой является наименьшей из всех поданных заявок, присвоено первое место): 1) СПАО «Ингосстрах» с ценой заявки на участие в запросе котировок -  244 107, 57 руб., включая НДС; 2) ПАО СК «Росгосстрах» с ценой заявки – 244 173, 39 руб., включая НДС, далее соответственно АО «СОГАЗ», ООО СК «Согласие», АО «Московская акционерная страховая компания» и ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», содержащие такое же предложение цены заявки – 244 173, 39 руб, включая НДС.

По результатам ранжирования заявок на участие в запросе котировок закупочной комиссией принято решение признать победителем запроса котировок СПАО «Ингосстрах» с ценой заявки 244 107, 57 руб., включая НДС.

            Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев представленные заявки, установила, что СПАО «Ингосстрах» были применены минимальные страховые тарифы, установленные Указанием Банка России от 31 октября 2016 года № 4175-У, с франшизой по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу, что соответствует требованиям закупочной документации и действующему законодательству по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

            Таким образом, Комиссией установлено, что заявка СПАО «Ингосстрах» соответствует требованиям, установленным в закупочной документации, и содержит наиболее низкую цену договора – 244 107, 57 руб., включая НДС, что в соответствии с  частью 20 статьи  3.2 Закона о закупках  является основанием для признания такого участника закупки победителем запроса котировок.

Из вышеуказанного следует, что действия закупочной комиссии соответствуют требованиям Закона о закупках.

Жалоба Общества является необоснованной.

 

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ПАО СК «Росгосстрах» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны