Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России от 5 августа 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение и предписание комиссии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-14-2009 о нарушении ОАО «МРСК-Центра» в лице Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШЕНИЕ №03-6/1-14-2008
о нарушении антимонопольного законодательства

дело рассмотрено 30 апреля 2009 г. г. Тверь
решение изготовлено 08 мая 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Л.В. Посохова, заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е.– начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Забелина Т.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев дело № 03-6/1-14-2009 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по заявлению гражданина Бруй И.К., проживающего по адресу: г.Тверь, Комсомольский пр-т, д.9, корп.1,кв. 83, (далее - Заявитель) о необоснованном включении ОАО «МРСК Центра» в лице Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» избыточных требований в технические условия на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Старицкий р-н, Ново-Ямское с/п, д. Подвязъе.
ОАО «МРСК Центра», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признается в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146 ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Как следует из материалов дела, 28.11.2008 г. Заявитель обратился в Центр обслуживания клиентов Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» с заявкой на присоединение энергопринимающих устройств физического лица (бытового абонента, использующего электроэнергию в коммунально-бытовых целях) о возможности электроснабжения жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: Тверская область, Старицкий р-н, Ново-Ямское поселение, д. Подвязье мощностью 15кВт. В результате рассмотрения указанной заявки, Филиалом ОАО «МРСК Центра - Тверьэнерго» в адрес Заявителя 16.02.2009 направлен договор технологического присоединения с техническими условиями (далее - ТУ), являющимися приложением к данному договору. В соответствии с пунктом 10.2. ТУ установлено, что для электроснабжения объекта Заявитель должен построить ТП 10/0,4 кВ.
Из разъяснений Филиала ОАО «МРСК Центра»- «Тверьэнерго» от 21.04.2009 № 001-119/1-54 следует, что техническая возможность технологического присоединения объектов, принадлежащих Заявителю, к электрическим сетям отсутствует. Присоединение дополнительной мощности к существующей ТП 10/0,4 кВ 63кВА д. Подвязье вызовет загрузку трансформатора сверх допустимых значений. При присоединении дополнительной мощности 15 кВт к существующей ВЛ-0,4 кВ нарушаются условия элкутроснабжения прочих потребителей деревни в связи с тем, что падение напряжения в расчетных точках схемы превысит допустимые значения.
Исходя из изложенного, для создания технической возможности технологического присоединения Филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и был включен в ТУ Заявителя пункт 10.2, предусматривающий строительство трансформаторной подстанции ТП 10/0,4 кВ.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок определения и предоставления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, пришла к выводу о наличии в действиях филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» исходя из следующего.
Статьей 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ, услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с п. 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения) критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из перечисленных критериев (согласно п.29 Правил технологического присоединения) считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Согласно представленному по запросу Тверского УФАС России Заключению Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области от 22.04.2009 № ЮМ-1-14/245 подтверждается факт отсутствия пропускной способности линии 0,4 кВ к которой должен был присоединяться объект Заявителя.
Согласно данным Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: Тверская область, Старицкий р-н, ново-Ямское с/п, дер. Подвязъе в утвержденной инвестиционной программе на 2009 г. отсутствуют.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 30 Правил технологического присоединения, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» тарифы на электрическую и тепловую энергию, в том числе, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с п. 3.1.6 Положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 03.04.2007 № 101-па, полномочия по установлению платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям возложены на Региональную энергетическую комиссию Тверской области.
Однако, ОАО «МРСК Центра» в нарушение требований пункта 30 Правил технологического присоединения в 30-дневный срок после получения заявки гражданина Бруй И.К. не обратилось в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (таким органом в Тверской области в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 03.04.2007 г. № 101-па «Об утверждении положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области» является Региональная энергетическая комиссия Тверской области) для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, чем ущемило права указанного лица на возможность осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом.
Кроме того, в нарушение пунктов 25 и 26 Правил технологического присоединения, филиал ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» необоснованно предъявило к заявителю требование об усилении существующей электрической сети, путем строительства трансформаторной подстанции ТП 10/0,4 кВ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», выразившиеся в нарушении требований пункта 30 Правил технологического присоединения об обращении в Региональную энергетическую комиссию Тверской области для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, а также в возложении на заявителя обязательств по строительству трансформаторной подстанции ТП 10/0,4 кВ.
2. Выдать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» предписание:
- прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством обращения в двух недельный срок с даты получения настоящего предписания в Региональную энергетическую комиссию Тверской области для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в соответствии с заявкой от 28.11.2008 Бруй И.К. (проживающего: 170026, г. Тверь Комсомольский пр-т., д.9, корп. 1, кв.83) на присоединение энергопринимающих устройств физического лица (бытового абонента, использующего электроэнергию в коммунально-бытовых целях);
- не включать в технические условия требование к заявителю об усилении существующей электрической сети, в том числе путем строительства трансформаторной подстанции ТП 10/0,4 кВ.
3. Должностным лицам Тверского УФАС России рассмотреть вопрос о возбуждении в отношении филиал ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» административного производства по статье 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии Л.В. Посохова
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
А.С.Пестова
Т.Н. Забелина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу 03-6/1-14-2009

08 мая 2009 г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Забелина Т.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 мая 2009 г. по делу № 03-6/1-14-2009 о нарушении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (129090 г. Москва, Глухарев пер. д.4/2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» прекратить нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством обращения в двух недельный срок с даты получения настоящего предписания в Региональную энергетическую комиссию Тверской области для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в соответствии с заявкой от 28.11.2008 Бруй И.К. (проживающего: 170026, г. Тверь Комсомольский пр-т., д.9, корп. 1, кв.83) на присоединение энергопринимающих устройств физического лица (бытового абонента, использующего электроэнергию в коммунально-бытовых целях).
2. Не включать в технические условия требования к заявителю об усилении существующей электрической сети, в том числе путем строительства трансформаторной подстанции ТП 10/0,4 кВ.
3. ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» о выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России в срок до 01 июня 2009 г.

Председатель Комиссии Л.В.Посохова
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
А.С. Пестова
Т.Н.Забелина


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Связанные организации

Связанные организации не указаны