Решение №ЕК/8653/23 069/10/18.1-818/2023 от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области

 

e-mail: tu69@rosim.gov.ru (э)

 

Заявитель:

Сугасян Роман Олегович

 

e-mail: in@bsres.ru (э)

 

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк – АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru (э)

 

Решение 069/10/18.1-818/2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 069/10/18.1-818/2023 о рассмотрения жалобы на нарушение

порядка проведения обязательных торгов

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» октября 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «06» октября 2023 г.

г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

Ключникова Е.В. – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

члены Комиссии:

Винницкая П.Д. – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Улупов К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

при участии посредством видеооконференц-связи представителя Сугасяна Романа Олеговича (далее – Заявитель): Манаковой Ю.С. (по доверенности);

представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее – Организатор торгов) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 18.09.2023 поступила жалоба Заявителя полагающего, что Организатором торгов нарушен порядок организации и проведения электронного аукциона по реализации движимого имущества, обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и иного изъятого имущества) лоты № 3, № 5, № 7 (извещение от 07.08.2023 №21000035060000000153) (далее – Торги, Аукцион).

Согласно доводу жалобы, при ознакомлении с предметом торгов, к осмотру не были предъявлены все предметы и вещи, являющиеся предметом торгов. Звуковые колонки других фасонов, моноопоры и кабели, указанные в извещении не были предъявлены к осмотру даже в образцах. Кроме того, организатор торгов не представил информацию о количестве товаров, предлагаемых к продаже.

 

Представитель Организатора торгов не согласился с доводами, изложенными в жалобе, представил письменные пояснения по существу жалобы.

 

Данные жалобы рассматриваются в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Торги проводились в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1041 «О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров и о внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909» (вместе с «Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров»)» (далее – Постановление № 1041).

Таким образом, проведение оспариваемых Торгов является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238 утверждено Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства (далее - Положение о распоряжении имуществом).

Согласно пункту 4 Положения о распоряжении имуществом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает имущество, обращенное в собственность государства, в фактическом количестве (объеме).

При выявлении количественных расхождений и (или) видимых дефектов (недостатков качества) имущества, обращенного в собственность государства, в акте приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, делается соответствующая отметка (пункт 7 Положения о распоряжении имуществом).

В силу пункта 9 Положения о распоряжении имуществом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает сохранность имущества, обращенного в собственность государства, со дня подписания акта приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, и до завершения распоряжения таким имуществом способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.

Согласно пункту 20 Положения о распоряжении имуществом Реализация имущества, обращенного в собственность государства, в том числе в качестве годных остатков в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1041 «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909» (далее - Положение о порядке реализации имущества).

Согласно пояснениям Организатора торгов в территориальное управление 15.02.2023 поступило уведомление от службы Смоленской таможни о наличии и месте нахождения конфискованного имущества в сведениях о конфискованном имуществе единицы измерения килограмм. В информационном сообщении указано количество и единицы измерения килограмм. В ответ на запрос о количестве имущества Сугасяну Роману Олеговичу направили Акт передачи имущества 06.09.2023 и повторно 13.09.2023. О возможности ознакомления с имуществом также сообщалось как по электронной почте так и по телефону.

Согласно Акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от октября 2021 года на хранение переданы следующие вещи:

Звуковые колонки различных фасонов» уложенные в картонные упаковки с маркировкой <portablc wireless speaker>. Упаковки уложены в картонные коробки с маркировкой <sk753db0812-67 / s753db0814-51 / s7531bh081S-30>, количество, вес: 122 грузовых места, 3001 кг.;

USB кабели уложенные в полимерные пакеты без маркировки. Пакеты уложены в картонные коробки с маркировкой <s7531bh0812-10 / s7531bh0813-23>, количество, вес: 3 грузовых места, 100 кг.;

Моноопоры (штативы) уложенные в картонные упаковки с маркировкой <36366 lripod>. Упаковки уложены в картонные коробки с маркировкой < s753lbh0812-25>.

Подпунктом «б» пункта 10 Положения о распоряжении имуществом предусмотрено, что в информационном сообщении о проведении аукциона указываются: наименование имущества, вещественных доказательств и древесины, указанных в пункте 9 настоящего Положения, количество и иные позволяющие их индивидуализировать сведения (характеристики) с указанием на то, что имущество обращено в федеральную собственность либо задержано таможенными органами или осуществляется реализация вещественных доказательств по уголовному делу, автомобильного транспорта по решению суда или древесины.

В этой связи в документации о проведении торгов должны быть указаны четкие сведения относительно характеристик имущества, всей необходимой информации о выставленном на продажу имуществе.

Обратное может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся искусственным путем сократить количество потенциальных участников торгов, ввести их в заблуждение относительно характеристик имущества.

В представленных информационных сообщениях описание имущества, помимо наименования и веса, не приведено.

Общими нормами законодательства также предусмотрена необходимость отражения в извещении о проведении торгов определенного перечня информации. Так, согласно части 2 статьи 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего аукцион, а также сведения о начальной цене

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2016 № Ф09-3950/16 по делу № А60-31868/2015 неполная информация о предмете торгов не обеспечивает конкуренцию покупателей и уменьшает возможность их участия в торгах; недостаточность сведений в извещении о предмете торгов лишает потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, что, в свою очередь, влияет на формирование цены реализации имущества (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 № 15АП-9831/2022 по делу № А32-21508/2018; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2018 № Ф06-5349/2013 по делу № А06-1863/2012; Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 № 12АП-216/2018 по делу № А06-1863/2012; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.04.2017 № Ф09-1415/17 по делу № А60-19172/2016). Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 05.04.2012 № 16311/11 и заключается в том, что размещение в извещении о проведении торгов неполной информации о предмете торгов ввиду неопределенности характеристик продаваемых объектов лишает покупателей возможности сформировать полное представление о данных объектах, а потому влияет на желание покупателей участвовать в проводимых торгах. Индивидуализация предмета торгов необходима для обеспечения конкуренции потенциальных покупателей и достижения цели торгов.

Ввиду изложенного довод заявителя находит свое подтверждение, надлежащее описание реализуемого имущества в информационных сообщениях отсутствует, что свидетельствует о несоблюдении Организатором торгов требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 10 Положения о распоряжении имуществом. Организатор торгов обладал возможностью формирования сообщений (извещений) с информацией о качественных характеристиках реализуемого имущества, доказательств обратного с приведением правовой позиции в материалы жалобы, не представлено. Размещения в извещении о проведении торгов неполной информации о предмете торгов ввиду неопределенности характеристик продаваемых объектов лишает покупателей возможности сформировать полное представление о данных объектах, что влияет на желание покупателей участвовать в проводимых торгах.

 

Относительно довода о непредставлении имущества для надлежащего осмотра, Комиссия отмечает следующее.

 

Согласно Информационному сообщению о проведении Торгов имущество находится по адресу: Лот №1-31: г. Тверь, ул. Учительская, д.54. Осмотр имущества обеспечивает организатор аукциона без взимания платы. Осмотр осуществляется каждый четверг с 14:00 часов до 16-00 (время московское) по предварительной записи. Запись производится не позднее, чем за два рабочих дня до осмотра.

Заявитель указывает, что для ознакомления представлены только образцы, а не все имущество предлагаемое к продаже.

Государственным контрактом № 0136100012322000039 на оказание услуг по хранению имущества, обращенного в собственность государства, задержанных товаров и иного изъятого имущества, в том числе вещественных доказательств по уголовным делам, задержанных товаров и изъятых вещей, явившихся орудием совершения преступления или предметами административного правонарушения от 12.12.2022 предусмотрена обязаность мсполнителя предоставлять Заказчику либо иным лицам по указанию Заказчика во время хранения возможность осматривать имущество, брать пробы (отбирать образцы).

Организатор торгов не приводит правовой позиции, согласно которой ознакомление с имуществом в полном объеме невозможно/запрещено в силу каких-либо норм.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 10 Положения о распоряжении имуществом в информационном сообщении о проведении аукциона указываются сроки и время ознакомления покупателя с имуществом, вещественными доказательствами и древесиной, указанными в пункте 9 настоящего Положения.

В силу пункта 1 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам; Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022). Указанное подразумевает куплю-продажу нового товара.

В Положении о распоряжении имуществом отражено, что годными остатками признается непригодное для использования по прямому назначению либо в соответствии с заключением экспертизы не соответствующее требованиям технических регламентов, документам по стандартизации имущество. Реализуемый в настоящем случае товар не признан новым и определен как годные остатки в связи с чем, определить, как объем так и техническое состояние каждой единицы товара, в соответствии с образцом, не представляется возможным.

Вышеизложенное свидетельствует о возможности участников процедуры знакомиться со всем объемом имущества, не ограничиваясь образцами, с учетом также отсутствия доказательств однородности всего имущества выставляемого на реализацию.

Ввиду изложенного довод заявителя находит свое подтверждение.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания.

 

 

В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.        Признать жалобу Сугасяна Романа Олеговича обоснованной.

2.        Признать Организатора торгов нарушившими положения подпунктов «б», «е» пункта 10 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1041.

3.        Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

4.        Передать материалы дела должностному лицу Тверского УФАС России № 069/10/18.1-818/2023 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.

Связанные организации

Связанные организации не указаны