Определение №04-6/1-1036ПМ о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательс... от 26 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 069/01/15-44/2021 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

26 февраля 2021 г.                                                                                        г. Тверь

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) поступило обращение <***> о наличии в действиях Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области (далее – Администрация) признаков нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

По результатам рассмотрения обращения Администрации 01.12.2020 было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (№ 04-8/13-7282ПМ): в срок до 25.12.2020 совершить действия, направленные на устранение нарушения и его последствий, в том числе, путем отмены муниципального задания для МБУ «СТИКС» на плановый период 2021-2022 годов.

Постановлением Администрации от 14.08.2017 № 184 создано Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Вышний Волочек «СТИКС» (в настоящее время переименовано в МБУ Вышневолоцкого городского округа «СТИКС», далее – МБУ «СТИКС») и утвержден его Устав.

В соответствии с Уставом МБУ «СТИКС» основным видом деятельности Учреждения является выполнение функций в сфере погребения и похоронного дела в муниципальном образовании «Город Вышний Волочек», в том числе:

ведение реестра захоронений, выдача архивных справок и паспортов захоронений;

- соблюдение норм отвода земельных участков под захоронение, контроль выполнения земляных работ по подготовке могил;

-  обеспечение эксплуатации и содержания кладбищ, расположенных на территории города Вышний Волочек.

В 2020 году Администрацией сформировано и утверждено муниципальное задание для МБУ «СТИКС» на 2020 и плановый период 2021-2022 годов, предусматривающее выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. При этом в муниципальном задании предусмотрен объем работ - захоронение тел умерших (неопознанных и невостребованных) и связанные с этим услуги, такие как подготовка тел умерших к захоронению, предоставление услуг, связанных с захоронением (кроме религиозных служб), в количестве 1000 единиц.

22.01.2020 между Администрацией и МБУ «СТИКС» заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (далее – Соглашение), в соответствии с которым МБУ «СТИКС» выделена субсидия в размере 500 000, 00 рублей. В соответствии с пунктом 1 раздела 4 Соглашения указанное Соглашение действует в течение 2020 финансового года.

09.07.2020 стороны заключили дополнительное соглашение № 1 к Соглашению, в соответствии с которым размер субсидии МБУ «СТИКС» увеличен до 620 000,00 рублей.

21.09.2020 стороны заключили дополнительное соглашение № 2 к Соглашению, в соответствии с которым размер субсидии МБУ «СТИКС» увеличен до 872 000,00 рублей.

Указанная субсидия перечислена в размере 310 724,00 рублей (до 28.03.2020), 175676,00 рублей (до 28.06.2020), 124000,00 рублей (до 28.09.2020) и 261600,00 рублей (до 28.10.2020).

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. 

В силу части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ  финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Аналогичные положения об отнесении вопросов по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

В силу пункта 2 статьи 25 Закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов, установленных Законом о защите конкуренции.

Также статьей 25 Закона № 8-ФЗ закреплено, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с Законом № 8-ФЗ реализуются путем организации похоронного дела, предусматривающей создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые в соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ обязаны на безвозмездное основе оказывать супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). 

Вместе с тем, Законом № 8-ФЗ субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, не ограничивается специализированными службами, но допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в части 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Постановлением Главы города Вышний Волочек Тверской области от 15.04.2019 № 88-1 «О наделении статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город «Вышний Волочек» наделен Индивидуальный предприниматель  <***>.

При этом МБУ «СТИКС» не обладает статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Вышневолоцкого городского округа и не оказывает услуги по погребению.

Поскольку содержание и благоустройство мест погребения является потребностью органа местного самоуправления, данные работы признаются муниципальной нуждой, в связи с чем при использовании бюджетных средств, направленных на оплату соответствующих работ, обязательным условием является применение положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

При этом обеспечение потребностей муниципального образования в работах (услугах), удовлетворение муниципальных нужд возможно исключительно путем размещения муниципального заказа в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 по делу № А66-13585/2013 в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В результате совершения данных действий Администрация создала условия, позволяющие МБУ «СТИКС» получать объемы работ (услуг) и бюджетное финансирование без применения положений Закона о контрактной системе, а самой Администрации - возможность организовать получение результатов работ и услуг для муниципальных нужд и осуществление бюджетных расходов в нарушение установленного порядка, предусмотренного названным федеральным законом.

Принятие решения о включении работ для обеспечения муниципальных нужд в задание МБУ «СТИКС» без проведения процедуры торгов содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация письмом от 30.12.2020 № 1-25/3017 сообщила, что в действиях Администрации отсутствует нарушение Закона о защите конкуренции, поскольку обеспечение эксплуатации и содержания кладбищ, расположенных на территории Вышневолоцкого городского округа, осуществляется МБУ «СТИКС» в соответствии с муниципальным заданием.

Учитывая, что работы по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения являются муниципальной нуждой, включение данных работ в муниципальное задание без проведения торгов содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Представленная информация свидетельствует о невыполнении  Администрацией предупреждения, в связи с чем было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Тверского УФАС России от 19.02.2021 № 12 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области (адрес: 171163, Тверская область, г. Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 17, ОГРН – 1026901605103, ИНН – 6908003825) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 069/01/15-44/2021 к рассмотрению на 30.03.2021 в 15-00 по адресу: г. Тверь, ул. Советская д. 23, каб. 121.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

  • ответчика: Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области (адрес: 171163, Тверская область, г. Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 17, ОГРН – 1026901605103, ИНН – 6908003825);
  • заявителя: <***> (адрес: (<***>);
  • заинтересованного лица: Муниципальное бюджетное учреждение Вышневолоцкого городского округа «СТИКС» (адрес: 171163, Тверская область, г. Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 37/2, пом. 1001, ОГРН – 1176952014360, ИНН - 6908017190).

3. Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 25.03.2021 (к указанной дате документы и материалы должны находиться в Тверском УФАС России) представить следующие документы и сведения:

3.1.   Мотивированную позицию по делу;

3.2. Копию выписки из бюджета Вышневолоцкого городского округа о выделении денежных средств для МБУ «СТИКС» на выполнение муниципального задания в 2020 и 2021 годах;

3.3. Копию Устава МБУ «СТИКС» со всеми изменениями;

3.4. Документы, подтверждающие факт выделения МБУ «СТИКС» субсидий и их оплаты в целях реализации муниципального задания в 2020 году и истекшем периоде 2021 года;

3.5. Копии документов, подтверждающих приемку выполненных МБУ «СТИКС» в соответствии с муниципальным заданием работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в 2020 году и истекшем периоде 2021 года;

3.6. Муниципальному бюджетному учреждению Вышневолоцкого городского округа «СТИКС» на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 25.03.2021 (к указанной дате документы и материалы должны находиться в Тверском УФАС России) представить документы, подтверждающие выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в 2020-2021 годах в рамках муниципального задания.

 Примечание:

1. Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.

2. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица.

3. Для участия в рассмотрении дела в дистанционном режиме необходимо:

- Направить на электронный адрес to69-manugina@fas.gov.ru за сутки до назначенной даты заседания комиссии ходатайство в электронном виде и сообщить контактные данные (в обязательном порядке: номер телефона, в том числе мобильного, адрес электронной почты) для направления гиперссылки;

-  После получения ходатайства Тверское УФАС России направит гиперссылку;

-  Лицам, участвующим в деле, необходимо перейти по гиперссылке и ожидать сеанса связи в назначенное в определении время;

-  Направить до рассмотрения дела документы и информацию, запрошенную в определении, а также документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела, на адрес электронной почты to69-manugina@fas.gov.ru. Ходатайство и документы должны быть подписаны и заверены надлежащим образом.

Председатель Комиссии: П.А. Мироненко

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны