Решение №04-6/2-564-РП/430/23 по делу от 19 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 069/05/18-564/2022

­­­­Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2022 года                                 г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 18 января 2023 года

         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Прохоров Р.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

-          Манюгина Е.И., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

-          Абульфатов М.М., специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 069/05/18-564/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы посредством телефонной связи на телефонный номер <***> без его предварительного согласия,  

в отсутствие заявителя <***>, а также представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (далее – АО «Банк Русский Стандарт», Банк), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 069/05/18-564/2022 возбуждено по заявлению <***> (далее также заявитель) в отношении АО «Банк Русский Стандарт» по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в связи с распространением 27.10.2022 в 11:33 на выделенный ему телефонный номер +7-916-<***> рекламы услуг АО «Банк Русский Стандарт» посредством телефонного звонка с телефонного номера +7-916-<***> без предварительного его согласия.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона о рекламе, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются оказываемые АО «Банк Русский Стандарт» услуги.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, обязанность доказать наличие согласия на получение рекламы возложена на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Телефонный номер заявителя +7-916-<***> закреплен за оператором связи ПАО «МТС».

Согласно информации ПАО «МТС» телефонный номер +7-916-<***>, с которого поступил звонок, выделен АО «Банк Русский Стандарт» по договору об оказании услуг связи.

Содержание телефонного соединения подтверждает, что лицо, которое осуществило звонок с телефонного номера +7-916-<***>, предварительно, до озвучивания рекламной информации, не получило согласие абонента на получение рекламы.       

АО «Банк Русский Стандарт» представило пояснения от 14.12.2022 № б/н, в которых указало следующее. 27.10.2022 АО «Банк Русский Стандарт» в целях доведения информации до своих клиентов, выразивших соответствующее согласие, о возможности оказания услуг, а также о действующих банковских продуктах проводило информационную компанию путем ручного набора телефонных номеров работниками Банка, системы автоматического дозвона не использовались. При осуществлении телефонного звонка на абонентский номер клиента Банка, схожий с номером заявителя, работником Банка, осуществляющим набор номера допущена ошибка в одной цифре, и, как следствие – ошибочно произведен звонок на номер +7-916-<***>. Письменное согласие абонента +7-916-<***> на получение рекламной информации у Банка отсутствует. Указанный номер телефона не был включен в список обзвона клиентов и в настоящее время не содержится в программном обеспечении Банка.

При этом АО «Банк Русский Стандарт»  дополнительно сообщило, что у Банка отсутствовал умысел нарушать установленные нормы действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, также Банк не имел цели совершать звонок абоненту, который не давал согласие на получение рекламы Банка.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

В данном случае рекламораспространителем является АО «Банк Русский Стандарт», которое осуществило 27.10.2022 посредством телефонного звонка распространение рекламы услуг Банка на выделенный <***> телефонный номер +7-916-<***> без его предварительного согласия.

Вышеуказанные действия АО «Банк Русский Стандарт» совершены с нарушением требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Учитывая, что АО «Банк Русский Стандарт» письмом от 14.12.2022 № б/н сообщило, что Банком не осуществляется и впредь не планируется осуществление направления какой-либо информации, в том числе и рекламной, на абонентский номер +7-916-<***>, отсутствуют основания для выдачи АО «Банк Русский Стандарт» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную 27.10.2022 на выделенный телефонный номер заявителя +7-916-<***> посредством телефонной связи, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.  Признать АО «Банк Русский Стандарт» (105187, г. Москва, Ткацкая улица, д. 36, ОГРН - 1027739210630, ИНН - 7707056547) рекламораспространителем, нарушившим часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3.  Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе АО «Банк Русский Стандарт не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения до принятия решения по настоящему делу.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: Р.В. Прохоров

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.М. Абульфатов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны