Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/01-2011

Резолютивная часть решения оглашена: 22 марта 2011 года г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 29 марта 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителя Совета депутатов городского поселения поселок Редкино по доверенности,
рассмотрев дело № 04-06/01-2011 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения пос. Редкино статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

установила:

Дело № 04-6/01-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Совета депутатов городского поселения пос. Редкино (далее – Совет депутатов) по признакам нарушения статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 1.2; 1.4; 1.5; 1.7; 1.9; абзацем 2 пункта 2.2; пунктами 3.2; 3.3; 3.8; абзацами 3 и 4 пункта 3.11; пунктами 3.14; 3.17; 5.2; 5.4; 6.3; 7.1 Правил работы муниципального кладбища поселка Редкино, утв. решением Совета депутатов городского поселения поселок Редкино от 16.11.2006 № 78 (далее – Правила), положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Закона о конкуренции:
- органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и создание преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам;
- запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Специализированной службой по вопросам похоронного дела в поселке Редкино является ООО «Редкино Ритуал-Сервис» согласно постановлению Главы МУ «Администрация городского поселения - поселок Редкино» Конаковского района Тверской области от 23.10.2009 № 47 (далее – Администрация).
Между Администрацией и ООО «Редкино Ритуал-Сервис» заключен договор о взаимодействии от 26.10.2009 (далее – Договор), согласно которому за ООО «Редкино Ритуал-Сервис» закреплено:
- организация и осуществление погребения (пункт 4.2.1);
- содержание кладбища (пункт 4.2.2);
- реализация ритуальных товаров для захоронений (пункт 4.2.3);
- выделение на месте земельного участка на кладбище для захоронения, на основании разрешения Администрации (пункт 4.2.4);
- предоставление гарантированного перечня услуг;
- обеспечение ежедневной работы пункта агентской службы ООО «Редкино Ритуал-Сервис» по приему заказов на услуги по погребению (пункт 4.2.5).
В соответствии с положениями Правил пунктов 1.2, 3.2 и 6.3 Правил только специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставлено право на осуществление захоронений и оказание иных ритуальных услуг (торговля цветами и иными ритуальными предметами) на кладбищах поселка Редкино.
Данные права закреплены и в Договоре.
Вместе с тем статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности и предусматривается создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иных муниципальных образований, лишены права заниматься деятельностью по погребению. Закон о погребении также не устанавливает запрета на осуществление иных (кроме погребения) ритуальных услуг хозяйствующими субъектами, не имеющими данного статуса.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07 подтверждается, что оказывать услуги по погребению вправе не только специализированные службы по вопросам похоронного дела, но и иные хозяйствующие субъекты.
Следовательно, реализация пунктов 1.2, 3.2 и 6.3 Правил может создавать преимущества специализированной службе по вопросам похоронного дела поселка Редкино на рынке погребения и оказания ритуальных услуг.
В соответствии с пунктом 1.9 Правил кладбища подведомственны специализированной службе по вопросам похоронного дела поселка Редкино, что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.
Кроме того, согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.7 Правил, специализированная служба по вопросам похоронного дела принимает решение по выделению на кладбище специальных участков для захоронения отдельных категорий умерших: личность которых не установлена (1.4), почетных граждан (1.5), по возмездным договорам по повышенному сервису, в т.ч. для родовых захоронений (1.7) по прейскуранту цен, утвержденному специализированной организацией по согласованию с местными органами власти (п.3.2)
Законом о погребении установлено:
- общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы Законом о погребении не предусмотрена (статья 18);
- предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 16);
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Следовательно, положениями пунктов 1.9, 1.4, 1.5, 1.7 Правил специализированная организация по вопросам похоронного дела может наделяться полномочиями органа местного самоуправления, что недопустимо согласно части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.
При этом, согласно Договору и информации, представленной представителем Совета депутатов, специализированная организация выделяет на месте земельный участок на кладбище для захоронения на основании разрешения Администрации.
Содержание абзаца 2 пункта 2.2 и пунктов 3.3; 3.9; 3.14; 3.17; 5.2; 5.4; 7.1 однозначно определяет, что кладбища могут содержаться только специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Данное положение закреплено и в Договоре.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Закона об организации местного самоуправления содержание кладбищ входит в компетенцию органов местного самоуправления и, следовательно, является муниципальными нуждами.
Выбор организации для содержания кладбищ за счет бюджетных средств должен осуществляться в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов). Такой организацией может быть не только специализированная служба по вопросам похоронного дела, но и любая коммерческая организация, выбранная в соответствии с Законом о размещении заказов.
Таким образом, положения пунктов 1.2; 1.4; 1.5; 1.7; 1.9; абзаца 2 пункта 2.2; пунктов 3.2; 3.3; 3.8; абзацев 3 и 4 пункта 3.11; пунктов 3.14; 3.17; 5.2; 5.4; 6.3; 7.1 Правил работы муниципального кладбища поселка Редкино, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения поселок Редкино от 16.11.2006 № 78, могут создавать необоснованные преимущества специализированной службе по вопросам похоронного дела поселка Редкино - ООО «Редкино Ритуал-Сервис» - и наделять ее функциями органа местного самоуправления, что может привести к ограничению конкуренции на рынке погребения и оказания ритуальных услуг.

Представителем Совета депутатов в ходе рассмотрения дела были признаны противоречащими статье 15 Закона о конкуренции Правила работы муниципального кладбища поселка Редкино, утв. решением Совета депутатов городского поселения поселок Редкино от 16.11.2006 № 78. В связи с чем, Советом депутатов было принято решение от 04.03.2011 № 314, которым утверждено Положение об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений городского поселения поселок Редкино (далее – Решение, Положение).
В соответствии с пунктом 2 Решения Правила работы муниципального кладбища поселка Редкино, утвержденные решением Совета депутатов городского поселения поселок Редкино от 16.11.2006 № 78, признаны утратившими силу.
Однако, неоднозначность отдельных норм Положения может создать необоснованные преимущества для специализированной службы по вопросам похоронного дела в поселке Редкино - ООО «Редкино Ритуал-Сервис», и повлечь нарушение статьи 15 Закона о конкуренции, в частности:
- в разделе 2 в части определения понятий «агент похоронной службы» и «салон – магазин (магазин)», которые могут быть не только в специализированной службе по вопросам похоронного дела, но и в любой организации, осуществляющей деятельность на рынке погребения и оказания ритуальных услуг;
- пункт 3.5 в части возможности осуществления захоронений на участках кладбищ почетных или военных захоронений специализированной службой по вопросам похоронного дела;
- пункт 3.12 в части осуществления возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) на определенном участке кладбища именно специализированной службой по вопросам похоронного дела;
- пункты 4.3, 7.1 в части предоставления услуг и продажи похоронных принадлежностей через салоны-магазины специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В соответствии с Законом о погребении данные работы и услуги могут осуществлять любые коммерческие организации, осуществляющие деятельность на рынке погребения и оказания ритуальных услуг. Следовательно, в решение от 04.03.2011 № 314 необходимо внести изменения, исключающие создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела и обеспечивающих развитие конкуренции на рынке погребения и оказания ритуальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 представленного на рассмотрение дела дополнительного Соглашения к Договору от 24.12.2010 № б/н из прав и обязанностей ООО «Редкино Ритуал-Сервис» исключена функция по содержанию кладбища (из Договора исключен подпункт 4.2.2). При этом, финансирование в бюджете муниципального образования по статье «содержание кладбища» в 2011 году не предусмотрено, сбор бытового мусора и уборку на территории кладбища осуществляет ОАО «ЖКХ Редкино», определенное в порядке, установленном Законом о размещении заказов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решение:

1. Признать Совет депутатов городского поселения пос. Редкино нарушившим статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления пунктами 1.2; 1.4; 1.5; 1.7; 1.9; абзацем 2 пункта 2.2; пунктами 3.2; 3.3; 3.8; абзацами 3 и 4 пункта 3.11; пунктами 3.14; 3.17; 5.2; 5.4; 6.3; 7.1 Правил работы муниципального кладбища поселка Редкино, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселок Редкино от 16.11.2006 № 78, положений, реализация которых может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и оказания ритуальных услуг;
2. Выдать Совету депутатов городского поселения пос. Редкино предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг в пос. Редкино.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
Члены Комиссии: Л.В. Посохова
Л.К. Красюкова
М.Ю. Шуклина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Предписание по делу № 04-6/01-2011

29 марта 2011 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель – Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия);
в присутствии представителя Совета депутатов городского поселения поселок Редкино по доверенности
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 22 марта 2011 г. по делу № 04-6/01-2011 о нарушении Советом депутатов городского поселения пос. Редкино (171262, Тверская область, Конаковский район, пос. Редкино, ул. Парковая, д. 45) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

Совету депутатов городского поселения пос. Редкино в срок до 12.05.2011 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг в пос. Редкино, обеспечивающие осуществление деятельности на данном рынке не только специализированной службе по вопросам похоронного дела ООО «Редкино Ритуал-Сервис»:
- внести изменения в раздел 2 и пункты 3.5, 3.12, 4.3, 7.1 Положения об организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений городского поселения поселок Редкино, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения поселок Редкино от 04.03.2011 № 314, исключающие создание преимуществ специализированной службе по вопросам похоронного дела;
- представить в Тверское УФАС России сведения о хозяйствующих субъектах, оказывавших услуги по копке могил и захоронению на кладбище пос. Редкино в марте-апреле 2011 года с указанием количества произведенных каждым из хозяйствующих субъектов захоронений.

Председатель Комиссии: И.С. Демина
Члены Комиссии: Л.В. Посохова
Л.К. Красюкова
М.Ю. Шуклина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны