Решение №04-6/1-100ПМ решение по делу от 14 января 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу  № 069/01/14.1-16/2019

Резолютивная часть решения оглашена «23» декабря 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «14» января 2021 года         г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Мироненко П.А., руководитель управления,

Члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

- Соловьев В.Д., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

в присутствии на заседании представителя Тверского городского отделения Тверского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее – ВДПО): <***> (по доверенности от 23.12.2020 № б/н),

в отсутствие заявителя Общества с ограниченной ответственностью «АДАМАНТ» (далее – ООО «АДАМАНТ») и заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Сонковского района (далее – Учреждение), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 069/01/14.1-16/2019 по признакам нарушения ВДПО (адрес: 170004, г. Тверь, ул. 1-я за Линией Октябрьской ж/д, д. 1) статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 069/01/14.1-16/2019 возбуждено на основании заявления ООО «АДАМАНТ» в отношении ВДПО по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в распространении в адрес клиента ООО «АДАМАНТ» - Учреждения недостоверной информации о недопустимости использования иного сертифицированного оборудования, помимо программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» (далее – ПАК «Стрелец-Мониторинг»).

По результатам рассмотрения заявления в действиях ВДПО были установлены признаки нарушения статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 26.04.2019 ВДПО выдано предупреждение о необходимости принятия мер по устранению последствий такого нарушения, в том числе посредством направления в адрес Учреждения и иных хозяйствующих субъектов (в случае направления аналогичной информации в их адрес) до 31.05.2019 информации, опровергающей недостоверные сведения о недопустимости использования иных систем передачи извещений о пожаре, помимо ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Не согласившись с выданным предупреждением, ВДПО обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании его недействительным.

Учитывая, что в установленный срок ВДПО предупреждение не выполнило, на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении ВДПО было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.

         Согласно позиции ВДПО, изложенной в письмах от 27.05.2019 № 132, от 05.07.2019 № 162, от 17.12.2020 №б/н, направленная в Учреждение информация основана на точных и достоверных данных. При этом ВДПО полагает, что оборудование, установленное ООО «АДАМАНТ», не отвечает требованиям пожарной безопасности.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица  Учреждение поддерживает доводы ООО «АДАМАНТ».

Представленная сотрудниками ВДПО информация была воспринята директором Учреждения таким образом, что с 2019 года использование иных систем передачи извещений о пожаре, помимо ПАК «Стрелец-Мониторинг», будет запрещено, а сотрудничество с ООО «АДАМАНТ» может иметь негативные последствия для Учреждения. Свои опасения директор Учреждения <***> отразила в электронном письме, направленном в ООО «АДАМАНТ», вместе с представленными сотрудниками ВДПО документами (письмо от 29.01.2019). 

         Материалы, представленные в рамках дела, свидетельствуют о следующем.

ООО «АДАМАНТ» с 2018 года оказывает Учреждению услуги по техническому обслуживанию станции объектовой радиосистемы передачи извещений на основании заключенных с Учреждением договоров от 09.01.2018 № 014/18 и от 01.01.2019 № 461/19.

20.12.2018 ВДПО направило в адрес Учреждения копию приказа МЧС России от 05.09.2018 № 374 «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России» (далее – приказ № 374) и пояснительную записку, в которой указано на восстановление названным приказом действия приказа МЧС России от 28.12.2009 № 743 «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» (далее – приказ № 743), а также на недопустимость использования иных систем передачи извещений о пожаре, помимо объектовых приборов ПАК «Стрелец-Мониторинг».

В пояснительной записке ВДПО сообщается об обязательном принятии на снабжение ПАК «Стрелец – Мониторинг» и о применимости иных систем только по корыстным мотивам и из-за недобросовестности. Изложенные в пояснительной записке сведения не носят предположительного характера. Стиль изложения указывает на реальность описываемых фактов (нарушения законодательства в случае использования иных систем передачи извещений о пожаре и наличия коррупционных оснований для такого использования).

При этом форма изложения ВДПО своих суждений свидетельствует о направленности на формирование негативного отношения к конкуренту (ООО «АДАМАНТ») и оказываемым им услугам, что может привести к формированию у потребителей, в частности, у Учреждения предубежденности относительно ненадлежащего качества оказываемых ООО «АДАМАНТ» услуг, деловой репутации указанного юридического лица, а также понудить потребителя отказаться от услуг последнего.

Изложенные в пояснительной записке сведения о недопустимости использования иных систем передачи извещений о пожаре, помимо ПАК «Стрелец-Мониторинг», не соответствуют действительности с учетом следующих обстоятельств.

Отмена приказом № 374 приказа МЧС России от 29.01.2016 № 35 «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России и организации работы по совершенствованию систем передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не возобновляет действие утратившего силу приказа № 743, так как в приказе № 374 отсутствуют соответствующие нормы.

Официальная позиция МЧС России по поводу порядка применения  оборудования системы передачи извещений о пожаре в пожарных частях размещена на официальном сайте МЧС России в разделе «Разъяснения нормативных правовых актов» (http://www.mshs.gov.ru/folder/3772453). В указанном разделе размещено информационное письмо МЧС России от 25.12.2018 № 43-8785-19, в котором сообщается, что при дублировании сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны не ограничивается тип указанных приборов, а также способы передачи информации. 

Указанное письмо было также направлено Федеральной антимонопольной службой письмом от 29.12.2018 № АЦ/108878/18 в территориальные органы, включая Тверское УФАС России, и рекомендовано руководствоваться официальной позицией МЧС России в отношении вопроса, изложенного в вышеуказанном письме.

 Действующим законодательством предусмотрено проведение процедуры подтверждения соответствия оборудования системы передачи извещений о пожаре, в том числе приборов объектовых и приборов пультовых оконечных, требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент). При этом не ограничиваются тип указанных приборов, а также способы передачи информации при дублировании сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны.

С учетом изложенного у хозяйствующих субъектов имеется право выбора системы передачи извещений о пожаре и обслуживающей организации в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, в пояснительной записке ВДПО изложило недостоверные (ложные) сведения о восстановлении действия приказа МЧС России № 743, а также о том, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» является единственным специализированным противопожарным оборудованием, предназначенным для оснащения подведомственных МЧС России отрядов и управлений.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьей 14.1 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, т.е. распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения негативной информации о конкуренте, в число которой входит и неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах. Результатом данного проявления недобросовестной конкуренции является негативное изменение конкурентного положения потерпевшего хозяйствующего субъекта, выражающееся в отказе потребителей от товаров (услуг) «опороченного» конкурента и переходе к другим хозяйствующим субъектам (не обязательно исключительно к лицу, распространившему негативную информацию). Однако преимущества лица, распространившего негативную информацию, могут выражаться в притоке новых потребителей.

Под распространением информации понимаются любые действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (хотя бы одному).

Все вышеуказанные действия будут являться недобросовестной конкуренцией, если распространение такой информации осуществляется хозяйствующим субъектом по отношению к другому хозяйствующему субъекту - конкуренту.

ООО «АДАМАНТ» и ВДПО являются конкурентами на рынке оказания услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

ООО «АДАМАНТ» установило оборудование РСПИ LONTA-202 и передало его Учреждению по договору ответственного хранения, заключенному между Государственным казенным учреждением Тверской области «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области» (далее – ГКУ) и ООО «АДАМАНТ» от 11.05.2018 № 2.

ГКУ в письме от 20.06.2019 № 726-07-02 сообщило, что радиоканальная система передачи извещений о пожаре LONTA-202, установленная в ПЧ-51 п. Сонково, способна принимать сигналы о пожаре и бесперебойно функционировать. На стационарный компьютер, установленный в ПЧ-51 п. Сонково, приходит тревожный сигнал от извещателей, установленных на социально-значимых объектах в Сонковском районе.

Радиоканальная система передачи извещений о проникновении и пожаре РИФ Стринг, модель RS-201, RS-202 имеет сертификат соответствия требованиям Технического регламента и предназначена для приема извещений о пожаре с социальных объектов в ПЧ-51 п. Сонково, пультовое оборудование принято на ответственное хранение в ПЧ-51п. Сонково.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами доводы ВДПО о том, что оборудование ООО «АДАМАНТ» не может использоваться как пожарно-техническая продукция в целях выполнения требований части 7 статьи 83 Технического регламента, недостоверны.

Распространение ВДПО недостоверной информации могло повлиять на решение Учреждения о дальнейшем сотрудничестве и негативно повлиять на договорные отношения с ООО «АДАМАНТ» и причинить последнему убытки и ущерб деловой репутации на рынке по оказанию услуг технического обслуживания объектового оборудования, передающего сигналы о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарно-спасательных частей.

Действия ВДПО, выразившиеся в распространении Учреждению недостоверной информации о том, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» является единственным специализированным противопожарным оборудованием, предназначенным для оснащения подведомственных МЧС России отрядов и управлений, свидетельствуют о нарушении статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.

Правомерность выданного Тверским УФАС России предупреждения подтверждена вступившим в законную силу постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу № А66-7763/2019, которое оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.10.2020 по делу № А66-7763/2019.

Тверским УФАС России в соответствии с пунктом 10.6 Порядка  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции на рынке технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности поселка Сонково Тверской области.

Обслуживание пожарной сигнализации относится к деятельности  систем обеспечения безопасности (код 80.20 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) - ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Исследуемый товарный рынок имеет следующие границы:

- продуктовые границы – техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

-  географические границы – административные границы поселка Сонково Тверской области.

Временной интервал исследования товарного рынка определен датой получения Учреждением недостоверной информации – 20.12.2018.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке, входят ООО «АДАМАНТ» и ВДПО.

Таким образом, действия ВДПО, выразившиеся в распространении Учреждению недостоверной информации о том, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» является единственным специализированным противопожарным оборудованием, предназначенным для оснащения подведомственных МЧС России отрядов и управлений, свидетельствуют о нарушении статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.

ВДПО письмом от 06.11.2020 № 484 сообщило, что в адрес Учреждения направлено письмо от 05.11.2020 № 482, опровергающее недостоверные сведения о восстановлении действия приказа № 743. В представленном ВДПО письме от 05.11.2020 № 482 указано следующее: «Тверское городское отделение ТРО ВДПО сообщает Вам, что на основании решения Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 октября 2020 г. Дело № А66-7763/2019 отзывает информационное письмо, в котором указано, что приказом МЧС России от 05.09.2018 № 374 действие приказа МЧС России от 28.12.2009 № 743 восстановлено».

При этом в письме ВДПО от 05.11.2020 № 482 отсутствуют опровергающие сведения в части указания в представленной Учреждению пояснительной записке недостоверной информации о том, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» является единственным специализированным противопожарным оборудованием, предназначенным для оснащения подведомственных МЧС России отрядов и управлений.

В связи с тем, что меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства ВДПО приняты не в полном объеме, Комиссией принято решение о выдаче предписания.

Комиссия направляет настоящее решение и материалы по делу № 069/01/14/1-16/2019 в Управление Министерства внутренних дел по Тверской области для квалификации указанных действий должностных лиц ВДПО с точки зрения должностных преступлений и мошеннических действий с целью извлечения прибыли при введении в заблуждение клиента ООО «АДАМАНТ».

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                     «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать действия Тверского городского отделения Тверского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», выразившиеся в распространении Государственному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения» Сонковского района недостоверной информации о том, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» является единственным специализированным противопожарным оборудованием, предназначенным для оснащения подведомственных МЧС России отрядов и управлений, нарушением статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела № 069/14.1-16/2019, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.  Выдать Тверскому городскому отделению Тверского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Направить материалы дела № 069/01/14.1-16/2019 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5.   Направить решение и материалы по делу № 069/14.1-16/2019 в Управление Министерства внутренних дел по Тверской области.

Председатель Комисии: П.А. Мироненко

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны