Решение б/н В соответствии с решением от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                          

РЕШЕНИЕ

по делу 069/01/11-162/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 января 2021  года                          г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено 04 февраля 2021  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- ***- руководитель управления;

Члены Комиссии:

- ***- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

- *** - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 069/01/11-162/2020 по признакам нарушения***, ***, *** пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей  22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, антимонопольный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 указанной статьи).

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции – соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершённые ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10, у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Руководствуясь правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. В частности, отмечено, что о наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе, единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Данный пункт постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии частями 4 и 6, 7 и 8 статьи 68 Закона № 44-ФЗ открытый аукцион в электронной форме проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, в порядке, установленном настоящей статьей. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – «шаг аукциона») составляет от 0,5% до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».

При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.

Частью 9 статьи 68 Закона № 44-ФЗ установлено, что при проведении открытого аукциона в электронной форме участники открытого аукциона подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:

1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;

2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;

3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

В соответствии с частью 11 статьи 68 Закона № 44-ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

Согласно части 12 статьи 68 Закона № 44-ФЗ в течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи.

Частью 10 статьи 69 Закона № 44-ФЗ установлено, что участник открытого аукциона в электронной форме, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, признается победителем открытого аукциона в электронной форме.

В соответствии со статьей 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) была проанализирована информация единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) об участии в электронных аукционах ***, ***, *** (далее – Ответчики), а также сведения, представленные электронными торговыми площадками (далее – ЭТП), перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 №1447-р.

При анализе фактических действий, связанных с участием Ответчиков в 44 аукционах, проведенных в 2018 – 2019 годах, для поставки дезинфицирующих средств для нужд учреждений здравоохранения (далее – Аукционы) выявлена совокупность обстоятельств, которая свидетельствует о заключении между ними антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к отказу от соперничества между участниками конкурентных процедур с целью поддержания цен на торгах, в частности:

- минимальное снижение начальной максимальной цены контракта;

- отказ хозяйствующих субъектов от конкурентной борьбы при участии в торгах;

- использование одних и тех же IP-адресов при подаче заявок и ценовых предложений (ставок).

Перечень Аукционов и стратегия поведения Ответчиков представлены в Таблице №1:

 

 

 

Таблица №1

 

Стратегия поведения - использование одних и тех же IP-адресов при подаче заявок и ценовых предложений (ставок), минимальное снижение начальной максимальной цены контракта, отказ хозяйствующих субъектов от конкурентной борьбы при участии в торгах

№ п/п

Номер извещения о проведении аукциона

1

0136200003619003583

2

0136200003619003712

3

0136200003619004368

4

0136200003618000784

Стратегия поведения -  отказ хозяйствующих субъектов от конкурентной борьбы при участии в торгах, минимальное снижение начальной максимальной цены контракта

№ п/п

Номер извещения о проведении аукциона

№ п/п

Номер извещения о проведении аукциона

5

0136200003618000725

25

0136200003618008423

6

0136200003618000888

26

0136200003618008648

7

0136200003618001054

27

0136200003619000274

8

0136200003618001096

28

0136200003619000551

9

0136200003618001473

29

0136200003619000937

10

0136200003618001544

30

0136200003619002408

11

0136200003618001556

31

0136200003619002703

12

0136200003618001609

32

0136200003619002822

13

0136200003618001859

33

0136200003619002939

14

0136200003618002922

34

0136200003619003365

15

0136200003618003081

35

0136200003619003583

16

0136200003618003096

36

0136200003619003712

17

0136200003618004881

37

0136200003619004368

18

0136200003618004884

38

0136200003619004650

19

0136200003618005223

39

0136200003619006241

20

0136200003618005243

40

0136200003619006475

21

0136200003618005323

41

0136200003619008640

22

0136200003618005769

42

0136200003619008748

23

0136200003618005781

43

0136200003619008978

24

0136200003618006156

44

0136200003619009102

 

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее - НМЦК) составила 40562727,37 руб. Торги состоялись в период с 09.04.2018 по 30.12.2019.

Данные о реестровых номерах торгов, их предметах, НМЦК, датах проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках представлены в           Таблице №2:

 

 

Таблица №2

 

№ п/п

  Номер извещения о проведении аукциона

НМЦК руб.

Дата

проведения аукциона

Победитель

Предложение победителя, руб.

Снижение, %

Другие

участники

Предложение другого участника, руб.

Снижение, %

1

0136200003619003583

459 178

25.07.19

ООО

«Центродез»

454 586,22

1

ООО «ОНИКС»

456 882,11

0,5

2

0136200003619003712

1 343 520

25.07.19

ООО

«Центродез»

1 330 084,80

1

ООО «ОНИКС»

1 336 802,40

0,5

3

0136200003619004368

354 570

16.08.19

ООО «Центр

Дезинфекции»

351 024,30

1

ООО «ОНИКС»

352 797,15

0,5

4

0136200003618000784

1 942 200

13.04.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

1 913 067,00

1,5

ООО «ОНИКС»

1 922 778,00

0,5

5

0136200003618000725

399 890

09.04.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

395 891,10

1

ООО «ОНИКС»

397 890,55

0,5

6

0136200003618000888

1 923 400

16.04.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

1 904 166,00

1

ООО «ОНИКС»

1 913 783,00

0,5

7

0136200003618001054

319 850

20.04.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

316 651,50

1

ООО «ОНИКС»

318 250,75

0,5

8

0136200003618001096

1 984 250

16.04.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

1 964 407,50

1

ООО «ОНИКС»

1 974 328,75

0,5

9

0136200003618001473

1 290 500

17.05.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

1 277 595,00

1

ООО «ОНИКС»

1 284 047,50

0,5

10

0136200003618001544

619 642

17.05.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

613 445,58

1

ООО «ОНИКС»

616 543,79

0,5

11

0136200003618001556

489 850

17.05.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

482 502,25

1,5

ООО «ОНИКС»

484 951,50

0,5

12

0136200003618001609

491 000

17.05.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

483 635,00

1,5

ООО «ОНИКС»

486 090,00

0,5

13

0136200003618001859

927 400

21.05.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

918 126,00

1

ООО «ОНИКС»

922 763,00

0,5

14

0136200003618002922

744 350

25.06.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

736 906,50

1

ООО «ОНИКС»

740 628,25

0,5

15

0136200003618003081

761 640

22.06.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

746 407,20

2

ООО «ОНИКС»

750 215,40

0,5

16

0136200003618003096

1 140 649,90

25.06.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

1 129 243,40

1

ООО «ОНИКС»

1 134 946,65

0,5

17

0136200003618004881

573 380

23.08.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

567 646,20

1

ООО «ОНИКС»

570 513,10

0,5

18

0136200003618004884

116 900

23.08.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

115 731,00

 

1

ООО «ОНИКС»

116 315,50

0,5

19

0136200003618005223

960 020

10.09.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

950 419,80

1

ООО «ОНИКС»

955 219,90

0,5

20

0136200003618005243

1 308 795

27.08.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

1 289 163,06

1,5

ООО «ОНИКС»

1 295 707,04

0,5

21

0136200003618005323

662 450

17.09.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

655 825,50

1

ООО «ОНИКС»

659 137,75

0,5

22

0136200003618005769

343 540

17.09.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

340 104,60

1

ООО «ОНИКС»

341 822,30

0,5

23

0136200003618005781

1 489 540

17.09.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

1 459 749,20

2

ООО «ОНИКС»

1 467 196,90

0,5

24

0136200003618006156

1 914 410,75

04.10.18

ООО «Центр

Дезинфекции»

1 876 122,51

2

ООО «ОНИКС»

1 885 694,57

0,5

25

0136200003618008423

599 750

09.01.19

ООО «Центр

Дезинфекции»

593 752,50

1

ООО «ОНИКС»

596 751,25

0,5

26

0136200003618008648

1 965 300

17.01.19

ООО «Центр

Дезинфекции»

1 935 820,50

1,5

ООО «ОНИКС»

1 945 647,00

0,5

27

0136200003619000274

424 399,25

21.03.19

ООО «Центр

Дезинфекции»

415 911,25

2

ООО «ОНИКС»

418 033,25

0,5

28

0136200003619000551

310 189,40

01.04.19

ООО

«Центродез»

302 434,65

2,5

ООО «ОНИКС»

303 985,60

0,5

29

0136200003619000937

2 668 550

18.04.19

ООО

«Центродез»

2 601 836,25

2,5

ООО «ОНИКС»

2 615 179,00

0,5

30

0136200003619002408

722 840

10.06.19

ООО «Центродез»

708 383,20

2

ООО «ОНИКС»

711 997,40

0,5

31

0136200003619002703

1 082 081,50

17.06.19

ООО

«Центродез»

1 065 850,27

1,5

ООО «ОНИКС»

1 071 260,68

0,5

32

0136200003619002822

761 074,57

24.06.19

ООО

«Центродез»

745 853,05

2

ООО «ОНИКС»

749 658,43

0,5

33

0136200003619002939

1 045 565

04.07.19

ООО

«Центродез»

1 024 653,68

2

ООО «ОНИКС»

1 029 881,51

0,5

34

0136200003619003365

672 163,70

22.07.19

ООО

«Центродез»

658 720,00

2

ООО «ОНИКС»

662 081,24

0,5

35

0136200003619003583

459 178

25.07.19

ООО

«Центродез»

454 586,22

1

ООО «ОНИКС»

456 882,11

0,5

36

0136200003619003712

1 343 520

25.07.19

ООО

«Центродез»

1 330 084,80

1

ООО «ОНИКС»

1 336 802,40

0,5

37

0136200003619004368

354 570

16.08.19

ООО «Центр

Дезинфекции»

351 024,30

1

ООО «ОНИКС»

352 797,15

0,5

38

0136200003619004650

521 500

16.08.19

ООО

«Центродез»

516 285

1

ООО «ОНИКС»

518 892,50

0,5

39

0136200003619006241

308 610

11.10.19

ООО

«Центродез»

302 437,80

2

ООО «ОНИКС»

303 980,85

0,5

40

0136200003619006475

151 397

05.11.19

ООО

«Центродез»

147 612,05

2,5

ООО «ОНИКС»

148 369,04

0,5

41

0136200003619008640

1 086 050

24.12.19

ООО

«Центродез»

1 069 759,25

1,5

ООО «ОНИКС»

1 075 189,50

0,5

42

0136200003619008748

1 199 393,30

27.12.19

ООО

«Центродез»

1 169 408,45

2,5

ООО «ОНИКС»

1 175 405,42

0,5

43

0136200003619008978

326 220

23.12.19

ООО

«Центродез»

316 433,40

3,0

ООО «ОНИКС»

318 064,50

0,5

44

0136200003619009102

1 999 450

30.12.19

ООО

«Центродез»

1 959 461,00

2,0

ООО «ОНИКС»

1 969 458,25

0,5

В рамках рассмотрения дела в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции в объеме и порядке, установленном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и установлено, что Ответчики по отношению друг к другу являлись конкурентами в ходе проведения Аукционов.

*** и *** признали вменяемое в рамках настоящего дела нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на Аукционах.

От *** и *** поступили заявления о признании факта заключения и реализации соглашения с целью поддержания цен на торгах в порядке примечаний 1, 5 к статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (вх. от 08.07.2020 №4630, №4635).

В соответствии с примечанием 1 к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

- на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Помимо этого, согласно разъяснению ФАС России «О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней», опубликованному 17.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, для установления наличия совокупности условий примечаний 1 или 5 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо руководствоваться следующим.

Одним из условий для применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ является отсутствие у антимонопольного органа сведений и документов о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ на момент обращения лица с заявлением.

Таким образом, заявитель должен сообщить антимонопольному органу сведения, достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа.

Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган:

- документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях;

- документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий;

- документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях;

- документов или сведений, указывающих на участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий, известных заявителю;

- документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения;

- информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках,

- информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях,

- иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения.

Разрешая вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о признании участия в антиконкурентном соглашении либо в согласованных действиях, необходимо иметь в виду, что хозяйствующий субъект мог добровольно предоставить антимонопольному органу все необходимые документы и информацию до подачи такого заявления.

В этом случае, полученные документы и информация должны быть оценены и заявление может подлежать удовлетворению.

Наличие в материалах дела об административном правонарушении только одного заявления о признании факта совершения лицом административного правонарушения, без подтверждения факта отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, также не может являться основанием для применения в отношении такого лица примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ.

Отказ от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях может подтверждаться:

- дополнительными соглашениями к договорам, исключающими условия, ограничивающие конкуренцию;

- соглашениями о расторжении договоров, ограничивающих конкуренцию;

- сведениями и информацией об отказе от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях;

- информированием в письменной форме остальных участников антиконкурентного соглашения/согласованных действиях об отказе от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В случае оконченного, на момент обращения в антимонопольный орган, антиконкурентного соглашения или согласованных действий, заявление также должно содержать информацию и документальное подтверждение отказа от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В силу положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», суд указал, что при разрешении вопроса о соблюдении условия применения примечания о том, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, судам следует учитывать, что такое условие соблюдено, если обращение состоялось до момента оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ставшего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ).

Письменные заявления *** и ***, представленные в ходе рассмотрения дела, содержат сведения, достаточные для установления события административного правонарушения.

В заявлениях содержится информация о том, что ***, *** и *** заключили устное соглашение о совместном участии в Аукционах, проводимых в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Согласно представленным документам генеральным директором                             *** и директором *** были переданы электронные цифровые подписи (ЭЦП) в *** с целью дальнейшего участия в закупочных процедурах от имени обществ и создания видимости конкурентной борьбы.

Организатором переговоров и в последствии организатором заключения устного соглашения выступало ***.

Согласование процента снижения происходило либо в телефонном режиме (при подаче заявок и ценовых предложений вне места фактического осуществления деятельности) либо по результатам личных встреч в офисе в доме № 17 по проспекту 50 лет Октября в г. Твери (по юридическому адресу ***).

Соглашение реализовывалось Ответчиками в 2018 - 2019 годах и было направлено на ограничение конкуренции в борьбе за заключение государственных контрактов и поддержание цены.

Ответчики добровольно отказались от участия в антиконкурентном соглашении (картеле).

Согласно сведениям Федеральной налоговой службы *** ликвидировано 26.06.2020, государственный регистрационный номер записи, содержащей указанные сведения – 2206900165943.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что действия Ответчиков явились результатом реализованного ими устного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

***, ***, *** при участии в Аукционах фактически отказались от конкурентной борьбы.

Данное поведение не свойственно добросовестным участникам торгов, имеющим намерение победить в торгах, и не отвечает признакам экономической обоснованности, разумности и добросовестности.

Отсутствие в течении последних 10 минут торгов предложений от ***, ***, *** объективно объяснимо тем, что они не намерены были победить в Аукционах и участвовали в них только с целью создания видимости конкурентной борьбы, результатом которой стало заключение государственных контрактов с минимальной экономией бюджетных средств.

Ответчиками реализована модель запрещенного Законом о защите конкуренции группового поведения, замещающего конкурентные отношения, позволяющая обеспечить победу в аукционе определенному участнику не в результате добросовестной конкурентной борьбы (когда каждый самостоятельно, независимо от иных и исходя исключительно из собственных возможностей и интересов), а в результате отработанного неконкурентного механизма.

Действия Ответчиков квалифицированы как антиконкурентное соглашение, исходя из конкретных обстоятельств их совершения, в том числе учитывая их синхронность, единство цели и последствия для публичных интересов, которые в данном случае заключаются в необходимости соблюдения добросовестной конкуренции. Вышеуказанные действия объединены единой целью и направленностью на ограничение и устранение конкуренции, не соответствуют принципам добросовестной конкуренции, закрепленным Законом № 44-ФЗ в качестве основополагающих принципов при проведении торгов в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, и противоречат требованиям Закона о защите конкуренции.

Соглашение было направлено на ограничение конкуренции в борьбе за заключение государственный контрактов на поставку дезинфицирующих средств для учреждений здравоохранения.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия установила в действиях Ответчиков нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которые выразилось в достижении устного картельного соглашения с целью поддержания цен при проведении открытых аукционов в электронной форме в 2018 – 2019 годах, в частности:

- *** и *** при проведении 18 аукционов на общую сумму 16460480,47 руб.;

- *** и *** при проведении 26 аукционов на общую сумму 24102247 руб.

Согласно информации ЕИС (http://zakupki.gov.ru/) совокупный доход ***, полученный по результатам торгов, состоявшихся в условиях отсутствия конкурентной борьбы в силу реализации участниками картельного сговора составил 16158470,09 руб., совокупный доход *** - 23784338,75 руб., общая сумма извлеченного участниками ограничивающего конкуренцию соглашения составила 39942808,8 руб.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания.

Комиссией установлено, что контракты, заключенные по результатам Аукционов, исполнены, основания для выдачи Ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентных соглашений и участия в них отсутствуют в связи с завершением реализации соглашений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1 и 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать *** и *** нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством заключения и участия в соглашении (договоренности), реализация которого привела к поддержанию цен на торгах в ходе проведения аукционов с номерами извещений:

0136200003619003583, 0136200003619003712, 0136200003619000551, 0136200003619000937, 0136200003619002408, 0136200003619002703, 0136200003619002822, 0136200003619002939, 0136200003619003365, 0136200003619003583, 0136200003619003712, 0136200003619004650, 0136200003619006241, 0136200003619006475, 0136200003619008640, 0136200003619008748,                0136200003619008978,                0136200003619009102.

2. Признать *** и *** нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством заключения и участия в соглашении (договоренности), реализация которого привела к поддержанию цен на торгах в ходе проведения аукционов с номерами извещений:

0136200003619004368, 0136200003618000784, 0136200003618000725, 0136200003618000888, 0136200003618001054, 0136200003618001096, 0136200003618001473, 0136200003618001544, 0136200003618001556, 0136200003618001609, 0136200003618001859, 0136200003618002922, 0136200003618003081, 0136200003618003096, 0136200003618004881, 0136200003618004884, 0136200003618005223, 0136200003618005243, 0136200003618005323, 0136200003618005769, 0136200003618005781, 0136200003618006156, 0136200003618008423, 0136200003618008648, 0136200003619000274,                0136200003619004368.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Материалы по делу № 069/01/11-162/2020 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в отношении *** и *** в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              ***

 

Члены Комиссии:                                                                                       ***

                                                                                                                      ***

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны