Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение и предписание комиссии Тверского УФАС России по делу№ 03-6/1-13-2009 о нарушении МУП «Тверьгорэлектро» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дело рассмотрено 10 июня 2009г. г. Тверь
Решение изготовлено 22 июня 2009г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
-Забелина Т.Н. – ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля,
при участии представителей от Муниципального унитарного межрайонного предприятия электрических сетей «Тверьгорэлектро» (далее МУП «Тверьгорэлектро») - Павловой Людмилы Аркадьевны по доверенности от 27.04.2009; от заявителя – Дудинской Л.А. (паспорт серии 2802 №793550 выдан Центральным РОВД г.Твери 21.09.2002), Дудинского Г.Е. (паспорт серии 2802 №793549 выдан Центральным РОВД г.Твери 21.09.2002), Марфушина Николая Васильевича – представителя Ростехнадзора на основании доверенности от 04.02.2009 № 55/2; Крупенина Вадима Александровича - представителя Филиала ОАО «МРСК Центра» по доверенности от 07.04.2009 № 89
рассмотрев дело № 03-6/1-13-2008 по признакам нарушения МУП «Тверьгорэлектро» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон),


УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по заявлению Дудинской Л.А. (далее Заявитель), проживающей по адресу: г.Тверь, дер.Большие Перемерки, д.45-в, в отношении МУП «Тверьгорэлектро» в связи с необоснованным отказом в выдаче технических условий на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: г. Тверь, дер. Б.Перемерки, д. 45-В.
МУП «Тверьгорэлектро», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признается в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим. Приказом Тверского территориального управления МАП России от 08.04.1998 г. № 12 МУП «Тверьгорэлектро» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии с долей на рынке указанного товара более 65 процентов в географических границах г. Тверь в границах расположения электросетей МУП «Тверьгорэлектро».
Согласно части 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 №5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется, положение МУП «Тверьгорэлектро» на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах г. Тверь в пределах расположения электрических сетей МУП «Тверьгорэлектро» является доминирующим.
Статьей 3 Закона «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технически связанных действий, в том числе, по оперативно- технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по передаче электрической энергии на территории г.Твери предоставляется МУП «Тверьгорэлектро» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует.
Потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 10 Правил недискриминационного доступа договор об оказание указанных услуг не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Как следует из материалов дела, согласно письму от 07.11.2008 № 3/290м-1450 МУП «Тверьгорэлектро» отзывает у Заявителя ранее выданные технические условия № 3/144 от 23.06.2008 на электроснабжение жилого дома № 45-В в д. Б.Перемерки. Дудинская Л.А. 17.12.2008 повторно обратилась в МУП «Тверьгорэлектро» с заявкой на присоединение к электрическим сетям. В результате рассмотрения МУП «Тверьгорэлектро» заявки на подключение источника электроснабжения (индивидуального жилого дома №45-в в дер.Б.Перемерки) к электрическим сетям МУП «Тверьгорэлектро» (письмо от 16.01.2009 № 3/17) отказано в выдаче технических условий в связи с ограниченной пропускной способностью головных питающих кабельных линий 6кВ с ПС «Очистные сооружения». За установлением индивидуального тарифа для Дудинской Л.А. МУП «Тверьгорэлектро» в РЭК Тверской области не обращалось.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок определения и предоставления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к выводу о наличии в действиях МУП «Тверьгорэлектро» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» исходя из следующего.
В соответствии с п. 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
На основании п. 7 Правил технологического присоединения утверждена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки на технологическое присоединение (далее - заявка) юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
При этом, в соответствии с п. 22 Правил технологического присоединения, для заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, а также для физических лиц сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки направить для согласования проект договора и технических условий.
Согласно представленной Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области по запросу Тверского УФАС России информации от 21.05.2009 № ЮМ-1-14/317 МУП «Тверьгорэлектро» независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя обязана заключить договор и выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (п. 3 Правил технологического присоединения).
Ссылка МУП «Тверьгорэлектро» на возможность подключения объекта заявителя к сетям Филиала ОАО «МРСК -Центра»- «Тверьэнерго» , не может быть принята во внимание Комиссией, поскольку, пунктом 8 Правил технологического присоединения установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Согласно пояснениям Филиала ОАО «МРСК Центра»- «Тверьэнерго» представленным Комиссии (письмо от 10.06.2009 № 001-119/1-117) о правообладателе распределительной сети 10/0,4 кВ в Б.Перемерках и ПС «Очистные сооружения», ОАО «МРСК-Центра» не владеет на праве собственности данным электросетевым оборудованием, расположенным на наименьшем расстоянии от дома заявителя.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 30 Правил технологического присоединения, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» тарифы на электрическую и тепловую энергию, в том числе, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с п. 3.1.6 Положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 03.04.2007 № 101-па, полномочия по установлению платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям возложены на Региональную энергетическую комиссию Тверской области.
Однако, МУП «Тверьгорэлектро» в нарушение требований пункта 30 Правил технологического присоединения в 30-дневный срок после получения заявкиДудинской Л.А. не обратилось в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (таким органом в Тверской области в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 03.04.2007 г. № 101-па «Об утверждении положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области» является Региональная энергетическая комиссия Тверской области) для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, чем ущемило права указанного лица на возможность осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом.

Исходя из изложенного, МУП «Тверьгорэлектро» злоупотребив доминирующим положением, осуществило рассмотрение заявки Дудинской Л.А. с нарушением п.22 и п. 30 Правил технологического присоединения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия МУП «Тверьгорэлектро», выразившиеся в нарушении требований пункта 22 Правил технологического присоединения о направлении в течении 15 рабочих дней с даты получения заявки в адрес Заявителя проекта договора и технических условий, а также в нарушении пункта 30 Правил технологического присоединения об обращении в Региональную энергетическую комиссию Тверской области для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
2. Выдать МУП «Тверьгорэлектро» предписание:
- прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством направления в адрес Дудинской Л.А. проекта договора на технологическое присоединения и технических условий в срок до 01 июля 2009 года.
3. Принимая во внимание, что Региональной энергетической комиссией Тверской области позднее был издан приказ от 08.04.2009 № 31-нп «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии от 31.01.2008 № 156-нп «Об установлении платы для физических лиц за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Тверской области», пунктом 1.2 которого установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц мощностью, не превышающей 15 кВт, за все мероприятия по технологическому присоединению не более 550 рублей, Комиссией принято решение не выдавать МУП «Тверьгорэлектро» предписание в части исполнения п. 30 Правил технологического присоединения.
4. Должностным лицам Тверского УФАС России рассмотреть вопрос о возбуждении в отношении МУП «Тверьгорэлектро» административного производства по статье 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии Л.В.Посохова

Члены Комиссии: С.Е. Иванов
А.С. Пестова
Т.Н.Забелина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


ПРЕДПИСАНИЕ
по делу 03-6/1-13-2009

10 июня 2009 г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
-Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
-Забелина Т.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23 июня 2009г. по делу № 03-6/1-13-2009 о нарушении МУП «Тверьгорэлектро» (170008, г.Тверь, ул. Ротмистрова, 27) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.МУП «Тверьгорэлектро» в недельный срок с даты получения настоящего предписания по делу № 03-6/1-13-2009 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего:
направить в адрес Дудинской Л.А. проект договора на технологическое присоединения и технические условия на объект расположенный по адресу: г.Тверь, д. Б.Перемерки, д. 45-В.
2. МУП «Тверьгорэлектро» о выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России в срок до 10 июля 2009 года.

Председатель Комиссии Л.В.Посохова
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
А.С. Пестова
Т.Н.Забелина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны