Решение №05-6/2-55-2725ВФ Признать жалобу ООО «Евролифтмаш» на действия Министерства с... от 19 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Тверское УФАС России 29.05.2019 поступила жалоба Общества на действия органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций – Министерства строительства Тверской области (далее – Министерство) о нарушении порядка проведения и организации предварительного отбора на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов (извещение на сайте http://zakupki.gov.ru/ от 07.05.2019 № 013620000061900009).

В своей жалобе, в том числе с учетом устных и письменных дополнений, заявленных  непосредственно на заседании Комиссии, Общество указало на то, что в нарушение требований Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, в документации о проведении предварительного отбора установлены излишние требования к квалификации персонала организации; о наличии в составе квалифицированного персонала участника предварительного отбора сотрудника в области сметного нормирования; а также выделению из общего числа персонала руководителя организации.

Министерство считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения на жалобу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о закупках действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) привлечение региональным оператором, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанный порядок установлен Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение).

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 Положения предварительный отбор это совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 Положения реестр квалифицированных подрядных организаций это сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения.

Учитывая, что предварительный отбор является частью процедуры закупки (торгов), жалоба Общества подлежит рассмотрению в порядке в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона.

 

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, и проведя внеплановую проверку, установила следующее.

07.05.2019 Министерством на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещены извещение № 013620000061900009 о проведении предварительного отбора по разработке проектной документации, а также документация о предварительном отборе с приложениями.

Согласно пункту 8 Положения предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ, в том числе на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.

В соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 30 Положения документация о проведении предварительного отбора помимо сведений, указанных в извещении о проведении предварительного отбора, предусмотренных пунктом 20 Положения, должна содержать:

требования к участникам предварительного отбора, установленные пунктом 23 Положения;

требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе, предусмотренные пунктами 37 и 38 Положения.

Согласно подпункту «о» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются, в том числе, требования к участникам предварительного отбора о наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем:

- квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

- требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 ГрК РФ, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Согласно части 1 статьи 55-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Согласно пункту 24 Положения орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 Положения.

Исходя из указанного, участник предварительного отбора должен иметь в штате работников, соответствующих квалификационным требованиям, а именно: наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет, в количестве не менее чем два специалиста по месту основной работы, при этом Положением предусмотрено право организатора предварительного отбора самостоятельно устанавливать требование только к количеству квалицированного персонала, а не к их квалификации и квалификации определенных сотрудников участника предварительного отбора (руководитель организации, сотрудник организации в области сметного дела).

Указанное согласуется, в том числе, с судебной практикой, в частности с Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2019 по делу № А76-11651/2018, Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.08.2018 № 75-8845/2018 и письмом Ростехнадзора от 11.05.2017 № 09-01-04/5445.

Вместе с тем, пунктом «л» раздела 4 документации о предварительном отборе установлены следующие требования, предъявляемые к участникам предварительного отбора:

№ п/п

Должность

Образование*

Стаж работы по специаль-ности**

Кол-во

человек

Дополнительное профессиональное образование

1.

Руководитель организации (генеральный директор, директор и т.п.) или его заместитель 

Высшее техническое образование по специальности по направлению «Строительство»

Не менее

5 лет

 

 

 

 

1

Не реже чем 1 раз в 5 лет повышение квалификации,  проведение аттестации

2.

Специалисты (главный инженер проекта, (главный архитектор, начальник ПТО) и иные сотрудники организации

Высшее техническое образование по специальности по направлению «Строительство»

Не менее

5 лет

 

 

 

 

4

Не реже чем 1 раз в 5 лет повышение квалификации,  проведение аттестации

 

3.

Сотрудник организации в области сметного нормирования

 

 

1

Образование по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности в области сметного дела и ценообразования в строительстве

Таким образом, установленные Министерством требования к участнику предварительного отбора о наличии у руководителя организации высшего технического образования по специальности по направлению «Строительство», прохождения сотрудниками организации не реже чем 1 раз в 5 лет повышения квалификации или аттестации, а также наличие в штате организации участника предварительного отбора сотрудника в области сметного нормирования являются избыточными и противоречат требованиям подпункта «о» пункта 23 и пункта 24 Положения.

 

Кроме того, Комиссия Тверского УФАС России отмечает следующее:

В соответствии подпунктом «б» пункта 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения:

- копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в предварительном отборе;

- копия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (за исключением работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов), являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, или в части оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния и разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (за исключением работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов), являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

- копия аттестата аккредитации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с приложением, определяющим область аккредитации, которая позволяет выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов в соответствии с требованиями технического регламента, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части выполнения работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента;

- копия справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученная не ранее 1 января года, в котором подается заявка;

- копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа, копия штатного расписания, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала;

- копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного подпунктом "п" пункта 23 Положения, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.

Согласно пункту 39 Положения орган по ведению реестра не вправе требовать от участника предварительного отбора иных сведений и документов, кроме сведений и документов, предусмотренных пунктом 38 Положения.

Согласно подпункту «л» пункта 4 раздела 5 документации о проведении предварительного отбора в состав заявки включаются, в том числе трудовые книжки, дипломы, сертификаты, удостоверения и аттестаты, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного пунктом «л» Требований к участникам предварительного отбора.

Исходя из того, что требования к участнику предварительного отбора установленные пунктом «л» раздела 4 документации о предварительном отборе являются избыточными, требование о предоставлении в составе заявки на участие в предварительном отборе документов о наличии у руководителя организации высшего технического образования по специальности по направлению «Строительство», прохождения сотрудниками организации не реже чем 1 раз в 5 лет повышения квалификации или аттестации, а также наличие в штате организации участника предварительного отбора сотрудника в области сметного нормирования, установлено с нарушение требований подпункта «б» пункта 38 Положения.

В соответствии с протоколом № 63 от 10.06.2019 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе № 013620000061900009 подано 13 (тринадцать) заявок участников предварительного отбора; заявки 7 (семи) участников предварительного отбора признаны не соответствующими требованиям документации о предварительном отборе, в том числе, в связи с не соответствием документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным пунктом «л» раздела 4 «Требование к участникам предварительного отбора».

Учитывая большое количество заявок, поданных на участие в предварительном отборе, а также, что основаниями отклонения заявок участников предварительного отбора стало, в том числе несоответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом «л» раздела 4 документации о проведении предварительного отбора, Комиссия приходит к выводу, о необходимости выдачи предписания о пересмотре заявок участников предварительного отбора без учета незаконно установленных требований.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Евролифтмаш» на действия Министерства строительства Тверской области обоснованной.

2. Признать Министерство строительства Тверской области нарушившим требования подпункта «о» пункта 23, пункта 24, пункта 38 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615.

3. Выдать Министерству строительства Тверской области и комиссии по предварительному отбору предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны