Решение №04-6/2-369-3782ЕК по делу от 10 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 069/05/5-369/2021
Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2022 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Ключникова Е.В., временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,
члены Комиссии:
- Меджидов Р.Г., начальник отдела антимонопольного контроля,
- Манюгина Е.И., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев дело № 069/05/5-369/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы услуг коттеджного поселка «Екатериновка» с нарушением требований рекламного законодательства,
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителей:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Общества с ограниченной ответственностью «Царское село» (далее – ООО «Царское село»): <***> (по доверенности от 26.04.2022 № б/н),
- заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Рекламная компания «РОСТ-Тверь» (далее – ООО «РК «РОСТ-Тверь»): <***> (по доверенности от 01.01.2022 № б/н),
в отсутствие представителей заявителя Конаковской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов «Родина» и лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Общества с ограниченной ответственностью «РИТЕЙЛ» (далее – ООО «Ритейл»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело № 069/05/5-369/2021 возбуждено по заявлению Конаковской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов «Родина» (далее – заявитель) в отношении ООО «РИТЕЙЛ» и ООО «Царское село» по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Из представленных заявителем документов следует, что 18.05.2021 на рекламных конструкциях, расположенных в г. Конакове на улице Свободы, д. 129 и д. 150, размещена реклама следующего содержания: «Екатериновка лучший поселок на Волге!».
Ниже приведен текст мелким шрифтом: «*Согласно издания «Эксперт» от 10.02.2021 г. Екатериновка признана лучшим перспективным поселком premium класса».
Ниже указан номер телефона «(495) 150 17 07».
В ходе рассмотрения дела заявитель дополнительно сообщил о размещении вышеуказанной рекламы на рекламной конструкции в д. Мокшино (Конаковский район).
Факт размещения рекламы подтвержден представленными фотографиями.
Вышеуказанная реклама размещалась ООО «Царское село», которое осуществляет посредническую деятельность по продажам земельных участков, расположенных в районе деревни Отроковичи Конаковского района Тверской области, в том числе, на территории коттеджного поселка «Екатериновка», на основании агентских договоров с собственниками таких земельных участков. В рамках заключенных агентских договоров ООО «Царское село» осуществляет поиск потенциальных покупателей на такие земельные участки, в том числе посредством рекламы.
09.11.2020 между ООО «Царское село» и ООО «РК «РОСТ-Тверь» был заключен договор № 9501 на изготовление и размещение рекламных материалов на рекламных конструкциях (далее – договор № 9501). В соответствии с Приложением № 6 к договору № 9501 от 01.05.2021 ООО «РК «РОСТ-Тверь» разместило рекламу ООО «Царское село» на рекламной конструкции по адресу: г. Конаково, ул. Свободы, д. 129.
Согласно информации ООО «РК «РОСТ-Тверь» (письмо от 22.02.2022 № 81) и ООО «Царское село» (письмо от 24.03.2022 № 01) макет указанной рекламы был разработан и представлен для размещения самим заказчиком (ООО «Царское село»).
ООО «Завидово-Медиа», являясь владельцем рекламной конструкции по адресу: Тверская область, Конаковский район, д. Мокшино, письмом от 04.04.2022 № 1004/04-22 сообщило, что на рекламной конструкции в д. Мокшино (Конаковский район) размещена вышеуказанная реклама в рамках заключенного с ООО «Царское село» договора № 12/20-36Р/Б аренды рекламного места от 01.12.2020. Макет рекламы разработан ООО «Царское село».
Согласно информации ООО «ПОЗИТИВ» (письмо от 30.03.2022 № 05) рекламная конструкция по адресу: г. Конаково, ул. Свободы, д. 150, была передана Индивидуальному предпринимателю Попсуеву Алексею Олеговичу, который, в свою очередь, заключил с ООО «Царское село» договор возмездного оказания услуг от 10.10.2020 № 31 на размещение рекламного материала.
Согласно информации ООО «Ритейл», изложенной в пояснениях от 23.11.2021 № 146, между ООО «Ритейл» и ООО «РК «РОСТ-ТВЕРЬ» был заключен договор № 9295 на изготовление и размещение рекламных материалов на рекламных конструкциях от 17.12.2019 (далее – Договор), действовавший до 31.12.2020. В соответствии с представленным Приложением № 1 к Договору ООО «Ритейл» поручило ООО «РК «РОСТ-ТВЕРЬ» разместить на рекламной поверхности по адресу: г. Конаково, ул. Свободы, д. 129, рекламный материал ООО «Ритейл», не содержащий утверждение «лучший». После истечения срока действия Договора реклама ООО «Ритейл» не размещалась.
Позиция ООО «Царское село» изложена в пояснениях от 24.03.2022 № 01, от 16.05.2022 № б/н и от 26.05.2022 № б/н. ООО «Царское село» полагает, что при размещении рекламы соблюдены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку текст сноски является читаемым, но в силу меньшего размера требует более длительного времени прочтения, что само по себе не является нарушением.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, заявлениям физических или юридических лиц, а также по результатам проведения антимонопольным органом контрольных (надзорных) мероприятий возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
С учетом вышеизложенного любое юридическое лицо вправе подать заявление о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.
Размещенная на рекламных конструкциях информация содержит указание о том, что коттеджный поселок «Екатериновка» является лучшим.
Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная на рекламных конструкциях информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение услуг по продаже недвижимости коттеджного поселка «Екатериновка», то есть является рекламой.
Согласно статье 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Информация о превосходстве поселка и недвижимости на его территории выполнена крупным шрифтом.
При этом используемая в тексте фраза «*Согласно издания «Эксперт» от 10.02.2021 г. Екатериновка признана лучшим перспективным поселком premium класса», выполнена значительно более мелким шрифтом по сравнению со словами «Екатериновка лучший поселок на Волге!», и поддается прочтению исключительно в непосредственной близости от рекламной конструкции.
Учитывая, что реклама является наружной, расположена вдоль автомобильной дороги, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное и сосредоточенное внимание), и формальное наличие в тексте рекламы мелкого трудночитаемого шрифта не может быть воспринята потребителем.
Формальное наличие в рекламе фразы «*Согласно издания «Эксперт» от 10.02.2021 г. Екатериновка признана лучшим перспективным поселком premium класса» не свидетельствует о соблюдении информационных прав потребителей в связи с тем, что существенная часть информации, касающаяся обоснования используемого в рекламе утверждения: «Екатериновка лучший поселок на Волге!», представлена в плохо воспринимаемом виде. Соответственно, нельзя считать, что данные сведения были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с этим следует признать, что потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию. Правомерность такого подхода подтверждена имеющейся судебной практикой (арбитражные дела №№ А66-15155/2012 и А66-4744/2013).
Кроме того, в тексте рекламы отсутствует объективный критерий, по которому коттеджный поселок «Екатериновка» является лучшим.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара над иными товарами («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны те конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, то есть в рекламе обязательно должно содержаться обоснование данного утверждения. Отсутствие в рекламе такого обоснования рассматривается как приведение сравнения с приведенной в рекламе характеристикой товара по любому критерию.
Вышеуказанная реклама в нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не содержит указания на имеющий объективное подтверждение критерий, по которому осуществляется сравнение с другими коттеджными поселками.
Следовательно, довод ООО «Царское село» о соблюдении требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, которым в данном случае является ООО «Царское село».
Таким образом, рекламодателем ООО «Царское село» совершено нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в связи с распространением вышеуказанной рекламы с использованием слова «лучший», в которой не содержится указание на имеющий объективное подтверждение критерий, по которому осуществляется сравнение с другими коттеджными поселками.
Согласно информации ООО «Царское село», изложенной в пояснениях по делу от 16.05.2022 № б/н со 02 мая 2022 прекращено размещение вышеуказанной рекламы на рекламных конструкциях по адресам: г. Конаково, ул. Свободы, д. 129, д. 150 и д. Мокшино Конаковского района. Факт прекращения нарушения законодательства о рекламе подтвержден фотоматериалами от 05.05.2022.
Представитель ООО «РК «РОСТ-Тверь» в ходе заседания также подтвердил, что указанная реклама не распространяется на рекламной конструкции по адресу: г. Конаково, ул. Свободы, д. 129.
При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Кроме того, Комиссия пришла к выводу о необходимости прекращения дела в отношении ООО «Ритейл» в связи с его непричастностью к распространению вышеуказанной рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, содержащую утверждение: «Екатериновка лучший поселок на Волге!», размещенной на рекламных конструкциях в г. Конаково на ул. Свободы, д. 129, д. 150 и д. Мокшино Конаковского района, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».
2. Признать ООО «Царское село» (адрес: 171273, Тверская область, Конаковский район, п/ст Игуменка пансионат, здание администрации, комн. 2, ОГРН - 1186952005525, ИНН - 6949110897) рекламодателем, нарушившим пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».
3. Не выдавать ООО «Царское село» (адрес: 171273, Тверская область, Конаковский район, п/ст Игуменка пансионат, здание администрации, комн. 2, ОГРН - 1186952005525, ИНН - 6949110897) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с прекращением нарушения.
4. Производство по делу № 069/05/5-369/2021 в отношении ООО «РИТЕЙЛ» (адрес: 115054, Москва, вн.терр. г. муниципальный округ Замоскворечье, ул. Большая Татарская, д. 5, стр. 5, этаж 3, пом. VIII, ком. 9, ОГРН - 1137746405686, ИНН – 7709928842) прекратить.
5. Передать материалы дела № 069/05/5-369/2021 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.В. Ключникова
Члены Комиссии: Р.Г. Меджидов, Е.И. Манюгина