Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу: № 072/07/18.1–68/2023

 

24.05.2023                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–68/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на проведение полевых сейсморазведочных работ по региональному геологическому изучению недр по объекту: «Региональные сейсморазведочные работы в ХМАО в пределах Южно-Висимского участка» (реестровый номер закупки: 32312334157), далее также – Закупка,

в присутствии представителей:

от Заявителя: "...-..." по доверенности № 01/2023 от 12.05.2023; "...-..." по доверенности № 02/2023 от 12.05.2023,

от Заказчика: "...-..." по доверенности № 049 от 16.09.2022; "...-..." № 034 от 19.05.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на проведение полевых сейсморазведочных работ по региональному геологическому изучению недр по объекту: «Региональные сейсморазведочные работы в ХМАО в пределах Южно-Висимского участка» (реестровый номер закупки: 32312334157).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает несогласие с положениями закупочной документации Заказчика, ограничивающим круг возможных участников Закупки, в части следующих положений:

1. Заказчиком в п. 4.1.1 Договора утверждено, что Исполнитель обязан заключить за свой счет заключить договоры аренды, а также договоры с землевладельцами на компенсацию убытков за временное изъятие земельных участков, что противоречит разд. 4 Технического (геологического) задания, что ограничивает конкуренцию для потенциальных участников Закупки.

2. Заявитель указывает, что Заказчиком в закупочной документации, а также в п. 5.2 Проекта договора утверждены неисполнимые сроки выполнения работ по Договору Закупки, что ограничивает конкуренцию для потенциальных участников Закупки.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом "...-..." № 32 от 29.03.2022 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 11.07.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Как установлено материалами дела, 26.04.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312334157), Заказчиком была размещена Документация о проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на проведение полевых сейсморазведочных работ по региональному геологическому изучению недр по объекту: «Региональные сейсморазведочные работы в ХМАО в пределах Южно-Висимского участка» (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 15.05.2023 в 10:00

Согласно доводу Заявителя № 1, Заказчиком в п. 4.1.1 Договора утверждено, что Исполнитель обязан заключить за свой счет заключить договоры аренды, а также договоры с землевладельцами на компенсацию убытков за временное изъятие земельных участков, что противоречит разд. 4 Технического (геологического) задания, что ограничивает конкуренцию для потенциальных участников Закупки.

Пунктом 4.1.1 Договора утверждено, что до начала выполнения Работ по Объекту Подрядчик обязан своими силами и за свой счет получить и поддерживать в силе в течение всего срока выполнения Работ по настоящему Договору все допуски, свидетельства, разрешения и лицензии, необходимые для выполнения Работ по Объекту, полученные и оформленные в соответствии с требованиями НПА РФ, предоставив Заказчику соответствующие доказательства их получения.

Своими силами и за свой счет получить правоустанавливающие документы по отводу, а также аренде необходимых для проведения работ земельных (лесных) участков, включающих подъездные пути, в соответствии с действующими нормативными документами и законодательством Российской Федерации, а также утвержденной Проектной документацией, разработанной Сторонами. До проведения Работ получить у правообладателей земельных участков, на территории которых будут проводиться работы, правоустанавливающие документы и предоставить их Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения. В случаях, когда разрешение на производство Работ и правоустанавливающие документы на отвод участка могут быть выданы только Заказчику как недропользователю, Подрядчик оформляет эти разрешения и документы своими силами и за свой счёт на основании доверенности, выданной ему Заказчиком. В случае, если к моменту начала работ или в ходе их выполнения Заказчиком самостоятельно и/или за свой счет была оформлена разрешительная документация, и Подрядчик был заранее уведомлен об этом, Подрядчик соглашается на уменьшение стоимости выполняемых Работ на сметную стоимость оформления разрешительной документации, но не менее фактически понесенных Заказчиком затрат на оформление такой документации.

От своего имени и за свой счет заключить договоры аренды земельных (лесных) участков. Оформить проект освоения лесов (при необходимости) и получить положительное заключение экспертизы.

От своего имени и за свой счет заключить договоры с землевладельцами на компенсацию убытков за временное изъятие земельных участков в целях выполнения работ по договору, и нести расходы по указанным договорам.

Подрядчик обязан надлежащим образом выполнить все обязательства по условиям заключенных договоров аренды земельных (лесных) участков, заключенных для исполнения обязательств по настоящему Договору.

Пунктом 4.5.3 Договора утверждено, что в отношении пользования природными ресурсами Подрядчик обязан при заключении договора аренды земельного (лесного) участка, необходимого для производства Работ, надлежащим образом выполнить все обязательства, предусмотренные данным договором аренды.

Пунктом 4.5.4 Договора утверждено, что Подрядчик обязан все работы, связанные с использованием земельного (лесного) участка, выполнять в соответствии с проектом освоения лесов, в том числе не допускать несанкционированное использования древесины, полученной в процессе выполнения Работ. После завершения Работ осуществить все предусмотренные законодательством и договором аренды земельного (лесного) участка мероприятия по лесовосстановлению и рекультивации земель.

Пунктом 4.5.5 Договора утверждено, что в отношении пользования природными ресурсами Подрядчик обязан оплачивать арендные платежи за аренду земельного (лесного) участка.

Пунктом 4.5.6 Договора утверждено, что в отношении пользования природными ресурсами Подрядчик обязан при сдаче-приёмке работ по Договору предоставить Заказчику письменное подтверждение об отсутствии претензий правообладателей земельных (лесных) участков после проведения работ. Приемка работ в соответствии с п. 5.2. Договора производится Заказчиком после представления Подрядчиком соответствующих работ о сдаче земельного (лесного) участка соответствующим государственным органам.

Вместе с тем, разд. 4 Технического (геологического) задания утверждено, что схема и координаты профилей будут предоставлены Заказчиком. Оформление разрешительной документации, лесопорубочные работы, сдача лесных участков арендодателю, а также топогеодезическое сопровождение сейсморазведочных работ будет выполнено сторонней организацией. Возможна корректировка положения проектных профилей в процессе выполнения полевых работ в случае возникновения объективных обстоятельств, обуславливающих невозможность проведения работ по проектным координатам.

 

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Закакзчика пояснил, что в связи со специфичностью работ по геологической разведке недр в процессе организации работ имеет место быть необходимость создания производственных площадок для базирования техники и размещения сотрудников. Подрядчик самостоятельно определяет место, количество, размеры таких участков и соответственно сам заключает договоры на их выделение.

При этом, по истечении сроков выполнения соответствующих работ построенные объекты подлежат сносу, консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах, а участки лесного фонда подлежат рекультивации и проведению мероприятий по лесовосстановлению.

Согласно ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее – Лесной кодекс), допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.

Частью 5 статьи 43 Лесного кодекса определено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута.

В соответствии с ч. 1 ст. 21.1 Лесного кодекса, возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в случаях использования лесов в целях, предусмотренных частью 1 статьи 21 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, ч. 2 ст. 21.1 Лесного кодекса определено, что для возведения некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не допускаются сплошные рубки лесных насаждений (за исключением случая использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, если возведение таких строений, сооружений для указанной цели не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации), а при использовании лесов в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса не допускаются также выборочные рубки лесных насаждений.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в Договоре не указана обязанность исполнителя работ об оформлении аренды всего участка, на котором будут осуществляться сейсморазведочный работы, а лишь определённых частей, предназначенных для производственных нужд, в соответствии с чем, Комиссия Управления полагает признать довод жалобы Заявителя № 1 необоснованным.

 

Согласно доводу Заявителя № 2, Заказчиком в закупочной документации, а также в п. 5.2 Проекта договора утверждены неисполнимые сроки выполнения работ по Договору Закупки, что ограничивает конкуренцию для потенциальных участников Закупки.

Согласно пп. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 6 статьи 3 Закона о закупках утверждено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с п. 5.2 Договора, подрядчик представляет Заказчику Информационный (геологический) отчет о результатах выполненных работ за отчетный год, акт выполненных работ за последний квартал отчетного года и акт сдачи-приемки выполненных работ за год до 20 ноября отчетного года.

Приложением № 2 к Проекту договора утверждён календарный план на выполнение полевых сейсморазведочных работ по региональному геологическому изучению недр по объекту: «Региональные сейсморазведочные работы в ХМАО в пределах Южно-Висимского участка», в соответствии с которым:

 

Наименование основных видов работ и этапов их выполнения

Сроки выполнения: начало - окончание

«Региональные сейсморазведочные работы в ХМАО в пределах Южно- Висимского участка» (МОГТ 2Д - 1500 пог. км) в т. ч.:

С даты подписания договора -

31.12.2025 г.

2023

  • составление проектно-сметной (проектной) документации на основании задания на проектирование, утвержденного Заказчиком;
  • проведение государственной геологической экспертизы и утверждение проектно-сметной (проектной) документации;
  • проведение полевых сейсморазведочных работ MOTT-2D в объеме 100 пог. км полнократных;
  • составление квартальных и годового информационных отчетов.

С даты подписания договора -

31.12.2023 г.

2024 год

  • проведение полевых сейсморазведочных работ MOTT-2D в объеме 800 пог. км полнократных;
  • составление квартальных и годового информационных отчетов.

01.01.2024 г.

31.12.2024 г.

2025 год

  • проведение полевых сейсморазведочных работ MOTT-2D в объеме 600 пог. км полнократных;
  • составление квартальных информационных и окончательного геологического отчетов.

01.01.2025 г.

30.10.2025 г.

 

В ходе заседания комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что топографо-геодезические работы, которые обеспечивают возможность проведения в дальнейшем сейсморазведки проводятся только в летне-осенний период и прекращаются с началом холодов. В холодное время года по подготовленным профилям проводятся собственно работы по сейсморазведке. И тому, и другому виду работ предшествуют подготовительные периоды, которые не связаны с проведением работ непосредственно «в поле». Это разработка и утверждение необходимых проектов и получение специальных разрешений, создание и накопление материальных ресурсов, мобилизация и демобилизация техники. После окончания полевого сезона сейсморазведочных работ проходит обработка полученных данных, которая длится до начала следующего зимнего сезона.

При этом представитель Заказчика указал, что графики выполнения работ, предусмотренные техническими (геологическими) заданиями и календарными планами полностью коррелируются.

Также, в ходе заседания Комиссии Управления, представитель Заказчика указал, что п. 5.2 Договора не обязывает исполнителя выполнить конкретный этап работ до 20 ноября текущего года.

 

В свою очередь, в ходе заседания Комиссии Управления, представителем Заявителя были озвучены дополнительные доводы жалобы, в соответствии с чем Тюменское УФАС России полагает необходимым пояснить следующее.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Верховный Суд РФ отмечает, что полномочия антимонопольного органа ограничены доводами жалобы, поэтому ФАС России не может выходить за их пределы и устанавливать при рассмотрении жалоб иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика. Верховный Суд РФ также указывает, что антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы не может проводить внеплановую проверку соблюдения заказчиком Закона №135-ФЗ (пп.17, 18 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона №223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018).

Кроме того, 23.05.2023 – Заявителем в адрес Тюменского УФАС России были направлены дополнительные пояснения, содержащие дополнительные доводы по жалобе.

Однако, учитывая факт, что указанные пояснения фактически поступили в Тюменское УФАС России 23.05.2023, то есть за сроком окончания подачи заявок на участие в Закупке (15.05.2023), у Тюменского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения дополнительных доводов жалобы по существу.

Также, стоит отметить, что от Заявителя в адрес Заказчика запросов на разъяснение положений закупочной документации не подавалось.

Стоит отметить, что в соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок участников Закупки от 08.05.2023 на участие в Закупке было подано заявки 3-х участников Закупки, выразивших согласие с требованиями закупочной документации Заказчика об осуществлении вышеуказанных работ в соответствии с календарным планом.

Таким образом, утверждённые Заказчиком работы в указанные сроки связаны непосредственно с особенностями и возможностями проведения работ в конкретный период времени года. В свою очередь, Заявителем невозможность исполнения поименованных Заказчиком работ в указанные сроки доказана не была. Между тем, несогласие Заявителя с установленными требованиями не может однозначно свидетельствовать о нарушении действующего законодательства в сфере закупок со стороны Заказчика.

Так, на основании вышеизложенного, поскольку, Заявителем не доказана невозможность исполнения требований закупочной документации, требования, изложенные Заказчиком в закупочной документации применяются в равной степени ко всем участникам Закупки, комиссия Тюменского УФАС России полагает признать довод жалобы Заявителя № 2 необоснованным.

 

Исходя их совокупности вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы в их взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Документации отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на проведение полевых сейсморазведочных работ по региональному геологическому изучению недр по объекту: «Региональные сейсморазведочные работы в ХМАО в пределах Южно-Висимского участка» (реестровый номер закупки: 32312334157), – необоснована.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на проведение полевых сейсморазведочных работ по региональному геологическому изучению недр по объекту: «Региональные сейсморазведочные работы в ХМАО в пределах Южно-Висимского участка» (реестровый номер закупки: 32312334157), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны