Решение №072/07/18.1–91/2020 Признать жалобу ООО «Тахограф» необоснованной. от 28 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–91/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.05.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 28.05.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>              -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–91/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Тахограф» (далее также – Заявитель, Общество) на действия акционерного общества «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (далее также – Заказчик, АО «ТПАП № 1») при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по изготовлению карт тахографа СКЗИ и проведению обучения работников Заказчика (реестровый номер извещения: 32009053181), далее также – Закупка, Аукцион, в отсутствие представителя Заказчика, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии представителя Заявителя: <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России (далее также – Управление) 30.04.2020 г. в 16:34 (вх. № 4467) поступила жалоба ООО «Тахограф» на действия АО «ТПАП №1» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по изготовлению карт тахографа СКЗИ и проведению обучения работников Заказчика (реестровый номер извещения: 32009053181).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из довода жалобы Заявителя следует, что заявка Общества необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании неправомерного требования закупочной документации о необходимости представления в составе заявки действующей лицензии на образовательную деятельность, при том, что обучение работе с тахографом представляет собой инструктаж и не является образовательной деятельностью.

В соответствии с ч. 15 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Заказчиком на рассмотрение Комиссией Управления настоящей жалобы представлены надлежащим образом заверенные копии необходимых документов и письменные мотивированные пояснения с обоснованием правовой позиции по обстоятельствам, изложенным в жалобе.

Из письменного пояснения Заказчика (исх. № 860 от 14.05.2020 г.) следует, что персонал Заказчика не обладает навыками обращения с картами тахографа, в связи с чем, обучение в рамках данной Закупки является сопутствующей услугой, что не запрещено действующим законодательством Российской Федерации.

В заседании Комиссии Управления, состоявшемся 14.05.2020 г., в связи с необходимостью получения дополнительной информации, в соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции было принято решение об отложении заседания Комиссии до 25.05.2020 г.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения Заявителя, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседании Совета директоров АО «ТПАП № 1» № 8/4 от 28.12.2018 г. утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд акционерного общества «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 29.12.2018 г. размещено на сайте официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (с изменениями от 04.07.2019 г.).

Как установлено материалами дела, 01.04.2020 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (реестровый номер извещения: 32009053181) и на сайте электронной торговой площадке – ООО «Центр Электронных Торгов» по адресу: http://torgi223.ru/ (Закупка № 570) Заказчиком было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (далее – Извещение), а также документация об открытом аукционе в электронной форме на оказание услуг по изготовлению карт тахографа СКЗИ и проведению обучения работников Заказчика (далее – Документация).

Дата начала срока подачи заявок: 02.04.2020 г.

Дата и время окончания подачи заявок: 17.04.2020 г. в 16:00.

Дата подведения итогов: 21.04.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 3 957 000,00 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 20.04.2020 г. на участие в Закупке подано и допущено две заявки, в том числе заявка Общества.

Протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 21.04.2020 г. зафиксировано, что закупочной комиссией Заказчика принято решение о несоответствии вторых частей заявок обоих участников и на основании п. 9.7. Документации аукцион признан несостоявшимся.

В соответствии с п. 1.10 Положения под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, при которой победителем признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, устано вленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (шаг аукциона) либо, в случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Заявки на участие в аукционе предоставляются по форме, в порядке и до истечения срока, указанного в документации об о аукционе (п. 10.6.1 Положения).

Абзацем 2 п. 10.5 Положения установлено, что документация об аукционе по составу и содержанию информации должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 8.8 настоящего Положения.

Так, согласно пп. 3 п. 8.8.3 Положения, документация о конкурентной закупке должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки участников.

Подпунктом 1 п. 7.1 Положения и пп. 1 п. 4.1 Документации определено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом процедуры закупки.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (абз. 2 п. 7.2 Положения).

В соответствии с пп. 1 п. 10.9.4 Положения и пп. 1 п. 9.4 Документации, комиссией по закупкам, на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе принимается решение о соответствии такого участника и его заявки требованиям, установленным документацией об аукционе, либо об отклонении его заявки по основанию несоответствия второй части заявки по составу, содержанию и оформлению.

Подпунктом 2 п. 5.3 Документации определён перечень документов и сведений, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в аукционе, в том числе абз. 5 пп. «к» обязывает участника представить в составе заявки копию действующей лицензии на образовательную деятельность.

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что обучения персонала использованию карты контрольного устройства является ничем иным, как инструктажем и оформление лицензии на образовательную деятельность для проведения инструктажа в рамках поставки товара (карт тахографа) не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации и является чрезмерным требованием, ограничивающим круг участников Закупки в лице поставщиков такого товара.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 21.04.2020 г. заявка Общества отклонена на основании пп. 1 п. 9.4 Документации, а именно: в составе заявки отсутствует копия действующей лицензии на образовательную деятельность.

Материалами дела установлено, что в составе заявки Общества действительно отсутствует указанный документ, необходимость представления которого установлена пп. 2 п. 5.3 Документации, что также не отрицается Заявителем.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что закупочная комиссия Заказчика при оценке вторых частей заявок действовала в рамках требований пп. 2 п. 5.3 Документации и обоснованно отклонила заявку Общества на основании пп. 1 п. 9.4 Документации, следовательно, довод жалобы Заявителя о необоснованности действий закупочной комиссии, направленных на отклонение заявки ООО «Тахограф», не находит своего подтверждения.

Вместе с тем, в рамках рассматриваемого основания отклонения заявки Общества, Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с п. 40 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность относится к виду деятельности подлежащей лицензированию.

Пунктом 17 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено, что под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ.

Согласно п. 9 ст. 2 Закона об образовании, образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная деятельность лицензируется в порядке, определённом Постановление Правительства Российской         Федерации от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее – Постановление № 966).

Так, в соответствии со ст. 12 Закона об образовании, пунктом 3 Постановления № 966 определён исчерпывающий перечень образовательных программ лицензируемой образовательной деятельности:

- основная общеобразовательная программа дошкольного, начального, основного, среднего общего образования;

- основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также программа подготовки специалистов среднего звена;

- основная профессиональная образовательная программа высшего образования;

- основная программа профессионального обучения – программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программа переподготовки рабочих, служащих, программа повышения квалификации рабочих, служащих;

- дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая, предпрофессиональная программа, а также программа повышения квалификации;

- дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки.

Указанный перечень является исчерпывающим и по смыслу не входящие в его состав услуги обучающего характера (в том числе инструктаж) лицензированию не подлежат.

Инструктаж – руководящие указания, относительно ведения дела или выполнения обязанностей, проводящийся в целях обеспечения безопасности труда работающих.

Согласно ч. 2 Приложения № 1 к Документации (далее – Техническое задание) к сопутствующим услугам по вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования относится обучение водителей и ответственных лиц автотранспортного предприятия по работе с контрольным устройством «Тахограф» с использованием карты водителя (предприятия), с последующей выдачей именного сертификата о прохождении обучения.

В соответствии с ч. 15 ст. 60 Закона об образовании, организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Приложением № 2 Приказа Минтранса Российской Федерации от 17.01.2012 г. № 7 «Об утверждении Требований к программам подготовки (инструктажа) персонала, осуществляющего установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, эксплуатацию и контроль использования таких контрольных устройств» (далее – Приказ № 7) установлены следующие требования к программам подготовки (инструктажа) специалистов, осуществляющих эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах:

1) для водителей – предусмотрены следующие темы инструктажа:

- законодательство в области контроля за режимами труда и отдыха водителей (1 час);

- характеристики и функции технических устройств, применяемых для контроля за режимами труда и отдыха водителей (1 час);

- правила использования контрольного устройства (5 часов);

- порядок выдачи, замены, приостановления и аннулирования действия карт водителей, используемых в цифровых устройствах контроля режимов труда и отдыха водителей (1 час);-

где общее время подготовки (инструктажа) составляет 8 часов;

2) для специалистов, осуществляющих организацию работы предприятия по контролю за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах – 16 часов подготовки (инструктажа) предусмотрены следующие темы инструктажа:

- законодательство в области контроля за режимами труда и отдыха водителей. Организация работы предприятия по контролю за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств (4 часа);

- характеристики и функции технических устройств, применяемых для контроля за режимами труда и отдыха водителей (4 часа);

- правила использования контрольного устройства при организации процедур контроля за режимами труда и отдыха водителей на предприятии (7 часов);

- порядок выдачи и применения карт, используемых в цифровых контрольных устройствах (1 час);-

где общее время подготовки (инструктажа) составляет 16 часов.

Здесь необходимо отметить, что Приказ № 7 не предусматривают выдачу какого-либо документа, подтверждающего прохождение подготовки (инструктажа) специалистов, осуществляющих эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах. 

Таким образом, для удовлетворения условия Технического задания Заказчика о выдаче именного сертификата о прохождении обучения, участник Закупки в соответствии с ч. 15 ст. 60 Закона об образовании должен обладать лицензией на образовательную деятельность. При этом, Приказ № 7 – непосредственно регулирующий проведение инструктажа в рамках предмета закупки, – не предусматривает необходимость наличия лицензии на образовательную деятельность при проведении обучения (инструктажа) по программам подготовки специалистов, осуществляющих эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.

Вместе с тем, установленное требование Заказчика о необходимости выдачи конкретно «именного сертификата» является некорректным ввиду отсутствия регламентирующих норм законодательства к наличию у инструктируемых лиц, в рамках предмета Закупки, по завершению обучения (инструктажа) какого-либо подтверждающего документа, как и наличия обязательства выдачи такого документа у организации, проводящей такое обучение (инструктаж).

Кроме того, в силу ч. 15 ст. 60 Закона об образовании, образцы документов об освоении образовательных программ и порядок их выдачи устанавливаются организациями, осуществляют образовательную деятельность самостоятельно, следовательно, требование Технического задания к конкретному виду такого документа (именной сертификат) является избыточным и необоснованным.

Также следует отметить тот факт, что Техническим заданием Заказчика объективно не установлены какие-либо требования к проведению обучения (в том числе к какому виду образовательных программ образовательной деятельности относится данное обучение), за исключением наличия у участников Закупки наличия лицензии на образовательную деятельность и необходимости выдачи именного сертификата по окончанию обучения, следовательно, определяющее значения для Заказчика в данном случае имеет не обретение его работниками соответствующих навыков обращения с картами тахографа, а документы, подтверждающие, что данные навыки работниками получены, что не является корректным.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование, как к наличию у участников закупки лицензии на образовательную деятельность в рамках указанного предмета Закупки, так и к необходимости выдачи такими участниками «именного сертификата о прохождении обучения» не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации и не может быть отнесено к требованиям пп. 1 п. 7.1 Положения и пп. 1 п. 4.1 Документации, следовательно, установление данных условий является неправомерным и нарушает принцип справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) ограничивая при этом круг возможных участников указанной Закупки в лице поставщиков данного товара.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения Заявителя, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении АО «ТПАП №1» ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по изготовлению карт тахографа СКЗИ и проведению обучения работников Заказчика (реестровый номер извещения: 32009053181), выразившемся в установлении требования в Документации несоответствующего действующему законодательству Российской Федерации, что повлекло необоснованное ограничение возможных участников Аукциона;

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене протоколов, внесении изменений в закупочную документацию и продлении срока подачи заявок.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тахограф» на действия акционерного общества «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по изготовлению карт тахографа СКЗИ и проведению обучения работников Заказчика (реестровый номер извещения: 32009053181) необоснованной.

2. Признать в действиях АО «ТПАП №1» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «ТПАП №1» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения, путём отмены протоколов, внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <...>

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                              <...>

 

 

 

 <...>

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны