Постановление №072/04/14.3-140/2021 реклама финансовых услуг от 18 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

по делу №072/04/14.3-140/2021

об административном правонарушении

18.03.2021 г. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области <…>, рассмотрев материалы дела №072/04/14.3-140/2021, возбужденного в отношении ООО «Специализированный застройщик Звезда» (адрес места нахождения: 625027, г.Тюмень, ул.Мельникайте, д.72а, ОГРН 1117232033786, ИНН 7203267387/КПП 720301001, дата регистрации: 08.08.2011г.), по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствии законного представителя ООО «Специализированный застройщик Звезда», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление №80086558158017), которому права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), разъяснены в протоколе от 10.03.2021 по делу №072/04/14.3-140/2021,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе № 072/05/28-51/2020 от 28.10.2020г. признана ненадлежащей реклама на канале «Телекомпания НТВ» в период с 01.05.2020 г. по 31.05.2020 г. в виде рекламного видеоролика с демонстрацией анимационных картинок текста следующего содержания: «[} Атамари. Жилой комплекс. 2,4% ипотека 7% скидка. «Атамари» Жилой комплекс. Застройщик «Звезда» 68-41-41. «Атамари» 7% скидка 2,4% ипотека. 68-41-41» с сопровождением аудиосообщением следующего содержания: «Что лучше ипотека под 2,4% или скидка 7%? Выбирайте свою выгоду в жилом комплексе «Атамари» от специализированного застройщика «Звезда». Офисы продаж работают дистанционно. Берегите себя и оставайтесь дома! 68-41-41», где на протяжении трансляции в нижней части кадра демонстрируется текст, содержание которого недоступно в связи с его особенностями исполнения (мелкий неконтрастный шрифт, используемый неконтрастный фон), а также кратковременности его демонстрации, что не позволяет ознакомиться с его содержанием в полном объеме, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, частей 1,3, 7 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Исследовав материал административного дела, установлено следующее.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Законодательством о рекламе не установлено требование к рекламе об указании одного объекта рекламирования, следовательно, в рекламе может продвигаться несколько видов товаров.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования: Жилой Комплекс «Атамари», ипотечное кредитование и рассрочка.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания потенциальных покупателей к возможности приобретения квартир в кредит, следовательно, в рекламе предложены услуги кредитования.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой финансовой услуги – ипотечного кредита. Реклама финансовых услуг должна соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ней.

Рассматриваемый рекламный ролик представляет из себя демонстрацию анимационных картинок и текста следующего содержания: «[} Атамари. Жилой комплекс. 2,4% ипотека 7% скидка. «Атамари» Жилой комплекс. Застройщик «Звезда» 68-41-41. «Атамари» 7% скидка 2,4% ипотека. 68-41-41».

Визуальную часть ролика сопровождает аудиосообщение следующего содержания: «Что лучше ипотека под 2,4% или скидка 7%? Выбирайте свою выгоду в жилом комплексе «Атамари» от специализированного застройщика «Звезда». Офисы продаж работают дистанционно. Берегите себя и оставайтесь дома! 68-41-41».

На протяжении трансляции всего ролика в нижней части кадра демонстрируется текст, выполненный мелким шрифтом.

Таким образом, потребитель рекламы за 20 секунд демонстрации рекламного ролика должен одновременно прочесть, воспринять и запомнить всю информацию видеоролика (крупный текст, аудиотекст и текст выполненный мелким шрифтом, размещенный в нижней части кадра оцениваемой рекламы сменяемый трижды за время демонстрации), при этом, текст, выполненный крупным шрифтом по смысловому содержанию полностью совпадает с аудиосообщением, а текст выполненный мелким шрифтом, расположенный в нижней части кадра сообщает (должен сообщить) потребителям рекламы информацию, которая не следует из предыдущего текста, но вместе с тем конкретизирует его содержание, делая рекламную информацию полной.

Данный объем информации за отведенный в рекламе период времени (20 секунд) не может быть воспринят, учитывая то обстоятельство, что внимание потребителя отвлечено на просмотр более крупного текста и прослушивание аудиосообщения в рекламном ролике. Кроме того, не смотря на использование жирного шрифта для выделения части информации в тексте, данная информация не может быть воспринята и осмыслена, поскольку она является частью самого текста и вырванная из контекста не несет никакой смысловой нагрузки.

Таким образом, восприятие информации в полном объеме, демонстрируемой в рассматриваемой рекламе невозможно.

Формальное наличие в рекламе существенной информации о наименовании лица, оказывающего финансовую услугу, сведений о месте размещения проектной декларации, существенных условиях ипотечного кредитования при ненадлежащей форме представления соответствующих сведений, не свидетельствует о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе, поскольку данная информация выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие потребителями рекламы, которым она адресована, и вводит их в заблуждение относительно лица, оказывающего финансовую услугу.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части за отведенное демонстрации время.

Таким образом, текст, выполненный мелким шрифтом, остается недоступным для прочтения потребителями, следовательно, его содержание в рекламе носит формальный характер и не доводится до потребителя в надлежащем виде.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе, информация о лице оказывающем финансовую услугу – ипотечное кредитование указана в тексте, содержание которого комиссией признано не доступным потребителю рекламы, а, следовательно, считается отсутствующей.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе содержится только привлекательное условие оказания финансовой услуги (ипотечного кредита), а именно «от 2,4 %», которое доступно для восприятия потребителем рекламы, остальные сведения такие как, срок, сумма кредита до потребителя не доведены надлежащим образом. Так же потребителю рекламы недоступна для восприятия информация об изменении процентной ставки до 6,4 % годовых после сдачи дома, что в последствии влечет увеличение стоимости кредита.

Вместе с тем такое условие ипотечного кредитования как процентная ставка в размере 2,4% является существенным для потребителя, именно данное условие формирует потребительский спрос, однако иные условия, определяющие полную стоимость кредита для заемщика не указаны надлежащим образом, следовательно, в данной рекламе нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 28 Закона о рекламе, реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

В рассматриваемой рекламе сведения о месте размещения проектной декларации отсутствуют, поскольку данные сведения включены в содержание текста, который не подается прочтению и восприятию, а, следовательно, в рекламе нарушены требования части 7 статьи 28 Закона о рекламе.

Требования части 1, 3, 7 статьи 28 Закона о рекламе напрямую корреспондирует с требованиями части 7 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о лице, оказывающем финансовую услугу, при этом указана процентная ставка за пользование ипотечным кредитом в размере 2,4% годовых, которая впоследствии меняется, однако, иные условия, определяющие стоимость кредита для заемщика не указаны, следовательно, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации для потребителя.

Таким образом, данная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителя.

В соответствии с части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1, 3 и 7 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Материалами дела №072/05/28-51/2020 (Договор №РРМ-200313-0013 ТМН, Акт №АРМ-200415-096ТМН-0520/01 от 31.05.2020, Платежное поручение №3298 от 28.05.2020, платежное поручение №3297 от 28.05.2020 г.) установлено, что рекламодателем является ООО «Специализированный застройщик Звезда» (адрес места нахождения: 625027, г.Тюмень, ул.Мельникайте, д.72а, ОГРН 1117232033786, ИНН 7203267387/КПП 720301001, дата регистрации: 08.08.2011г.), который несет ответственность за нарушение части 7 статьи 5 и частей 1,3,7 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе, а именно: части 7 статьи 5 и частей 1,3,7 статьи 28 Закона о рекламе.

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным Законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Ч.1 ст.14.3 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности вне зависимости от наличия/отсутствия отрицательных последствий распространения ненадлежащей рекламы.

Субъектом административного правонарушения по делу № 072
04/14.3-140/2021 выступает – ООО «Специализированный застройщик Звезда» (адрес места нахождения: 625027, г.Тюмень, ул.Мельникайте, д.72а, ОГРН 1117232033786, ИНН 7203267387/КПП 720301001, дата регистрации: 08.08.2011г.).

Вина ООО «Специализированный застройщик Звезда» состоит в том, что оно не выполнило установленных Законом о рекламе требований и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, ООО «Специализированный застройщик Звезда», распространяя вышеуказанную рекламу с нарушением рекламного законодательства, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела №072/05/28-51/2020 – 16.05.2020г.

Дело об административном правонарушении № 072/04/14.3-140/2021 в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера, совершенного ООО «Специализированный застройщик Звезда» административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, при рассмотрении дела не установлено.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Безразличное отношение лица к своим публично-правовым обязанностям, которые установлены действующим законодательством, свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям. Следовательно, признать допущенное ООО «Специализированный застройщик Звезда» правонарушение в качестве малозначительного недопустимо.

ООО «Специализированный застройщик Звезда» заявлено ходатайство о назначении административного штрафа в размере половины минимального размера, учитывая, что правонарушение совершено впервые и отсутствует ущерб бюджету и вредные последствия правонарушения.

Согласно п. 3.2. ст.4.1. КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа может быть снижен административным органом только при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения, его последствиями, имущественным и финансовым положением лица, привлекаемого к административной ответственности.

Оснований для снижения суммы административного штрафа, согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при рассмотрении дела не установлено.

В материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф. Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия.

На основании изложенного, учитывая характер и степень виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, причины и условия совершения административного правонарушения, руководствуясь статьями 2.4, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Применить к ООО «Специализированный застройщик Звезда» (адрес места нахождения: 625027, г.Тюмень, ул.Мельникайте, д.72а, ОГРН 1117232033786, ИНН 7203267387/КПП 720301001, дата регистрации: 08.08.2011г.), меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель платежа: Управление Федерального казначейства по Тюменской области (Тюменское УФАС России)

Наименование банка: Отделение Тюмень Банка России/УФК по Тюменской области г. Тюмень

ЕКС (номер банковского счета): 40102810945370000060

Номер казначейского счета: 03100643000000016700

БИК: 017102101

ИНН: 7202081799

КПП: 720301001

ОКТМО: 71701000

код бюджетной классификации – 161 116 01141 01 003 140

УИН: 16100500000000895146

Назначение платежа: «Нарушение ч.1 ст.14.3 КоАП РФ».

Согласно статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны