Решение №РНП-72-72/22 односторонний отказ от исполнения контракта от 23 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-72/22 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

23 июня 2022 года                                                                                                                   г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления В.,

Члены комиссии:

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок О.,

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Н.,

с участием представителей заказчика: МБУ «Тюменьгормост» (далее также – заказчик), И. по доверенности № 21 от 16.06.2022, В. по доверенности № 22 от 16.06.2022, К. по доверенности № 23 от 16.06.2022, К. по доверенности № 24 от 16.06.2022,

с участием представителей уполномоченного лица заказчика (технического заказчика): МКУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени» (далее – уполномоченное лицо заказчика), Ч. по доверенности № 7/22-ю от 21.06.2022, С. по доверенности № 8/22-ю от 21.06.2022,

с участием представителя ООО «П» (далее также – Общество, исполнитель), С. по доверенности № 9/2022 от 31.03.2022,

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» обращение МБУ «Тюменьгормост» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «П» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по строительству сооружений-мест для складирования снега по адресу: г.Тюмень, проезд Воронинские горки (в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:7135) 1 этап строительства (подготовительные работы) (реестровый номер закупки 0167300000521001133),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 16.06.2022 поступило обращение МБУ «Тюменьгормост» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «П» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по строительству сооружений-мест для складирования снега по адресу: г.Тюмень, проезд Воронинские горки (в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:7135) 1 этап строительства (подготовительные работы).

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «П» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило пояснения и документы обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела. Представитель Общества просит не включать сведения об Обществе в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству сооружений-мест для складирования снега по адресу: г.Тюмень, проезд Воронинские горки (в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:7135) 1 этап строительства (подготовительные работы), с начальной (максимальной) ценой контракта 209 436 498,60 рублей, в интересах заказчика МБУ «Тюменьгормост».

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 2/АЭ-1002/21 от 29.09.2021 победителем признано ООО «П» с предложением по цене контракта 168 249 386,10 рублей.

19.10.2022 между МБУ «Тюменьгормост» и ООО «П» заключен контракт№ 0400.21.012 на выполнение работ по строительству сооружений-мест для складирования снега по адресу: г.Тюмень, проезд Воронинские горки (в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:7135) 1 этап строительства (подготовительные работы) (реестровый номер контракта 3720414990021000014).

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить в соответствии с требованиями и условиями контракта работы по строительству сооружений-мест для складирования снега по адресу: г.Тюмень, проезд Воронинские горки (в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:7135) 1 этап строительства (подготовительные работы) (далее - объект) согласно сводному сметному расчету стоимости строительства, локальным сметным расчетам, расчету стоимости выполнения работ, графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложения №№ 1-7 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта (далее – работы, объект) и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется обеспечить проверку и приемку выполненных работ, оплатить результаты фактически выполненных подрядчиком и принятых заказчиком обязательств в порядке, на условиях и в сроки, установленные контрактом. Объем, перечень и требования к работам указаны в Приложениях №№ 1-5 к контракту.

Пунктом 1.7 контракта предусмотрено, что подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с  графиком выполнения строительно-монтажных работ который является Приложением № 6 к контракту и его неотъемлемой частью.

Разделом 1.1 контракта предусмотрено, что заказчик вправе определить уполномоченное лицо, на реализацию прав и обязанностей заказчика. В данном случае, таким уполномоченным лицом выступило МКУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов».

Пунктом 3.1 контракта предусмотрен срок выполнения работ: 60 календарных дней с момента заключения Контракта, согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 6 к контракту).

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что в указанный срок включается выполнение работ, в том числе подготовка и подписание подрядчиком акта выполненных работ по форме № КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3.

Пунктом 3.3 контракта предусмотрено место выполнения работ: г. Тюмень, проезд Воронинские горки (в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:7135).

Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение. При выполнении работ подрядчик должен применять строительные материалы, в том числе детали и конструкции, или оборудование, соответствующие приложениям к контракту, техническим условиям, государственным стандартам.

Пунктом 6.1.1 контракта предусмотрена обязанность подрядчика своевременно и надлежащим образом в порядке, объемах и сроки выполнить работы в соответствии с условиями контракта и приложениям к нему, требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Сдать результаты выполненных работ заказчику в установленный срок в состоянии, соответствующем требованиям контракта и с правилами приемки работ при строительств.

Пунктом 6.1.5 контракта предусмотрена обязанность подрядчика немедленно предупредить заказчика и до получения от него  указаний приостановить работы при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком технической документации для выполнения работ по контракту; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Пунктом 8.3 контракта предусмотрено, что работы должны быть выполнены в сроки, предусмотренные контрактом, включая подготовку, подписание и предоставление подрядчиком заказчику акта выполненных работ по форме № КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, исполнительной документации и направление их заказчику в порядке, установленном настоящим разделом контракта.

Пунктом 14.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2021, а в части исполнения принятых по Контракту обязательств по оплате - до полного их исполнения сторонами.

Приложением № 6 к контракту предусмотрен график выполнения строительно-монтажных работ который составляет 60 календарных дней с момента заключения контракта. Физический объем работ составляет 88340 кв.м.

График производства работ по контракту (подписанный заказчиком и подрядчиком) предусматривал выполнение следующих работ: строительство сооружений-мест для складирования снега, устройство водоотведения, устройство основания из грунта с последующим уплотнением, устройство песчаной насыпи, устройство щебеночной подготовки, устройство защитных футляров на существующем газопроводе на подъездной дороге, устройство щебеночного основания подъездной дороги, устройство наружного освещения на подъездной автодороге.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из материалов дела установлено следующее:     

Дата

Содержание документа

Документ

27.10.2021

Подрядчик сообщил заказчику, что на строительную площадку требуется дополнительно завезти 82 201,24 м3 грунта до проектных отметок, неучтенных в контракте, без учета 47 836,67 м3, которые необходимо переместить по площадке. Подрядчик просил заказчика определить источники завоза данного объема.

Письмо № 277/ПГ от 27.10.2021

01.11.2021

Подрядчик сообщил уполномоченному лицу заказчика, о просьбе дать разъяснения в части использования экскаватора для выемки грунта, уплотнения привозного грунта, увеличения срока выполнения работ, соответствия качества земляного полотна требованиям проекта и сводов правил, возможного срыва сроков строительства

Письмо № 285/ПГ от 01.11.2021

03.11.2021

Подрядчик сообщил уполномоченному лицу заказчика, что отсутствует в полном объеме грунт требуемый для отсыпки строительной площадки под отметки для устройства песчаного основания дорожной одежды, в связи с чем срок исполнения контракта может быть сорван по не зависящим причинам. Подрядчик просил заказчика продлить срок выполнения работ по контракту, на период завоза грунта в полном объеме

Письмо № 291/ПГ от 03.11.2021

03.11.2021

Подрядчик сообщил уполномоченному лицу заказчика, что необходимо рассмотреть вопрос о заключении дополнительного соглашения на неучтенный сметой объем работ или привести площадку в проектные отметки в течение семи дней.

Письмо № 293/ПГ от 03.11.2021

03.11.2021

Уполномоченное лицо заказчика сообщило подрядчику, что согласно проекта организации строительства при производстве работ по перемещению грунта необходимо произвести осушение территории путем возведения дамбы и перекачивания воды насосами. Фактически выполняются работы по отсыпке методом «от себя» с последующим вытеснением воды. Данный метод не предусмотрен проектом организации строительства, что ведет к нарушению условий контракта. Приемка и оплата работ будет осуществляться после корректировки и уточнения проектно-сметной документации, а также предоставления исполнительной документации с подтверждением фактически выполненных объемов работ.

Письмо № 31-08-000678/21 от 03.11.2021

08.11.2021

Подрядчик сообщил заказчику, что не завезен в полном объеме грунт, в этой связи подрядчик приостанавливает исполнение контракта с 10.11.2021 до полного завоза грунта и корректировки проектно-сметной документации заказчиком.

Письмо № 294/ПГ от 08.11.2021

10.11.2021

Заказчиком и подрядчиком подписан акт о приостановке выполнения работ, согласно которому, выполнение работ приостанавливается с 10.11.2021 до момента вывоза на площадку грунта в объеме, предусмотренном проектной документацией по объекту шифр 25/20-ТСП-1-ПЗУ.

Акт № б/н от 10.11.2021

10.11.2021

Заказчиком в адрес подрядчика направлен ответ на письмо (исх.№ 294/ПГ от 08.11.2021), в котором сообщается о необходимости ускорения выполнения строительно-монтажных работ по строительству объекта в части отсыпки и послойного уплотнения грунта площадки полигона из завезенного грунта для последующего устройства подстилающего слоя из песка, организации подготовительных работ по устройству защитных футляров на действующий газопровод высокого давления в месте пересечения с подъездной автомобильной дорогой. Дополнительно сообщено, что в настоящее время заказчиком ведется работа по заключению договора с проектной организацией на корректировку проектно-сметной документации в связи с необходимостью уточнения и завоза дополнительных объемов грунта на строительную площадку.

Письмо от 10.11.2021 № 24-54-исх.-3770/21 (вх.№ 245 от 10.11.2021)

11.11.2021

Заказчик просил подрядчика направить следующую информацию: оформленную надлежащим образом картограмму подсчета земляных работ на момент начала производства работ организацией с целью корректного определения уже завезенного грунта на строительную площадку; оформленную надлежащим образом картограмму подсчета земляных работ на текущий момент с целью определения необходимости (либо отсутствия необходимости) завоза на строительную площадку дополнительного объема грунта и его корректного подсчета; сопроводительное письмо, опирающееся на данные вышеперечисленных графических документов, содержащее необходимый анализ данных, по результатам геодезических работ и обоснованный вывод.

Письмо от 11.11.2021 № 24-54-исх.-3782/21

12.11.2021

Уполномоченное лицо заказчика сообщило заказчику и подрядчику, о том, что имеются несоответствия в проектно-сметной документации: объем земляных работ не соответствует объемам отраженных в проектной документации; предусмотрено проектом организации строительства по перемещению грунта автовозкой, локальным сметным расчетом данные работы не предусмотрены; локальным сметным расчетом укрепление откосной части бетоном с добавления соответствующих добавок и требований технологии при зимнем производстве работ не предусмотрено; локальным сметным расчетом проектной документации для устройства подстилающего слоя из песка толщиной 1,00 м. и 0,45 м. предусмотрен «Песок природный для строительных работ: очень мелкий с крупностью зерен размером свыше 1,25 мм – до 5 % по массе». В графической части проекта «Конструкции дорожной одежды» лист 6, подстилающий слой выполняется из песка мелкого; локальным сметным расчетом проектной документации для устройства дорожной одежды тип 1.1 и 1.2 предусмотрено «Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 98,1 МПа (1000 кгс/см2): верхнего слоя двухслойных». В графической части «Конструкции дорожной одежды» на листе 6 щебеночное основание выполняется из щебня 1 класса марки 1200 ГОСТ 25607-2009. Уполномоченное лицо заказчика просило внести изменения в проектно-сметную документацию.

Письмо № 31-54-исх-002319/21 от 12.11.2021

12.11.2021

Подрядчик сообщил заказчику и уполномоченному лицу заказчика, что заказчик должен предоставить график завоза недостающего грунта до 16.11.2021, с точной датой окончания завоза грунта. На данную дату ООО «П» выполняет работы, не предусмотренные сметой контракта и выполнение основных видов работ затягивается по вине заказчика, в связи с этим, подрядчик не гарантирует сроки выполнения работ по условиям контракта.

Письмо № 301/ПГ от 12.11.2021

16.11.2021

Заказчиком в адрес подрядчика и уполномоченного лица заказчика направлено письмо, согласно которому, заказчик сообщил об отсутствии основания для изменения и корректировки сроков графика выполнения строительно-монтажных работ. Указано на необходимость выполнения строительно-монтажных работ в строгом соответствии с графиком производства работ направленным подрядчиком в адрес заказчика письмом исх.№ 268/ПГ от 21.10.2021

Письмо № 24-54-исх.-3014/21 от 16.11.2021 (вх.№ 254/ПГ от 17.11.2021)

17.11.2021

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, до настоящего времени ООО «П» в адрес заказчика не предоставлена надлежаще оформленная исполнительная техническая документация подсчета объема земляных масс на начало производства работ, отраженная в письме заказчика исх.№ 24-54-исх-3782/21 от 11.11.2021 с целью корректного определения уже завезенного грунта на строительную площадку. Согласно данным заказчика, по состоянию на 17.11.2021 объем завезенного грунта, безвозмездно предоставляемого заказчиком подрядчику, после начала работ на объекте подрядчика, составляет 21232 м3, общий объем грунта, завезенного на площадку 73232 м3 при проектном объеме – 67139 м3. Вопрос по графику завоза дополнительных объемов грунта, в случае необходимости последнего, будет рассматриваться и обсуждаться заказчиком после представления подрядчиком указанной технической документации, её анализа и определения фактического объема завезенного грунта на объект

Письмо № 24-54-исх.-3933/21 от 17.11.2021 (вх.№ 256 от 18.11.2021)

18.11.2021

Подрядчик сообщил заказчику и уполномоченному лицу заказчика, что в связи с несоответствием в проектно-сметной документации расчетного объема грунта, необходимого для выравнивания площадки под устройство подстилающего слоя из песка с фактически необходимым объемом грунта, заказчиком в настоящее время фактический объем грунта завезен в неполном объеме. Подрядчиком в настоящее время выполняются работы, не входящие в проектно-сметную документацию, а именно: срезка и перемещение грунта на площадке на расстояние до 100 м, откачка воды. Данные факты не позволили подрядчику своевременно начать выполнение работ, предусмотренных проектно-сметной документацией в рамках исполнения контракта, а именно: завоз песка для устройства подстилающего слоя. Подрядчик просил заказчика инициировать проведение совещания для согласования графика производства работ с увеличенным сроком исполнения контракта.

Письмо № 306/ПГ от 18.11.2021

19.11.2021

Заказчик направил подрядчику и уполномоченному лицу заказчика ответы ООО «Техностройпроект» на замечания уполномоченного лица заказчика к проектно-сметной документации по строительству сооружений-мест для складирования снега.

Письмо № 24-54-исх.-3963/21 от 19.11.2021 (вх.№ 257 от 19.11.2021)

29.11.2021

Подрядчик сообщил заказчику и уполномоченному лицу заказчика, что в связи с отсутствием представителей проектной организации на рабочей встрече, проведенной 25.11.2021 на объекте по строительству сооружений-мест для складирования снега по обследованию мест выхода грунтовых вод на поверхность площадки и мест с нестабильными грунтами, подрядчик просил в кратчайшие сроки направить представителей проектной организации на объект строительства для обследования площадей с обнаруженными участками залегания льда с целью определения объема требуемых дополнительных работ для выдачи проектного технического решения и включения их в сметную стоимость. Выполнение дополнительного объема работ, не учтенных в проектно-сметной документации, влечет за собой увеличение сроков производства работ и исполнения контракта. Подрядчик просил утвердить график работ с увеличенным сроком исполнения контракта и инициировать заключение дополнительного соглашения к контракту о продлении срока производства работ по строительству вышеуказанного объекта.

Письмо № 328/ПГ от 29.11.2021

30.11.2021

Между подрядчиком и заказчиком подписан акт о возобновлении выполнения работ с 01.12.2021 в связи с завозом на площадку грунта в объеме, предусмотренном проектной документацией по объекту шифр 25/20-ТСП-1-ПЗУ.

Акт № б/н от 30.11.2021

03.12.2021

Между подрядчиком и заказчиком подписан акт о приостановке выполнения работ, согласно которому, в связи с выявлением на строительной площадке ледяных линз и замусоренного грунта, а также принятием решения о замене сборных лотков DN300 в центральной оси проездов по периметру площадки складирования снега на монолитные лотки вдоль бетонного укрепления обваловки, выполнение работ по строительству сооружений-мест для складирования снега, приостанавливается до момента передачи заказчиком подрядчику рабочей документации с откорректированными отметками и объемами производства работ.

Акт № б/н от 03.12.2021

10.01.2022

Подрядчик сообщил заказчику и уполномоченному лицу заказчика, что для завершения земляных работ до уровня проектных отметок, необходимо завезти 27 054,5 м3 грунта, приложены исполнительные схемы на 2 листах.

Письмо № 2/ПГ от 10.01.2022

17.01.2022

Заказчик направил подрядчику и уполномоченному лицу заказчика письмо, согласно которому, представленные подрядчиком исполнительные съемки местности не содержат сведений: о геодезической основе (в какой системе координат и высот выполнена съемка), о геодезической привязке (что делает невозможным точное определение положения закрепленных на местности точек, линий в принятой системе координат и высот), масштабе съемки. Заказчик обратил внимание на то, что требования по приведению предоставляемой на рассмотрение документации в соответствие с действующими нормативами, подрядчиком также не были осуществлены в полном объеме. Заказчик не может подтвердить представленные выполненные объемы работ даже с учетом проведения контрольных измерений в рамках компетенции заказчика, как следствие, определить необходимость завоза на строительную площадку дополнительного объема грунта в количестве 27055 м3.

Письмо № 24-54-исх.-135/22 от 17.01.2022

20.01.2022

Подрядчик сообщил заказчику и уполномоченному лицу заказчика, что для завершения земляных работ до уровня проектных отметок, необходимо завезти 27 054,5 м3 грунта, что подтверждают ранее направленных исполнительные схемы. Исполнительные схемы содержат все необходимые сведения в форматах pdf, dwg.

Письмо исх.№ 14/ПГ от 20.01.2022

01.02.2022

Подрядчиком и заказчиком подписан акт о возобновлении выполнения работ, согласно которому, работы возобновляются с 02.02.2022 в связи с передачей заказчиком подрядчику рабочей документации с откорректированными отметками и объемами производства работ.

Акт № б/н от 01.02.2022

15.02.2022

Подрядчик сообщил заказчику и уполномоченному лицу заказчика, о том, что ранее был сделан запрос в АО «С» о возможности производства работ в охранной зоне ВЛ, на что получили ответ об определенных условиях. Подрядчик просил заказчика рассмотреть условия АО «С» дать разъяснения по дальнейшим действиям производства работ и возможности включения в проект данных технических условий. Письмо АО «С» и картографические материалы приложены к письму.

Письмо № 43/ПГ от 15.02.2022

16.02.2022

Дополнительным соглашением к контракту изменен объем и вид выполняемых работ, а именно, Приложения № 1, 2, 4 изложить в новой редакции, Приложение № 5 исключить. Цена контракта составила 155 075 880,54 рублей. Остальные условия остаются без изменений.

Дополнительное соглашение № 1 от 16.02.2022 к контракту

17.02.2022

Заказчик направил ИП М. и уполномоченному лицу заказчика письмо, согласно которому, заказчик направляет копию письма АО «С» (исх.№ И-С-1912 от 13.02.2022) для корректировки в сжатые сроки проектно-сметной документации в части исполнения условий сохранности ВЛ-10 кВ фидера «Цимлянский». Откорректированную документацию по объекту, в обязательном порядке, согласовать с владельцем вышеуказанных электрических сетей и представить заказчику в бумажном и электронном носителях.

Письмо № 24-54-исх.-540/22 от 17.02.2022 (вх.№ 20/эл от 18.02.2022)

21.02.2022

Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени направил в адрес заказчика письмо, согласно которому, рассмотрев обращение по вопросу переноса работ по устройству слоев щебня в дорожную одежду площадки полигона по строительству сооружений-мест для складирования снега сообщил, что контракт от 19.10.2021 № 0400.21.012.

Письмо № 45-54-исх-000565/22 от 21.02.2022

22.02.2022

Заказчик сообщил подрядчику, что учитывая поступившее письмо Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени просит предоставить информацию о степени готовности выполнить работы в рамках контракта от 19.10.2021 № 0400.21.012.

Письмо № 24-54-исх-610/22 от 22.02.2022

24.02.2022

Подрядчик направил заказчику письмо, согласно которому, в ответ на письмо исх.№ 24-54-исх-610/22 от 22.02.2022 о предоставлении информации о степени готовности выполнить работы по устройству щебеночных слоев дорожных одежд по объекту, подрядчик сообщил, что ответ на письмо исх.№ 2/ПГ от 10.01.2022 о том, что для завершения земляных работ до уровня проектных отметок, необходимо завезти 27 054 м3 грунта – не получен, завоз грунта не осуществлен, поэтому осуществить работы не представляется возможным, и как следствие, выполнить устройство основания из песка и щебня на данном участке. Учитывая что данный вид работ выпадал на зимний период, следовательно, выполнение данного вида работ в соответствии с СП 78.13330.2021 (изм. 1) не представляется возможным. Подрядчик готов выполнить работы по контракту при условии завоза грунта в полном объеме, его оттаивания и естественной осадки. Кроме того, необходимо завершение весенне-паводкового сезона, при котором талые воды наполнят строительную площадку, расположенную в нижней части земельного участка, и выполнение данных работ также невозможно, поскольку они не предусмотрены контрактом. Кроме того, необходим период времени для стабилизации плотности грунта. Производство работ необходимо осуществлять не ранее августа 2022 года. Подрядчик просил заказчика рассмотреть условия выполнения данных работ, либо расторгнуть контракт по соглашению сторон, в части работ, выполнение которых не представляется возможным без реализации вышеуказанных условий.

Письмо № 54/ПГ от 24.02.2022

25.02.2022

ИП М. направил заказчику ответ на письмо исх.№ 24-54-исх.-540/22 от 17.02.2022, согласно которому, в рамках проведения работ по согласованию полноты топографической съемки в границах проектируемого объекта были получены согласования от АО «С» от 20.08.2020. В полученном согласовании информация о пересечении проектируемой дороги с ВЛ-10кВ фидер «Цимлянский» отсутствует. В связи с отсутствием сетей АО «С» в границах проектирования, согласование проектной документации с АО «СУЭНКО» не выполнялось. Отметка нижнего провода ВЛ-10кВ фидер «Цимлянский» 88,12 м, отметка проектируемой автомобильной дороги в точке пересечения – 80,58 м. Высота проектного провиса составляет 7,54 м, что не противоречит п. 2.5.257 ПУЭ. Приложен документ согласования полноты топосъемки АО «С».

Письмо исх.№ ГИП/097 от 25.02.2022

02.03.2022

Подрядчик направил заказчику и уполномоченному лицу заказчика письмо, согласно которому, в условиях сложившейся фактической ситуацией, наступлением весеннего периода (распутица), затягивание сроков реализации контрактных мероприятий, в том числе и по вине заказчика, прошу расторгнуть данный контракт по взаимному соглашению сторон.

Письмо № 67 от 02.03.2022 (вх.№ 24-54-вх-572/22 от 03.03.2022)

02.03.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, что выполнение работ по контракту необходимо завершить с учетом фактически сложившейся ситуации.

Письмо № 24-54-исх.-693/22 от 02.03.2022 (вх.№ 66/ПС от 02.03.2022)

03.03.2022

Подрядчик направил заказчику письмо, согласно которому, подрядчик просил заказчика предоставить актуальную проектную документацию, согласованную с АО «С». Данное согласование требуется для выполнения земляных работ в охранной зоне ВЛ-10кВ ф. «Цимлянское». Без согласованной проектной документации собственник инженерных сетей не рассматривает проект производства работ разработанный ООО «П», а также не назначает ответственного представителя.

Письмо № 69/ПГ от 03.03.2022

04.03.2022

Заказчик направил письмо в адрес подрядчика и уполномоченного лица заказчика о том, что принимая во внимание разъяснения проектной организации (ИП М.), в рамках проведения работ по согласованию полноты топографической съемки в границах проектируемого объекта по строительству сооружений – мест для складирования снега были получены все необходимые согласования от заинтересованных организаций, включая согласование АО «С» от 20.08.2020. В полученном согласовании от АО «С» информация о пересечении проектируемой подъездной дороги к полигону для складирования снега с ВЛ-10 кВ филдер «Цимлянский» отсутствует. В связи с отсутствием сетей АО «С» в границах проектирования объекта на момент его проектирования, согласование проектной документации с АО "С» проектной организацией не выполнялось. Таким образом, весь комплект проектной документации по объекту переданной заказчиком ООО «П» 19.10.2021, включая отчет по инженерно-геодезическим изысканиям является актуальным, имеет все необходимые согласования и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Письмо № 24-54-исх.-749/22 от 04.03.2022 (вх.№ 67/ПС от 04.03.2022)

16.03.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено уведомление о нарушении условий контракта. Срок выполнения работ по контракту составлял до 10.03.2022 включительно. Общая стоимость работ по контракту составила 155 075 880,54 рублей. По состоянию на 16.03.2022 обязательства по контракту исполнены подрядчиком на сумму 51 306 157,92 рублей. Не завершены следующие работы: устройство обваловки по периметру площадки, устройство кюветов земляного полотна подъездной автомобильной дороги, устройство песчаного и щебеночного слоев дорожной одежды проездов тип 1.1, устройство щебеночного слоя дорожной одежды площадки тип 1.2, укрепление откосов, дорожные одежды тротуаров тип 2 и переходного типы тип 4. На основании изложенного заказчик потребовал от подрядчика выполнить работы в срок до 31.03.2022.

Письмо № 24-54-исх-893/22 от 16.03.2022, письмо № 24-54-исх-892/22 от 16.03.2022

29.03.2022

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, в ходе производства работ возникали ситуации, потребовавшие приостановку выполнения работ по контракту ввиду отсутствия на объекте необходимого количества грунта на площадке, отсутствием в проектно-сметной документации дополнительных работ. В настоящее время подрядчику не передана в полном объеме проектная документация, а производство работ невозможно без нарушения охранной зоны ЛЭП. Завоз грунта в количестве 27 054 м3 не осуществлен, поэтому завершить работы по устройству земляного полотна не представляется возможным, а соответственно выполнить устройство основания из песка и щебня на данном участке. Подрядчик указал, что ввиду отсутствия необходимого материала заказчика, отсутствие надлежащим образом оформленной проектно-сметной документации, наличие дополнительного объема работ не предусмотренного проектно-сметной документацией, существенное изменение условий договора (изменение цены), необходимость в предоставлении дополнительной банковской гарантии, увеличение сроков выполнения работ и как следствие существенное увеличение стоимости материалов, используемых при выполнении контракта, влечет для подрядчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Подрядчик просил заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Письмо № 91/ПГ от 29.03.2022 (вх.№ 24-54-вх-305/22 от 29.03.2022)

07.04.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлен ответ, согласно которому, подрядчику поставлен в необходимом объеме требуемый грунт, заявление подрядчика о том, что отсутствует возможность завершения строительных работ на объекте по причине выполнения работ в охранной зоне заказчик посчитал несостоятельным. По мнению заказчика с первых дней строительства подрядчику представлялось возможным осуществлять одновременно работы по устройству строительной площадки и строительство подъездной автомобильной дороги. Исключение из объемов работ устройства футляра через газопровод и устройства освещения подъездной дороги осуществлено по соглашению сторон. По мнению заказчика, подрядчик неверно истолковывает условия контракта в части изменения размера обеспечения исполнения контракта и размера обеспечения гарантийных обязательств.

Письмо № 24-54-исх-1167/22 от 07.04.2022

26.05.2022

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 24-54-исх-1681/22 от 26.05.2022

Решение № 24-54-исх-1681/22 от 26.05.2022

03.06.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, заказчик просит считать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 24-54-исх-1681/22 от 26.05.2022 недействительным

Письмо № 24-54-исх-1762/22 от 03.06.2022 (вх.№ 144/ПГ от 03.06.2022)

03.06.2022

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 24-54-исх-1763/22 от 03.06.2022

Решение № 24-54-исх-1763/22 от 03.06.2022

08.06.2022

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо о несогласии с решениями об одностороннем отказе от исполнения контракта

Письмо № 140/ПГ от 08.06.2022

10.06.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, повторно изложен ранее направленный ответ (письмо № 24-54-исх-1167/22 от 07.04.2022), а также обращено внимание, что требования Постановления Правительства РФ от28.03.2022 № 497 не распространяются на контракт № 0400.21.012 от 19.10.2022 заключенный между МБУ «Тюменьгормост» и ООО «П».

Письмо № 24-54-исх-1834/22 от 10.06.2022

По состоянию на 29.03.2022 в соответствии с п. 8.7 контракта ООО «П» выполнена часть работ по контракту и представлена заказчику для приемки с существенными недостатками в исполнительной документации, препятствующими приемке. 22.04.2022 документы возвращены ООО «П» для доработки. 29.04.2022 ООО «П» в документы были внесены необходимые корректировки и 19.05.2022 заказчиком приняты работы на сумму 13 693 286,70 рублей. Общая сумма выполненных подрядчиком работ по состоянию на 29.04.2022 составила 64 999 444,62 рублей, при этом, на оставшуюся сумму 90 076 435,92 рублей, обязательства по контракту не исполнены.

Заказчик руководствуясь пунктом 3 статьи 715 ГК РФ, статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 14.3 контракта принял решение № 24-54-исх-168/22 от 26.05.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры (порядка) расторжения контракта, урегулированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Письмом ФАС России от 12.03.2019 № ИА/18794/19 «По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» разъяснено, что принятие решения об одностороннем отказе допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта.

Пунктом 14.3 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям для одностороннего отказа от исполнения договора подряда в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что датой надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Пунктом 2.1.3 руководства пользователей ЕИС в сфере закупок «Дополнительная информация о закупках, контрактах (версия 12.0)» регламентирован порядок создания дополнительной информации о закупках, контрактах (страница 14): «Для создания проекта дополнительной информации нажмите на кнопку «Создать проект дополнительной информации». Отображается страница формирования дополнительной информации о закупках, контрактах. В блоке «Общая информация» выберите тип создаваемой информации: «Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта» либо «Информация о непредоставлении участником закупки сведений о субподрядчиках, соисполнителях».

Разделом 3.7.4.2 Руководства пользователей Единой информационной системы в сфере закупок (версия 12.0) предусмотрено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещается заказчиком во вкладке «вложения» карточки дополнительной информации о контрактах по реестровому номеру контракта, содержащемуся в ЕИС в сфере закупок.

Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязательно должен не только вручить (либо направить) подрядчику (исполнителю) решение об одностороннем отказе, но также разместить указанное решение в ЕИС в сфере закупок, в разделе «дополнительная информация о контрактах».

Из материалов дела следует, что первоначально заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 24-54-исх-168/22 от 26.05.2022.

Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривается совершение заказчиком одномоментных действий – не только направление решения об одностороннем отказе в адрес поставщика, но и обязательное размещение указанного решения заказчиком в ЕИС в сфере закупок. Только при соблюдении совокупности указанных условий решение об одностороннем отказе приобретает юридически значимый характер.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчиком в ЕИС в сфере закупок, в разделе «дополнительная информация о контрактах» решение об одностороннем отказе от 26.05.2022 № 24-54-исх-168/22 не размещалось

03.06.2022 заказчиком в ЕИС в сфере закупок (в разделе «дополнительная информация о контрактах», реестровая запись 0367300046122000001) размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.06.2022 № 24-54-исх-1763/22.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.06.2022 № 24-54-исх-1763/22 впоследствии вручено нарочно Обществу, о чем свидетельствует входящий штамп (вх.№ 145/ПГ от 03.06.2022), что явилось надлежащим выполнением заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Как указано выше, решение об одностороннем отказе будет иметь юридическую силу не только в результате его направления подрядчику, но и ввиду обязательного размещения в соответствующем разделе ЕИС в сфере закупок, а поскольку первоначально принятое решение от 26.05.2022 № 24-54-исх-168/22 об одностороннем отказе в ЕИС в сфере закупок заказчиком вообще не размещалось, следовательно, нарушены обязательные условия для признания указанного решения вступившим в законную силу, и первоначальное решение от 26.05.2022 № 24-54-исх-168/22 не может в принципе порождать каких-либо правовых последствий для подрядчика, а следовательно, оно не является действующим. Кроме того, заказчик направил в адрес ООО «П» уведомление исх.№ 24-54-исх-1762/22 от 03.06.2022 (вх.№ 144/ПГ от 03.06.2022), согласно которому, заказчик просит считать решение об одностороннем отказе от 26.05.2022 № 24-54-исх-168/22 недействительным.

Кроме того, факт повторного принятия заказчиком 03.06.2022 решения об одностороннем отказе № 24-54-исх-1763/22 никак не влияет на права и законные интересы подрядчика, ввиду того, что данное обстоятельство только дополнительно указывало подрядчику на необходимость устранения нарушений условий контракта, предоставив еще несколько дополнительных дней, чтобы устранить нарушения по контракту, и не создавало какой-либо правовой неопределенности.

Заказчику стало известно о получении ООО «П» решения об одностороннем отказе 03.06.2022 (то есть, день, когда решение нарочно получено подрядчиком), таким образом, датой надлежащего уведомления ООО «П» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 03.06.2022.

Стоит отметить, что десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе для вступления решения заказчика в законную силу, а также для устранения исполнителем нарушений своих обязательств по контракту начинает течение только с даты надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «П» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 03.06.2022, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 14.06.2022.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что ООО «П», подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в документации требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Довод Общества о том, что приостановка работ была вызвана непосредственными действиями заказчика, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России является несостоятельным, поскольку дополнительные работы были проведены в связи с производственной необходимостью, которую невозможно было рассчитать на момент проведения проектных работ и невозможно учесть заказчиком на стадии формирования документации к электронному аукциону. Помимо этого, заказчик своевременно реагировал на изменения в ходе проведения работ и оказывал всевозможное содействие подрядчику в согласовании и разрешении всех возникающих вопросов.

Как указано заказчиком, подрядчику было поставлено 78 740 м3 грунта, что соответствовало требованиям проектной документации. Частые запросы подрядчика о необходимости предоставления грунта свидетельствуют о неточности понятия «необходимое количество грунта» и невозможности подрядчика рассчитать количество грунта, необходимого для выполнения работ.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность ООО «П» исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме, не может указывать на добросовестность ООО «П», учитывая что подрядчик был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены.

Заказчиком неоднократно в адрес подрядчика направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта: № 24-54-исх.-3014/21 от 16.11.2021, № 24-54-исх.-135/22 от 17.01.2022, № 24-54-исх-610/22 от 22.02.2022, № 24-54-исх.-749/22 от 04.03.2022, № 24-54-исх-892/22 от 16.03.2022, № 24-54-исх-893/22 от 16.03.2022, № 24-54-исх-1167/22 от 07.04.2022, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия Общества, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик создавал какие-либо препятствия для подрядчика (исполнителя) в части надлежащего исполнения им своих обязательств по контракту. Наоборот, из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении контракта, поскольку заказчик предоставлял дополнительный срок подрядчику (исполнителю), чтобы исполнить условия контракта, подписывал акты о приостановке производства работ, направлял соответствующие уведомления, осуществлял переписку.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, то есть с полностью выполненными работами по объекту, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме.

В части довода Общества относительно изменения стоимости банковской гарантии необходимо отметить следующее.

Пунктом 13.1 контракта предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта: 41 887 299,72 рублей, что составляет 20% от начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 13.3 контракта предусмотрен размер обеспечения гарантийных обязательств: 10 471 824,93  рублей, что составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться подрядчиком в виде безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на счет заказчика.

Важно отметить, что способ обеспечения исполнения контракта и способ обеспечения исполнения гарантийных обязательств определяется подрядчиком самостоятельно согласно статье 96 Закона о контрактной системе.

Таким образом, изменение размера обеспечения исполнения контракта и размера обеспечения гарантийных обязательств не зависит от изменения цены контракта, поскольку данный размер рассчитывался от начальной (максимальной) цены контракта.

Довод Общества об отсутствии надлежащим образом оформленной проектно-сметной документации по мнению Комиссии Тюменского УФАС России не подтвержден материалами дела. Кроме того, на сайте ЕИС в сфере закупок в разделе «документы» по реестровому номеру извещения 0167300000521001133, заказчиком размещена в полном объеме проектно-сметная документация, локально-сметные расчеты, а также техническое задание.

Довод Общества о необходимости взыскания основной задолженности по контракту в размере 1 587 676,76 рублей, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России также является несостоятельным ввиду нижеследующего.

Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» не распространяет действие на правоотношения, возникшие ввиду заключения контракта № 0400.21.012 от 19.10.2021 между МБУ «Тюменьгормост» и ООО «П» по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 мораторий вводится в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Действие Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в соответствии с пунктом 2 статьи 1 распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства юстиции РФ от 07.05.2022№ 04-52513/22 «По вопросу применения Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497», Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 приостанавливаются исполнительные производства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория, исходя из определения понятия «должник», а также предмета регулирования Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, и круга лиц, определенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497.

Кроме того, как отмечается в письме Министерства юстиции РФ от 07.05.2022 № 04-52513/22 иное толкование положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 противоречит Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Таким образом, толкование положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 предлагаемое ООО «П» в письме исх.№ 140/ПГ от 08.06.2022, относится к иному толкованию, которое не допускается.

Пунктом 2.1 контракта определена цена контракта, которая составила 209 436 498,60 рублей.

Дополнительным соглашением № 1 от 16.02.2022 к контракту, ввиду уменьшения объема выполняемых работ была скорректирована цена контракта в размере 155 075 880,54 рублей.

Общая сумма выполненных подрядчиком работ по состоянию на 29.04.2022 составила 64 999 444,62 рублей.

На оставшуюся сумму 90 076 435,92 рублей, обязательства по контракту не исполнены.

Из анализа условий контракта, а также объема выполненных подрядчиком работ, можно сделать вывод о том, что частичное выполнение работ по контракту не предусмотрено.

В срок который был определен пунктом 3.1 контракта (то есть до 20.12.2022 включительно) подрядчик работы в полном объеме не выполнил. Учитывая необходимость в приостановлении выполнения подрядчиком работ по контракту, заказчик продлевал сроки исполнения обязательств по контракту до 09.03.2022 включительно, то есть заказчик со своей стороны предоставлял возможность подрядчику выполнить необходимый объем работ уже за пределами срока исполнения обязательств по контракту.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

07.04.2022 МБУ «Тюменьгормост» в адрес ООО «П» направлено письмо № 24-54-исх-1167/22 с просьбой сообщить, планируется ли дальнейшее выполнение работ по контракту. По состоянию, на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ответа на указанное письмо от ООО «П» не последовало, сообщений о намерении продолжить работу по контракту в адрес МБУ «Тюменьгормост» не поступало, документы, подтверждающие выполнение работ подрядчиком не представлены.

С учетом вышеизложенного, заказчик был лишен требуемого по контракту результата выполнения работ, что повлекло отсутствие полного обеспечения муниципальных нужд.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Таким образом, в нарушение условий контракта и графика производства работ подрядчик не выполнил работы, допустил отступления в объемах выполненных работ по отношению к объемам, предусмотренным контрактом, выполнял работы настолько медленно, что было очевидно, что они не будут завершены к согласованному сторонами сроку (с учетом необходимости продления выполнения работ), что подтверждается письмом подрядчика (исх.№ 54/ПГ от 24.02.2022), в котором подрядчик указал, что производство работ может быть выполнено не ранее августа 2022 года. Кроме того, подрядчик работы в полном объеме не выполнил и к приемке заказчику не предъявил, несмотря на согласованную заказчиком приостановку выполнения работ, в целях содействия подрядчику в скорейшем завершении работ.

Учитывая, что в поступившем в адрес заказчика письме Общества (исх.№ 140/ПГ от 08.06.2022) отсутствуют доказательства исполнения подрядчиком обязательств по контракту в полном объеме, в этой связи, в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 03.06.2022 № 24-54-исх-1769/22, отмене не подлежало.

Заказчик рассчитывал на обеспечение муниципальных нужд непосредственно к 09.03.2022 включительно, однако подрядчик в письме исх.№ 54/ПГ от 24.02.2022, прямо указывает на то, что производство необходимых работ может быть осуществлено не ранее августа 2022 года, что объективно не устраивало заказчика, учитывая не только просрочку подрядчика по контракту, но и объем неосвоенных бюджетных средств в размере 90 076 435,92 рублей, что указывает на отсутствие преждевременности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В письме Общества (исх.№ 140/ПГ от 08.06.2022) указывается на то, что Обществом в адрес заказчика направлено уведомление об одностороннем расторжении контракта по инициативе подрядчика (исх.№ 91/ПГ от 29.03.2022), следовательно, по мнению Общества принятые заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.05.2022 № 24-54-исх-1681/22, от 03.06.2022 исх.№ 24-54-исх-1769/22 в любом случае являются недействительными, поскольку не оспорены заказчиком в установленном действующим законодательством порядке.

Комиссия Тюменского УФАС России, изучив уведомление Общества (исх.№ 91/ПГ от 29.03.2022) отмечает следующее.

В уведомлении ООО «П» о расторжении контракта не указаны конкретные положения контракта, которые нарушены заказчиком в ходе исполнения контракта, не приложены какие-либо доказательства подтверждающие нарушение заказчиком своих обязательств по контракту.

По доводам Общества изложенным в уведомлении о расторжении контракта, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Относительно возможности выполнения подрядчиком строительных работ в охранной зоне ВЛ-10 кВ фидер «Цимлянский» Тюменьгормост необходимо отметить следующее.

В соответствии с письмом ИП М., составившего проектную документацию для контракта, в  письме заказчика исх.№ 24-54-исх.-749/22 от 04.03.2022 было сообщено, что в рамках проведения работ по согласованию полноты топографической съемки в границах проектируемого объекта были получены согласования от АО «С» от 20.08.2020. В полученном согласовании информация о пересечении проектируемой дороги с ВЛ-10кВ фидер «Цимлянский» отсутствует.

В связи с отсутствием сетей АО «С» в границах проектирования, согласование проектной документации с АО «С» не выполнялось. Кроме того, отметка нижнего провода ВЛ-10кВ фидер «Цимлянский» 88,12 м, отметка проектируемой автомобильной дороги в точке пересечения - 80,58 м. Высота проектного провиса составляет 7,54 м, что не противоречит п.2.5.257 ПУЭ.

Согласно ответа АО «С» от 13.02.2022 № И-С-2022-1912, данное обстоятельство позволяло производить земляные работы при условии обеспечения сохранности ВЛ-10кВ и монтаже устройства, ограничивающего высоту автотранспорта при движении под ВЛ-10кВ.

Вместе с тем, подрядчик обратился в АО «С» лишь в феврале 2022 года, в то время как посчитал это существенным обстоятельством, препятствующим исполнению работ по контракту.

В заседании комиссии представитель заказчика указал, что подобного рода согласование необходимо было провести вскоре после подписания контракта. Данный факт подтверждает непоследовательный подход подрядчика к выполнению работ. Следовательно, заявление Общества о том, что «отсутствует возможность завершения строительных работ на объекте по причине того, что работы необходимо проводить в охранной зоне BЛ-10 кВ фидер «Цимлянский», заказчик бездействует в получении разрешения производства работ» являются несостоятельными и необоснованными.

Принимая во внимание крайне сжатые сроки строительства объекта, а также осенне-зимний период времени их выполнения, с целью оптимизации выполнения технологических этапов и, как следствие, ускорения темпов строительства объекта в целом, работы по устройству строительной площадки полигона для складирования снега, по мнению МБУ «Тюменьгормост», с первых дней строительства было возможным и необходимым осуществлять одновременно со строительством подъездной автомобильной дороги. Параллельное строительство строительной площадки полигона с подъездной автомобильной дорогой позволило бы закончить на последней устройство корыта земляного полотна, отсыпку подстилающих слоёв дорожной одежды из песка и щебня, нарезку водоотводных кюветов и укладку водопропускных труб в условиях непромороженного грунта при комфортных минимальных отрицательных температурах окружающего воздуха в строгом соответствии с рабочей и проектной документацией, без нарушения требований нормативных документов, а высвобождающийся грунт при сооружении конструктивных элементов подъездной автомобильной дороги использовать для отсыпки строительной площадки полигона в дополнение к предварительно завезенному заказчиком «давальческому» грунту, что, позволило бы полностью закончить комплекс земляных работ по строительной площадке и выполнить на ней в полном объёме работы по устройству подстилающего слоя из песка дорожной одежды, а главное - избежать вынужденной приостановки строительства объекта на период завоза дополнительного объема грунта, выполнять работы последовательно и ритмично в соответствии с утвержденным графиком производства работ, без каких-либо корректировок сроков выполнения последнего.   

Представители заказчика в заседании Комиссии также сообщили, что подрядчику надлежало выполнить устройство щебеночного основания из гидроизолирующего слоя (ложится на слой песка), при этом, согласно журналу производства работ данные работы возможно было выполнить с 28 октября 2021 года до конца ноября 2021 года включительно, с учетом нормативных требований пунктов 7.5.2, 7.5.5 СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги».

Пунктом 7.5.2 СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги» (раздел: земляные работы в зимних условиях при отрицательных температурах) предусмотрено, что для возведения насыпи в зимнее время применяют без ограничений скальные, крупнообломочные грунты и пески (непылеватые). Применение глинистых грунтов и пылеватых песков допускается при влажности не более оптимальной. Применение глинистых грунтов повышенной влажности допускается только при выполнении в соответствии с проектом мероприятий по обеспечению необходимой устойчивости земляного полотна.

Пунктом 7.5.5 СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги» предусмотрено, что высоту насыпи, возводимой в зимнее время из глинистых и песчаных грунтов с включением мерзлых комьев, необходимо увеличить на 3% от толщины слоя зимней отсыпки.

Представитель Общества возражая на доводы заказчика, указал, что пункты 7.5.2, 7.5.5 СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги» в рассматриваемом случае применению не подлежали, поскольку устройство щебеночного слоя дорожной одежды допускается по земляному полотну, полностью завершенному и принятому до наступления отрицательных температур.

Комиссия Тюменского УФАС России установила, что локально-сметным расчетом предусмотрено: «устройство основания под фундаменты»: щебеночного», вместе с тем, Общество подавая заявку на участие в закупке, а также подписав со своей стороны 21.10.2021 проект контракта, не могло не знать о том, при каких температурных условиях подрядчику придется выполнять работы по контракту, следовательно, Общество сознательно пошло на заключение контракта, и как следствие приняло на себя обязательства по надлежащему исполнению контракта в установленный контрактом срок.

МБУ «Тюменьгормост» считает основной причиной неисполнения подрядчиком обязательств в первоначально обозначенные контрактом сроки (60 календарных дней), неудовлетворительные темпы строительства объекта в целом, вызванные непродуманной последовательностью выполнения подрядчиком технологических операций по сооружению конструктивных элементов полигона, что дополнительно привело к необходимости корректировки первоначального графика выполнения работ. Слабая профессиональная подготовка ИТР при организации земляных работ на площадке, привела к необоснованной затяжке времени исполнения контракта.

Потребность завоза грунта сверх объема, предусмотренного проектной документации, не подтверждена в ходе разработки рабочей документации. Таким образом, недостаток грунта для отсыпки указанного участка должен был быть восполнен из выемок при устройстве подъездной автомобильной дороги, ее кюветов, а также обваловки площадки, устройства водоотводных труб. То есть, за счет работ, которые подрядчик не выполнил в полном объеме в соответствии с условиями контракта.

По мнению представителя заказчика, исключение из объемов выполняемых работ устройства футляра через газопровод и устройства освещения подъездной дороги было осуществлено по соглашению сторон с целью обеспечения качества и избегания рисков просадок оснований защитного футляра и опор наружного освещения при их устройстве в промёрзшем грунте.

Уведомление о расторжении контракта (исх.№ 91/ПГ от 29.03.2022) в просительной части содержит просьбу подрядчика к заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, с осуществлением оплаты за фактически выполненные работы. Ни о каком расторжении контракта подрядчиком в одностороннем порядке в просительной части уведомления не сказано. Из содержания уведомления (исх.№ 91/ПГ от 29.03.2022) возможно установить только ссылку на пункт 2 статьи 450 ГК РФ в которой указывается на возможность одностороннего отказа от исполнения договора, но не более того. Само волеизъявление подрядчика в просительной части направлено не на расторжение контракта в одностороннем порядке, а исключительно на расторжение контракта по соглашению сторон.

Таким образом, вышеуказанный довод изложенный в письме Общества (исх.№ 140/ПГ от 08.06.2022) не находит своего объективного подтверждения.

Подпунктом «в» пункта 4 Правил благоустройства города Тюмени (утв. решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019 № 136) (далее – Правила благоустройства города Тюмени) предусмотрено, что вывоз убранного снега, скола льда разрешается только на специально отведенные места размещения снега. Места размещения снега включают в себя места постоянного и временного складирования снега.

Как пояснил в заседании Комиссии представитель заказчика, указанное сооружение-место для складирования снега являлось снегоплавильным пунктом, то есть большим по площади объектом. Снегоплавильный пункт позволяет рационально решить вопрос утилизации снега, который может содержать в своем составе различные вредные примеси, осадки, талые воды, прочие загрязнения, и как следствие нанести экологический ущерб окружающей среде.

Поскольку подрядчик, который осуществлял строительство сооружений-мест для складирования снега, 28.03.2022 покинул объект (вывезена вся техника и оборудование) следовательно, дальнейшее строительство не осуществлялось, поскольку не выполнены подготовительные работы, и как следствие, повлекло за собой отсутствие готовых сооружений-мест для складирования снега, что повлекло отсутствие решения проблемы рациональной утилизации снега, и как следствие, поставило под угрозу ввод в эксплуатацию указанных сооружений в декабре 2022 года.

О причинах послуживших основанием для подрядчика покинуть объект производства работ, подрядчик в адрес заказчика не сообщал.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «П» следует, что в качестве основного вида деятельности Общества указан код ОКПД2 – 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий».

Таким образом, ООО «П» будучи профессиональным субъектом на рынке оказания услуг в сфере выполнения строительно-монтажных работ, должно было предусмотреть все возможные неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств, в том числе, подорожание цен на строительные материалы.

Относительно довода Общества о существенном удорожании материала, вызванного переносом сроков работ, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Факт роста цен на используемый материал, не подтвержден какими-либо доказательствами, свидетельствующими о росте цен на используемые материалы.

Какие-либо письма подрядчик в адрес заказчика о существенном удорожании материала не направлял, однако, сообщал о данных фактах в ходе телефонных разговоров, что подтвердил в заседании Комиссии представитель заказчика.

Вместе с тем, какие-либо доказательства ни заказчику, ни в заседании Комиссии Тюменского УФАС России, подтверждающие именно стихийность и непредвиденность повышения уровня цены на используемый материал, в том числе щебень, при общем повышательном тренде динамики роста цен на строительные материалы в Российской Федерации в целом, не представлены. При этом, из пояснений представителя Общества следовало, что Общество обращалось за приобретением необходимого материала как к производителям, так и посредническим организациям, однако к какому-либо положительному результату указанные действия не привели.

При этом, важно доказать не сам по себе рост цены на используемый материал, а то, что такой рост в разы превышает общий повышательный тренд динамики роста цен в Российской Федерации, у подавляющего числа производителей указанных строительных материалов.

Следовательно, Обществом не представлены в материалы дела доказательства резкого роста цен на используемый материал, что указывает на отсутствие необходимости заказчику как-либо корректировать (увеличивать) цену контракта.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий контракта подтвержден (в срок предусмотренный контрактом, а также дополнительно установленный срок исполнения обязательств подготовительные работы по строительству сооружений-мест для складирования снега в полном объеме не выполнены), вместе с тем, Обществом в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по контракту, обстоятельства непреодолимой силы которые не позволили подрядчику надлежащим образом исполнить условия контракта не установлены, действия подрядчика создали угрозу ввода в эксплуатацию сооружений-мест для складирования снега в 2022 году, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «П».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные МБУ «Тюменьгормост» в отношении ООО «П» (ИНН , адрес: ), учредителя и управляющего Общества – индивидуального предпринимателя Н (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству сооружений-мест для складирования снега по адресу: г.Тюмень, проезд Воронинские горки (в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:7135) 1 этап строительства (подготовительные работы) (реестровый номер закупки 0167300000521001133) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «П» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны