Решение №072/07/18.1–131/2021 Признать жалобу необоснованной. от 4 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–131/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 29.09.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 04.10.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Верзун Ю.Д.               -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Бороздин Е.Н.            -

 

заместитель начальника отдела контроля закупок

 

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–131/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «РЕМиСТР» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (далее также – Заказчик, ФГБОУ ВО «ТИУ») при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 8218 на право заключения договора выполнения подрядных работ по капитальному ремонту 1-го и 2-го этажей, ремонту входной группы УК № 1 1А по адресу: г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д. 54 в соответствии с концепцией дизайна интерьера «Школы инженерного резерва» (реестровый номер извещения: 32110598018), далее также – Закупка, Аукцион, в присутствии

представителя Заявителя:

<...>,

представителя Заказчика:

<...>,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 22.09.2021 г. в 16:10 поступила жалоба (вх. № 9578) ООО «РЕМиСТР» на действия ФГБОУ ВО «ТИУ» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 8218 на право заключения договора выполнения подрядных работ по капитальному ремонту 1-го и 2-го этажей, ремонту входной группы УК № 1 1А по адресу: г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д. 54 в соответствии с концепцией дизайна интерьера «Школы инженерного резерва» (реестровый номер извещения: 32110598018).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 27.09.2021 г. в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/6192) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что оценка заявок участников Закупки не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, а именно ценовое предложение участника № 699254 обжалуемой Закупки рассмотрено закупочной комиссией Заказчика без учёта налога на добавленную стоимость: «…не было приведено к единому базису сравнения цен: либо ценовое с НДС должно быть на 20 % увеличено, либо предложение без НДС на 20 % снижено.»,- что ограничивает права и законные интересы Общества, создавая преимущественные условия для участника № 699254.

Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что оценка заявки участника № 699254 соответствует требованиям закупочной документации и является объективной ввиду того, что указанный участник использует упрощённую систему налогообложения (далее – УСН) и, соответственно предложенная им в заявке цена исполнения договора, являющегося предметом Закупки, объективно не включала в своё содержание НДС. В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, у закупочной комиссии Заказчика, отсутствуют правовые основания изменять ценовые предложения участников Закупки посредством прибавления (исключения) суммы НДС (20 %) к (из) предложенной ими цене (цены) исполнения договора, так как в процессе оценки и сопоставления заявок всех участников, сравнению подлежат показатели, предлагаемые данными участниками в составе своих заявок, в том числе их ценовые предложения.

 

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Заместителем Министра науки и высшего образования РФ 03.12.2018 г. утверждено Положение о закупке ФГБОУ ВО «ТИУ» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 17.12.2018 г. (с последними изменениями от 07.07.2021 г.) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 30.08.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110598018) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» по адресу: https://www.roseltorg.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме (далее – Извещение) и документация об электронном аукционе № 8218 на право заключить договор на выполнение подрядных работ: «Капитальный ремонт 1-го и 2-го этажей, ремонт входной группы УК №1 1А по адресу: г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д.54 в соответствии с концепцией дизайна интерьера «Школы инженерного резерва» (далее – Документация).

Дата подведения итогов: 21.09.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 67 501 010,00 руб.

Согласно п. 2 разд. 4 Положения, под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, при которой информация о закупке сообщается Заказчиком путём размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке и проекта договора, где победителем Аукциона признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и который предложил наиболее низкую цену договора или в случае, если при проведении Аукциона цена договора снижена до нуля и Аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и по смыслу пп. 4 п. 10 разд. 4 Положения, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о НМЦ договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Во исполнение изложенных требований, п. 10 Извещения и п. 10 Информационной карты Документации установлено, что Заказчиком определена НМЦ в размере – 67 501 010,00 руб.

В свою очередь, п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках закреплено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование НМЦ договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. Следует отметить, что, в сущности идентичное требование к содержанию закупочной документации установлено пп. 6 п. 10 разд. 4 Положения.

Так, во исполнение требований пп. 6 п. 10 разд. 4 Положения и п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, пунктом 11 Информационной карты Документации определено, что обоснование НМЦ договора установлено в Приложении № 1 к настоящей Информационной карте Документации об аукционе. Цена договора включает в себя стоимость всего объёма, а так же всех расходов подрядчика, включая комплектующие, расходные и вспомогательные материалы, сборку и подключение оборудования, транспортные расходы, использование механизмов и приспособлений, затраты по обследованию и испытанию материалов, конструкций, инженерных систем и сетей, изготовление исполнительных схем и планов, а также все дополнительные коэффициенты, в том числе и непредвиденные затраты, НДС, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, связанных с исполнением договора

Таким образом, закупочная документация, сформированная Заказчиком соответствует требованиям пп. 4, 6 п. 10 разд. 4 Положения и п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, пунктом 2.1 части 5 Документации, являющейся Проектом договора закреплено следующее (цитирование): «2.1. Цена настоящего Договора составляет _______ (_______________) рублей (включая НДС по применимой действующей ставке (В случае если Подрядчик не является плательщиком НДС, указать НДС не облагается и основание).».

В данном случае объективно утверждение, что Заказчиком на стадии формирования закупочной документации предусмотрена вероятная возможность участия в рассматриваемой закупке участников, использующих УСН, следовательно, по смыслу пп. 4, 6 п. 10 разд. 4 Положения, п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и п. 2.1 Проекта договора Документации, при участии в рассматриваемой Закупке хозяйствующего субъекта, использующего УСН, такой участник указывает в составе своей заявки цену без учёта суммы НДС, так как объективно он не является плательщиком данного вида налога, соответственно, в случае его победы, договор фактически будет заключён по предложенной указанным участником цене без учёта НДС.

В свою очередь, заявки на участие в аукционе в электронной форме представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке. Заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения (п. 15, 16 разд. 4 Положения, абз. 2 п. 8 Информационной карты Документации).

Согласно абз. 11 п. 8 Информационной карты Документации, ценовое предложение подаётся участником закупки на электронной площадке www.roseltorg.ru в порядке предусмотренном Документацией.

Вместе с тем, по результатам изучения, Комиссией Тюменского УФАС России, закупочной документации и Положения о закупке Заказчика установлено, что содержание указанных документов не предусматривает порядок оценки заявок участников Аукциона, на который ссылается Заявитель жалобы, а именно осуществление оценки заявок участников по «единому базису», посредством исключения или добавления суммы НДС в ценовые предложения соответствующих участников Закупки.

Протоколом подачи ценовых предложений в процедуре 32110598018 от 20.09.2021 г., сформированного посредством функционала ЭТП зафиксировано, что на участие в рассматриваемой Закупке подано две заявки со следующими предложениями о цене исполнения договора:

- Участник № 697044 – 67 163 504,95 руб. (ставка НДС 20%);

- Участник № 699254 – 66 800 000,00 руб. (без НДС).

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, из совокупности вышерассмотренного следует, что закупочная комиссия Заказчика при рассмотрении ценовых предложений участников Аукциона не обладала правовыми основаниями осуществлять оценку заявок на участие в Закупке в порядке, которые не указаны в Документации, иное бы являлось нарушением ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, следовательно, довод жалобы Заявителя что оценка заявки участника № 699254 осуществлялась закупочной комиссией Заказчика без учёта суммы НДС является не подтверждённым.

Вместе с тем, учитывая содержание положений ч. 2 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, закупочная процедура представляет собой совокупность действий Заказчика, направленных на определение в порядке, установленном Положением о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключён договор на лучших для 3аказчика условиях с точки зрения цены, качества и надёжности закупаемых товаров (работ, услуг).

Согласно п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определённые положением о закупке, в том числе сведения о НМЦ договора и её обоснования.

По смыслу ч. 18 ст. 3.2 Закона о закупках, при проведении аукциона победителем аукциона признаётся участник, заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора.

При этом, Заказчик, как указывалось выше, не обладает правовыми основаниями производить какие-либо вычеты из ценовых предложений участников Закупки независимо от применимой ими формы системы налогообложения, а также применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков, так как различный порядок оценки участников применяющих разные системы налогообложения, а именно совершение манипуляций с окончательными ценовыми предложениями таких участников способствует нарушению принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) посредством:

- занижения фактически предложенной цены исполнения договора участником на ОСН (исключения НДС), при том обстоятельстве, что договор будет заключен с НДС;

- законодательно необоснованного добавления НДС к цене, предложенной участником на УСН, при фактическом заключении договор без учета указанного налога.

При этом, следует также отметить, что Закон о закупках не содержит норм, прямо регламентирующих возможность при осуществлении оценки заявок участников Закупки применить единый базис оценки цены предложений участником без учёта НДС.

 

В силу положений ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учётом интереса одержать победу. Предлагая определённую цену, участник несёт риск не одержать победу в закупке, при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении Закупки.

Вместе с тем, Обществом не предоставлено надлежащего обоснования правовой позиции изложенной в содержании жалобы (с ссылками на соответствующие нормы права) в отношении следующего:

- оснований изменения, закупочной комиссией Заказчика, поданных ценовых предложений участников Закупки («приведение к единому базису»);

- оснований добавления суммы НДС к ценовому предложению участника, в случае использования последним упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) в рамках которой, в силу действующего законодательства РФ, взимание НДС не предусмотрено;

- указаний, каким образом нарушаются права и законные интересы Общества обжалуемыми действиями Заказчика, учитывая конкурентную основу процедуры Закупки по ценовому показателю; свободный доступ к Закупке как хозяйствующих субъектов, использующих УСН, так и общую систему налогообложения и фактическое участие Заявителя в обжалуемой Закупке.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, жалоба ООО «РЕМиСТР» на действия ФГБОУ ВО «ТИУ» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 8218 на право заключения договора выполнения подрядных работ по капитальному ремонту 1-го и 2-го этажей, ремонту входной группы УК № 1 1А по адресу: г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д. 54 в соответствии с концепцией дизайна интерьера «Школы инженерного резерва» (реестровый номер извещения: 32110598018) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЕМиСТР» на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 8218 на право заключения договора выполнения подрядных работ по капитальному ремонту 1-го и 2-го этажей, ремонту входной группы УК № 1 1А по адресу: г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д. 54 в соответствии с концепцией дизайна интерьера «Школы инженерного резерва» (реестровый номер извещения: 32110598018) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Ю.Д. Верзун

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Е.Н. Бороздин

 

  

                           

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны