Решение №072/05/8-37/2020 реклама товаров при дистанционном способе их продажи от 25 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу №072/05/8-37/2020

25.09.2020 г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

- заместитель начальника ОКСЗ;

- главный специалист-эксперт ОКСЗ,

рассмотрев дело № 072/05/8-37/2020, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце такого товара,

в отсутствии:

- представителя ООО «ДубльГис-Тюмень» – уведомлено надлежащим образом почтовое уведомление №80080552730682, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «ДубльГис-Тюмень» (вх.№9642 от 23.09.2020г.),

- ИП <…> - уведомлена надлежащим образом (почтовое уведомление №80080552730699),

УСТАНОВИЛА:

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе, был выявлен факт распространения рекламы на Интернет-сайте «Дубль ГИС Тюмень» по адресу: https://2gis.ru/tyumen следующего содержания: «Шаурма на углях Кафе. Работаем в режиме доставки и шаурмы на вынос – реклама. Подробнее ТЦ Галацентр, Герцена, 97. 2 филиала».

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой, где объектом рекламирования выступает кафе «Шаурма на углях», а также услуги по продаже и доставке готовых блюд. Рассматриваемая информация сопровождается сообщением о том, что это реклама.

При переходе на данную рекламу, помимо выше указанной информации ниже размещена информация следующего содержания:

«Хотите заказать шашлык или шаурму? Просто позвоните нам!

Быстрая доставка вкусных блюд.

Все блюда доставляются в герметичной упаковке.

• шаурма;

• выпечка;

• пицца;

• шашлык.

Мы знаем, как правильно и вкусно готовить:

• вся еда готовится только после вашего заказа;

• огромные порции;

• всегда свежее мясо;

• все шашлыки готовятся в тандыре (на углях)».

Осматриваемый сайт имеет вкладки: «Контакты», «Инфо», «Отзывы».

При нажатии на вкладки осуществляется переход в соответствующую часть.

Осмотром установлено, что на сайте размещена информация о том, что кафе «Шаурма на углях» осуществляет дистанционный способ продажи.

Согласно ст.8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Определением от 28.05.2020г. № 072/05/8-37/2020 возбуждено дело по признакам нарушения ст. 8 Закона о рекламе в отношении ООО «ДубльГис-Тюмень».

ООО «ДубльГис-Тюмень» представлены пояснения, согласно которым лицом, определившим объект рекламирования, является ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, юридический адрес: 625008, г.Тюмень, ул. <…>).

Определением от 23.06.2020г. рассмотрение дела №072/05/8-37/2020 было отложено в связи с необходимостью привлечения к рассмотрению дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – ИП <…>.

ИП <…> представлены письменные пояснения о том, что ИП <…> прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя еще 26.03.2020г. К кафе «Шаурма на углях» не имеет никакого отношения, подпись в договоре оказания услуг между ИП <…> и ООО «ДубльГис-Тюмень» не её.

Определением от 30.07.2020 рассмотрение дела №072/05/8-37/2020 было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

К рассмотрению дела ООО «ДубльГис-Тюмень» представлены пояснения (вх.№8707 от 27.08.2020г.), согласно которым сопровождение клиента на этапе согласования условий размещения рекламы осуществляется менеджером по продаже. Все взаимодействия с клиентом выполняются непосредственно менеджером по продажам, в том числе он обеспечивает подписание документов по сделке у клиента.

Менеджер <…> при подготовке документов ошибочно указал неверное юридическое лицо (ИП <…>) со стороны Заказчика при формировании Бланка-заказа в программе. Таким образом, ООО «ДубльГис-Тюмень» поясняет, что лицом, ответственным за размещение и распространение рекламного материала по Бланку-заказу №БЗ_13-13-1466804 от 30.04.20020г., в том числе единственным лицом, определившем содержание рекламы, является <…> (<…>г.р., проживающий по адресу: г.Тюмень, ул. <…>). Переписку с ИП <…> по согласованию выпущенной рекламы/иные доказательства передачи рекламного материала <…> предоставить не может.

Изучив письменные доказательства по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Таким образом, вышеуказанная информация, является рекламой, где объектом рекламирования выступает кафе «Шаурма на углях», а также услуги по продаже и доставке готовых блюд. Рассматриваемая информация сопровождается сообщением о том, что это реклама.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Определение дистанционного способа продажи товара содержится в пункте 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила).

Согласно Правилам, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В силу пункта 8 Правил продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Согласно пункту 20 Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

На основании изложенного, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный, контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайте, указанном в рекламе. Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.

Рассматриваемая рекламная информация по продаже и доставке готовых блюд подпадает под понятие дистанционного способа продажи товаров.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования статьи 8 Закона о рекламе, поскольку информация о продавце, осуществляющем продажу и доставку готовых блюд, отсутствует.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Закона о рекламе, несет как рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения статьи 8 Закона о рекламе, выразившийся в ненадлежащем размещении рекламы продажи товаров дистанционным способом.

Как установлено материалами дела (бланк заказа №БЗ_13-13-1466804 от 30.04.2020г.), рекламораспространителем является ООО «ДубльГис-Тюмень» (адрес местонахождения: 625048, г.Тюмень, ул.Максима Горького, д.76, оф.330,ОГРН 1067203328510, ИНН:7203179370, КПП 720301001, дата регистрации 21.07.2006).

ИП <…> отношения к рассматриваемой рекламе не имеет, так как менеджер ООО «ДубльГис-Тюмень» ошибочно указал ее данные в бланке-заказа, следовательно в ее действиях отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела доказательств устранения нарушения требований ст.8 Закона о рекламе ООО «Дубль-Гис-Тюмень» представлено не было.

В связи с чем Комиссия считает целесообразным выдачу рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А :

1. Признать рекламу продажи товаров дистанционным способом следующего содержания: «Шаурма на углях Кафе. Работаем в режиме доставки и шаурмы на вынос – реклама. Подробнее ТЦ Галацентр, Герцена, 97. 2 филиала», размещавшуюся на Интернет-сайте «Дубль ГИС Тюмень» по адресу: https://2gis.ru/tyumen, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «ДубльГис-Тюмень» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

 

<…>

Члены комиссии

 

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны