Решение №072/07/18.1-226/2020 Признать жалобу обоснованной. от 2 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–226/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.11.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 02.12.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства

 

Члены комиссии:

 

<...>           -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–226/2020 по жалобе индивидуального предпринимателя Поджарова Ивана Геннадьевича (далее также – Заявитель) на действия акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (далее также – Заказчик, АО «СУЭНКО») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 642/2020 на право заключения договора поставки щепы топливной (реестровый номер извещения: 32009544353), далее также – Закупка, Аукцион, в присутствии ИП П. (на основании паспорта гражданина РФ и свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 72 № 002303015 от 30.06.2020 г.),

представителя Заявителя:

<...>,

представителя Заказчика:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 19.11.2020 г. в 11:43 поступила жалоба (вх. № 11843) ИП П. на действия АО «СУЭНКО» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 642/2020 на право заключения договора поставки щепы топливной (реестровый номер извещения: 32009544353).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена 23.11.2020 г. в 18:35 на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11039.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 23.11.2020 г. в 18:12 в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/8650) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из довода жалобы Заявителя следует, что дата проведения Аукциона, указанная в закупочной документации, не соответствует фактической дате его проведения, что не позволило Заявителю подать предложение о цене исполнения договора, являющегося предметом Закупки.

Представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что дата проведения этапа подачи предложений о цене исполнения договора, заключаемого по результатам Закупки была перенесена Заказчиком в связи с необходимостью уточнения характеристик показателей товара предлагаемого участниками Аукциона в своих заявках посредством направления соответствующих запросов.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках (принцип информационной открытости Закупки) продублирован в п. 1.1.7.1 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг АО «СУЭНКО» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом заседания Совета директоров АО «СУЭНКО» от 05.02.2019 г. и размещённого на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ 12.02.2019 г (новая редакция).

Таким образом, с учётом изложенного, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам Закупки и перечень документов, представляемых участниками Закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела, 01.10.2020 г. (с изменениями от 21.10.2020 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32009544353) и на сайте оператора электронной площадки – общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по адресу: https://www.rts-tender.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки и документация (в редакции № 7) о проведении аукциона в электронной форме № 642/2020 на поставку щепы топливной (далее – Документация).

Дата и время окончания подачи заявок: 26.10.2020 г. в 11:00.

Дата и время рассмотрения первых частей заявок: 28.10.2020 г.

Дата и время срока подачи ценовых предложений 29.10.2020 г. с 15:00 по 15:10.

Дата и время рассмотрения вторых частей заявок и определения победителя: 30.10.2020 г. в 11:00 (п. 22 Информационной карты Документации).

Начальная (максимальная) цена договора – 17 400 000,00 руб.

Согласно абз. 2 п. 2.1 Положения, под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

Порядок проведения аукциона регламентируется п. 9 Положения о закупке.

Так, в соответствии с п. 9.7.1 Положения, закупочная комиссия по окончании срока подачи аукционных заявок, рассматривает такие заявки участников закупки, поданные с соблюдением срока, указанного в аукционной документации.

Пунктами 20 и 21 Информационной карты Документации установлено, что рассмотрение первых частей заявок состоится с 28.10.2020 г. в 15:00, а датой и временем начала подачи ценовых предложений (проведения аукциона) является 29.10.2020 г. 15:00.

Таким образом, исходя из указанных пунктов Информационной карты Документации, период рассмотрения закупочной комиссией Заказчика первых частей заявок участников Закупки составляет 24 часа.

Согласно п. 9.7.6 Положения, комиссия по осуществлению закупок в день окончания рассмотрения аукционных заявок составляет протокол рассмотрения аукционных заявок.

Таким образом, по смыслу п. 20 и 21 Информационной карты Документации, условия п. 9.7.6 Положения о необходимости составления протокола должны были быть исполнены Заказчиком до момента наступления периода подачи ценовых предложений, то есть до 29.10.2020 г. 15:00.

В соответствии с п. 9.7.7 и 9.7.8 Положения, протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии по осуществлению закупок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия ими решения. Указанный протокол размещается в ЕИС не позднее чем через три дня со дня его подписания заказчиком.

Статьёй 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Так, учитывая вышеизложенные положения ГК РФ, в силу п. 9.7.6 – 9.7.8 Положения и в соответствии с п. 20-21 Информационной карты Документации, крайней датой составления, подписания и размещения Заказчиком протокола рассмотрения аукционных заявок является 29.10.2020 г. 14:59.

Согласно п. 9.8.1 Положения и п. 1.5.2.1 Документации, электронный аукцион проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении аукциона в электронной форме (29.10.2020 г. 15:00).

Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 1880801 от 05.11.2020 г., зафиксировано, что на участие в Закупке подано и допущено до участия в Аукционе, как соответствующие требованиям Документации, две заявки, в том числе заявка с порядковым № 2 участника – ИП П.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона № 642/2020-3 от 09.11.2020 г. Заявитель (заявка № 2) не принимал участия в Аукционе и победителем рассматриваемой закупочной процедуры признан участник – ООО «СК «Лидер» (заявка № 1) с предложенной ценой исполнения договора – 17 313 000,00.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что нарушение порядка данной закупочной процедуры, а именно фактическое проведение процедуры подачи ценовых предложений 06.11.2020 г. в 13:00 является следствием внесения в техническое задание Документации изменений, что повлекло необходимость направления в адрес участников Аукциона запросов-разъяснений содержания их заявок (уточнения показателей технических характеристик предлагаемого к поставке товара).

В соответствии с п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

Таким образом, фактическое осуществление процедуры рассмотрения первых частей заявок – 05.11.2020 г., подачи ценовых предложений – 06.11.2020 г. и рассмотрения вторых частей заявок – 13.11.2020 г., подтверждающееся соответствующими протоколами и не отрицаемое представителем Заказчика, противоречит вышеизложенной совокупности требований Информационной карты Документации (п. 20 – 22) и Положения (п. 9.7.6 – 9.7.8) к порядку последовательности проведения рассматриваемой закупочной процедуры и, как следствие, является нарушением ч. 1 ст. 2, п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, соответственно довод жалобы Заявителя о несвоевременности проведения этапа подачи предложения о цене исполнения договора является обоснованным.

Исходя из совокупности вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение принципа информационной открытости Закупки (п. 1.1.7.1 Положения, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), выразившееся в организации рассматриваемой закупочной процедуры без учёта установленных сроков её осуществления, что, в свою очередь вводит участников такой Закупки в заблуждение и существенно нарушает порядок её проведения.

Согласно п. 1.5.1.6 Документации, при рассмотрении заявок у участников закупки могут затребоваться разъяснения положений аукционных заявок и представления недостающих документов (при необходимости).

В отношении вышеуказанного положения Документации, сформированной Заказчиком, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что п. 1.5.1.6 Документации предполагает объективную возможность осуществления закупочной комиссией Заказчика субъективной оценки заявок на участие в Закупке, что в рассматриваемом случае помимо установленного нарушения прядка проведения Аукциона, нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закреплённые в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и судом. Здесь же равноправие означает, что как Законом о закупках, так и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях процесса проведения закупочной процедуры, следовательно, избирательный подход к тем или иным участникам Закупки недопустим.

Общеправовое понятие справедливости тесно связано с понятием равенства, с такими категориями, как соразмерность, пропорциональность, разумная и обоснованная дифференциация, в частности объёма обязанностей, прав, льгот, гарантий, которые предоставляются отдельным категориям субъектов права.

Принцип справедливости конкретизируется в Законе о закупках, с одной стороны, в виде требования обеспечивать равенство всех участников закупки, а с другой, - в виде требования о недопустимости (об «отсутствии») дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, справедливость предполагает практическое воплощение равноправия между участниками Закупки и заключение договора с тем из них, кто на конкурентной основе лучше других и в точном соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации исполнил условия, установленные конкретной закупочной процедурой.

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что содержание п. 1.5.1.6 Документации, а именно существующая возможность субъективной вариативности действий Заказчика на момент рассмотрения заявок участников Аукциона (осуществления запроса недостающих документов и т.д.) может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Вместе с тем, следует отметить, что указанное положение Документации (п. 1.5.1.6) также явилось причиной нарушения порядка проведения рассматриваемой закупочной процедуры, повлекшей за собой невозможность её дальнейшего осуществления в соответствии со сроками установленными закупочной документацией Заказчика.

На основании вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении АО «СУЭНКО» ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 642/2020 на право заключения договора поставки щепы топливной (реестровый номер извещения: 32009544353), выразившемся в нарушении порядка проведения данной закупочной процедуры в результате несоблюдения срока рассмотрения первых частей заявок, что, в свою очередь повлекло за собой нарушение сроков подачи ценовых предложений и подведения итогов, установленных п. 20 – 22 Информационной карты Документации.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об аннулировании рассмотренной закупочной процедуры ввиду существенного нарушения её порядка, а именно сроков рассмотрения первых частей заявок, подачи ценовых предложений и подведения итогов.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя П. на действия акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 642/2020 на право заключения договора поставки щепы топливной (реестровый номер извещения: 32009544353) обоснованной.

2. Признать в действиях АО «СУЭНКО» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 7 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «СУЭНКО» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения, путём аннулирования Аукциона.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>   

 

Члены Комиссии:

 

 

<...>

 

                                                    

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны