Решение №072/07/18.1–120/2021 Признать жалобу необоснованной. от 22 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–120/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.07.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 22.07.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.    -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области

 

Члены комиссии:

 

Верзун Ю.Д.               -

 

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок,

 

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–120/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Русинстрой+» (далее также – Заявитель, Участник, Общество, Победитель закупки) на действия акционерного общества «Транснефть-Сибирь» (далее – Заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 0001-203-К-12-01166-2022 на право заключения договора поставки специализированного оборудования и материалов – центра обрабатывающего пятиосевого с ЧПУ (реестровый номер извещения: 32110251110), далее – Закупка, Конкурс, в присутствии

представителя Заявителя:

<...>,

представителей Заказчика:

1) <...>;

2) <...>;

3) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России, Управление) 14.07.2021 г. по подведомственности из УФАС по г. Москве поступила жалоба (вх. № 7188) ООО «Русинстрой+» на действия заказчика АО «Транснефть-Сибирь» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 0001-203-К-12-01166-2022 на право заключения договора поставки специализированного оборудования и материалов – центра обрабатывающего пятиосевого с ЧПУ (далее также – Договор), реестровый номер извещения: 32110251110.

 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 14.07.2021 г. в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/4535) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что Общество неправомерно признано, закупочной комиссией Заказчика, уклонившимся от заключения договора, являющего предметом обжалуемой Закупки.

Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что что Победитель закупки в установленный закупочной документацией срок надлежащим образом не исполнена обязанность по подписанию Договора и предоставлению его обеспечения, вследствие чего данный участник был обосновано признан закупочной комиссией Заказчика уклонившимся от заключения Договора.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, обосновывающих их правовую позицию, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019 г. № 5 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 27.12.2019 г. (с изменениями, действующими на момент проведения Закупки от 24.04.2020 г.) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 29.04.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110251110) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Сбербанк - АСТ» по электронному адресу: https://utp.sberbank-ast.ru/ (процедура № SBR043-210111244500998), Заказчиком была размещена совокупность электронных документов, составляющих закупочную документацию конкурса в электронной форме № 0001-203-К-12-01166-2022 на право заключения договора поставки специализированного оборудования и материалов – центра обрабатывающего пятиосевого с ЧПУ (далее – Документация), в том числе включающую в своё содержание извещение об осуществлении Закупки, инструкцию для участника закупки (далее – Инструкция), техническую документацию, проект договора и т.д.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.05.2021 г. в 11:00.

Дата подведения итогов: 18.06.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 104 289 169,00 руб.

В соответствии с п. 2.20 Положения, под конкурсном понимается способ закупки, являющийся торгами, при котором победителем признаётся участник закупки, заявка на участие в закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Из содержания итогового протокола № 0001-203-К-12-01166-2022/И от 18.06.2021 г. (размещён в ЕИС: 21.06.2021 г. в 16:05), далее – Итоговый протокол, следует, что на участие в рассматриваемой Закупке подано и допущено закупочной комиссией Заказчика три заявки, где победителем признан Участник № 3 (ООО «Русинстрой+»), предложивший цену исполнения договора равную 88 124 347,80 руб. (без снижения НМЦ).

Согласно п. 3.22 Положения, исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, соответствующим требованиям, установленным документацией о закупке, а также в случае, предусмотренном проектом договора, являющимся неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки и документации о закупке, внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт или иным способом.

При этом, п. 15.5 Инструкции определено, что способ обеспечения выбирает победитель закупки, с учётом условий проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке.

В свою очередь, п. 15.6 Инструкции закреплено, что в случае выбора победителем закупки способа обеспечения исполнения договора в виде безотзывной банковской гарантии, победитель закупки не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки, но не позднее дня подписания договора победителем закупки, должен предоставить посредством функционала электронной площадки копию безотзывной банковской гарантии соответствующего банка.

В соответствии с п. 12.3 Положения, при осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты МСП, заказчик, организатор закупки направляет с использованием программно-аппаратных средств ЭП победителю закупки для подписания заполненный проект договора в течение:

- 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола;

- 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, если документацией о закупке предусмотрена обязанность участника закупки после признания его победителем предоставить заказчику, организатору закупки в установленный извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке срок документы.

Победитель конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, обязан подписать с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки договор в течение 1 рабочего дня с даты направления заказчиком, организатором закупки заполненного проекта договора.

В свою очередь, согласно п. 15.2 Инструкции, победитель закупки обязан подписать договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, не позднее 13 (тринадцати) календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Пунктом 12.5 Положения и по смыслу п. 15.2 Инструкции определено, что если победитель закупки не подписывает (не представляет подписанный) договор в срок, предусмотренный п 12.1 - 12.4 настоящего Положения о закупке, то он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством РФ и настоящим Положением о закупке.

В соответствии 12.7 Положения и по смыслу п. 15.9 Инструкции, Заказчик подписывает договор по результатам закупки не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Договор по результатам конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты МСП, в электронной форме заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика.

Таким образом, резюмируя вышеприведённый блок требований Заказчика к обязанности Победителя закупки предоставления обеспечения Договора и порядку его заключения (в том числе к срокам его заключения) необходимо тезисно отметить следующие некоторые основополагающие условия, прямо влияющие на надлежащую реализацию обязанности заключения Участником Договора по результатам рассматриваемой Закупки:

- в силу делового гражданского оборота подавая заявку на участие в соответствующей закупочной процедуре предполагается, что добросовестный участник такой процедуры ознакомился и изучил требования, установленные Заказчиком в Документации и Положении и посредством подачи своей заявки выразил безоговорочное согласие с совокупностью установленных требований Заказчика, в том числе к победителю закупки;

- Победитель закупки самостоятельно выбирает способ предоставления обеспечения Договора, следовательно, это может быть, как банковская гарантия, так и непосредственно денежные средства внесённые на соответствующий счёт Заказчика;

- Договор, являющийся предметом Конкурса должен быть подписан посредством функционала ЭТП электронной цифровой подписью уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени участника Закупки не позднее 13 (тринадцати) календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (п. 15.3 Инструкции) или в течение 1 рабочего дня с даты направления Заказчиком заполненного проекта договора Участнику (п. 12.3 Положения);

- копия безотзывной банковской должна быть предоставлена в адрес Заказчика, Победителем закупки не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола (п. 15.6 Инструкции).

 

По результатам рассмотрения, анализа и сопоставления совокупности представленных сторонами документов, сведений и материалов, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Итоговый протокол размещён Заказчиком в ЕИС 21.06.2021 г. в 16:05, следовательно, в соответствии с п. 15.2 Инструкции и учётом ст. 191, 193 ГК РФ крайним сроком подписания Договора победителем Закупки является 05.07.2021 г. (понедельник) включительно (до 23:59), а крайним сроком предоставления его обеспечения, согласно п. 15.6 Инструкции – 01.07.2021 г. (четверг) включительно (до 23:59).

Также, Письмом от 21.06.2021 г. № ПАО-34-07-02/24781, Заказчик уведомил Участника о порядке и сроках подписания Договора и предоставления его обеспечения.

Проект Договора размещён Заказчиком на сайте ЭТП (отправлен Участнику на подпись) 01.07.2021 г., то есть на 10 день с даты размещения в ЕИС итогового протокола, что соответствует требованиям п. 12.3 Положения и подтверждается уведомлением о блокировке участника за неподписание Договора от 07.07.2021 г. (далее – Уведомление о блокировке), сформированного посредством функционала ЭТП, следовательно, в соответствии с положениями ГК РФ и п. 15.2 Инструкции, у Участника:

- для подписания Договора объективно оставалось на момент размещения Договора полных 4 календарных и 2 рабочих (п. 15.3 Инструкции).

- для предоставления его обеспечения 1 календарный и 1 рабочий день (п. 15.6 Инструкции),-

для исполнения указанной обязанности, возникшей при принятии решения данным участником подать заявку на участие в рассматриваемом Конкурсе.

В свою очередь, 02.07.2021 г. в Победителем закупки в адрес Заказчика направлено письмо, из содержания которого следует, что Договор будет подписан Обществом не позднее 07.07.2021 г., так как: «возникли непредвиденные сложности с оформлением банковской гарантии».

Далее, 07.07.2021 г. в 23:59, электронной торговой площадкой автоматически сформировано Уведомление о блокировке участника Закупки – ООО «Русинстрой+» за неподписание Договора, являющегося предметом Конкурса.

08.07.2021 г. Заказчиком сформирован Протокол № 0001-203-К-12-01166-2022/И2 (размещён в ЕИС 09.07.2021 г. в 10:50), далее – Протокол уклонения, где участник № 3 (ООО «Русинстрой+») признан закупочной комиссией Заказчика уклонившимся от заключения Договора ввиду:

- фактического неподписания Договора в установленный срок (до 05.07.2021 г. включительно);

- непредоставления обеспечения исполнения Договора (до 01.07.2021 г. включительно).

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представители Заказчика пояснили, что на момент формирования протокола от 08.07.2021 г. обеспечение исполнения Договора, в том числе, послужившее основанием для признания Победителя закупки уклонившимся от заключения Договора так и не было предоставлено Обществом, что также не отрицается представителями ООО «Русинстрой+».

В свою очередь, представитель Общества, в заседании Комиссии Управления заявил, что 07.07.2021 г. в 18:28 (по московскому времени), 20:28 (по местному времени Заказчика), Победителем закупки в адрес Заказчика направлен протокол разногласий к размещённому проекту Договора, содержащий изменённые банковские реквизиты Участника, который проигнорирован Заказчиком, что является неправомерным, нарушая права и законные интересы Общества, следовательно, при таких обстоятельствах Победитель закупки не может считаться уклонившимся от заключения Договора.

Изучив совокупность изложенных обстоятельств, указанный довод Заявителя жалобы не может быть принят Комиссией Тюменского УФАС России, как правомерное обоснование неподписания Договора и непредоставления его обеспечения в установленный Документацией срок.

Вместе с тем, Заявителем не обосновано какие именно положения Документации, Положения и (или) Закона о закупках нарушены закупочной комиссией Заказчиком при оставлении без ответа протокола разногласий Победителя закупки, направленного последним за 5 часов 32 минуты до автоматического блокирования Общества электронной торговой площадкой, как участника не подписавшего Договор.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведённых обстоятельств и рассмотренных норм действующего законодательства РФ, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что Обществом в срок, установленный закупочной документацией и Положением не подписан Договор и не предоставлено обеспечение его исполнения, что нарушает п. 15.2, 15.6 Инструкции и делает объективно невозможным заключение Договора с указанным участником Закупки ввиду неподписания им Договора и непредоставления обеспечения его исполнения, соответственно, закупочная комиссия Заказчика, в силу п. 12.5 Положения и п. 15.2 Инструкции обоснованно признала Победителя закупки уклонившимся от заключения Договора, следовательно, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.

Вместе с тем, Участником не представлены какие-либо пояснения в отношении причины невозможности выбора иного способа обеспечения исполнения договора путём внесения денежных средств в натуральном выражении на счёт Заказчика.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика, направленных на признание Общества уклонившимся от заключения Договора отсутствуют нарушения положений Документации, Положения и Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «Русинстрой+» на действия АО «Транснефть-Сибирь» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 0001-203-К-12-01166-2022 на право заключения договора поставки специализированного оборудования и материалов – центра обрабатывающего пятиосевого с ЧПУ (реестровый номер извещения: 32110251110) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Русинстрой+» на действия акционерного общества «Транснефть-Сибирь» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 0001-203-К-12-01166-2022 на право заключения договора поставки специализированного оборудования и материалов – центра обрабатывающего пятиосевого с ЧПУ (реестровый номер извещения: 32110251110) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

И.В. Веретенников

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Ю.Д. Верзун

 

     

                                   

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны