Решение №072/10/18.1 – 120/2020 Признать жалобу обоснованной. от 10 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                            тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/10/18.1 – 120/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.07.2020 года                      г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 10.07.2020 года

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<...> -

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

члены комиссии:

<...>     -

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

<...>        -

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1 – 120/2020 по жалобе П. на действия арбитражного управляющего С. при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Стройкапитал»» (сообщение в ЕФРСБ № 4976216), в присутствии Конкурсного управляющего Саитова Р. Р. (предъявлен паспорт гражданина РФ), в отсутствии Заявителя о месте, дате и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 22.06.2020 поступила жалоба (вх. № 6211) П. на действия арбитражного управляющего С. при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Стройкапитал»» (сообщение в ЕФРСБ № 4976216).

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес конкурсного управляющего и организатора торгов направлено требование о приостановлении вышеуказанного открытого аукциона и об уведомлении лиц, подавших заявки на участие в открытом аукционе о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В заседании Комиссии Управления, состоявшемся 02.07.2020 г., в связи с необходимостью получения дополнительной информации, в соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции было принято решение об отложении заседания Комиссии до 07.07.2020 г.

В жалобе Заявитель сообщает, что заявка подана в соответствии с требованиями п. 11 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), в связи с чем полагает неправомерным основанием отклонения заявки по причине не раскрытия сведений о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

         Конкурсный управляющий в заседании Комиссии пояснил, что в заявке в электронной форме Заявителя в разделе «Сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий» Заявитель указал «нет», что по мнению Конкурсного управляющего не свидетельствует о наличии или об отсутствии указанной заинтересованности.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве, данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно п. 1 ст. 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.06.2018 по делу № А70-16760/2017 ООО «Стройкапитал» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев со дня принятия решения. Конкурсным управляющим утвержден С. (далее также – Арбитражный управляющий, Организатор торгов).

В соответствии с п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой 7 данного Закона. При этом, продажа имущества должника, как следует из статьи 109 Закона о банкротстве, является одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, признанного банкротом и осуществляемой исключительно путем проведения торгов, что обуславливает обязательность реализации имущества только таким способом в случае принятия соответствующего решения собранием (комитетом) кредиторов либо арбитражным управляющим.

Порядок проведения торгов в процедуре банкротства регламентирован общими нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и ст. 110, 111 и 139 Закона о банкротстве, а также Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждённым приказом Минэкономразвития от 23.07.2015 г. № 495.

В соответствии с п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия-должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Пунктом 11 ст. 110 Закона о банкротстве, установлено, что заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий (абз. 6 указанной нормы).

Согласно п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве, решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным названным Законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решением комитета кредиторов ООО «Стройкапитал» от 17.12.2019 утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «Стройкапитал» (далее – Положение).

Пунктом 2.1 Положения установлено принадлежащее должнику следующее право требования:

Лот №1: право требования (дебиторская задолженность) к следующим лицам:       

1. ООО «БЕТОПРОМСТРОЙ» ИНН 6671028005, основание: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2018 года (определение в полном объеме изготовлено 28.04.2018г.) по делу № А60-6869/2017, размер задолженности: 837 855,06 руб.;

2. ООО «РЕМТЕХСЕРВИС» ИНН 8612008956, основание: Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.08.2019 года №А75-14465/2017, размер задолженности: 1 764 356,46 руб.;

3. ООО «ЮГРААВТОГРУПП» ИНН 8602204581, основание: Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.07.2017 года №А75-2595/2016, размер задолженности: 1 531 212,47 руб.;

4. ООО «Ямалстройпроект» ИНН 7202206889, основание: определение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2019 г. по делу №А70-16760/2017, размер задолженности: 737 893,21 руб.;

5. ООО «ИНТЕРСТРОЙ» ИНН 7203335380, основание: определение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2019 г. по делу №А70-16760/2017, размер задолженности: 1 948 900 руб.;

6. ООО «Ямалстройпроект» ИНН 7202206889, основание: определение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2019 г. по делу №А70-16760/2017, размер задолженности: 760 534,88 руб.;

7. ООО «Ямалстройпроект» ИНН 7202206889, основание: определение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2019 г. по делу №А70-16760/2017, размер задолженности: 1 040 882,93 руб.;

8. ООО «Ямалстройпроект» ИНН 7202206889, основание: определение Арбитражного суда Тюменской области от 10.09.2019 г. по делу №А70-16760/2017, размер задолженности: 2 044 320,59 руб.;

9. ООО «Ямалстройпроект» ИНН 7202206889, основание: определение Арбитражного суда Тюменской области от 10.09.2019 г. по делу №А70-16760/2017, размер задолженности: 700 000,00 руб.

Начальная продажная стоимость: лот №1: 10 229 360,04 руб. (в случае если до момента заключения договора уступки прав требований (цессии), права требования, выставленные на торги, будут прекращены в соответствии с действующим законодательством (в том числе обязательства будут исполнены должным образом перед должником, стоимость обязательств, определенная на торгах будет уменьшена пропорционально стоимости прекращенных прав требований).

По результатам первых торгов (сообщение в ЕФРСБ № 4574183 от 12.01.2020 г.), по причине отсутствия заявок на участие, торги признаны несостоявшимися (сообщение в ЕФРСБ № 4720813 от 18.02.2020), в связи с чем финансовым управляющим было принято решение о проведении повторных торгов по реализации имущества должника (сообщение в ЕФРСБ № 4720874 от 18.02.2020 г.), которые также признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок (сообщение в ЕФРСБ № 4869707 от 27.03.2020 г.).

В соответствии с п. 2.9 Положения в случае признания повторных торгов несостоявшимися, и не заключения договора уступки права (требования) с единственным участником торгов, а также в случае не заключения договора уступки права требования имущества по результатам торгов конкурсный управляющий в течении двух недель после завершения срока, установленного для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора уступки права (требования) имущества с единственным участником торгов, для заключения договора уступки права (требования) имущества по результатам торгов, принимается решение о продаже имущества должника посредством публичного предложения и об установлении начальной цены продажи имущества посредством публичного предложения.

Так, Конкурсным управляющим объявлены торги по реализации имущества должника посредством публичного предложения в период с 13.05.2020 г. по 10.06.2020 г. (сообщение в ЕФРСБ № 4976216 от 12.05.2020 г.).

Периоды снижения цены по лоту №1 (величина снижения 24,5% от начальной цены 10 229 360,04 руб. каждые 5 рабочих дней):

13.05.2020-19.05.2020 - 10 229 360,04 руб.;

20.05.2020-26.05.2020 - 7 723 167,04 руб.;

27.05.2020-02.06.2020 - 5 216 974,04 руб.;

03.06.2020-09.06.2020 - 2 710 781,04 руб.;

10.06.2020-17.06.2020 - 204 588,04 руб.

В соответствии с протоколом определения участников от 18.06.2020 (далее – Протокол) на участие в торгах было подано 5 заявок, 4 из которых были допущены до участия в публичном предложении, заявка Заявителя была отклонена по причине того, что «Не раскрыты  сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности претендента по отношению к должнику,  кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале претендента внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий. Претендентом указано одно слово «нет». В то время, как должно было однозначно и ясно указано о наличии или об отсутствии заинтересованности претендента по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале претендента внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий».  

Согласно протоколу о результатах торгов от 18.06.2020 на 5 этапе в период с 10.06.2020 по 17.06.2020 (цена продажи имущества 204 588, 04 руб.) участник торгов Б., предложившая максимальную цену за имущество 456 000, 00 руб., признана победителем.

С победителем торгов заключен договор уступки права требования № 1 от 26.06.2020.

  Комиссией установлено, что Заявитель в своей заявке указал информацию, предусмотренную абз. 6 п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве, в разделе «Сведения о заинтересованности» (сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий) – указано «нет».

Также в составе заявки Заявителя приложена «Заявка на участие в торгах посредством публичного предложения» в печатном варианте, подписанная Заявителем собственноручно. Данная заявка, в том числе, содержит следующую информацию:

- отсутствие заинтересованности Заявителя по отношению к должнику – ООО «Стройкапитал», кредиторам, конкурсному управляющему;

- отсутствие участия в капитале Заявителя конкурсного управляющего (С.), а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих (САУ «Авангард»), членом которой является конкурсный управляющий.

В заседании Комиссии Арбитражный управляющий пояснил, что файл, содержащий заявку Заявителя в печатном варианте, не открывался, при этом в материалы дела не были представлены доказательства отсутствия возможности открыть указанный файл, входящий в состав заявки Заявителя.

Положение абз. 6 п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве направлено на обеспечение открытости и прозрачности торгов по продаже предприятия (имущества) должника, в том числе в части информации о возможной заинтересованности внешнего управляющего как организатора торгов по отношению к тому или иному участнику торгов.

В названной норме Закона о банкротстве установлено, что заявка на участие в торгах должна содержать, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

Кроме того, в ввиду того, что Законом о банкротстве не установлена унифицированная форма заявки, иные сведения о наличии заинтересованности на момент рассмотрения его заявки организатору торгов не представлено, последний не должен был усомниться в отсутствии у заявителя такой заинтересованности.

Следует отметить, что указание Заявителем в соответствующем разделе «Сведения о заинтересованности» - «нет» не исключает возможности участия в торгах, как и не влияет на результаты торгов, поскольку торги проводились в форме публичного предложения , открытого по составу участников и открытого по форме предоставления предложения о цене. Указание о заинтересованности носит исключительно информационный характер для третьих лиц (п. 15 ст. 110 Закона о банкротстве).

Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы комиссией установлено, что по результатам торгов договор заключен, в связи с чем отсутствуют правовые основания для выдачи предписания организатору торгов - конкурсному управляющему.

Также следует отметить, что в заявке Заявителя № 174840-ИД от 17.06.2020 указана сумма предложения, которая составляет – 361 010, 90 руб. с учетом суммы предложения победителя торгов Б. - 456 000, 00 руб. Заявитель не мог быть признан победителем. 

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерном отклонении заявки Заявителя, т. к. вывод Организатора торгов, изложенный в Протоколе, является необоснованным и не подтвержденным содержанием представленной заявки и материалами дела, что в свою очередь нарушает абз. 6 п. 11, п. 12, п. 14 ст. 110 Закона о банкротстве.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении Конкурсным управляющим С. абз. 6 п. 11, п. 12, п. 14 ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Стройкапитал» (сообщение в ЕФРСБ № 4976216), выразившемся в неправомерном отклонении заявки Заявителя;

2) об отсутствии оснований для выдачи предписания.

 

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу П. на действия арбитражного управляющего С/ при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Стройкапитал» (сообщение в ЕФРСБ № 4976216) обоснованной.

2. Признать в действиях арбитражного управляющего С. нарушение абз. 6 п. 11, п. 12, п. 14 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

3. Предписание арбитражному управляющему С. не выдавать в связи с отсутствием правовых оснований для его выдачи.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <...>

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                       <...>

 

                                                                                                            

 

 

                                                                                                              <...>

 

 

 

 

 

         В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном

порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны