Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 2 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 072/07/18.1–137/2023

 

26.10.2023                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу № 072/07/18.1–137/2023 "...-..." (далее – "...-...", Заявитель) на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж и пуско-наладка арочного металлодетектора для "...-..." (реестровый номер закупки: 32312817553), далее также – Закупка,

в присутствии представителя Заказчика: "...-..." на основании доверенности № Д-146 от 05.04.2021;

в присутствии представителя Заявителя: "...-..." на основании доверенности № 1-1 от 10.05.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба (вх. № 10210-ЭП/23), "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж и пуско-наладка арочного металлодетектора для объекта "...-...".

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

В своей жалобе заявитель считает, что комиссия заказчика нарушила пункт 1 части 8 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не рассмотрев заявки в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 (Постановление № 2013), я Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 при осуществлении оценки и сопоставлении заявок на участие в закупке.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной и пояснил, что с целью выполнения минимальной доли закупок товаров российского происхождения в пункте 8.11. извещения об осуществлении закупки предусмотрено указание наименования страны происхождения товара (ФОРМА 1) и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 предоставление информации (выписки, декларации) о нахождении товара в одном из указанных реестров. При этом, в разделе 4 извещения о закупке в Форме 1 «Предложение участника закупки в отношении предмета закупки» участник закупки должен указать наименование страны происхождения товара и информацию (реестровый номер) (при наличии). Таким образом, Заказчик, предусматривая в Форме 1 указание реестрового номера (при его наличии) предоставил право участникам закупки предложить к поставке иной товар, а не только тот, который находится в реестре российской промышленной продукции, поскольку в реестре российской промышленной продукции находится только один арочный металлодетектор, а именно RADAPLUS Model F, который соответствует требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969. Заказчик, предусматривая в Форме 1 условие «при наличии», тем самым позволил участвовать в закупке неограниченному кругу лиц.

При этом Заказчик отметил, что все предложенные к поставке арочные металлодетекторы соответствуют требованиям Описания предмета закупки в части сертификации по постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 № 969. В части предоставления приоритета заявке Заявителя на основании пп.2 п.9.1. извещения о закупке при снижении цены договора, предложенной Заявителем на 30% также не позволило бы заявке Заявителя присвоить первый порядковый номер (цена с предоставлением приоритета составила бы 517 300 руб., тогда как у заявки № 4611 предложенная цена договора составляет 370 000 руб.

 

 Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Приказом № 269-П от 24.04.2023 генерального директора "...-...", утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 25.05.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

 

 

Как установлено материалами дела, 02.10.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312817553), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж и пуско-наладка арочного металлодетектора для объекта "...-..." (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: «10» октября 2023.

Начальная (максимальная) цена договора – 750 000,00 руб.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 9 извещения о закупке установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых, российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925).

В пункте 8.11. извещения о закупке установлено требование к составу заявки на участие в закупке, в соответствии с которым участнику необходимо указать:

1. Наименование страны происхождения товара (Форма 1)

2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 информация (выписка, декларация) о нахождении Товара в одном из реестров:

1) в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
          2) в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
          3) в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 20 извещения о закупке установлен порядок определения победителя закупки: победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, и содержит наиболее низкую цену договора. Заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, в которой содержится наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер.  В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Данное право Правительством Российской Федерации реализовано путем принятия Постановления № 925, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

При этом, в соответствии с положениями извещения о закупке, указанная закупка проводилась с учетом применения норм Постановления Правительства РФ № 925.

Комиссией установлено, что на участие в заявке было подано 3 заявки.

На заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель заказчика отметила, что определение победителя осуществлялось по ценовому предложению в соответствии с пунктом 20 извещения о закупке.

Согласно итоговому протоколу от 11.10.2023 победителем закупки признан участник с заявкой № 4611 с ценовым предложением 370 000 руб.

При анализе заявок участником закупки, Комиссией установлено, что участником с заявкой № 4611 к поставке предложен товар с наименованием страны происхождения Российская Федерация.

Заявка "...-..." № 7249, занявшего 2-е место содержала предложение о поставке товара с наименованием страны происхождения Россия с ценовым предложением 739 000 руб.

Заявка участника, занявшего 3-е место № 4159 содержала предложение о поставке товара с наименованием страны происхождения Китай с ценовым предложением 750 000 руб.

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 2013 установлена, согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Таким образом, Постановлением № 2013 установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, которая должна достигаться заказчиками при осуществлении закупок за отчетный период.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что извещением на закупку не установлено обязательное требование о применении Постановления № 2013, таким образом участник закупки вправе предложить товар любого происхождения, как иностранного, так и российского производства.

При этом, в разделе 4 извещения о закупке в Форме 1 «Предложение участника закупки в отношении предмета закупки» участник закупки должен указать наименование страны происхождения товара и информацию (реестровый номер) _______ (при наличии). Таким образом, Заказчик, предусматривая в Форме 1 указание реестрового номера (при его наличии) предоставил право участникам закупки предложить к поставке иной товар, а не только тот, который находится в реестре российской промышленной продукции, поскольку в реестре российской промышленной продукции находится только один арочный металлодетектор, а именно RADAPLUS Model F, который соответствует требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969.

Представитель заказчика пояснил, что все предложенные к поставке арочные металлодетекторы соответствуют требованиям Описания предмета закупки в части сертификации по постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 № 969.

Из представленных документов следует, что участник с заявкой № 4611, занявший 1-е место в закупке, предложил к поставке товар – стационарный (арочный) металлодетектор «SmartScan C18», товарный знак - «SmartScan», модель - «SmartScan C18», с наименованием страны происхождения Российская Федерация.

Вместе с тем, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предложенный участником с заявкой № 4611 товар отсутствует, но в составе заявки участник представил декларацию акционерного общества «Современные Наукоемкие Технологии» в соответствии с которой указанный товар производится в Российской Федерации акционерным обществом общества «Современные Наукоемкие Технологии», что подтверждается сертификатом соответствия № РОСС RU. СТ11.К00298 от 26.12.2022. В этой связи комиссия заказчика при рассмотрении заявки  № 4611 исходила из того, что предложенный к поставке товар имеет российское происхождение.

Заявитель в своей жалобе указывает, что при оценке и сопоставлении заявок, поданных на участие в данной закупке, закупочной комиссией не был применен приоритет товаров российского происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ № 925, а именно: заявителем был предложен стационарный арочный металлодетектор RADAPLUS Model F, наименование страны происхождения товара Россия. Однако преимуществ в соответствии с постановлением Правительства РФ № 925 представлено не было..

Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что участник с заявкой № 4611, занявший 1-е место предложил к поставке товар с наименованием страны происхождения товара Российская Федерация с ценовым предложением 370 000 руб., заявка "...-...", занявшего 2-е место содержала предложение о поставке товара с наименование страны происхождения товара Россия с ценовым предложением 739 000 руб., заявка участника, занявшего 3-е место содержала предложение о поставке товара с наименованием страны происхождения товара Китай с ценовым предложением 750 000 руб. Заказчик определил победителя закупки по минимальной предложенной  цене.

Законом о закупках установлен лишь приоритет над иностранными товарами, в то время как правовой нормы о запрете или ограничении допуска иностранных товаров нормами указанного закона не установлено, в связи с чем у заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки, содержащей предложение о поставке товара иностранного происхождения, а равно товара имеющего российское происхождение, но сведения о котором не содержатся в реестре российской промышленной продукции.

Кроме того, при предоставлении приоритета заявке на основании пп.2 п. 9.1. извещения о закупке в части снижения цены договора, предложенной заявителем, на 30 % по верному замечанию представителя заказчика также не позволило бы заявке заявителя присвоить первый порядковый номер, цена с предоставлением приоритета составила бы 517 300 руб., тогда как у заявки № 4611 предложенная цена договора составляет 370 000 руб.

Изучив заявки участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что действия закупочной комиссии в части рассмотрения заявок участников закупки не противоречат постановлению № 925 и нормам Закона о закупках, в связи с чем полагает жалобу заявителя признать необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России.

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж и пуско-наладка арочного металлодетектора для объекта "...-..." (реестровый номер закупки: 32312817553), необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны