Решение №072/07/18.1–127/2020 Признать жалобу необоснованной от 17 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–127/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.07.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 17.07.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>               -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>            -

 

главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением законодательства,

 

 

<...>                 -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–127/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Магия вкуса» (далее также – Заявитель, Общество) на действия организатора закупки – общества с ограниченной ответственностью «Центр образовательного права «ЮРИС» (далее также – Организатор закупки, ООО «ЦОП «ЮРИС») при проведении совместной закупки – открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуги по обеспечению питанием обучающихся (реестровый номер извещения: 32009259482), далее также – Закупка, Конкурс, в отсутствие представителя Заявителя,  уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

представителя Заказчика:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 06.07.2020 г. (вх. № 6684) поступила жалоба ООО «Магия вкуса» на действия организатора закупки – ООО «Центр образовательного права «ЮРИС» при проведении совместной закупки – открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуги по обеспечению питанием обучающихся (реестровый номер извещения: 32009259482).

Статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 07.07.2020 г. в адрес организатора Закупки направлено требование (исх. № ИВ/5141) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в указанной Закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из довода жалобы Заявителя следует, что нестоимостной подкритерий, установленный Организатором закупки в п. 2.1 Приложения № 1 закупочной документации: «Опыт участника по оказанию услуг аналогичного характера», – ограничивает конкуренцию, заранее предопределяя победителя Закупки в лице АО КШП «Центральный», так как данный участник является единственной организацией, которая может набрать максимальный балл по данному подкритерию.

Представитель Организатора закупки с доводом, изложенным в жалобе Заявителя не согласился и пояснил, что Закупка проведена Заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательством Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения Организатора закупки, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам Закупки и перечень документов, представляемых участниками Закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с требованиями Закона о закупках, Приказом ООО «ЦОП «ЮРИС» от 17.06.2019 г. № 14-ОД утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, которое 24.06.2019 г. размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС), пунктом 1.2 которого определено, что настоящее Положение применяется при оформлении договорных отношений между ООО «ЦОП «ЮРИС» и Заказчиками на оказание услуг специализированной организации, а также при заключении между такой организацией и Заказчиками соглашений о проведении совместных закупок. Согласно п. 3.3 указанного Положения, специализированная организация проводит совместные закупки способами, указанными в разделе 4 настоящего Положения, в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг Заказчиков.

Так, из абз. 1 соглашения о проведении совместной закупки от 19.06.2020 г. следует, что заказчиками выступают:

- МАОУ гимназия с углублённым изучением иностранных языков № 21 г. Тюмени – Положение о закупке утверждено Протоколом наблюдательного совета МАОУ гимназия № 21 г. Тюмени № 7 от 05.06.2020 г. (размещено в ЕИС 10.06.2020 г.);

- МАОУ СОШ № 15 г. Тюмени – Положение о закупке утверждено Протоколом наблюдательного совета МАОУ СОШ № 15 г. Тюмени № 9 от 10.06.2020 г. (размещено в ЕИС 15.06.2020 г.);

- МАОУ лицей № 34 г. Тюмени – Положение о закупке утверждено Протоколом наблюдательного совета МАОУ лицей № 34 г. Тюмени № 10 от 10.06.2020 г. (размещено в ЕИС 15.06.2020 г.);

- МАОУ СОШ № 42 г. Тюмени – Положение о закупке утверждено Протоколом наблюдательного совета МАОУ СОШ № 42 г. Тюмени № 10 от 09.06.2020 г. (размещено в ЕИС 10.06.2020 г.);

- МАОУ СОШ № 43 г. Тюмени – Положение о закупке утверждено Протоколом наблюдательного совета МАОУ СОШ № 43 г. Тюмени № 9 от 02.06.2020 г. (размещено в ЕИС 04.06.2020 г.);

- МАОУ СОШ № 51 г. Тюмени – Положение о закупке утверждено Протоколом наблюдательного совета МАОУ СОШ № 51 г. Тюмени № 6 от 03.06.2020 г. (размещено в ЕИС 04.06.2020 г.) – далее Положения, Положения о закупке Заказчиков.

Как установлено материалами дела, 22.06.2020 г. на официальном сайте ЕИС (реестровый номер извещения: 32009259482) и на сайте электронной торговой площадке (далее – ЭТП) акционерного общества «OTC» по адресу: https://otc.ru/ (ID закупки: 7894957) Организатором закупки было размещено извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению питанием обучающихся и конкурсная документация на оказание услуг по обеспечению питанием обучающихся  (далее – Документация).

Дата и время окончания подачи заявок: 08.07.2020 г. в 10:00.

Дата подведения итогов: 08.07.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 388 749 258,00 руб.

В соответствии с п. 17.1 Положений под открытым конкурсом в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем конкурса признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В конкурсной документации должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (пп. 12 и 13 п. 17.5 Положений).

Согласно п. 17.14.4 Положений, при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе применяется порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений, предусмотренный приложением № 1 к настоящему Положению.

Так, пп. 2 1.4 Приложения № 1 Положений определено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные, в том числе, квалификация участников закупки, а именно наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, специалистов, и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с п. 1.6 Положений, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, услуг, работ по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 8.3 Документации установлено, что участник закупки должен обладать оборудованием и другими материально-техническими возможностями, а также кадровыми ресурсами, финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения договора, деловой репутацией, опытом, согласно требованиям и критериям, установленным настоящей документацией о закупке.

Согласно п. 17.8 Документации, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется комиссией по проведению совместной закупки в целях выявления лучших условий исполнения договоров в соответствии с критериями и в порядке, установленными настоящей документацией (приложение № 1 к документации о закупке).

Так, Приложением № 1 Документации установлены следующие критерии оценки заявок:

1) стоимостной критерий – цена договора (значимость критерия – 5 %);

2) нестоимостной критерий – квалификация участников закупки (значимость критерия – 85 %):

- опыт участника по оказанию услуг аналогичного характера (значимость подкритерия – 40);

- объём исполнения обязательств по аналогичным договорам (контрактам), в рублях (значимость подкритерия – 40);

- опыт работы участника в информационной системе по учёту питания (значимость подкритерия – 20):

3) качественные характеристики объекта закупки (значимость критерия – 10 %).

Пунктом 2.1 Приложения № 1 Документации установлен, следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритерию «Опыт участника по оказанию услуг аналогичного характера»: «По данному подкритерию оценивается количество питающихся обучающихся по договорам (контрактам) аналогичного характера (оказание услуг по обеспечению питанием обучающихся в общеобразовательных организациях) за период с 01.09.2019 до 31.05.2020 (учебный год, далее: «оцениваемый период»). При этом, оценивается общий количественный показатель обучающихся, фактически получавших питание ежедневно в течение оцениваемого периода: этот показатель определяется путем суммирования количества обучающихся, получавших питание в соответствующий день, за все дни в пределах оцениваемого периода, когда предоставлялось питание.».

Абзацем 2 указанного пункта Приложения № 1 к Документации определено, что информацию по данному критерию участник Конкурса подтверждает путём представления в составе заявки копий контрактов (договоров), актов и (или) иных документов, подписанных заказчиком и исполнителем, подтверждающих количественные характеристики оказанных услуг в соответствии с договором (контрактом) и периода оказания услуг, а также сведений об опыте исполнения аналогичных договоров (контрактов).

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Организатора закупки пояснил, что ввиду высокой общественной значимости предмета Конкурса, данный подкритерий введён Организатором торгов в целях оценки возможного к исполнению количественного объёма услуги по обеспечению питанием учащихся, при этом на территории Российской Федерации присутствует как минимум четыре поставщика, помимо АО КШП «Центральный», которые могут конкурировать в рамках установленного п. 2.1 Приложения № 1 Документации подкритерия, что подтверждается данными сайта «Госзакупки» о перечне контрактов (договоров) за 2019 год.

 

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения Закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры Закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, указание Организатором закупки в документации конкретных оцениваемых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчикам с учётом специфики такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик вправе самостоятельно определять предмет Закупки в соответствии с собственными потребностями, то есть указать качественно наилучшую для него услугу, обосновав необходимость именно в этой услуге.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 г.

Таким образом, установление Организатором закупки подкритерия «Опыт участника по оказанию услуг аналогичного характера» в п. 2.1 Приложения № 1 Документации обусловлено высокой социальной значимостью предмета Закупки и нормальной потребностью Заказчика в качественном предоставлении услуги соответствующего объёма, при этом Комиссией Управления не установлен факт нарушения прав и законных интересов возможных участников Закупки, следовательно, довод жалобы о том, что данный подкритерий ограничивает конкуренцию не находит своего подтверждения.

Вместе с тем, Заявителем в материалы дела не представлено никаких документов и сведений, подтверждающих довод жалобы о том, что АО КШП «Центральный» является единственной организацией, которая может набрать максимальный балл по данному подкритерию.

Таким образом, с учётом вышеизложенного, исследовав представленные документы и сведения и заслушав пояснения представителя Организатора закупки, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Организатора закупки отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, жалоба ООО «Магия вкуса» на действия ООО «ЦОП «ЮРИС» при проведении совместной закупки – открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуги по обеспечению питанием обучающихся (реестровый номер извещения: 32009259482) не подлежит удовлетворению.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Магия вкуса» на действия организатора закупки – общества с ограниченной ответственностью «Центр образовательного права «ЮРИС» при проведении совместной закупки – открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуги по обеспечению питанием обучающихся (реестровый номер извещения: 32009259482) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

<...>   

 

Члены Комиссии:

 

 

       

<...>

 

                                                            <...>


 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны