Решение №072/07/18.1–133/2021 Признать жалобу необоснованной. от 11 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–133/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.10.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 11.10.2021 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Марчук С.В.               -

заместитель руководителя, начальника отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Назаров И.Г.               -

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–133/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Стройтраст» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее также – Заказчик, ФГАОУ ВО «ТюмГУ») при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора оказания услуг по комплексному обслуживанию объектов ФГАОУ ВО «ТюмГУ» (реестровый номер извещения: 32110645767), далее также – Закупка, Конкурс, в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

представителей Заказчика:

1) <...>;

2) <...>;

3) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 06.10.2021 г. в 15:00 поступила жалоба (вх. № 7979) ООО «Стройтраст» на действия ФГАОУ ВО «ТюмГУ» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора оказания услуг по комплексному обслуживанию объектов ФГАОУ ВО «ТюмГУ» (реестровый номер извещения: 32110645767).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/5258) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что нестоимостной подкритерий «а» пп. 1 п. 5.3.2 закупочной документации, сформированной Заказчиком, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, а именно:

- не обоснован оценочный период с 01.01.2019 г. по 31.07.2021 г., в рамках которого соответствующие договоры (контракты) должны быть заключены и исполнены;

- цена каждого договора (контракта) должна быть не менее 70 % от НМЦ Закупки,-

что необоснованно ограничивает круг вероятно возможных участников Закупки, нарушая принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

В свою очередь, представители Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласились и пояснили, что закупочная документация, сформированная Заказчиком полностью соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Вместе с тем, представители Заказчика также отметил, что непредоставление участником Закупки документов, необходимых для оценки по нестоимостному подкритерию квалификации участника «а» пп. 1 п. 5.3.2 конкурсной документации (количество заключённых договоров…), не является основанием для отклонения заявки такого участника, следовательно, отсутствуют ограничения на участие в обжалуемой Закупке, при общей значимости оставшихся критериев, закреплённых в п. 5.3.1 (стоимостной критерий оценки) и п. 5.3.2 (ряд нестоимостных критерии оценки) – 75 %, участник с минимальной квалификацией (нестоимостной подкритерий «а») может одержать победу, произведя снижение по ценовому показателю и посредством соответствия иным нестоимостным критериям.

 

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, решением Наблюдательного совета ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» от 15.07.2021 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 15.07.2021 г. (в новой редакции) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 16.09.2021 г. (с последними изменениями от 28.09.2021 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110645767) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» по адресу: https://www.roseltorg.ru/, Заказчиком было размещено извещение № 01-КЭ-21 о проведении конкурса в электронной форме по закупке товаров, работ, услуг (далее – Извещение) и документация о конкурсе в электронной форме № 01-КЭ-21 на оказание услуг по комплексному обслуживанию объектов ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 07.10.2021 в 11:00

Начальная (максимальная) цена договора – 343 257 766,83 руб.

Согласно п. 2.1.1.1 Положения и по смыслу ч. 16 ст. 3.2 Закона о закупках, под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с п. 6.1.1 Положения, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и настоящим Положением.

Так, п. 6.1.1.2 и п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В свою очередь, необходимо отметить, что согласно пп. 2.11 п. 3.6.1 разд. 1 Документации (далее – Информационная карта), вторая часть заявки на участие в Конкурсе предоставляется участником Закупки по рекомендованной форме в соответствии с Формой № 2 и должна содержать информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления её оценки, предусмотренные п. 5.4.2 Документации. При этом, отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Во исполнение требований п. 6.1.1.2 и п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, критерии и порядок оценки заявок регламентирован Заказчиком в п. 5.3 Информационной карты Документации, где для оценки заявок участников Конкурса устанавливаются следующие критерии оценки и их величины значимости:

1) стоимостной критерий – цена договора (значимость критерия – 30 %);

2) нестоимостные критерии оценки – квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация, материально-технические ресурсы), с совокупной значимостью нестоимостных критериев – 70 %, в том числе:

- количество заключённых и исполненных без нарушений контрактов (договоров) на оказание услуг, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2019 г. по 31.07.2021 г. (значимость критерия – 25 %), пп. 1 п. 5.3.1 Информационной карты Документации;

- наличие в штате участника закупки сотрудников, обладающих квалификацией «специалист по охране труда» (значимость критерия – 5 %);

- наличие в штате участника закупки сотрудников, обладающих квалификацией «инженер» (значимость критерия – 5 %);

- количество сотрудников со стажем работы в области клининга (комплексного обслуживания), состоящих в штате участника закупки и имеющих стаж работы более трёх лет (значимость критерия – 5 %);

- наличие у участника закупки сертификата соответствия на оказание услуг профессиональной уборки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51870-2014, ГОСТ Р 57582-2017 (значимость критерия – 5 %);

- наличие у участника закупки добровольной сертификации на соответствие стандартам ISO 9000 (значимость критерия – 5 %);

- наличие информации об участнике закупки в Информационном ресурсе по поддержке реализации отраслевого проекта «обеления» отрасли клининга и технической эксплуатации (значимость критерия – 5 %);

- наличие у участника закупки отзывов и благодарностей по предыдущему опыту работы (значимость критерия – 5 %);

- наличие у участника средств механизации (значимость критерия – 5 %);

- наличие автовышки (значимость критерия) – 5 %.

В рамках критерия: «количество заключённых и исполненных без нарушений контрактов (договоров)…» (критерий «а» пп. 1 п. 5.3.1 Информационной карты Документации), закупочной комиссией Заказчика оцениваются количество заключённых и исполненных без нарушений контрактов (договоров) на оказание услуг, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2019 г. по 31.07.2021 г., при этом цена каждого договора (контракта) должна быть не менее 70% НМЦ договора по настоящему конкурсу с исполнением без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), где за 1 соответствующий договор присваивается 100 баллов (25 % от общей значимости совокупности критериев)

Из содержания жалобы Заявителя следует, что вышеподчёрнутые требования к договорам в рамках оценки по критерию «а» пп. 1 п. 5.3.1 Информационной карты Документации являются неправомерными и ограничивают круг возможных участников Закупки, нарушая п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

 

Согласно п. 6.2.1.11 Положения, в рамках оценки заявок в срок, указанный в извещении о проведении закупки, комиссия по конкурентным закупкам оценивает и сопоставляет заявки участников для выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией
на основании Положения о закупке (Приложение). Если участником закупки
не предоставлены документы или сведения, необходимые исключительно
для целей оценки заявок, не являющиеся основанием для отклонения заявки при отборе заявок, участник получает по этим критериям минимально возможную оценку.

Так, Приложением к Положению, Заказчиком приведён порядок оценки заявок на участие в конкурсе, где согласно пп. 2 Таблицы п. 5 Приложения, для оценки заявок может использоваться критерий квалификации участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация, материально-технические ресурсы).

В рамках указанного критерия для проведения оценки устанавливается конкретный предмет оценки (опыт участника), формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки и требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки. Значимость критерия в процентах – не более 70.

Совокупная значимость всех критериев в к должна быть равна 100 (ста) процентам (п. 3 Приложения к Положению).

Таким образом, учитывая совокупность вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком нестоимостной критерий оценки «а» пп. 1 п. 5.3.1 Информационной карты Документации, равно как и его значимость соответствует содержанию Приложения к Положению, следовательно, довод жалобы Заявителя о неправомерности установления указанного нестоимостного критерия не находит своего объективного подтверждения.

Вместе с тем, следует отметить, что Заявителем в материалы дела не представлено каких-либо документов, сведений или материалов, подтверждающих заявленный довод о том, что рассмотренный Комиссией Тюменского УФАС России нестоимостной критерий оценки ограничивает круг вероятно возможных участников Закупки, нарушая п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, что дополнительно подтверждает его несостоятельность.

Документы и сведения, подтверждающие нарушение прав и законных интересов Общества обжалуемыми действиями Заказчика, направленными на формирование и утверждение конкурсной документации в материалы настоящего дела, Заявителем также предоставлены не были.

В свою очередь, при рассмотрении настоящего дела по существу (11.10.2021 г.) установлено что ООО «Стройтраст» (ИНН: <...>) не зарегистрировано в Реестре участников закупок, размещенном на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, следовательно, Общество не может быть участником обжалуемой закупочной процедуры, что в свою очередь, указывает на объективное отсутствие нарушения его прав и законных интересов обжалуемыми Заявителем действиями Заказчика.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение закупочной документации отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «Стройтраст» на действия ФГАОУ ВО «ТюмГУ» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора оказания услуг по комплексному обслуживанию объектов ФГАОУ ВО «ТюмГУ» (реестровый номер извещения: 32110645767) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройтраст» на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора оказания услуг по комплексному обслуживанию объектов ФГАОУ ВО «ТюмГУ» (реестровый номер извещения: 32110645767) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

С.В. Марчук

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

И.Г. Назаров

 

           

 

 

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны