Решение №072/06/44/263/2023 Первый довод. Описанием объекта закупки предусмотрено, что и... от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/263/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

28 декабря 2023 года                                                                                                            г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), жалобу ООО «Н» на действия заказчика в лице ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД» при проведении электронного аукциона на поставку маркированных конвертов (реестровый номер закупки 0167200003423009745),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «Н» на действия заказчика в лице ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД» при проведении электронного аукциона на поставку маркированных конвертов.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

Первый довод. Описанием объекта закупки предусмотрено, что изготавливаться поставляемая продукция будет производителем АО «Марка» на фабриках АО «ГОЗНАК», а следовательно, подтверждать оплату услуг почтовой связи единственного почтового оператора АО «Почта России», что по мнению заявителя является нарушением статьи 8 Закона о контрактной системе.

Второй довод. Описанием объекта закупки не предусмотрена возможность поставки эквивалентного товара, а именно почтовых конвертов иных почтовых операторов, что по мнению заявителя является нарушением Закона о контрактной системе.

Заказчиком представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указано на отмену обжалуемой закупки заказчиком. Уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя которые приобщены к материалам дела, просит оставить жалобу без рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку маркированных конвертов, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД», начальная (максимальная) цена по закупке составила 285 000,00 рублей.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случае сопровождение такого указания словами «или эквивалент».

Частью 2 статьи 33 Закона о закупках предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описанием объекта закупки предусмотрено следующее:

Наименование  товара

 

 

ОКПД2/КТРУ

Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара

Конверт почтовый бумажный

17.23.12.110

17.23.12.110-00000002

Наименование характеристики

Значение характеристики

Высота, мм

≥ 110 и < 114

Длина, мм

≥ 220 и < 230

Наличие окна

нет

Тип заклеивания

С клеем

Маркировка конверта

литер «А»

Дополнительная информация

Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге:

Типографское изображение на конверте почтовой марки подтверждает оплату пересылки определённого вида почтового отправления по утверждённому тарифу в соответствии с приказом АО «Почта России» от 21.06.2022 № 230-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115, ГОСТ Р 51506-99

По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Статьёй 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти в области связи обеспечивают организацию издания и распространения государственных знаков почтовой оплаты, формирования Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи на территории Российской Федерации, изготовления и использования именных вещей для организаций федеральной почтовой связи.

Пунктом 1.1 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» предусмотрено, что знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.

Пунктом 1.6 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 предусмотрено, что знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов РФ (Гознак) согласно заключаемым договорам.

Пунктом 1.8 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 предусмотрено, что знаки почтовой оплаты вводятся в почтовое обращение приказами Федерального управления почтовой связи (почтовые марки и блоки, почтовые карточки и конверты с оригинальными марками) и Издатцентра «Марка» (маркированные конверты и карточки), издающимися в начале текущего года на основании утвержденных тематических планов. Дата ввода в почтовое обращение почтовых марок и блоков, карточек и конвертов с оригинальными марками определяется Издатцентром «Марка» и доводится до сведения управлений Федеральной почтовой связи.

Пунктом 5.3 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 предусмотрено, что продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.

Пунктом 5.7 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115 предусмотрено, что издательско-торговый центр «Марка», кроме обеспечения заявок на знаки почтовой оплаты управлений Федеральной почтовой связи, осуществляет продажу ЗПО с момента их выхода в почтовое обращение (как филателистического материала) другим юридическим и физическим лицам. При этом, в случае предоставления Издатцентром «Марка» торговой скидки юридическим и физическим лицам, не относящимся к Федеральной почтовой связи, размер скидки должен обеспечивать уровень розничных цен на знаки почтовой оплаты, превышающий их номинальную стоимость.

Действующим законодательством не ограничена реализация государственных знаков почтовой оплаты со стороны АО «Почта России». При этом, государственные знаки почтовой оплаты являются именно товаром и поэтому могут являться объектом закупок. Поэтому абсолютно любое юридическое или физическое лицо, и в том числе, ООО «Н», имеет реальную возможность приобрести соответствующие государственные знаки почтовой оплаты у АО «Почта России» с целью обеспечения возможности участия в закупке, то есть права потенциальных участников закупки в рассматриваемом случае не нарушаются.

Следовательно, заказчик при определении объекта закупки не допустил необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки, поскольку руководствовался собственной потребностью в приобретении именно государственных знаков почтовой оплаты.

Кроме того, в Положении о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации отсутствует запрет реализации почтовых маркированных конвертов иными лицами.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождения такого указания словами «или эквивалент».

Статьёй 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.

Пунктом 1 приказа АО «Почта России» от 21.06.2022 № 230-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» предусмотрено, что марочная продукция - почтовые марки, блок почтовый (одна или несколько почтовых марок, отпечатанных в один или более рядов на специальном листе и окруженных более широким, чем у марок, полем; почтовые блоки могут иметь номера, тогда они называются номерными почтовыми блоками), маркированные почтовые конверты/пакеты и маркированные бланки почтовых карточек.

Таким образом, маркированные почтовые конверты являются марочной продукцией.

Указанная марочная продукция будет использоваться в соответствии с потребностью заказчика для оплаты услуг почтовой связи АО «Почта России».

Предметы (документы, конверты), созданные и используемые иными операторами почтовой связи (помимо АО «Почта России») для подтверждения оплаты их услуг почтовой связи, не являются государственными знаками почтовой оплаты, которые использует оператор почтовой связи АО «Почта России», а именно «маркированными конвертами» и «почтовыми марками» или их эквивалентами.

Сам по себе объект закупки, в частности государственные знаки почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки) не содержат обозначений товарных знаков, соответственно не обязывают заказчика указывать слова «или эквивалент» к закупаемому товару.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявителем не представлены доказательства, что извещение об осуществлении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе, равно как и не доказано наличие указания заказчиком на товарный знак закупаемого товара, обязывающего установить возможность к поставке участниками эквивалентного товара, соответственно Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать указанный довод жалобы заявителя необоснованным.

Представленные ООО «Н» к заседанию комиссии сертификаты добровольной сертификации почтовых конвертов и почтовых марок ООО «Н» не опровергают потребность заказчика в приобретении именно государственных знаков почтовой оплаты.

Упоминаемые подателем жалобы ссылки на судебную и ведомственную практику по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельными, поскольку судебная, а равно административная (ведомственная) практика не является источником права в Российской Федерации, содержит казуальное толкование, не содержит общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. Упоминаемые правоприменительные акты приняты с участием иных лиц, в рамках иной процедуры закупки, а следовательно, обстоятельства не являются идентичными. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представителем ООО «Н» заявлен довод о том, что заказчиком указано некорректное наименование закупки: «поставка маркированных почтовых конвертов», которое не соответствует наименованию, содержащемуся в КТРУ: «конверт почтовый бумажный», а также указано на дополнительную характеристику в описании объекта закупки отсутствующую в позиции КТРУ: «маркировка конверта – литер А» без указания обоснования примененной дополнительной характеристики.

Комиссия Тюменского УФАС России руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляет внеплановую проверку заявленного довода.

Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.

При этом в силу пунктов 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Заказчик в свою очередь обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой дополнительной информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчиком к описанию объекта закупки применена позиция кода КТРУ: 17.23.12.110-00000002 «Конверт почтовый бумажный».

Позиция кода КТРУ: 17.23.12.110-00000002 «Конверт почтовый бумажный» подлежит обязательному применению заказчиками начиная с 20.08.2022 – бессрочно. Учитывая, что извещение об осуществлении закупки размещено заказчиком в ЕИС в сфере закупок 21.12.2023, следовательно, к описанию объекта закупки обязательно должна применяться позиция кода КТРУ: 17.23.12.110-00000002, что и было сделано заказчиком в рассматриваемом случае.

Комиссией Тюменского УФАС России изучены характеристики описания объекта закупки, которые приведены заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки с характеристиками содержащимися в примененной к описанию объекта закупки позицией КТРУ 17.23.12.110-00000002 и установлено, что все без исключения характеристики указаны заказчиком в полном соответствии с примененной к описанию объекта закупки позицией КТРУ.

Относительно приведенной в составе описания объекта закупки дополнительной информации, а именно: «Типографское изображение на конверте почтовой марки подтверждает оплату пересылки определённого вида почтового отправления по утверждённому тарифу в соответствии с приказом АО «Почта России» от 21.06.2022 № 230-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства связи РФ от 26.05.1994 № 115, ГОСТ Р 51506-99» Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что данное обоснование по своему смысловому значению относится именно к дополнительной характеристике которая отсутствовала в примененной заказчиком позиции КТРУ: «Маркировка конверта – литер А», поскольку пунктом 5.3.5 приказа АО «Почта России» от 21.06.2022 № 230-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» предусмотрено, что типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки наносятся следующие ГЗПО: литера «A» наносится на конверты, подтверждает оплату пересылки простого письма массой до 20 г по РФ.

По мнению Комиссии Тюменского УФАС России, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела указание заказчиком в описании объекта закупки дополнительной характеристики «Маркировка конверта – литер А» не является нарушением требований пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), поскольку описание объекта закупки фактически содержит обоснование применения дополнительной характеристики «Маркировка конверта – литер А» которая отсутствовала в примененной заказчиком к описанию объекта закупки позиции КТРУ 17.23.12.110-00000002.

Довод заявителя о том, что заказчиком указано некорректное наименование закупки: «поставка маркированных почтовых конвертов», которое не соответствует наименованию товара, содержащемуся в КТРУ: «конверт почтовый бумажный», Комиссия Тюменского УФАС России полагает заявленный довод не более чем формальным, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает заказчика указывать наименование самой закупки исключительно в точном соответствии с примененной к описанию объекта закупки позицией КТРУ, при этом, исходя из наименования закупки и наименования объекта закупки следует, что в любом случае закупаются конверты, что указывает на отсутствие каких-либо противоречий либо что заказчиком фактически не осуществляется закупка почтовых конвертов как таковых, при этом, как было указано выше маркировка конверта является дополнительной характеристикой по которой заказчиком приведено обоснование необходимости её применения к установленному описанию объекта закупки.

Нельзя не отметить, что согласно открытой части ЕИС в сфере закупок, заказчиком 27.12.2023, время: 12:54 (МСК+2) отменена закупка с реестровым номером извещения 0167200003423009745, следовательно, права и законные интересы ООО «Н» в настоящее время никак не нарушаются.

При этом, у Комиссии Тюменского УФАС России отсутствуют правовые основания оставить без рассмотрения жалобу ООО «Н» поскольку жалоба подана в период когда закупка еще не была отменена в пределах регламентированного Законом о контрактной системе срока обжалования положений извещения об осуществлении закупки.

Комиссией Тюменского УФАС России в ходе проведенной в полном объеме внеплановой проверки, не ограничиваясь доводами жалобы заявителя на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, проверены все без исключения положения извещения об осуществлении закупки, при этом, какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Н» на действия заказчика в лице ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД» при проведении электронного аукциона на поставку маркированных конвертов (реестровый номер закупки 0167200003423009745) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны