Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 17 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–112/2022

 

17.11.2022                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."               –

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."              –

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

 

"...-..."           –

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–112/2022 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту без замены запасных частей медицинских изделий производства фирмы Джонсон и Джонсон (регистрационный номер извещения: 32211779480), далее также – Закупка,

в присутствии представителя Заявителя:

"...-..." (на основании доверенности № 7-21 от 07.06.2021),

 

в присутствии представителей Заказчика:

"...-..." (на основании доверенности № 123 от 06.06.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 03.11.2022 г. поступила жалоба (вх. № 8591-ЭП/22), "...-..." на действия "...-..." при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту без замены запасных частей медицинских изделий производства фирмы Джонсон и Джонсон (регистрационный номер извещения: 32211779480).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По мнению Заявителя, требование закупочной документации Заказчика о наличии у участников аттестата аккредитации испытательной лаборатории или соответствующей выписки из реестра аккредитованных лиц Росаккредитации является избыточным, поскольку закупочная документация не содержит обоснований, подтверждающих потребность Заказчика в личном оказании услуг по проведению периодических испытаний.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.  

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом заседания наблюдательного совета "...-..." № 19 от 28.09.2022 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» (в редакции действующей на дату размещения извещения) (далее – Положение, Положение о закупке), которое 07.10.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

В соответствии с п. 15.1 Положения, под аукционом в электронной форме (далее также - аукцион) понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора (цену единицы товара (работы, услуги), путем снижения начальной (максимальной) цены договора или начальной (максимальной) цены единицы товара (работы, услуги) указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Как установлено материалами дела, 20.10.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211779480), Заказчиком была размещена Документация о проведении аукциона в электронной форме № А-03/23 на оказание услуг по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту без замены запасных частей медицинских изделий производства фирмы Джонсон и Джонсон (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.11.2022 в 08:00

Согласно п. 4 Документации объектом закупки являются услуги по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту без замены запасных частей медицинских изделий производства фирмы Джонсон и Джонсон. Медицинские изделия производства фирмы Джонсон и Джонсон являются медицинским оборудованием, что подтверждается регистрационными удостоверениями, приложенными в материалы дела.

Согласно п. 1 части 10 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) документация должна содержать: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

Согласно Приложению № 1 к Документации, Описание объекта закупки содержит требования к оказываемым услугам, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, в частности требования оказывать услуги, соответствующие с «ГОСТ 56606-2015 Национальный стандарт Российской Федерации. Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения».

Согласно разделу 8 «ГОСТ Р 58451-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения» КТС является обязательным элементом системы Технического обслуживания, обеспечивающим документированное представление о состоянии МИ, включая протокол испытаний МИ, при необходимости.

КТС проводят в соответствии с ГОСТР 56606.

Согласно п. 4.3.2 ГОСТ 56606-2015 периодические испытания характеризуются измерением основных параметров с целью определения функционального состояния МИ в конкретный момент времени. Периодические испытания должны проводить организации, аккредитованные в установленном порядке на данный вид испытаний МИ конкретного типа.

Из системного толкования Положения, Методических рекомендаций, «ГОСТ Р 57501-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок», ГОСТ Р 56606-2015, следует, что контроль технического состояния медицинской техники, которая является неотъемлемой частью работ (услуг) по ее техническому обслуживанию, может осуществляться только аккредитованной на данный вид деятельности организацией. Как следует из положений ГОСТ Р 56606-2015, мероприятия по контролю технического состояния медицинских изделий позволяют объективно оценить их состояние с точки зрения безопасной эксплуатации, а также соответствия технических характеристик, заявленных производителем при регистрации медицинских изделий (п. 4.3.1 - 4.3.3).

При этом в случае выявления несоответствия медицинского изделия нормируемым параметрам по результатам испытаний в рамках КТС может быть принято решение о его незамедлительном техническом обслуживании (пп. «в» п. 5.2) либо об ограничении его применения (пп. «в» п. 5.4) или включении в список оборудования, подлежащего замене, т.е. фактически запрете на использование (пп. «г» п. 5.4).

В соответствии с п. 5.6.2.6 ГОСТ Р 57501-2017 при проведении работ по ГОСТ Р 56606-2015 исполнитель работ по контролю технического состояния должен быть аккредитован в установленном порядке на данный вид деятельности.

В соответствии с п. 1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (далее - ГОСТ ISO/IEC 17025-2019) заказчики лабораторий, регулирующие органы, организации и схемы, использующие паритетную оценку, органы по аккредитации, а также другие стороны применяют настоящий стандарт при подтверждении или признании компетентности лабораторий. В ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 установлены требования к лабораториям в отношении их структуры (п. 5), ресурсов, персонала (п. 6), процессов деятельности (п. 7).

Предметом аукциона являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники в соответствии с Описанием объекта закупки.

Таким образом, правовое регулирование Договора предусмотрено, в том числе нормами главы 39 ГК РФ.

Согласно статье 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Соответственно, исполнитель лично должен отвечать всем требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим оказание услуг.

Так, разд. 12 Положения о закупке товаров, работ, услуг Заказчика закрепляет единые требования к участникам закупки.

Согласно п. 12.1 Положения о закупке, Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки, а также соответствовать следующим единым требованиям, предъявляемым к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Требование о наличии у участника закупки аттестата аккредитации, закреплено вышеуказанными: ГОСТ Р 56606-2015, ГОСТ Р 57501- 2017. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик правомерно установил требование к участникам закупки о наличии аттестата аккредитации лаборатории, при этом установление такого требования не может рассматриваться как нарушение положений Закона о закупках, поскольку данное требование обусловлено обеспечением безопасности здоровья и жизни граждан как при оказании услуг по договору, так и после их оказания в процессе непосредственной эксплуатации медицинской техники.

Однако, 02.11.2022 г. и 07.11.2022 г., Заказчиком в Документацию (п. 7.1) были внесены изменения, согласно которым Участник закупки должен соответствовать следующим требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки:

«пп. 2. На основании п. 4.3.2 ГОСТ Р 56606-2015 «Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения» аттестата аккредитации, удостоверяющего, что испытательная лаборатория (центр) участника аккредитована на проведение контроля технического состояния медицинский изделий, указанных в техническом задании или копия договора, заключенного между участником закупки и испытательной лабораторией (центром), имеющей аккредитацию на проведение контроля технического состояния медицинский изделий, указанных в техническом задании, срок которого должен быть не менее срока действия договора, заключаемого по результатам настоящей конкурентной закупки

В ходе заседания Комиссии Управления, представитель Заявителя пояснил, что имеет возможность привлечь к исполнению договора, организацию имеющую испытательную лабораторию, аккредитованную на проведение контроля технического состояния медицинский изделий в соответствии с техническим заданием Заказчика и обладающую соответствующими свидетельствами.

Кроме того, отсутствие в Проекте договора указанного пункта (7.1) само по себе не исключает возможность Исполнителя использовать испытательную лабораторию других лиц, учитывая, что контроль технического состояния медицинского оборудования является составной частью работ (услуг) по техническому обслуживанию.

Таким образом, поскольку Документация Заказчика содержит требования, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации, Заказчиком своевременно внесены изменения в закупочную Документацию о возможности заключения договора с испытательной лабораторией, имеющей аккредитацию на проведения соответствующего контроля, Комиссия Управления полагает признать жалобу необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России.

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту без замены запасных частей медицинских изделий производства фирмы Джонсон и Джонсон (регистрационный номер извещения: 32211779480), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

 

 

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."

 

 

"...-..."

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны