Решение №РНП-72-199/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-199/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

13 декабря 2023 года                                                                                                             г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение заказчика в лице Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «П» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме на поставку компьютеров и периферийного оборудования (программно-аппаратного комплекса) (реестровый номер закупки 0167200003423004126),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение заказчика в лице Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «П» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме на поставку компьютеров и периферийного оборудования (программно-аппаратного комплекса).

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «П» будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, письменные пояснения и документы обосновывающие позицию по делу в материалы дела не представило.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.

04.07.2023 между Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области и ООО «П» заключен государственный контракт № 4619 на поставку компьютеров и периферийного оборудования (программно-аппаратного комплекса) (реестровый номер контракта 2720210078723000051).

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить компьютеры и периферийное оборудование (программно-аппаратный комплекс) (далее - товар), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.8 Марта, д.1 (далее - место доставки), в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты заключения контракта.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что поставщик не менее чем за 1 рабочий день до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.

Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что факт поставки товара подтверждается документом о приемке в электронной форме, формируемым посредством ЕИС в сфере закупок, в соответствии со статьей 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 4.1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией.

Пунктом 4.1.2 контракта предусмотрено, что поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом.

Пунктом 12.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31.12.2023. Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту.

Приложением № 1 к контракту предусмотрена спецификация, согласно которой поставке подлежало следующее оборудование:

п/п

Наименование объекта закупки (товара)

Функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (товара)

Ед. изм.

Количество

1

Программно-аппаратный комплекс QNAP TS-873AeU-RP-4G (Тайвань (Китай))

Исполнение платформы - Стоечное  

Высота  – 2 юнита

Количество установленных блоков питания – 2 шт.

Мощность каждого установленного блока питания – 300 вт.       

Количество отсеков для дисков 3,5" с функцией "горячей" замены – 8 шт.

Количество слотов M.2 2280 PCIe – 2 шт.

Количество портов USB 3.2 Gen 2 на задней панели – 3 шт.        

Количество портов USB 3.2 Gen 1 на задней панели – 1 шт.        

Количество слотов PCIe x8 – 1 шт.    

Количество ядер процессора – 4 шт. 

Количество потоков процессора – 8 шт.           

Базовая тактовая частота процессора – 2,2 ГГц              

Тип оперативной памяти - DDR4      

Количество установленных модулей оперативной памяти – 2 шт.               

Объем памяти каждого установленного модуля оперативной памяти – 16 Гб

Максимальный объем оперативной памяти возможный к установке – 64 Гб

Количество встроенных портов Ethernet 2,5 Гбит/с – 2 шт.          

Количество встроенных портов Ethernet 10 Гбит/с – 2 шт.           

Поддержка режимов: Multi-IP, отказоустойчивость, балансировка нагрузки

Максимальная емкость поддерживаемых дисков – 22 ТБ             

Максимальная емкость поставляемого ПАК – 176 Тб   

Количество установленных накопителей Тип 1 – 8 шт. 

Тип накопителей Тип 1 - HDD          

Интерфейс накопителя Тип 1 - SATA 3            

Объем каждого накопителя Тип 1 – 16 ТБ       

Объем кэш-памяти каждого накопителя Тип 1 – 512 Мб              

Скорость вращения шпинделя каждого накопителя Тип 1 – 7200 об/мин   

Оптимизация под RAID-массивы накопителя Тип 1      

Защита от ротационной вибрации     

Количество установленных накопителей Тип 2 – 2 шт. 

Тип накопителей Тип 2 - SSD           

Интерфейс накопителя Тип 2- PCIe  

Форм-фактор накопителя Тип 2 М.2 

Объем каждого накопителя Тип 2 – 1 ТБ         

Скорость чтения накопителя Тип 2 – 7000 Мб/с             

Скорость записи накопителя Тип 2 – 6000 Мб/с             

Максимальный ресурс записи (TBW) накопителя Тип 2 – 800 Тб

Максимальная емкость ПАК с учетом модулей расширения – 5296 Тб      

Функция SSD кэш

Все компоненты ПАК должны быть совместимы друг с другом. Совместимость должна подтверждаться производителем платформы ПАК          

Поддерживаемые RAID-уровни: JBOD, RAID0, RAID1, RAID5, RAID6, RAID10, RAID50, RAID60, TP, triple Mirro     

Изменение уровня RAID без остановки работы системы              

Контроль состояния дисков (S.M.A.R.T)         

Функция восстановления RAID-массива         

Возможность выбора файловой системы между EXT4 и ZFS      

Функция SSD TRIM            

Управление квотами общих папок    

Дедупликация для общей папки LUN              

Сжатие для общей папки LUN          

WORM для общей папки    

Русифицированный интерфейс          

Кластеры и платформы виртуализации:

•Поддержка VMware vSphere (ESX/ESXi 4.x, 5.x) VMware VAAI для iSCSI и VAAI

Наличие vSphere Plug-in

Поддержка Citrix XenServer (6.0)

Поддержка Windows Server 2012 Hyper-V и отказоустойчивых кластеров, Microsoft ODX

•Возможность установки виртуальных машин непосредственно на хранилище;

•Поддержка iSCSI

Сервер резервного копирования:

•Репликация в реальном времени (по RTRR)

•Сервер репликации ресурсов (по Rsync)

•Поддержка Apple Time Machine

•Поддержка программ резервного копирования: Acronis True Image, CA Brightstor, ARCserve Backup, EMC Retrospect, Symantec Backup Exec, LaCie Silverkeeper           

Файловый сервер:

•Общий доступ к файлам с платформами Windows, Mac OS и Linux/Unix

Протоколы: CIFS/SMB, AFP, NFS, FTP/FTPS, HTTP/HTTPS (Web File Manager), WebDAV

•Веб-менеджер файлов

•Возможность монтирования ISO образов

•Интеграция с Google Docs

•До 4096 учетных записей пользователей

•До 512 групп пользователей

•До 512 сетевых ресурсов

•Пакетное добавление пользователей

•Импорт/экспорт пользователей

Задание параметров квотирования

•Управление правами доступа на вложенные папки       

Интеграция с доменами Microsoft Active Directory, LDAP           

Аутентификация доменных пользователей через CIFS/SMB, AFP, FTP и файловый веб-менеджер     

Aдминистрирование:

•Подключение по HTTP/ HTTPS

•Мгновенные уведомления по E-mail и SMS

•Управление системой охлаждения

•SNMP (v2 и v3)

•Поддержка ИБП с SNMP-управлением (USB)

•Поддержка сетевых ИБП

•Монитор ресурсов

•Сетевая корзина для CIFS/ SMB и AFP

•Подробные журналы событий и подключений

•Список активных пользователей

•Клиент Syslog

•Обновление микропрограммы

•Сохранение и восстановление системных настроек

•Восстановление заводских настроек

шт.

1

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения не допускается.

Статьёй 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

Статьёй 506 ГК РФ предусмотрено, что по договору поставки подрядчик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Нарушение договора поставки подрядчиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок и неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

05.09.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия, согласно которой, по состоянию на 05.09.2023 обязательства поставщика по контракту не исполнены. Заказчик потребовал поставить товар в срок до 15.09.2023

Претензия исх.№ 2301 от 05.09.2023

20.09.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия, согласно которой, по состоянию на 20.09.2023 обязательства поставщика по контракту не исполнены. Заказчик потребовал поставить товар в срок до 02.10.2023

Претензия исх.№ 2575 от 20.09.2023

20.09.2023

Поставщик направил заказчику письмо в котором сообщил, что срок изготовления программно-аппаратного комплекса составляет до 15 недель с момента размещения заказа производителю. Заказ был размещен 29.06.2023 в день заключения контракта. Настоящим письмом гарантируем произвести поставку вышеуказанного оборудования в срок до 15.10.2023

Письмо исх.№ 53 от 20.09.2023

03.10.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия, согласно которой, по состоянию на 03.10.2023 обязательства поставщика по контракту не исполнены. Заказчик потребовал поставить товар в срок до 13.10.2023

Претензия исх.№ 2716 от 03.10.2023

16.10.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия, согласно которой, по состоянию на 16.10.2023 обязательства поставщика по контракту не исполнены. Заказчик потребовал поставить товар в срок до 26.10.2023

Претензия исх.№ 2892 от 16.10.2023

30.10.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия, согласно которой, по состоянию на 30.10.2023 обязательства поставщика по контракту не исполнены. Заказчик потребовал поставить товар в срок до 09.11.2023

Претензия исх.№ 3110 от 30.10.2023

10.11.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия, согласно которой, по состоянию на 10.11.2023 обязательства поставщика по контракту не исполнены. Заказчик потребовал поставить товар в срок до 20.11.2023

Претензия исх.№ 3270 от 10.11.2023

27.11.2023

Заказчиком в адрес поставщика направлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Письмо исх.№ 3572 от 27.11.2023

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.11.2023 № б/н.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.  

Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

27.11.2023 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта размещено решение об одностороннем отказе:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «П» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 27.11.2023, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 08.12.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, что ООО «П», подавая заявку на участие в закупке, согласилась со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения государственных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении поставщиком договора;

Во-вторых, невозможность поставщика исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что поставщик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал договор на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал поставщику надлежащим образом исполнять обязательства по договору, а именно, необоснованно отказывал в приемке поступающего товара. Наоборот, материалы дела содержат переписку, как заказчика, так и поставщика, то есть, заказчик фактически выходил на связь с поставщиком, отвечал на все письма, осуществлял направление претензий, неоднократно предоставлял поставщику реальную возможность добровольно устранить нарушения условий контракта

Заказчиком неоднократно в адрес поставщика направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия поставщика, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий договора в материалы дела не представлено.

Не все действия поставщика могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий поставщика в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы (оказанной услуги), то есть с полностью поставленным товаром, включая согласованные заказчиком образцы товара, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, в требуемый по договору срок, а не с действиями предшествующими достижению результата поставки. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком поставленного товара в полном объеме.

Заказчик был лишен требуемого по контракту результата на который рассчитывал при заключении контракта, что повлекло отсутствие полного обеспечения государственных нужд.

Само по себе направление поставщиком в адрес заказчика письма о том, что срок изготовления программно-аппаратного комплекса составляет до 15 недель не свидетельствует о добросовестности поставщика, поскольку добросовестными возможно признать действия поставщика исключительно в случае, если поставленный товар успешно прошел приемку заказчика, указанный товар был согласован заказчиком и представленный товар может поставляться в адрес заказчика, в противном случае, если требуемый товар не поставлен, а если поставлен, но не прошел приемку у заказчика и поставленный товар не соответствует условиям контракта, в этом случае, действия поставщика в любом случае должны признаваться недобросовестными.

Программно-аппаратный комплекс QNAP TS-873AeU-RP-4G является технически сложным изделием (системным хранилищем), производство которого может занимать достаточно продолжительный период времени. ООО «П» является опытным участником рынка соответствующих программно-аппаратных средств, а следовательно, ООО «П» должен был учитывать в своей предпринимательской деятельности факт возможного отсутствия у производителя готового программно-аппаратного комплекса QNAP TS-873AeU-RP-4G, и что в случае отсутствия данного программно-аппаратного комплекса потребуется ожидание его производства в течение достаточно продолжительного периода времени.

Указанное обстоятельство ООО «П» учтено не было, поскольку поставщик самонадеянно рассчитывал на то, что требуемый программно-аппаратный комплекс представится возможным поставить в сокращенные сроки, которые предусмотрены условиями государственного контракта, однако указанный самонадеянный расчет поставщика не оправдался.

Допущенное поставщиком нарушение повлияло на надлежащую работу заказчика, ввиду отсутствия требуемой материально-технической базы для своевременного обеспечения мировых судей Тюменской области и работников аппарата мировых судей. Срыв сроков поставки поставщиком отражается на работе участков мировых судей и их аппарата, в том числе влияет на безопасную работу компьютеров.

Какие-либо доказательства того, что нарушение срока поставки товара по договору произошло по вине заказчика, ввиду его умышленных действий, создания им различных препятствий поставщику в поставке требуемого товара, в материалы дела не представлено.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что ООО «П» в десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, в течение которого, поставщиком должно быть устранено нарушение условий контракта, по факту нарушения условий контракта не были устранены поставщиком, что исключало для заказчика правовые основания по отмене ранее принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования части 13 статьи 95, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе по сути предусматривают специальную норму о пресекательном десятидневном сроке, в течение которого, поставщик обязан со своей стороны устранить ранее выявленные заказчиком нарушения условий контракта.

Статьёй 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (Приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

04.09.2023 является днем окончания срока исполнения обязательств поставщиком по контракту № 4619 от 04.07.2023.

По состоянию на 27.11.2023 поставщиком обязательства по контракту № 4619 от 04.07.2023 не выполнены надлежащим образом, а именно: поставка товара не осуществлена.

Таким образом, ООО «П» существенно нарушил условия контракта № 4619 от 04.07.2023, не предоставил того товара, на который заказчик рассчитывал при заключении контракта.

Кроме того, поставщик неоднократно нарушил срок поставки, который изначально был предусмотрен контрактом № 4619 от 04.07.2023, а затем претензиями заказчика: № 2301 от 05.09.2023, № 2575 от 20.09.2023, № 2716 от 03.10.2023, № 2892 от 16.10.2023, № 3110 от 30.10.2023, № 3270 от 10.11.2023.

ООО «П» не была проявлена должная степень внимательности и осмотрительности при осуществлении своей предпринимательской деятельности.

Поставщик фактически не выполнил свои обязательства в полном объеме, однако осознавал и предвидел срочный характер поставки требуемого товара, учитывая что заказчик предоставлял поставщику дополнительную возможность поставить необходимый товар уже за пределами срока исполнения обязательств по контракту, чего в действительности не произошло ввиду того, что поставщик не оценил адекватно надлежащим образом как субъект предпринимательской деятельности свои реальные возможности по исполнению указанного контракта, что указывает на абсолютно недобросовестные действия поставщика на стадии исполнения контракта.

Срыв сроков поставки отразился на надлежащей работе участков мировых судей Тюменской области и работников их аппаратов в части отсутствия требуемой материально-технической базы оснащения необходимым оборудованием.

ООО «П» являясь опытным участником закупок не мог не знать порядок функционирования производственных и логистических цепочек по изготовлению и поставке требуемого к поставке товара в период, когда уже фактически действовали внешнеэкономические и внешнеполитические санкции со стороны недружественных государств, в том числе, связанных с возможными задержками в поставке комплектующих деталей необходимых для изготовления требуемого к поставке товара заводом-изготовителем.

ООО «П» данный факт не учло, при этом, имело реальную возможность приобрести требуемый к поставке товар у иных поставщиков либо дистрибьюторов с целью дальнейшей поставки в адрес заказчика в установленный срок. При этом, третьи лица (производители, иные поставщики и дистрибьюторы) не являются сторонами по рассматриваемому государственному контракту, следовательно, действия указанных субъектов, связанных с длительностью производства и поставок товара, не являются обстоятельствами непреодолимой силы, поскольку относятся к предпринимательским рискам ООО «П».

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа во включении информации в РНП в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий государственного контракта подтвержден, что указывало на наличие у заказчика достаточных правовых оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, равно как не установлены обстоятельства непреодолимой силы, а равно обстоятельства того, что заказчик своими действиями препятствовал поставщику исполнить обязательства по контракту, вместе с тем, по состоянию на крайний десятый день предусмотренный для устранения поставщиком нарушений условий контракта поставщиком в адрес заказчика требуемый товар не поставлен, нарушения условий контракта в действительности поставщиком не были устранены в полном объеме, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «П».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные заказчиком в лице Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области в отношении ООО «П» (ИНН, адрес: ), директора и единственного учредителя Общества: Р (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку компьютеров и периферийного оборудования (программно-аппаратного комплекса) (реестровый номер закупки 0167200003423004126) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «П» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Связанные организации

Связанные организации не указаны