Решение б/н Заказчиком не установлено дополнительное требование к участн... от 18 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/250/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

18 декабря 2023 года                                                                                                            г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобу ООО «Э» на действия заказчика МУ «Единый расчетный центр» при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание сетей газораспределения (реестровый номер закупки 0367300023523000125),  

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «Э» на действия заказчика МУ «Единый расчетный центр» при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание сетей газораспределения.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в поступившей жалобе указывает следующие доводы:

Первый довод. Заказчиком не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 14 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Второй довод. Заказчиком неправомерно установлено требование к наличию у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя обосновывающие позицию по делу, представитель заказчика просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что МУ «Единый расчетный центр» являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на техническое обслуживание сетей газораспределения, с начальной (максимальной) ценой контракта 4 129 000,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 06.12.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367300023523000125.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По первому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ».

Согласно системному толкованию указанных положений законодательства о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, в том числе и дополнительным требованиям которые предъявляются к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Податель жалобы ООО «Э» в составе жалобы не представил доказательств и каких-либо пояснений применительно к работам, указанным в техническом задании, которые надлежит выполнить подрядчику, и их отнесения именно к работам предусмотренным приложением к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Таким образом, какого-либо обоснования заявленного довода относительно обязанности заказчика установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, подателем жалобы не приведено.

ООО «Э» заявку на участие в закупке не подавал, а также не направлял запросы на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки. В заседание Комиссии податель жалобы не явился.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Извещением об осуществлении закупки предусмотрено единое требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» или копии действующей лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, с учетом положений части 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае если лицензия выдана до дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и срок её действия не истек.

Пунктом 1.1 раздела 1 (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, согласно которым, организация должна иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федеральный закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» предусмотрено, что лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Пунктом 7 Перечня выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II, III классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661) предусмотрено, что использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).

Пунктом 3.1.35 ГОСТ 34741-2021. Межгосударственный стандарт. Системы газораспределительные. Требования к эксплуатации сетей газораспределения природного газа (введен в действие приказом Росстандарта от 20.10.2021 № 1191-ст) предусмотрено, что эксплуатационная организация (сети газораспределения и/или сети газопотребления): юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и/или сети газопотребления или оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.

Пунктом 3.1.36 ГОСТ 34741-2021 предусмотрено, что эксплуатация (сети газораспределения и/или сети газопотребления) включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению использования сети газораспределения по функциональному назначению, определенному в проектной и/или рабочей документации. Эксплуатация включает в себя ввод в эксплуатацию, мониторинг технического состояния, техническое обслуживание, техническое диагностирование, текущий и капитальный ремонты, аварийно-диспетчерское обслуживание, консервацию и вывод из эксплуатации сети газораспределения (газопотребления).

Пунктом 6 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» предусмотрено, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны:

выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;

хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации;

в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.

Пунктом 3 приложения № 1 к извещению об осуществлении закупки предусмотрен перечень объектов обслуживания: объекты газораспределения, включая газопроводы высокого давления (0,6 МПа), среднего давления (до 0,3 МПа) и низкого давления (до 0,005 МПа), находящиеся в муниципальной собственности Заводоуковского городского округа. Приложение № 1 и № 2 к описанию объекта закупки.

Представитель заказчика в заседании Комиссии пояснил, что газопроводы включенные в перечень обслуживания, зарегистрированы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.

Таким образом, учитывая, что инженерные системы газораспределения, работы по техническому обслуживанию которых являются объектом закупки, относятся к опасным производственным объектам, в связи с чем, требование заказчика к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности является законным и обоснованными, и не может нарушать права участников закупки, которые, такой лицензии не имеют.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что эксплуатационная организация (победитель закупки) обязана иметь соответствующую лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта (сетей газораспределения), следовательно, заказчик установив в пункте 1.1 раздела требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) вышеуказанное требование к участникам закупки, действовал в соответствии с требованиями пункта 1 части 1, части 5, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, вне зависимости от информационного отражения (наполнения) условий контракта (в части закрепления порядка передачи на баланс газопровода), данное обстоятельство не отменяет требований Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»), то есть, нормативных требований, которые в любом случае должны соблюдаться на стадии исполнения контракта, вне зависимости от их указания либо не указания в проекте контракта.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

В заключение стоит отметить, что жалоба ООО «Э» поступила в ФАС России 12.12.2023, в то время, как закупка с реестровым номером извещения 0367300023523000125 отменена заказчиком 11.12.2023, следовательно, права и законные интересы ООО «Э» в настоящее время абсолютно никак не нарушаются.

Комиссией Тюменского УФАС России в ходе проведенной в полном объеме внеплановой проверки, не ограничиваясь доводами жалобы заявителя на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Э» на действия заказчика МУ «Единый расчетный центр» при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание сетей газораспределения (реестровый номер закупки 0367300023523000125) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны