Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 19 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–83/2022

 

01.09.2022                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

«...-...»      –

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

 

Члены комиссии:

«...-...»              –

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

 

«...-...»           –

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–83/2022 по жалобе «...-...» на действия «...-...» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автошин пневматических, дисков и комплектующих к ним для частичной замены на дорожно-строительной технике и автотранспорте «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211628364), далее также – Закупка,

в присутствии представителей Заявителя:

«...-...» (на основании доверенности № б/н от 29.08.2022 г.),

«...-...» (на основании доверенности № б/н от 29.08.2022 г.),

в присутствии представителей Заказчика:

«...-...» (на основании доверенности № 09/22-2 от 01.09.2022 г.),

«...-...» (на основании доверенности № 09/22-3 от 01.09.2022 г.),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 24.08.2022 г. поступила жалоба (вх. № 5996-ЭП/22), «...-...» (далее – Заявитель) на действия «...-...» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автошин пневматических, дисков и комплектующих к ним для частичной замены на дорожно-строительной технике и автотранспорте «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211628364).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из содержания жалобы Общества следует, что, по мнению Заявителя Заказчиком установлено необоснованное требование к модели автошин ST-082 и XD2010, поскольку оно указывает на единственного производителя, тем самым ограничивая конкуренцию данной Закупки.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная Документация соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом заседания Совета директоров «...-...» № 20 от 17.06.2022 г., утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд «...-...» (в редакции действующей на дату размещения извещения) (далее – Положение, Положение о закупке), которое 20.06.2022 г. размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 18.08.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211628364), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № ОГМ-22/22 на поставку автошин пневматических, дисков и комплектующих к ним для частичной замены на дорожно-строительной технике и автотранспорте «...-...» (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.08.2022 г. в 08:00.

Начальная (максимальная) цена договора – 100 712 250,00 руб.

В соответствии с п. 13.1.1 Положения, запрос котировок представляет собой конкурентный способ закупки, при котором победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках и по смыслу пп. 3 п. 10.1.1.1 Положения, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объёма выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках (при необходимости).

Вместе с тем, пп. 1 п. 10.1.1.2 Положения и п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках закреплено, что закупочная документация должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к его размерам, упаковке и отгрузке, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Во исполнение вышеуказанных требований Закона о закупках и Положения, п. 2 разд. 4 Извещения (стр. 4) установлено, что количество (объём) поставляемого товара определён Приложением «Описание предмета закупки» Извещения, представляющим собой табличную форму п. 8 разд. 1 (потребность ДРСУ-1), п. 13 разд. 2 (потребность ДРСУ-2), п. 5, 9, 10 разд. 3 (потребность ДРСУ-3), п. 5 разд. 4 (потребность ДРСУ-4), п. 1 разд. 5 (потребность ДРСУ-5), п. 1, 2 разд. 6 (потребность ДРСУ-6), п. 4 разд. 7 (ДРСУ-7) определено, что Заказчику необходим к поставке следующий Товар (цитирование):

 

Типоразмер автошины, наименование комплектующих

Функциональные (потребительские) свойства, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) предмета закупки

235/75R17.5

 

Индекс несущей способности должен быть - 143/144

Ось применения должна быть – прицеп/трал

Исполнение должно быть – ТL

Модель: ST-082

12-16.5

 

норма слойности не менее - 12

Рисунок протектора должен быть - Клюшка

Модель: XD2010

 

В ходе заседания Комиссии Управления, Заказчик пояснил, что обжалуемые Заявителем характеристики необходимого к поставке Товара являются объективной потребностью Заказчика, обусловленной спецификой, осуществляемой им деятельности и не могут быть рассмотрены, как фактор ограничивающий конкурентную борьбу хозяйствующих субъектов товарного рынка, так как частная (индивидуальная) невозможность предоставления товара, соответствующего потребности Заказчика, не свидетельствует об ограничении возможности конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов.

В свою очередь, согласно п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 1 п. 8.2.1 разд. 8 Положения, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Также, в силу п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 2 п. 8.2.1 разд. 8 Положения, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что спорные положения Описания Извещения ограничивают круг возможных участников Закупки, носит исключительно субъективный характер и не подтверждён какими-либо доказательствами по делу.

В свою очередь, п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 3 п. 8.2.1 разд. 8 Положения закреплено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением:

- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Вышеобозначенные условия Закона и Положения, обосновывающие установление Заказчиком требований к конкретной модели Товара автошин ST-082 и XD2010 также приведены в Описании Извещения, что подтверждается, как самим Заявителем, так и ответом на запрос разъяснения положений Извещения, размещённым Заказчиком в ЕИС 22.08.2022 в 13:36.

Таким образом, учитывая объективную потребность Заказчика в резервных автошинах ST-082 и XD2010 будучи использованными Заказчиком исключительно в случае выхода из строя (обретения статуса непригодности к использованию, аварийной замены) шин той же модели, уже установленных на технике, используемой Заказчиком и совокупность требований ч. 6.1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, Комиссия Управления делает вывод о признании жалобы необоснованной.

Стоит отметить, что Заявителем не представлено документов, материалов и сведений, подтверждающих довод жалобы касаемо «единственного производителя» требуемых Заказчику автошин (ST-082 и XD2010), а также подтверждающих нарушение прав и законных интересов Заявителя, обжалуемыми действиям Заказчика, в том числе подтверждающих факт невозможности подачи заявки на участие в Закупке и поставки товара Заказчику.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России.

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «...-...» на действия «...-...» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автошин пневматических, дисков и комплектующих к ним для частичной замены на дорожно-строительной технике и автотранспорте «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211628364), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

«...-...»

 

 

Члены Комиссии:

 

 

«...-...»

 

 

«...-...»

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны