Постановление №А18/107-14.31 без аннотации от 13 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № А18/107-14.31

об административном правонарушении

13.03.2018 г. г. Тюмень

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № А 18/107-14.31, возбужденного в отношении акционерного общества «Аэропорт Рощино» (адрес: 625001, г. Тюмень, ул. Сергея Ильюшина, 23; ОГРН: 1027200783070, ИНН: 7204660086, КПП: 720301001) (далее – АО «Аэропорт Рощино», Общество, А/П «Рощино»), по факту нарушения антимонопольного законодательства, законный представитель Общества на составление постановления об административном правонарушении не явился, направив защитника – ., действующего на основании доверенности от 02.08.2017 №65, которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению дела №К17/2-10 о нарушении антимонопольного законодательства от 17.08.2017 г. в действиях АО «Аэропорт Рощино» признано нарушение части 1 статьи 10 «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путём совершения действий по установлению и взиманию платы с ООО «Сила вкуса» за досмотр бортового питания, поставляемого на рейсы ПАО «АК «Сибирь» и платы за проведение обязательного ежедневного осмотра рентгеновского оборудования (интроскопа), используемого для предполётного досмотра бортового питания, результатом которых является (может являться) ущемление интересов ООО «Сила вкуса».

Комиссией Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства.

АО «Аэропорт «Рощино» (ИНН 7204660086, местонахождение: 625033, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Сергея Ильюшина, д.23) является главным оператором аэропорта «Рощино» (Тюмень).

ОАО «Аэропорт Рощино» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте под регистрационным номером 72/2/2 раздела 2 «Услуги аэропортов» (решение правления ФСТ от 25 мая 1998 года № 18/2 ап). На основании приказа ФАС России от 27.09.2016 N 1373/16 внесены изменения в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, в части замены наименования ОАО «Аэропорт Рощино» на АО «Аэропорт Рощино».

АО «Аэропорт Рощино», согласно положений статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», занимает доминирующее положение на рынке обеспечения авиационной безопасности в границах территории аэропорта Тюмень (Рощино).

АО «Аэропорт «Рощино» также осуществляет деятельность в качестве поставщика бортового питания в аэропорту «Рощино», имея собственный цех бортового питания (ранее принадлежал АК «ЮТэйр»), расположенный на территории контролируемой зоны аэропорта. Обществом заключено 29 договоров с авиакомпаниями на обеспечение бортовым питанием.

Обслуживание воздушных судов ПАО «Авиакомпания «Сибирь» (далее также – АК «Сибирь», Авиакомпания «Сибирь», Перевозчик) в аэропорту Тюмень (Рощино) осуществляется на основании договора на от 01.01.2010 №824 (далее также - договор №824), заключённого между авиакомпанией и АО «Аэропорт «Рощино».

В соответствии с пунктом 1.1, 3.2.1 и 3.2.1.2 договора №824 Аэропорт оказывает Перевозчику услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию его воздушных судов в аэропорту Тюмени (Рощино), обеспечивает авиационную безопасность, включая досмотр воздушного судна и его бортовых запасов.

Стоимость оказываемых Аэропортом услуг (работ) определяется исходя из фактических объёмов предоставленных услуг и цен, зарегистрированных в Центре расписания и тарифов, действующих в аэропорту.

Авиакомпания «Сибирь», согласно договору № 824, является потребителем предоставляемых Обществом аэропортовых услуг и соответственно, плательщиком аэропортовых сборов, взимаемые за обслуживание в аэропорту «Рощино».

Оплата аэропортовых услуг производилась Перевозчиком по тарифам прейскуранта аэропорта с применением понижающего коэффициента ко всем видам аэропортовых сборов. Условие снижения платы (скидки) для Перевозчика в 2016 году установлено Аэропортом дополнительным соглашением к договору №824 на период с 01.04.2016 по 25.03.2017.

Разделом «Особые условия» договора, заключённого Аэропортом и Авиакомпанией, установлено, что вопросы по обеспечению бортпитанием регулируются двухсторонними договорами между «перевозчиком» и третьими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность в аэропорту Тюмень (Рощино) (п.8.4. договора).

В 2014 году между Авиакомпанией «Сибирь» и ООО «Сила вкуса» был заключён договор №17-01-str-001/1-14 от 01.11.2014, согласно которому поставщик БП оказывает авиаперевозчику услуги по приготовлению и доставке бортового питания до воздушных судов авиакомпании в аэропорту «Рощино». До загрузки бортпитания на борт ВС поставщик БП обязан обеспечить проведение предполётного досмотра БП (п.2.3.4. договора).

Приготовление и комплектацию бортового питания ООО «Сила вкуса» осуществляет в цехе бортового питания, расположенном по адресу: г.Тюмень, ул. С.Ильюшина, 27. Здание, в котором расположен цех БП находится в непосредственной близости от аэропорта, но за пределами охраняемой территории аэропорта «Рощино».

Таким образом, поставщику бортового питания для получения возможности его доставки до воздушных судов авиакомпании в аэропорту, необходимо иметь договорённость с аэропортом, в рамках которой должна быть организована процедура досмотра бортового питания службой безопасности аэропорта (САБ), а также получена возможность доступа сотрудников поставщика БП на территорию аэропорта.

Для осуществления деятельности по обеспечению БП воздушных судов Авиакомпании «Сибирь» ООО «Сила вкуса» (в 2013 году) обратилось к АО «Аэропорт «Рощино» с просьбой о заключении договора на проведение досмотра бортового питания в своём ЦБП.

Аэропорт выразил согласие, при условии создания Заявителем условий для проведения досмотр БП в цехе. На основании достигнутой с Аэропортом договорённости ООО «Сила вкуса» самостоятельно оборудовал свой цех бортпитания рентгеновской установкой (интроскопом) и техническими средствами, необходимыми для его охраны службой безопасности аэропорта «Рощино», что подтверждается представленной Обществом перепиской между ОАО «А/п «Рощино» и ООО «Сила Вкуса» (письма ООО «Сила Вкуса» с резолюцией руководителя Аэропорта от 12.12.2013 №26, от 14.08.2014 № 26).

Таким образом, начиная с 2014 года, между Заявителем и Обществом установились договорные отношения, в рамках которых АО «Аэропорт «Рощино» производило досмотр бортового питания, поставляемого Заявителем на рейсы Авиакомпании «Сибирь» по месту его приготовления и комплектования - в цехе БП ООО «Сила вкуса», расположенном за пределами контролируемой зоны аэропорта.

В период действия договора №548 от 11.09.2014 (с 2014 до конца 2015 года), за досмотр, сопровождение, контроль погрузки в ВС бортового питания сотрудником САБ ОАО «А/п «Рощино» плата с ООО «Сила вкуса» не взималась.

Условие по взиманию платы с Заявителя за досмотр бортового питания установлено Аэропортом, начиная с 2016 года.

Чтобы сохранить возможность выполнять договорные обязательства по обеспечению бортовым питанием перед Авиакомпанией «Сибирь» поставщик БП согласился с условием по оплате досмотра.

На 2016 год между ООО «Сила вкуса» и А/п «Рощино» был заключён договор на возмездное оказание услуг от 15.01.2016 №964 (далее – договор №964). Период действия договора №964 был ограничен 31.12.2016 (п.5 договора) при наличии возможности его пролонгации.

Согласно пункту 1.1. и 1.2. договора №964 Аэропорт обязан оказывать Заявителю транспортные услуги с привлечением собственного персонала и специализированной техники, услуги спецмашины (автолифт) для доставки бортового питания к воздушному судну, а также услуги по досмотру бортового питания сотрудником САБ Аэропорта в цехе бортового питания ООО «Сила вкуса».

Условия договоров №964 и №548 в части пунктов 2.1.2 - 2.2.4 раздела «Досмотр бортового питания», являются аналогичными.

По договору №964 Аэропортом на поставщика бортпитания возложена обязанность в соответствии с СанПин 2.6.1.2369-08 проводить контроль рентгеновского излучения интроскопа, установленного в цехе бортового питания, и копии протоколов испытаний передать в САБ Аэропорта.

На ООО «Сила вкуса», до начала работ по досмотру БП, согласно пункту 2.3. договора, возложена обязанность по укомплектованию цеха бортового питания интроскопом и средствами охраны (телефонной связью, кнопкой тревожной сигнализации, охранной сигнализацией, видеонаблюдением с выводом на пост управления инженерно-техническими средствами САБ АО «Аэропорт «Рощино»), а также обязанность поддержания исправного состояния оборудования.

Аэропортом установлено, что досмотр бортового питания производится сотрудником САБ аэропорта в цехе бортового питания Заказчика в соответствии с нормами правилами и процедурами по авиационной безопасности. Досмотренное бортовое питание доставляется к воздушному судну под контролем сотрудника САБ Аэропорта (п.2.1договора №964 (ранее также договора №548)).

Данное положение договора, Аэропорт объясняет тем, что пункт досмотра бортовых запасов ООО «Сила вкуса» организован вне контролируемой зоны аэропорта по просьбе Заявителя и, соответственно, обязанность по оборудованию цеха бортового питания возлагается на ООО «Сила вкуса».

Пунктом 3.1.1. договора №964 установлено, что стоимость услуги по досмотру бортового питания составляет 1610 рублей за один досмотр (с НДС).

В обоснование установленного договором тарифа «за оказание услуги по досмотру БП сотрудником САБ аэропорта», Обществом представлен расчёт стоимости дополнительного досмотра воздушного судна.

Тариф за дополнительный досмотр воздушного судна в размере 1610 рублей за одно обслуживание (с НДС), утверждён приказом генерального директора Аэропорта 20.11.2015 года. При этом в прейскуранте ОАО «Аэропорт «Рощино», действующем по состоянию на дату заключения договора (на 11.12.2015), данный тариф отсутствует (не опубликован). Тариф за услугу по дополнительному досмотру ВС был опубликован только в прейскуранте аэропорта на 20.12.2016 в разделе 8 «цены на дополнительные услуги САБ», причём в размере 1568,64 руб./обслуживание, что с НДС составляет 1851 рублей за обслуживание.

Из чего следует, что плата за проводимый сотрудниками САБ аэропорта досмотр бортового питания, доставляемого на ВС авиакомпании «Сибирь», определялась Обществом с применением тарифа за оказание услуги САБ по дополнительному досмотру воздушного судна.

Таким образом, взимаемая с Заявителя оплата за предполётный досмотр бортового питания ООО «Сила вкуса», рассчитывалась Аэропортом с применением самостоятельно установленного тарифа.

Комиссия установила, что ООО «Сила вкуса» в течение 2016 года оплачивало проводимый сотрудниками САБ Аэропорта досмотр бортового питания, с применением тарифа за дополнительный досмотр воздушного судна. Сумма произведённой Заявителем оплаты за оказанную Аэропортом услугу по досмотру бортового питания составила 667 194,90 рублей.

В октябре 2016 года Общество приняло решение о взимании с Заявителя платы за проведение ежедневного контроля за надлежащим содержанием рентгеновского оборудования используемого аэропортом для досмотра бортпитания, направив ООО «Сила вкуса» соответствующее уведомление.

Общество сообщило ООО «Сила вкуса» (письмо исх. №1919/А-13 от 12.10.2016) о необходимости заключения договора на техническое обслуживание интроскопа Hi-skan 9075 №69986, установленного в цехе БП. К письму был приложен проект договора. Стоимость своих услуг Общество установило в размере 15176 рублей в месяц.

Необходимость заключения договора Аэропорт обосновал необходимостью исполнения полученного в свой адрес представления об устранение нарушений закона. По результатам проверки исполнения АО «Аэропорт «Рощино» законодательства, направленного на обеспечение авиационной безопасности, проведённой Тюменской транспортной прокуратурой совместно с привлечением сотрудников РУ ФСБ России по Тюменской области и специалистов Тюменского МТУ Росавиации, Аэропорту было вынесено представление № 02-12.2016 от 29.07.2016, в котором указано, что Аэропортом не выполняются требования п.41 ФАП-142 о поддержании постоянной работоспособности технических средств досмотра и оборудования в пункте досмотра в цехе бортового питания ООО «Сила вкуса», их эксплуатации специально подготовленными сотрудниками САБ.

В ноябре 2016 года, за месяц до окончания срока действия договора №964, АО А/п «Рощино» направило в адрес ООО «Сила вкуса» письмо от 29.11.2016 исх.№2296/А-13, в котором сообщило, что отказывается пролонгировать с заявителем договор №964 и прекращает с 01.01.2017 оказание услуг по досмотру бортового питания и предоставлению спецмашины.

Отказ в пролонгации заключённого договора № 964 и оформлении договорных отношений на 2017 год Аэропорт объяснил (указано в письме №68/А-13 от 18.01.2017 на запрос управления) отсутствием возможности предоставления спецавтотранспорта (автолифта) и выделения сотрудников САБ для досмотра и сопровождения бортового питания, производимого Заявителем.

После уведомления Заявителя о прекращении проведения досмотра бортового питания с января 2017 года, Аэропорт до 17.03.2017 продолжал оказывать ООО «Сила вкуса» предусмотренные договором №964, услуги.

17.03.2017 (в период рассмотрения настоящего дела), Аэропорт направил Заявителю письмо №520/А-13, в котором сообщил о прекращении, начиная со следующего дня после направления письма (с 18.03.2017), оказания услуг досмотра бортового питания по месту нахождения цеха бортпитания, принадлежащего ООО «Сила вкуса». Ссылаясь на нормы законодательства, Аэропорт сообщил, что отказывается производить досмотр бортового питания по месту его изготовления, т.е. в цехе ООО «Сила вкуса», поскольку цех бортового питания должен находиться под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта. Таким образом, Аэропорт приводит свои действия в соответствие с нормами действующего законодательства (приказ Минстроя №241 от 28.11.2005, приказ Минстроя от 25.07.2007 №104).

Письмо было направлено Обществом по электронной почте в конце рабочего дня в пятницу (в конце рабочей недели), при этом АО «Аэропорт Рощино» не поставил ООО «Сила вкуса» в известность, каким образом, в дальнейшем будет проводиться досмотр бортового питания.

Таким образом, 17.03.2017 поставщик БП был поставлен перед фактом прекращения, начиная со следующего дня, проведения досмотра бортового питания. 18.03.2017 ООО «Сила вкуса» оказалось в критической ситуации, которая, только благодаря вмешательству представителя Авиакомпании «Сибирь», не привела к срыву поставки бортового питания на рейс авиакомпании, вылетающий ранним утром (в 5 утра). Поставщик был вынужден экстренно, в отсутствие транспорта и в очень ограниченное время, искать возможность организовать досмотр бортпитания службой безопасности аэропорта и доставить его на борт воздушного судна авиакомпании в установленное время.

Начиная с 18.03.2017 ООО «Сила вкуса» своими силами доставляет бортпитание до контрольно-пропускного пункта Аэропорта, где его досматривает служба безопасности аэропорта, затем вручную бортпитание доставляется Заявителем до цеха бортового питания, принадлежащего Аэропорту, где оно в присутствии сотрудника САБ аэропорта с помощью интроскопа проходит процедуру досмотра.

Аэропорт обеспечивает транспортировку бортпитания (автолифт) только от ЦБП аэропорта до воздушного судна, причём представитель ООО «Сила вкуса» в данную машину не допускается. При такой организации досмотра ООО «Сила вкуса» вынуждено осуществлять дополнительную ручную трудоёмкую работу при доставке бортпитания на воздушное судно, а также при выгрузке мусора из ВС (транспорт для вывоза мусора с территории аэропорта Заявителю не предоставляется).

Таким образом, Аэропорт не поставил поставщика БП в известность о порядке прохождения досмотра бортового питания, поставляемого для воздушных судов Авиакомпания «Сибирь» в аэропорту.

Согласно п.1.1. «Технология производства предполётного досмотра бортового питания в аэропорту «Рощино»» (далее – Технология), разработанная Аэропортом в соответствии с требованиями Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, устанавливает порядок осуществления досмотра бортового питания в аэропорту.

Технологией предусмотрено, что досмотр БП авиакомпаний осуществляется в цехах БП авиакомпаний, которые находятся в здании аэровокзала (АТК «Ямал» и АК «ЮТэйр»), что не соответствует фактическим обстоятельствам. Технология в части местонахождения цехов БП и их владельцев, устарела и в сложившихся условиях аэропорта является неприменимой.

Цех бортового питания (ЦБП), принадлежащий АК «ЮТэйр», в настоящее время входит в структуру Аэропорта.

Цех бортпитания Авиакомпании «Ямал» находится за пределами контролируемой зоны аэропорта (по адресу: ул. Ильюшина, 4). На протяжении достаточно длительного периода (не менее пяти лет) досмотр бортового питания АК «Ямал» фактически производится представителем САБ аэропорта в цехе бортпитания АК «Ямал», расположенном за пределами КЗА.

Комиссией установлено, что цех бортового питания авиакомпании «Ямал» оборудован интроскопом, который принадлежит Аэропорту и предоставлен авиакомпании на безвозмездной основе. Плата за проведение досмотра бортового питания и за выезд сотрудника САБ аэропорта в ЦБП авиакомпании для проведения досмотра, с Авиакомпании «Ямал» Аэропортом не взимается.

Комиссия пришла к выводам о наличии в действиях АО «Аэропорт «Рощино», нарушения части 1 статьи 10 и нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Деятельность в области авиации регулируется государством. Аэропорт является элементом единой авиационной системы организации воздушного движения. Соответственно на деятельность АО «Аэропорт «Рощино» распространяются требования законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу авиации, в том числе в части обеспечения авиационной безопасности.

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности»).

Авиационная безопасность – состояние защищённости авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделёнными этим правом федеральными законами (статья 83 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Лица, осуществляющие приём, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности (статья 84 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Выданный Управлением транспортной безопасности ФАВТ сертификат №ФАВТ.АБАБ.051 подтверждает, что АО «Аэропорт Рощино» соответствует всем законодательно установленным требованиям в сфере деятельности обеспечения авиационной безопасности в аэропорту Тюмень (Рощино), включающей, в том числе работы (услуги) по организации и обеспечению авиационной безопасности, организации и проведению предполётного и послеполётного досмотров ВС, его бортовых запасов (включая бортовое питание), членов экипажей, пассажиров и багажа, организации и обеспечению охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и воздушных судов, организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режима.

Обеспечение авиационной безопасности осуществляется, в том числе посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполётного досмотра, а также послеполётного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции" и др.

Требования авиационной безопасности к аэропортам и порядок их выполнения установлены Федеральными авиационными правилами, утверждёнными приказом Минтранса России от 28.11.2005 №142 (далее также – приказ №142, Авиационные правила).

Пунктом 29 Авиационных правил установлено, что предполётный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется в соответствии с Правилами проведения предполётного и послеполётного досмотров, утверждёнными Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. №104 (далее – Приказ №104, Правила проведения досмотров).

Бортовые запасы – готовые к употреблению предметы, предназначенные для использования или продажи на борту воздушного судна во время полёта, в том числе бортпитание (пункт 3.3 «ОСТ 54-0-192.84-2002. Стандарт отрасли»).

Правилами проведения досмотров (глава 9) определён порядок проведения предполётного досмотр грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна.

Согласно положениям данного документа предполётный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств и бортового питания экипажа и пассажиров, бортового кухонного оборудования проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в оборудованных пунктах досмотра с использованием технических и специальных средств.

На администрацию аэропортов возложена обязанность по разработке, применительно к условиям аэропорта, технологии проведения досмотров, которая согласовывается с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (пункт 11 приказа №104).

В соответствии с пунктом 10 и 13 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 897 (далее – Положение № 897), аэропорты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (приложения к Положению № 897).

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов (п.6 Положения № 897).

Каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов (п.2 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению № 897).

Администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несёт ответственность за их реализацию (п.12 Положения № 897).

Приказом Минтранса РФ от 18.04.2008 №62 в целях обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации утверждена «Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации» (далее также – приказ Минтранса №62, Программа авиационной безопасности).

Программа авиационной безопасности определяет меры защиты воздушных судов, в том числе бортового питания. Программой авиационной безопасности предусмотрено, что предполётный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств, бортового питания и сопутствующих средств проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в соответствии с Правилами проведения досмотров.

Пунктом 119 Программы авиационной безопасности, указано, что организации, производящие бортовое питание, расположенные за пределами аэропорта, обеспечивают его охрану от несанкционированного доступа на участке от пункта приготовления до пункта досмотра его в аэропорту.

Для обеспечения требуемого уровня авиационной безопасности, в том числе для проведения досмотра бортовых запасов воздушного судна и бортового питания, аэропорты должны быть оборудованы техническими и специальными средствами авиационной безопасности (п.123 Программы авиационной безопасности).

Для поддержания постоянной работоспособности технических средств досмотра, их эксплуатация осуществляется специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию (п.5 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению № 897, п.131 Программы авиационной безопасности).

Государственный контроль аэропортовой деятельности осуществляется, в том числе посредством ценового регулирования.

Правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации (п.1 ст.64 ВК РФ).

Приказом Министерства транспорта России от 17.07.2012 N 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее также - приказ №241, Правила формирования тарифов) утверждены перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах, ….., воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами на маршрутах и/или в аэропортах (далее - потребители).

Аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.5. приказа №241).

Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации ГА и для каждого аэропорта (сооружения аэропорта) отдельно (п.1.9. приказа №241).

Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание …. регистрируются и/или публикуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.1.10 приказа №241).

Правилами формирования тарифов предусмотрено, что взымаемый в соответствии с требованиями установленными Авиационными правилами, сбор за обеспечение авиационной безопасности относится к числу аэропортовых сборов.

Сбор за обеспечение авиационной безопасности, включает проведение досмотра воздушного судна и его бортовых запасов (п. 3.2, 3.2.1 приказа №241).

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции (п.1.13 приказа №241).

В случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включённые в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включённые в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее - базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу), утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции (п.1.14 приказа №241).

Тарифы за наземное обслуживание в аэропорту, кроме услуги коммерческого обслуживания воздушного судна, не подлежат государственному регулированию и устанавливаются аэропортом самостоятельно, но при соблюдении установленного порядка.

Тарифы за наземное обслуживание взимаются по факту оказания услуг и в размере, действующем на дату выполнения (окончания выполнения) соответствующих услуг (п.8 приложение №2 к приказу№241). Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, …., не допускается (п.9 приложение №2 к приказу№241).

В пункте 4.10. Правил формирования тарифов указано, что тарифы за дополнительные услуги по авиационной безопасности (предусмотренные в главе 4 «тарифы за наземное обслуживание) устанавливаются за дополнительные мероприятия по авиационной безопасности (не предусмотренные п. 3.2 главы III Перечня и правил, т.е. не входящие в сбор за обеспечение авиационной безопасности).

Комиссией установлен факт доминирования АО «Аэропорт «Рощино» на рынке обеспечения авиационной безопасности в границах территории аэропорта Тюмень (Рощино).

Определение положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке произведено Тюменским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026) (далее – Порядок).

Основываясь на приведённых нормах законодательства Комиссией сделан вывод, что ООО «Сила вкуса», являясь поставщиком бортового питания, не входит в число субъектов, на которые возложена ответственность в сфере авиационной безопасности. Тогда как на АО «Аэропорт «Рощино» законодательно возложены функции по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту «Рощино».

В силу установленных Положением №897 норм, Аэропорт несёт ответственность за реализацию мероприятий по обеспечению авиационной безопасности и обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

Предполётный досмотр бортовых запасов воздушного судна, включающих бортовое питание, является обязательным элементом осуществляемых Аэропортом действий, направленных на обеспечения авиационной безопасности в аэропорту.

Комиссией установлено, что проводимый Аэропортом досмотр, поставляемого на воздушные суда АК «Сибирь, бортового питания», организованный в ЦБП ООО «Сила вкуса», осуществлялся сотрудниками САБ Аэропорта в рамках исполнения обязательств по договору с авиакомпанией «Сибирь» и реализации мероприятий по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту «Рощино».

Взимаемый Аэропортом с Перевозчика сбор за авиационную безопасность, включает оплату досмотра бортового питания, поставляемого на рейсы Авиакомпании «Сибирь» в аэропорту «Рощино».

Установлено, что ПАО «Авиакомпания «Сибирь» является плательщиком авиационных сборов, взимаемых АО «Аэропорт Рощино» за обслуживание воздушных судов авиакомпании в аэропорту «Рощино». ПАО «Авиакомпания «Сибирь» подтвердило, что выполняло в 2016 году полёты в аэропорт г.Тюмени и оплачивало сбор за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту «Рощино» (письмо Авиакомпании от 06.03.2017 №10-с-207-17-1303 - ответ на запрос Тюменского УФАС России).

Таким образом, плата за досмотр бортового питания, поставляемого на рейсы Авиакомпании «Сибирь» в аэропорту «Рощино» оплачивается потребителем услуги (авиакомпанией) в рамках заключённого с Перевозчиком договора на обслуживание воздушных судов № 824 в составе аэропортового сбора за авиационную безопасность.

Следовательно, Аэропорт неправомерно (по условиям договора №964) возлагает на ООО «Сила вкуса» обязанность оборудовать цех бортового питания интроскопом, а также осуществлять контроль за надлежащим содержанием рентгеновского оборудования используемого для досмотра бортпитания.

Тогда как на Аэропорт законодательно возложена обязанность по материально-техническому обеспечению и финансированию мероприятий по авиационной безопасности в аэропорту, охватывающие проведение предполётного досмотра бортового питания.

Организация пункта досмотра бортового питания, доставляемого к воздушным судам авиакомпаний, осуществляющих вылет из аэропорта «Рощино», входит в обязанность Аэропорта по обеспечению требуемого уровня авиационной безопасности, что основано на требованиях п.2 и п.5 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению № 897, а также п.123 Программы авиационной безопасности.

Согласно указанным нормам Положения № 897 и пункту 131 Программы авиационной безопасности, поддержание работоспособности технических средств относится к обязанностям аэропорта по обеспечение авиационной безопасности и должно выполняться сотрудниками САБ.

Таким образом, оборудование пункта досмотра необходимыми техническими средствами и обеспечение его надлежащего состояния, относится к обеспечению авиационной безопасности и согласно требованиям обеспечения авиационной безопасности не может быть передано третьим лицам по договору.

Представление об устранении нарушений законодательства вынесенное Транспортной прокуратурой Тюменской области подтверждает, что обязанность обеспечения авиационной безопасности, в т.ч. в части досмотра бортовых запасов (включая бортовое питание) является обязанностью исключительно Аэропорта. ООО «Сила вкуса», в силу Авиационных правил, не является субъектом ответственности за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту.

Таким образом, направление Заявителю договора с требованием заключить возмездный договор с Аэропортом на ежедневный осмотр рентгеновского оборудования, противоречит нормам Положения №897 и требованиям Программы авиационной безопасности.

Из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства следует, что договорные отношения между Обществом и Заявителем, относительно проведения досмотра бортового питания в цехе ООО «Сила вкуса», действовали в течение трёх лет, с 2014 по 2016 год. АО «Аэропорт Рощино» в течение указанного периода фактически совершал действия, направленные на обеспечение охраны цеха БП ООО «Сила Вкуса»: цех ООО «Сила Вкуса», по договорённости с Аэропортом, оборудован «тревожной кнопкой» и видеокамерами, выведенными на единый ПЦН САБ аэропорта.

Заключив договор с ООО «Сила Вкуса» с целью проведения досмотра бортового питания по месту его изготовления и комплектования, расположенного за границами КЗА, АО «Аэропорт Рощино» таким способом исполнило свою обязанность по организации процедуры проведения досмотра БП, доставляемого на ВС авиакомпании «Сибирь».

Организация проведения досмотра, согласно п.14 Приказа Минтранса №104, возлагается на администрацию аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта). Аэропорт определив, что досмотр бортового питания производится сотрудником САБ Аэропорта в цехе бортового питания Заявителя (пункт 2.1. договора №964) фактически признал нахождение цеха бортпитания Заявителя за границами территории аэропорта соответствующим нормам, правилам и процедурам по авиационной безопасности.

АО «Аэропорт «Рощино» имеет в своём составе цех бортового питания, расположенный на территории аэропорта. Выручка предприятия от оказания услуг бортпитания за 2016 год составила 92,6 млн. руб. (без НДС). В материалы дела представлена переписка, подтверждающая участие Аэропорта в проводимой авиакомпанией «Сибирь» конкурсной процедуре по отбору поставщика БП для рейсов по направлению Тюмень-Москва.

Таким образом, АО «Аэропорт «Рощино» является участником товарного рынка поставки бортового питания в аэропорту Тюмени и конкурентом ООО «Сила Вкуса».

В течение 2014-2015 года досмотр бортового питания, поставляемого ООО «Сила вкуса» для авиакомпании «Сибирь» проводился сотрудниками САБ Аэропорт беспрепятственно и на безвозмездной основе.

В июне 2015 года произошла смена генерального директора АО «А/П «Рощино». Начиная с данного периода Аэропорт, пользуясь своим положением субъекта естественной монополии, стал предпринимать действия, направленные на вытеснение ООО «Сила вкуса» с рынка обеспечения бортовым питанием, путём создания препятствий в хозяйственной деятельности предприятия.

Комиссия установила последовательность совершаемых действий, подтверждающих намерение АО «Аэропорт Рощино» по устранению конкурента в лице «ООО «Сила вкуса» для получения возможности самостоятельно осуществлять поставку бортпитания авиакомпании «Сибирь».

Хронология совершаемых Обществом действий свидетельствует о последовательности и целенаправленности его действий по созданию Заявителю препятствий деятельности на рынке.

 В июне 2015 года Аэропорт «Рощино», владея информацией о наличии договорных отношений между ООО «Сила вкуса» и Авиакомпанией, обратился к АК «Сибирь» с предложением о расширении сферы обслуживания авиакомпании и предложением наладить сотрудничество в области предоставления услуг по бортовому питанию, обратив при этом внимание авиакомпании на предоставленные ей скидки на основные услуги по обслуживанию ВС в аэропорту «Рощино» (подтверждается письмом №1861/А-13 от 29.07.2015).

 В сентябре 2015 года Аэропорт повторно обратился к Авиакомпании с предложением о предоставлении услуг по обеспечению бортовым питанием рейсов из Тюмени в Москву (подтверждается письмом №1861/А-13 от 29.09.2015).

На что ПАО «Авиакомпания «Сибирь» ответило, что, рассмотрев предложение Аэропорта, вынуждена от него отказаться, ввиду его нецелесообразности и наличия, действующих в осенне-зимний период 2015-2016 года, договорных отношений с ООО «Сила Вкуса» (письмо №10-с-2014-15-5549 от 14.10.2015).

 С января 2016 года Аэропорт установил для ООО «Сила вкуса» плату в размере 1610 рублей за один досмотр бортового питания, заключив договор №964 от 15.01.2016 со сроком действия до конца года (31.12.2016). ООО «Сила вкуса» согласилось оплачивать проведение досмотра БП, чтобы сохранить возможность поставлять БП Авиакомпании «Сибирь».

 В ноябре 2016 года Аэропорт направило в адрес ООО «Сила вкуса» уведомление об отказе в пролонгации договора №964 и прекращении с января 2017 года оказания услуг по досмотру БП и предоставления спецавтотранспорта (письмо от 29.11.2016 №2296/А-13).

В декабре 2016 года (08.12.2016) Авиакомпания «Сибирь» объявила о проведении закупочной процедуры на поставку бортового питания в аэропорту «Рощино» и направила документацию по закупочной процедуре по отбору поставщика БП для авиакомпании по направлению Тюмень-Домодедово в адрес ООО «Сила Вкуса» (10.12.2016) и Аэропорта (13.12.2016). Подведение итогов было запланировано на конец января.

Срок подачи заявок на участие в конкурсной процедуре, согласно представленной переписке, был установлен с 15.12.2016 по 12.01.2017. Документация для участия в конкурсной процедуре, была направлена Аэропортом 28.12.2016, 09.01.2017, 10.01.2017 (указано в письме Аэропорта № 374/А-13, направленного в адрес АК «Сибирь 19.01.2017).

 23 декабря 2016 года, после того как ООО «Сила Вкуса» сообщило Авиакомпании «Сибирь» о намерении Аэропорта прекратить с января 2017 года проведение досмотра бортового питания, Авиакомпания обратилась к Аэропорту с просьбой сохранить действующую схему загрузки бортового питания до подведения итогов закупочной процедуры (письмо от 23.12.2016 №10-с-204-16-8703) .

 Исполняя просьбу АК «Сибирь», АП «Рощино» уведомило ООО «Сила вкуса», что продлевает срок действия договора №964 от 15.01.2016 до момента определения победителя торгов и заключения договора поставки бортового питания, но не позднее 31.01.2017 (подтверждается письмом от 30.12.2016 №2482).

Конкурсная процедура завершилась 31.01.2017. Победителем было признано ООО «Сила Вкуса».

 В феврале 2017 года (после определения победителем конкурса ООО «Сила вкуса») Аэропорт направило Авиакомпании письмо с предложением расторгнуть заключённый с ООО «Сила вкуса» договор на поставку бортового питания и заключить договор с АО «Аэропорт «Рощино» (подтверждается письмом №341/А-13 от 27.02.2017).

 В марте 2017 года (03.03.2017), в ответ на письмо от 27.02.2017 №341/А-13, Авиакомпания «Сибирь» сообщила Аэропорту, что по направлению Тюмень-Домодедово итоги закупочной процедуры подведены в январе 2017 года. Поскольку договорные отношения заключаются на основании результатов закупочных процедур, загрузку бортового питания на рейсы осуществляет ООО «Сила Вкуса» (исх.№10-С-204-17-1331 от 03.03.2017).

 17 марта 2017 года (владея информацией, что поставщиком БП для АК «Сибирь» определено ООО «Сила вкуса»), Аэропорт направил Заявителю по электронной почте уведомление (письмо №520/А-13) о прекращении с 18.03.2017 оказания услуг досмотра бортового питания по месту нахождения цеха бортпитания «Сила вкуса», не поставив ООО «Сила вкуса» в известность о технологии проведения досмотра с указанной даты.

 23 марта 2017 года Аэропорт направил ООО «Сила вкуса» письмо, в котором сообщил, что, начиная с 18.03.2017 с ООО «Сила вкуса» будет взиматься плата за обеспечение бортпитанием по тарифу, установленному в соответствии с Приказом №241 от 17.02.2012 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ». Из содержания данного письма следует, что плата будет взиматься до момента оформления Аэропортом его договорных отношений с авиакомпанией «Сибирь» в части предоставления услуг по обеспечению бортовым питанием рейсов авиакомпании, поскольку авиакомпания отказывается платить, ссылаясь на договор, заключённый с ООО «Сила вкуса» (подтверждается письмом от 23.03.2017 №562/А-13).

Фактически указанная плата Заявителю не выставлялась и предложений по оформлению договорных отношений при этом от Общества не поступало.

 С 18.03.2017 и по настоящее время досмотр бортового питания для АК «Сибирь» осуществляется в ЦБП АО Аэропорт «Рощино». ООО «Сила вкуса» при этом испытывает трудности с транспортировкой БП в процессе досмотра. Спецтранспорт для доставки БП от ЦБП до КПП поставщику БП не предоставляется. Доставку бортового питания от КПП до ЦБП, в котором осуществляется досмотр, ООО «Сила вкуса» осуществляет «вручную». Автолифт выделяется только для доставки БП от ЦБП до самолёта, при этом представитель поставщика БП в машину не допускается

 После того, как Авиакомпания «Сибирь» определила, что поставщиком бортового питания на рейсы Тюмень-Москва будет ООО «Сила вкуса», Аэропортом отменены применяемые в отношении авиакомпании скидки на услуги, оказываемые в аэропорту «Рощино».

Действиями Аэропорта 18 марта 2017 года поставщик БП был поставлен в крайне затруднительную ситуацию, связанную с необходимостью исполнения обязательств по поставке бортового питания Авиакомпании «Сибирь». Во-первых, Аэропорт не поставил Заявителя в известность, о том, каким образом будет организован обязательный досмотр бортового питания службой безопасности аэропорта и его транспортировка до воздушного судна, во-вторых, территория аэропорта является закрытой охраняемой зоной, соответственно требуется время, чтобы успеть оформить все необходимые документы для пропуска на территорию аэропорта, в третьих, Аэропорт не известил заблаговременно поставщика бортпитания о прекращении проведения досмотра, поставив его перед фактом прекращения проведения досмотра.

Преодоление внезапно возникшей нештатной ситуации потребовало от Заявителя немалых усилий и привлечения представителя руководства авиаперевозчика, чтобы не сорвать поставку бортпитания Авиакомпании, что могло повлечь последствия для ООО «Сила вкуса» в виде штрафных санкций со стороны Авиакомпании и привести к расторжению договорных отношений за срыв поставки БП.

Пункт 2.3.5 договора №17-01-str-001/1-14 от 01.11.2014 с авиакомпанией предусматривает, что ООО «Сила вкуса» должно начать загрузку бортпитания на борт ВС не позднее 70 минут до взлёта ВС. В пункт 7.2 указанного договора установлена обязанность по возмещению авиакомпании понесённых убытков, в случае задержки рейса авиакомпании по вине поставщика бортпитания.

Таким образом, 18.03.2017 Аэропортом намеренно была создана критическая ситуация при отправлении рейса №202 Тюмень-Москва, которая могла привести к блокировке деятельности хозяйствующего субъекта. Только при содействии представителей авиакомпании экспедиторам ООО «Сила вкуса» в очень нервозных условиях, вручную (без спецавтотранспорта) удалось пройти предполётный досмотр и доставить питание на воздушное судно.

Авиакомпания «Сибирь» подтвердила, что 18.03.2017 в результате отказа САБ Аэропорта от досмотра бортового питания, предназначенного для рейса S7 202, в помещении цеха БП ООО «Сила вкуса», после переговоров представителя Авиакомпании с руководителем цеха БП АО «Аэропорт «Рощино» было принято решение произвести досмотр бортового питания в помещение цеха БП Аэропорта. В результате поздней загрузки бортового питания взлёт рейса S7 202 за 18.03.2017 был задержан.(письмо исх.№ 10-С-207-17-2956 от 24.05.2017).

После вмешательства в ситуацию представителя Авиакомпании, Аэропорт вынужденно согласился на проведение досмотра бортпитания Заявителя, поскольку, в соответствии с договором №824 на обслуживание воздушных судов перевозчика в аэропорту «Рощино», Аэропорт несёт ответственность перед перевозчиком за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору и возмещает ему понесённые по вине Аэропорта убытки.

В период с 18.03.2017 и по настоящее время досмотр бортового питания для АК «Сибирь» осуществляется в ЦБП АО Аэропорт «Рощино». После досмотра бортовые запасы грузятся в автолифт, доставляется до воздушного судна и передаётся бортпроводникам. При этом АО «Аэропорт Рощино», по информации Заявителя продолжает осуществлять действия, затрудняющие процедуру прохождения досмотра бортового питания поставляемого ООО «Сила вкуса» Авиакомпании «Сибирь».

Одним из доказательств действий Аэропорта по созданию поставщику БП препятствий осуществления деятельности на рынке также является тот факт, что расположение цеха бортового питания принадлежащего ООО «Силу вкуса» за границами КЗА не противоречат требования законодательства, т.е. не является достаточным основанием для отказа в проведении досмотра БП в цехе изготовления бортпитания.

Программа авиационной безопасности (п.119) допускает нахождение поставщика бортового питания за границами аэропорта. При этом собственник бортпитания обязан обеспечивать охрану БП только на участке от ЦБП до пункта досмотра (п. 119 Программы авиационной безопасности).

Норма ФАП (п.20 приказа №142), на которую ссылается Общество, не устанавливает ограничения по нахождению ЦБП границами контролируемой зоны аэропорта, а только лишь определяет перечень объектов (включая ЦБП), расположенных в КЗА, которые подлежат постоянной охране.

Кроме того, тот факт, что цех бортового питания Авиакомпании «Ямал» также находится за границами территории аэропорта, что не мешает АО «Аэропорт Рощино» проводить досмотр бортпитания авиакомпании по месту его нахождения, причём без взимания каких-либо дополнительных средств, свидетельствует о наличии у Аэропорта определённой предвзятости именно в отношении ООО «Сила вкуса».

Отказав Заявителю в пролонгации договора, по причине нахождения цеха Заявителя за пределами КЗА, аналогичных действий в отношении Авиакомпании «Ямал» Общество не предпринимало.

Также Аэропорт препятствовал при получении временных пропусков для сотрудников поставщика БП на длительный срок (до конца 2017 года). Пропуска сотрудникам были выданы в начале года на срок до 20.01.2017, затем продлены до 15.02.2017 и после получения от ООО «Сила вкуса» письма №12 от 14.02.2017 с просьбой о перевыпуске временных пропусков сотрудникам, продлены до конца 2017 года.

Комиссией установлено, отказ АО «Аэропорт Рощино» в проведении досмотра бортового питания в цехе «ООО Сила Вкуса», обусловлен желанием Общества устранить ООО «Сила вкуса» с рынка поставки бортового питания. До того момента, пока у Общества не возникло намерение стать поставщиком бортового питания для АК «Сибирь по направлению «Тюмень-Москва», организованная в период с 2014 по 2016 год процедура проведения досмотра БП по месту нахождения ЦБП ООО «Сила вкуса», признавалась АО «Аэропорт Рощино», как следует из условий договора, соответствующей требованиям законодательства.

Комиссия пришла к выводу, что субъектом естественной монополии намеренно создаются условия, максимально затрудняющие процесс доставки бортового питания до воздушных судов Авиакомпании «Сибирь» в аэропорту «Рощино», и совершаются действия, которые могли привести к срыву поставки бортпитания и отказу Авиакомпании «Сибирь» от услуг поставщика бортового питания, что свидетельствует о наличии реальной угрозы ущемления интересов Заявителя.

Таким образом, действия ОАО «Аэропорт Рощино» по отказу в досмотре бортового питания являются злоупотреблением доминирующим положением, поскольку фактически были направлены на ограничение доступа ООО «Сила вкуса» на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту г.Тюмени (Рощино) в целях создания условий для получения возможности самостоятельно обеспечивать бортовым питанием Авиакомпанию «Сибирь».

Комиссией установлено, что определяя для поставщика бортового питания возмездный порядок проведения досмотра бортового питания, Аэропорт при этом взимал с ООО «Сила вкуса» плату за услуги, которые оплачивались Авиакомпанией «Сибирь» в виде аэропортового сбора в рамках исполнения договорных обязательств.

Субъект естественной монополии в нарушение требований законодательства установил и взимал с ООО «Сила вкуса» плату за досмотр бортового питания, относимую к мероприятиям по обеспечению авиационной безопасности оплата за которые устанавливается государством в форме аэропортового сбора.

Результатом действий Аэропорта по установлению и взиманию платы за досмотр бортового питания явилось ущемление интересов ООО «Сила вкуса» вследствие необоснованных расходов предприятия в сумме более 600 тыс. рублей.

Уведомив поставщика БП о необходимости заключения возмездного договора на оказание услуг на техническое обслуживание интроскопа, Аэропорт, совершил действия, направленные на необоснованное взимание платы за исполнение законодательно установленных (для аэропортов) требований по проведению контроля за надлежащим содержанием рентгеновского оборудования используемого аэропортом для досмотра бортпитания поставляемого ООО «Сила вкуса» на ВС Авиакомпании «Сибирь».

Поскольку действия Аэропорта были направлены на необоснованное взимание с поставщика бортового питания денежных средств, что также могло привести к дополнительным расходам хозяйствующего субъекта, соответственно к ущемлению его интересов.

Комиссия установила, что действия Аэропорта в отношении ООО «Сила вкуса» направлены на устранение конкурента для получения возможности самостоятельно осуществлять поставку бортового питания на рейсы Авиакомпании «Сибирь» по маршруту Тюмень-Москва.

Используя доминирующее положение на рынке аэропортовых услуг, Аэропорт умышленно и целенаправленно совершает действия, которые приводят (могут привести) к созданию для ООО «Сила вкуса» препятствий осуществления хозяйственной деятельности на рынке поставки бортового питания в аэропорту «Рощино»

Анализируя совокупность установленных в ходе рассмотрения дела последовательных и взаимосвязанных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, что действия Аэропорта образуют стратегию поведения, имеющую определённую направленность на воспрепятствование доступу на товарный рынок обеспечения бортовым питанием ООО «Сила вкуса» для создания условий для осуществления собственной деятельности на данном рынке.

Такие действия не могут быть допустимы, поскольку их совершение может привести к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции путём устранения ООО «Сила вкуса» с товарного рынка, что, в свою очередь, стало следствием злоупотребления ОАО «Аэропорт Рощино» своим доминирующим положением при осуществлении естественно монопольного вида деятельности по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту г. Тюмени.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение запрещается осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе путём создания препятствий доступу на товарный рынок.

По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к выводам о нарушении АО «Аэропорт «Рощино» запретов на злоупотребление доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг, установленных пунктом 9 части 1 и частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путём совершения указанных выше действий, результатом которых явилось (может явиться) ограничение конкуренции на товарном рынке и ущемление интересов Заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Событие административного правонарушения, которое совершило АО «Аэропорт Рощино», установлено решением комиссии Тюменского УФАС России № К17/2-10 о нарушении антимонопольного законодательства от 17.08.2017 г.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Субъектом административного правонарушения по делу об административном правонарушении является АО «Аэропорт Рощино».

Вина АО «Аэропорт Рощино» заключается в том, что оно нарушило установленный Федеральным Законом «О защите конкуренции» запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и не предприняло всех зависящих от него мер по его соблюдению.

Каких либо сведений и доказательств о том, что ответчиком были предприняты все меры по соблюдению вышеуказанных запретов либо доказательств невозможности соблюдения сроков, установленных Законом о защите конкуренции, представлено не было.

Место совершения правонарушения – г. Тюмень.

Время совершения правонарушения, установленное материалами дела: период, начиная с 2016 года до даты вынесения настоящего постановления.

Результатом рассмотренных действий ответчика явилось нарушение запрета на ущемление интересов иных лиц и создание поставщику бортового питания препятствий доступа на товарный рынок, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не установлено.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за совершенное правонарушение, при рассмотрении дела не установлено.

В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, учтено совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год.

Совершенное Обществом административное правонарушение не является малозначительным, так как в рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок осуществления субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, своей деятельности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Статья 14.31 КоАП РФ предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий. Общественная опасность правонарушения выражается в создании угрозы причинения вреда. Данная норма направлена на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от неправомерных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, либо от злоупотребления своим доминирующим положением.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению требований антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, материалами дела доказано событие административного правонарушения, которое совершено АО «Аэропорт Рощино», его вина, а так же наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Согласно расчету, произведенному в соответствии с примечанием 4 статьи 14.31 КоАП РФ, размер:

- минимального штрафа –574 800 руб. 18 коп.

- максимального штрафа – 5 748 001 руб. 75 коп.

Административный штраф (среднее значение) – 3 161 400 руб. 96 коп.

Шаг 1/8 составляет – 646 650 руб. 20 коп. (смягчающие/отягчающие адм. ответственность обстоятельства).

Таким образом, с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность, подлежащий наложению на Общество административный штраф составляет 3 808 051 руб. 16 коп.

Принимая во внимание доказанность имеющимися в деле документами состава административного правонарушения, а также учитывая характер допущенного правонарушения, руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.31, статьями 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Акционерное общество «Аэропорт Рощино» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3 808 051 (трех миллионов восьмисот восьми тысяч пятидесяти одного) рубля 16 копеек.

 

Заместитель руководителя управления 

Связанные организации

Связанные организации не указаны