Решение №072/07/18.1–74/2021 Признать жалобу обоснованной. от 26 апреля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–74/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.04.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 26.04.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>   -

руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

<...>                -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–74/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Квелле» (далее также – Заявитель, Общество) на действия муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 92 г. Тюмени (далее также – Заказчик, Учреждение, МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки, сборки, установки (монтажа) хозяйственного оборудования и инвентаря (далее также – Товар), реестровый номер извещения: 32110157078 (далее также – Закупка), в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (Обществом направлено уведомление от 22.04.2021 г. исх. № 3 о рассмотрении дела в отсутствии представителя Заявителя), в присутствии

представителя Заказчика:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 14.04.2021 г. в 13:30 поступила жалоба (вх. № 3745) ООО «Квелле» на действия МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки, сборки, установки (монтажа) хозяйственного оборудования и инвентаря (реестровый номер извещения: 32110157078).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 15.04.2021 г. информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по электронному адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11257 и на сайте базы решений
и правовых актов Федеральной антимонопольной службы по электронному адресу:
https://br.fas.gov.ru/management/documents/cases/28053fab-4547-4e8e-8ee7-7f64ddd7ef2e/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 15.04.2021 г. в Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/2554) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

- в рамках обжалуемой закупочной процедуры Заказчиком осуществляется закупка товаров технологически и функционально не связанные между собой и имеющих различные потребительские свойства, а именно швейное оборудование, товары для пожарной безопасности (огнетушитель), уборочный инвентарь (секатор, грабли), текстильная продукция (шторы, одежда сцены) и т.п.;

- Заказчиком не осуществлено продление срока окончания подачи заявок (15.04.2021 г.) после внесения изменений в закупочную документацию (12.04.2021 г.).

Представитель Заказчика с доводами, заявленными Обществом в жалобе не согласился и пояснил, что действия Заказчика, направленные на организацию и проведение обжалуемой Заявителем закупочной процедуры являются правомерными, ввиду следующих обстоятельств:

- для Заказчика вся совокупность товаров необходимых к поставке, составляющих объект Закупки являются функционально взаимосвязанными между собой, так как обеспечивают бесперебойную работу школы, как образовательного учреждения и исключение какого-либо из товаров из содержания технического задания закупочной документации ставит под угрозу надлежащее функционирование Учреждения в целом;

- Заказчиком было внесено изменение в содержание информации на электронной торговой площадке (далее – ЭТП), а именно изменён вид обеспечения договора на предоставление обеспечения исключительно банковской гарантией, при этом содержание закупочной документации осталось неизменным, следовательно, фактически Заказчиком не вносились изменения в закупочную документацию, соответственно продление сроков подачи заявок не требуется.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках продублировано в пп. 1, 2 п. 1.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом Наблюдательного совета МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени от 25.03.2021 г. № 6 и размещённого на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 29.03.2021 г. (в новой редакции).

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела 05.04.2021 г. (с изменениями от 12.04.2021 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110157078) и на сайте оператора ЭТП – общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по электронному адресу: https://www.rts-tender.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме № 2028268 (далее – Извещение) и документация запроса предложений в электронной форме № 3-ЗП на поставку, сборку, установку (монтаж) хозяйственного оборудования и инвентаря (далее – Документация).

Предмет Закупки: Поставка, сборка, установка (монтаж) хозяйственного оборудования и инвентаря (п. 3 Извещения, п. 1 Технического задания Документации).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 15.04.2021 г. в 02:00.

Начальная (максимальная) цена договора – 40 980 747,00 руб.

Согласно п. 22.1 Положения, под запросом предложений в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с пп. 1, 4 п. 22.6 Положения и п. 1, 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о проведении запроса предложений должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Пунктами 4, 5 Извещения определено, что наименование, объём, место поставки товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) устанавливаются Техническим заданием и Проектом договора Документации.

Так, п. 9 Технического задания, Заказчиком приведён табличный перечень (далее – Таблица), включающий 346 наименований необходимого к поставке Товара, в том числе:

- сейф (п. 1, 2 Таблицы);

- поломоечная машина (п. 21, 22 Таблицы);

- пылесос для влажной и сухой уборки (п. 23 – 25 Таблицы);

- зеркало (п. 32, 33 Таблицы);

- ковёр (п. 35 – 37 Таблицы);

- жалюзи, шторы (п. 38 – 54 Таблицы);

- метла пластиковая, секатор, сучкорез, грабли, черенок, веник (п. 71 – 75, 77 – 78, 79 Таблицы);

- металлический верстак, металлический шкаф (п. 133, 134 Таблицы);

- музыкальный центр (п. 143, 144 Таблицы);

- швейно-вышивальная машина (п. 145, 146 Таблицы);

- электрический духовой шкаф встраиваемый, вытяжка каминная, встраиваемый холодильник, микроволновая печь, кухонный комбайн, мясорубка, блендер, электрочайник, миксер (п. 150, 152, 154 – 160 Таблицы);

- холодильник, машина стиральная, машина посудомоечная (п. 162, 164 – 166, 169 Таблицы);

- стол разделочный, стол для сбора посуды, стол для посудомоечной машины, (п. 167, 168, 170, 182, 184, 192 Таблицы);

- тарелка обеденная, тарелка суповая, чашка, блюдце, вилка столовая, ложка столовая, нож столовый, набор ёмкостей для специй (п. 200, 202, 205 – 208, 219 Таблицы);

- система промышленной очистки воды (п. 306 Таблицы).

Таким образом, п. 9 Технического задания объединяет в своём содержании товары различных товарных групп, таких как бытовая техника (пылесос, холодильник), столовые принадлежности (чашка, блюдце), текстильные товары (шторы, ковёр), товары хозяйственного назначения (метла, лопата, грабли), а также специализированные товары (сейф, металлический верстак), товарный рынок каждой из которых является высоко конкурентным.

Вместе с тем, протоколом заседания комиссии по закупкам № 32110157078 от 15.04.2021 г. (далее – Протокол) зафиксировано, что на участие в рассматриваемой закупочной процедуре подана заявка единственного участника, которая признана соответствующей требованиям Документации и Закупка признана несостоявшейся, что свидетельствует о фактическом отсутствии конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов за право исполнения договора, являющегося предметом данного запроса предложений.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России, представитель Заказчика пояснил, что подобное объединение товаров разной категории в один лот обусловлено соблюдением принципа экономически выгодного расходования бюджетных средств, потребностью Заказчика и направлено на осуществление комплексной поставки всех необходимых Учреждению Товаров.

Учитывая совокупность изложенного и принимая во внимание пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемая закупочная процедура объединяет в рамках одного лота товары, технологически и функционально несвязанные между собой, что объективно исключает возможность участия в данной Закупке хозяйствующих субъектов специализирующихся на поставке товаров конкретного сегмента товарного рынка (бытовая техника, текстиль, хозяйственные товары и т.д.), тем самым исключая возможность снижения цены необходимого Заказчику товара посредством конкурентной борьбы участников, что также подтверждается содержанием Протокола, составленного по итогам Закупки.

Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 2 п. 7.1 Положения, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, Комиссия Управления усматривает в действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Документации нарушение п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, пп. 2 п. 7.1 Положения и принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пп. 2 п. 1.5 Положения), выразившееся в объединении в рамках рассматриваемой Закупки совокупности групп товаров, технологически и функционально не связанных между собой, что, как следствие, противоречит содержанию положения ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

В свою очередь, дополнительно необходимо отметить, что учитывая начальную (максимально) цену Закупки равную – 40 980 747,00 руб., обусловленную указанным выше объединением товаров разных категорий в один лот, в соответствии с п. 19, 20 Извещения, размер обеспечения заявки в рассматриваемой Закупке составляет 5 % (2 049 037,35 руб.), а размер обеспечения договора – 30 % (12 294 224,10 руб.), что также создаёт дополнительные барьеры для участия в данной Закупке для хозяйствующих субъектов не обладающих возможностью внесения обеспечения в совокупном размере 14 343 261,45 руб.

Вместе с тем, п. 5.5 Технического задания Документации закреплено, что исполнитель по договору обязан произвести работы по сборке, установке и монтажу Товара в соответствии с условиями Договора.

Согласно п. 7.2 Положения, устанавливаемые требования к предмету закупки должны быть чёткими, ясными, понятными, однозначными и полными.

При этом, из содержания Приложения № 4 Документации, являющимся Проектом договора (в частности п. 1.2, 1.4, 2.1, 3.1, 4.1, 4.9, 5.5 и т.д.) не представляется возможным установить в отношении какого именно товара необходимо будет осуществить исключительно поставку, в отношении какого товара сборку и (или) установку (монтаж), что вводит в заблуждение вероятных участников Закупки, создавая затруднённые условия формирования ценовых предложений таких участников,  нарушая при этом принцип информационной открытости Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках,  пп. 1 п. 1.5 Положения), пп. 1, 4 п. 22.6 Положения, п. 1, 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, и, как следствие, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, следовательно, соответствующий довод жалобы заявителя является обоснованным.

 

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что Заказчиком не продлён срок подачи заявок после осуществления внесения изменений в Документацию, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Порядок осуществления Заказчиком внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки и документацию о конкурентной закупке регламентируется п. 14.3 Положения.

Так, в соответствии с п. 14.3.1 Положения, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке не позднее даты окончания подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Согласно п. 14.3.3 Положения и ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного настоящим Положением для данного способа закупки.

Материалами дела установлено, что Заказчиком 12.04.2021 г. в 15:56 размещена новая редакция Документации (вторая) с указанной в ЕИС причиной внесения изменений: «Изменения: Вид обеспечения заявки: Банковская гарантия или денежные средства. Обеспечение договора: Банковская гарантия».

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком вносилось изменения в содержание информации на ЭТП, а именно изменён вид обеспечения договора на предоставление обеспечения банковской гарантией (поставлена галочка), при этом содержание закупочной документации осталось неизменным.

В ходе анализа и сопоставления двух редакций закупочных документаций Заказчика в части предоставления соответствующего обеспечения (п. 19, 19.1, 20, 20.1 Извещений, п. 19, 20 Документаций) Комиссией Управления установлено, что они являются идентичными, следовательно, фактически изменение содержания Документации Заказчиком не осуществлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для продления срока подачи заявок на участие в рассматриваемой Закупке.

Доказательства иного в материалах настоящего дела отсутствуют, соответственно довод жалобы Заявителя о неосуществлении продления срока подачи заявок после внесения изменений в Документацию не находит своего подтверждения.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п. 1, 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки, сборки, установки (монтажа) хозяйственного оборудования и инвентаря (реестровый номер извещения: 32110157078), выразившемся:

- в объединении в рамках рассматриваемой Закупки совокупности групп товаров, технологически и функционально не связанных между собой;

- в отсутствии в содержании Документации указаний на условия осуществления сборки, установку и монтаж конкретных наименований товара.

2) ввиду объективного отсутствия возможности устранения выявленных нарушений с сохранением всей совокупности товаров, составляющих потребность Заказчика в рамках рассмотренной закупочной процедуры о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об аннулировании Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Квелле» на действия муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 92 г. Тюмени при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки, сборки, установки (монтажа) хозяйственного оборудования и инвентаря (реестровый номер извещения: 32110157078) обоснованной.

2. Признать в действиях МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10, 11 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения путём аннулирования закупочной процедуры.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

 

     

                                   

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны