Определение б/н без аннотации от 25 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                                          тел. 50-31-55

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 072/01/10-23/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

25.09.2019 г.                                                                                                        г. Тюмень

… Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) … на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17.09.2019 г. № 99 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения акционерным обществом «Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие» (ИНН 7206017177) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном взимании сбора за предварительную продажу и бронирование билетов для проезда пассажиров автомобильным транспортом в междугородном (пригородном) сообщении, руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛ:

Тюменским УФАС России обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «Тобольское ПАТП».

На основании имеющихся материалов установлено следующее.

Как следует из заявления 04 июня 2019 г. около 22:00 заявитель в здании автовокзала г.Тобольска хотел приобрести билет на маршрут автобуса до г.Тюмени отправлением в 04:00 часов утра. Заявителем был предъявлен паспорт гражданина РФ и удостоверение .... В кассе автовокзала кассир отказалась выдать билет, в связи с тем, что, несмотря на льготную категорию, заявитель должен был доплатить сбор в размере 20 руб. за бронирование билета в связи с предварительной покупкой менее чем за сутки до отправления автобуса. Так как наличных денег не оказалась, заявитель подошел в кассу уже около 22:30, предъявил деньги и документы, однако кассир отказалась продать билет, а взимаемые комиссии в связи с предварительной покупкой менее чем за сутки до отправления автобуса были взяты с других пассажиров. По факту отказа от продажи билетов, заявитель обратился в полицию, написав заявление, так как кассир автовокзала посчитала, что заявитель ведет себя противоправно, фиксируя ее действия с помощью специальных технических средств, и так же написала заявление в полицию. Заявитель считает действия сотрудников автовокзала, связанные с взиманием комиссионного сбора по предварительной продаже билетов на проезд в автобусе менее чем за одни сутки до его отправления, и отказ от продажи билета при наличии свободных посадочных мест в автобусе незаконными и противоречащими действующему законодательству.

АО «Тобольское ПАТП» на запрос информации управления пояснило, что на автовокзале действовал сбор за предварительную продажу билетов в размере 20 руб. согласно «Прейскуранта на услуги Тобольского автовокзала АО «Тобольское ПАТП» на 2019 год». После обращения гражданина в группу Администрации г. Тобольска социальной сети «Вконтакте» с просьбой отмены данной услуги, АО «Тобольское ПАТП» приняло решение ликвидировать данную услугу Приказом № 338 от 26.06.2019 г. Доход, полученный АО «Тобольское ПАТП» в результате сбора за вышеуказанную услугу за 2017, 2018 и прошедший период 2019 года составил 2 351 522 руб. Полученные средства направлены на заработную плату сотрудникам автовокзала.

В представленных прейскурантах на услуги Тобольского автовокзала АО «Тобольское ПАТП» на 2018 и 2019 года были установлены следующие услуги: предварительная продажа билета – 20 руб.; бронирование билета – 20 руб.; койко-место за сутки – 500 руб.; бронирование 25 % (в 2018 году) и 30 % (в 2019 году) за койко-место – 150 руб.

Администрация Тобольского муниципального района сообщила, что на территории Тобольского района деятельность по организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, связывающим город Тобольск, который является административным центром Тобольского муниципального района, с населенными пунктами Тобольского муниципального района в период с 2017-2019 г.г. осуществляет АО «Тобольское ПАТП». В основном начальным пунктом отправления маршрутов Тобольского района является автовокзал г.Тобольска. Услуги автовокзала оказывает АО «Тобольское ПАТП», который заключил договор аренды с …, в связи с этим продажу билетов на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, связывающим город Тобольск с населенными пунктами Тобольского муниципального района осуществляет АО «Тобольское ПАТП». 

Главное управление строительства Тюменской области на запрос управления сообщило, что транспортное обслуживание по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №555 «Тобольск-Тюмень» осуществляли: с 01.01.2017 по 31.07.2018 - АО «Тобольское ПАТП» и …, с 01.08.2018 по настоящее время -  АО «Тобольское ПАТП».

  1. По результатам проведенного в рамках рассмотрения поступившего обращение … анализа состояния конкуренции на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзала для проездов в междугороднем (пригородном) сообщении автомобильным транспортом, установлено доминирующее положение АО «Тобольское ПАТП» на указанном рынке.
  2. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Устава автомобильного транспорта перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Статьей 24 Устава автомобильного транспорта определено, что порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

Постановлением Правительства РФ N 112 от 14.02.2009 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила перевозок).

В соответствии с п. 42 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов (п. 43 Правил перевозок).

В случае если на маршруте регулярных перевозок применяются тарифы, учитывающие различный уровень обслуживания в транспортном средстве (наличие кондиционера, видеомагнитофона, туалета, багажных полок, солнцезащитных шторок, индивидуального освещения и вентиляции, предоставление питания, газет, журналов, современная конструкция и удобное размещение кресел и др.), перевозчик вправе указать в билете реквизиты, определяющие класс обслуживания. В этом случае перевозчик заблаговременно доводит до сведения пассажиров информацию о классе обслуживания (п. 44 Правил перевозок).

Согласно пунктам 50, 51 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Согласно п. 3.1 и 3.3 «ГОСТ Р 51825-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы: 1) услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее - услуги по перевозке); 2) услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, которые включают в себя:

 - услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.);

- информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.);

- оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.;

- предоставление санитарно-гигиенических услуг;

- услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т.п.).

Учитывая положения названного ГОСТа, а также пунктов 50, 42 - 44 Правил перевозок, продажа билетов является частью услуги, не связанной с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, за получением которой пассажир обращается в кассу автовокзала (автостанции).

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).

В силу части 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет: регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (подп. 16 п. 1 ст. 3).

Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (подп. 17 п. 1 ст. 3).

Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (подп. 18 п. 1 ст. 3).

Постановлениями Правительства Тюменской области от 08.11.2017 N 545-п; 15.11.2018 N 441-п «Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок» установлены предельные тарифы, которые распространяются на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы (далее - Перевозчики). Предельные тарифы являются обязательными для Перевозчиков, оказывающих услуги регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении в Тюменской области.

Согласно представленным договорам на организацию перевозок пассажира и багажа по междугородным маршрутам, заключенным АО «Тобольское ПАТП» с перевозчиками (…. и ….), автовокзал обязуется за вознаграждение предоставлять обязательную услугу по оформлению билетов на проезд или провоз багажа: оказание услуги по осуществлению текущей и предварительной продажи билетов пассажирам.

Указанными выше нормативными актами не предусмотрено взимание с пассажира каких-либо дополнительных сборов, в том числе за предварительную продажу билетов и их бронирование.

Таким образом, автовокзал (АО «Тобольское ПАТП»), как пункт продажи билетов, в любом случае обязан обеспечить продажу билета обратившемуся к нему пассажиру не менее чем за 10 суток до отправления транспортного средства (согласно п. 51 Правил перевозки) без права взимания каких-либо сборов за предварительную продажу билета или бронирование билета.

Стоимость перевозки по публичному договору независимо от места приобретения пассажиром билета в кассе автовокзала или у водителя автобуса, а также независимо от времени покупки билета должна быть одинакова; устанавливая дополнительную плату, заявитель нарушил требования нормативных актов, предъявляемые к публичным договорам, тем самым ущемил законные интересы пассажиров, возложив на них дополнительные, не установленные нормативными актами, требования по оплате.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Исходя из изложенного, действия АО «Тобольское ПАТП», занимающего доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзала для проездов в междугороднем (пригородном) сообщении автомобильным транспортом, выразившиеся в необоснованном взимании сбора за предварительную продажу и бронирование билетов для проезда пассажиров автомобильным транспортом в междугородном (пригородном) сообщении в период с 2018 по первое полугодие 2019 г.г., являются злоупотреблением доминирующим положением на указанном товарном рынке и содержат признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку привели (могли привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

 

Установив основания, послужившие поводом к возбуждению дела и доказательства, которые свидетельствуют об их наличии, … Комиссии

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 072/01/10-23/2019 к рассмотрению на «29» октября 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 58-а, каб.401.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 072/01/10-23/2019 в качестве заявителя …;

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 072/01/10-23/2019 в качестве ответчика по делу АО «Тобольское ПАТП»;

4. Ответчику – АО «Тобольское ПАТП» в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее 22 октября 2019 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:

4.1. Письменные пояснения относительно вменяемого правонарушения с указанием причин установления сбора за предварительную продажу и бронирование билетов для проезда пассажиров автомобильным транспортом в междугородном (пригородном) сообщении  и объяснением понятий «предварительная продажа билетов», «текущая продажа билетов», «бронирование билетов»;

4.2. Договор аренды автовокзала, заключенного с ….с приложениями и дополнениями;

4.3. Информацию об имеющейся возможности для пассажиров приобретать билеты для проезда автомобильным транспортом в междугородном (пригородном) сообщении непосредственно у перевозчика (водителей автомобильного транспорта);

4.4. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной АО «Тобольское ПАТП» в результате осуществления деятельности по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзала для проездов в междугороднем (пригородном) сообщении автомобильным транспортом за 2018 г.;

4.5. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной АО «Тобольское ПАТП» от реализации всех товаров, работ и услуг за 2018 г., с приложением документов налоговой отчетности.

 

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Представителям лиц, участвующих в деле, для участия в заседании Комиссии по рассмотрению дела необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность на участие в рассмотрении дела; документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы организации без доверенности; документы, удостоверяющие личность.

 

 

 

…..                                                                                                                                          ….

Связанные организации

Связанные организации не указаны