Решение №072/06/44/116/2024 Под требования извещения об осуществлении закупки подходит т... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 072/06/44/116/2024

02 июля 2024 года                                                                                                                           г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), жалобу индивидуального предпринимателя П на действия заказчика ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» при проведении электронного аукциона на приобретение технического оборудования для организации культурно-массовых мероприятий (реестровый номер закупки 0367100010624000021).

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя П на действия заказчика ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» при проведении электронного аукциона на приобретение технического оборудования для организации культурно-массовых мероприятий.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

Первый довод. Под требования извещения об осуществлении закупки подходит товар единственного производителя.

Второй довод. Требования к закупаемому товару в описании объекта закупки противоречат характеристикам товаров, явившихся предметом при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Третий довод. Заказчиком выполнена заточка описания объекта закупки под определенный товар у определенного поставщика.

Четвертый довод. Заказчиком нарушен принцип обеспечения конкуренции при осуществлении закупки.

Пятый довод. Заявитель просит выявить в действиях заказчика нарушение требований части 8 статьи 7.30 КоАП РФ.

Шестой довод. Заказчиком неправомерно установлено требование к стране происхождения поставляемого товара: Российская Федерация. При этом, для закупаемой классической гитары заказчиком неправомерно

Седьмой довод. Заказчиком опубликованы разъяснения извещения об осуществлении закупки, которые не содержат предмета запроса.

Заказчиком представлены документы по делу, изложена устная позиция на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела. Документы, представленные заказчиком направлены для ознакомления на электронную почту подателя жалобы (скриншот приобщен к материалам дела).

В ходе контрольного мероприятия Комиссией Тюменского УФАС России были изучены документы и информация, полученные путем формирования запроса в Государственной информационной системе «Независимый регистратор»:

1) извещение о проведении закупки;

2) протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

3) заявки участников закупки;

4) иные документы и информация, полученные в Государственной информационной системе «Независимый регистратор».

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на приобретение технического оборудования для организации культурно-массовых мероприятий, с начальной (максимальной) ценой контракта 149 000,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 19.06.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100010624000021.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru

Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок осуществляет контроль за стадией определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (то есть, с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС в сфере закупок до стадии заключения контракта) и исключительно за соблюдением требований Закона о контрактной системе, и не правомочна осуществлять контроль в рамках главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поскольку порядок рассмотрения подобного рода обращений и осуществление соответствующей проверки осуществляется в рамках иных правовых процедур которые регламентируются главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а не Законом о контрактной системе.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По первому, третьему, четвертому, пятому, шестому доводам жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описанием объекта закупки (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:

Наименование товара

Код

ОКПД 2

Ед изм

К-во

1

Активная акустическая система

Тип: Активная

Способ размещения: Напольная

Вид: Портативная

Встроенный картридер: Да

Наличие порта USB: Да

Максимальное звуковое давление

 ≥ 120 Децибел

КТРУ 26.40.31.190-00000011

Страна происхождения товара: Россия

26.40.31.190

шт

1

2

Акустическая гитара

Вид: Акустическая

Количество ладов: ≥ 12 штука

Количество струн: 6

Размер: 4/4

КТРУ 32.20.12.122-00000001

Страна происхождения товара: Россия

32.20.12.122

шт

1

3

Микрофон конденсаторный

Тип микрофона: Конденсаторный

Тип микрофона по назначению: Микрофон-пушка

Верхний частотный диапазон ≥ 18000 Герц

Выходное сопротивление

≤ 200.0 Ом (Ом)

Стерео микрофон: Да

КТРУ 26.40.41.000-00000029

Страна происхождения товара: Россия

26.40.41.000

шт

1

4

Электрогитара

Вид: Классическая

Количество струн: 6 штук

Размер инструмента: 3/4

Тип материала струн: Металл

Кол-во ладов:12

КТРУ 32.20.14.120-00000002

Страна происхождения товара: Россия

32.20.14.120

шт

1

5

Микрофон накамерный

Тип микрофона: Конденсаторный

Тип микрофона по назначению: Микрофон-пушка

Верхний частотный диапазон ≥ 20000 Герц

Нижний частотный диапазон ≤

 50 Герц

Тип питания: от Аккумулятора,

 от Сети

Стерео микрофон: Да

КТРУ 26.40.41.000-00000029

Страна происхождения товара: Россия

26.40.41.000

шт

1

 

Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:

1) Ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ»;

2) Условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

По смыслу пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового, что предоставляет возможность заказчику осуществить описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения электронной карточки извещения об осуществлении закупки установлено, что заказчиком к закупаемым позициям товаров применены следующие позиции КТРУ: 26.40.31.190-00000011, 32.20.12.122-00000001, 26.40.41.000-00000029, 32.20.14.120-00000002.

Так, по позиции № 4 описания объекта закупки заказчиком закупается «электрогитара», при этом к позиции № 4 описания объекта закупки согласно приложенного в составе извещения о закупке отдельного файла (описание объекта закупки) применена позиция КТРУ 32.20.12.120-00000002 «Электрогитара», вместе с тем, в электронной карточке извещения об осуществлении закупки к позиции № 4 описания объекта закупки заказчиком применена другая позиция КТРУ 32.20.12.122-00000002 «Гитара» для указанной позиции предусмотрена обязательная характеристика: «вид – классическая», что указывает на противоречие между электронным файлом описания объекта закупки приложенным в составе извещения о закупке и структурированной формой извещения об осуществлении закупки сформированным в электронном виде на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.

В рассматриваемом случае, исходя из структурированной формы извещения об осуществлении закупки, заказчиком по позиции № 4 описания объекта закупки «Электрогитара» применен ненадлежащий код позиции КТРУ, а именно, код 32.20.12.122-00000002 «Гитара», вместо кода 32.20.12.120-00000002 «Электрогитара».

Частью 4 статьи 5 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.

Следовательно, приоритет в любом случае имеет информация, размещенная не в составе файла описания объекта закупки, приложенного в составе структурированной формы извещения об осуществлении закупки, а именно, в самой структурированной форме извещения об осуществлении закупки.

Комиссией Тюменского УФАС России самостоятельно проведен мониторинг КТРУ, и установлено, что в КТРУ имеется как минимум четыре действующие и обязательные к применению позиции для закупаемого заказчиком товара «Электрогитара», а именно: 32.20.14.120-00000001, 32.20.14.120-00000002, 32.20.14.120-00000003, 32.20.14.120-00000004, однако указанные позиции исходя из структурированной формы извещения об осуществлении закупки к закупаемому заказчиком товару не применялись.

В структурированной форме извещения об осуществлении закупки к позиции № 4 описания объекта закупки заказчиком неправомерно применена позиция КТРУ 32.20.12.122-00000002 «Гитара» в которой, по характеристике «тип материала струн» имеются только два показателя: «нейлон», «металл».

Вместе с тем, для закупаемого заказчиком товара «Электрогитара» (позиция № 4 описания объекта закупки), в позициях КТРУ: 32.20.14.120-00000001, 32.20.14.120-00000002, 32.20.14.120-00000003, 32.20.14.120-00000004 такая характеристика как «тип материала струн» не предусмотрена, что дополнительно указывает на допущенное заказчиком нарушение порядка описания объекта закупки в соответствии с требованиями КТРУ.

Кроме того, к позиции 3 описания объекта закупки «микрофон конденсаторный» (тип микрофона: конденсаторный), «микрофон накамерный» (тип микрофона: конденсаторный) заказчиком применена одна и та же позиция КТРУ: 26.40.41.000-00000029 «Микрофон музыкальный».

При этом, в позиции КТРУ: 26.40.41.000-00000029 вообще не содержится какого-либо упоминания про такой тип микрофона как «накамерный микрофон», что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки при формировании заявки на участие в закупке.

Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение требований части 6 статьи 23, пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя о том, что в описании объекта закупки допущена ошибка в части указания технических требований: «выходное сопротивление ≤ 200», а также «стерео микрофон – да», Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что указанные характеристики перечислены в примененной заказчиком к описанию объекта закупки позиции КТРУ 26.40.41.000-00000029 что свидетельствует об отсутствии каких-либо нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемой части, поскольку заказчик указал ровно те характеристики, которые предусмотрены указанной позицией КТРУ.

Кроме того, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки по всем пяти позициям закупаемого товара указана страна происхождения товара: Российская Федерация, что является неправомерным, поскольку страна происхождения товара указывается участником закупки в составе заявки (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе). При этом, заказчик не вправе указывать в описании объекта закупки наименование страны происхождения закупаемого товара ввиду действия императивного законодательного запрета.

В данной части Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать доводы жалобы заявителя обоснованными.

Относительно довода заявителя о том, что описанию объекта закупки соответствует товар единственного производителя что приводит к ограничению количества участников закупки, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Статьёй 6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Пунктом 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) предусмотрено, что установление требований к закупаемому товару, которые соответствуют конкретному производителю, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что закупаемый товар находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.

Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых потенциальный участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, описанием объекта закупки не ограничены.

Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа, а извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании.

Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей.

Возможность поставки товара характеристики которого будут соответствовать только единственному (конкретному) производителю, учитывая позицию Верховного Суда РФ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) действующим законодательством о контрактной системе допускается, в случае наличия специфики использования такого товара.

Какие-либо доказательства, подтверждающие существование объективных препятствий в приобретении требуемого к поставке медицинского изделия в материалы дела не представлено.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявителем не доказан факт ограничения количества участников закупки при установлении спорных характеристик закупаемого товара, невозможности приобретения и поставки товара с требуемыми заказчику характеристиками, технической, экономической нецелесообразности и избыточности установленных характеристик товара, отражающих потребность заказчика, а равно не доказан факт закупки заказчиком товара именно конкретного производителя, учитывая что податель жалобы не указал, о каком конкретно единственном производителе идёт речь, соответствующих письменных подтверждающих доказательств обосновывающих указанный довод заявителя не представлено.

Ссылки заявителя на различную ведомственную (административную) практику антимонопольных органов являются несостоятельными, поскольку судебная, а равно административная практика не является источником права в Российской Федерации, указанные правоприменительные акты вынесены в рамках иных процедур закупок, с участием иных лиц, содержат казуальное толкование, а следовательно, не имеют преюдициального или прецедентного характера, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать необоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 и 10 настоящей статьи с учетом части 4 настоящей статьи.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Учитывая изложенное, копия жалобы заявителя направлена письмом Тюменского УФАС России исх.№ ЮВ/4592/24 от 28.06.2024 для рассмотрения по подведомственности в орган внутреннего государственного финансового контроля, для решения вопроса о проведении камеральной проверки, о чем податель жалобы был уведомлен.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России оставляет без рассмотрения в связи с отсутствием соответствующих полномочий.

По седьмому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно информации, полученной из Государственной информационной системы «Независимый регистратор» 22.06.2024, 18:03:59 зарегистрирован запрос участника о даче разъяснений извещения об осуществлении закупки. Учитывая, что датой и временем окончания срока подачи заявок являлось 27.06.2024 10:00 (МСК+2), запрос на разъяснение извещения об осуществлении закупки был направлен своевременно.

Согласно информации размещенной в открытой части ЕИС в сфере закупок следует, что в соответствии с поступившим в адрес заказчика запросом на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от участника закупки, заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок размещено разъяснение извещения об осуществлении закупки:

Запрос на разъяснение извещения об осуществлении закупки содержал следующее: «Добрый день, уважаемый заказчик. Изучив все документы электронного аукциона на поставку технического оборудования, а именно «Описание объекта закупки» и технические характеристики, заявленные в требованиях к оборудованию, просим уточнить следующие моменты: Обращаю ваше внимание, что под каждую модель оборудования у вас указано требование к стране производства «Страна происхождения товара: Россия». Согласно 44-ФЗ статье 33 п 1 пп 1. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Микрофон музыкальный идентификатор: 154216619 имеет следующие технические требования: «Выходное сопротивление ≤ 200» и «Стерео микрофон Да». По моему мнению в техническом задании допущена ошибка, так как ценовом сегменте нет 2-ух моделей оборудования, соответствующего всем требованиям технического задания. Так предлагаю рассмотреть несколько моделей микрофонов-пушек: Synco Mic-M3: не имеет стереоэффектов, не указано выходное сопротивление; Superlux HO8: не имеет стереоэффектов,  выходное сопротивление 200 Ом; COMICA V30 LITE: не имеет стереоэффектов,  выходное сопротивление 2200 Ом; Behringer B 906: не имеет стереоэффектов,  выходное сопротивление 600 Ом; Boya BY-MM1 PRO: не имеет стереоэффектов, не указано выходное сопротивление; Alctron S507: Имеет функцию стерео, выходное сопротивление 2300 Ом; Audio-Technica ATR6250X: Имеет функцию стерео, выходное сопротивление 600 Ом. Данный анализ показывает, что на рынке мало микрофонов со стереоэффектами, но нет ни одного микрофона, соответствующего даже 2-ум характеристикам, требуемым в ТЗ, даже учитывая то, что в данном анализе половина моделей превышают НМЦК на позицию. Микрофон музыкальный идентификатор: 154218859 под данную позицию так же нет оборудования, полностью соответствующего всем требованиям ТЗ учитывая, что НМЦК у данного микрофона ниже, чем у микрофона идентификатор: 154216619, так рассмотрим два микрофона, теоретически подходящих из прошлого анализа: Alctron S507: Имеет функцию стерео, в паспорте нет данных о питании от сети; Audio-Technica ATR6250X: Имеет функцию стерео, в паспорте нет данных о питании от сети, верхний и нижний частотный диапазон не соответствует требуемому. Гитара идентификатор: 154216620. Обращаю ваше внимание на характеристики «Вид Классическая» и «Тип материала струн Металл». Для классических гитар характерны нейлоновые струны в комплекте, так как больше отвечают техническим характеристикам самой гитары, а также отвечает требованиям основного применения классических гитар. Производители всегда устанавливают на свои классические гитары нейлоновые/карбоновые струны, так как использование металлических струн, приводит к деформации инструмента, и ставятся пользователем инструмента на своё страх и риск. С данной информацией вы можете ознакомиться в специализированных магазинах. Или можете пообщаться с сотрудниками сервисных центров, занимающихся ремонтом гитар. Прошу перепроверить, какой материал струн у гитар, на которые вы ссылались при составлении технического задания, и внести изменения в аукционную документацию в случае обнаружения ошибок. В вашем случае вы ограничили конкуренцию тем, что описали определённый товар от определённого производителя и составили ООЗ так, чтобы под требования описания объекта закупки не подходили товары от разных производителей. Описывая объект закупки таким образом, чтобы под требования описания объекта закупки невозможно было подобрать товары, которые идеально подходили бы – это ограничение конкуренции за что статьей 178 УК РФ предусмотрена ответственность. За приемку товара, которые в соответствии с паспортом не подходит под описания объекта закупки это нарушение закона и необоснованные траты бюджетных средств – что также преследуется по закону. Сотрудничество с определёнными поставщиками на регулярной основе и создание для них конкурентных преимуществ – это как минимум нарушение, а как максимум из ряда вон выходящие поведение за, что могут публично «выпороть». Заниматься ухищрениями в момент СВО, когда граждане твоей страны гибнут за страну – это низость низшего предела. В связи с изложенным, прошу: найти в интернете паспорта товаров на которые вы ориентировались в момент составления технического задания и сверить характеристики этих товаров с Описанием объекта закупки и при наличии расхождений, внести изменения в аукционную документацию. Указать требования к характеристикам товаров таким образом, чтобы под описания подходило не менее двух разных (не аффилированных между собой) производителей. Написать в ответе на запрос разъяснений наименование моделей товаров на основании, которых вы обосновывали НМЦК. Указать ответе на запрос наименование не менее двух моделей товара от разных производителей, которые соответствует требованиями описания объекта закупки и которые находятся в свободной продаже. Если мы всё же правы и если нет моделей от разных производителей, которые соответствовали бы описанию объекта закупки, то просим внести изменения в аукционную документации и указать требования к характеристикам товаров таким образом, чтобы под описания подходило не менее двух разных (не аффилированных между собой) производителей или указать какие товары от разных производителей подходят под описание объекта закупки».

Комиссия Тюменского УФАС России изучив содержание размещенных заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок разъяснений извещения об осуществлении закупки установила, что разъяснения извещения об осуществлении закупки размещены с соблюдением регламентированного срока предусмотренного частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, вместе с тем, сами разъяснения извещения об осуществлении закупки в нарушение требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, не содержат указание на предмет запроса, равно как и ответ заказчика на запрос участника закупки.

Соответственно, ответ на запрос участника закупки не был предоставлен.

Несмотря на то, что требования Закона о контрактной системе не регламентируют и не детализируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, более того, сам Закон о контрактной системе не предусматривает императивных требований относительно того, каким конкретно по объему и степени удовлетворенности участника закупки должно быть разъяснение извещения об осуществлении закупки, поскольку разъяснение имеет конкретный, самостоятельный и независимый характер и обусловлено конкретными обстоятельствами проведения закупочной процедуры.

Закон о контрактной системе, вовсе не предусматривает степень классификации (градации) указанных разъяснений, в зависимости от того, какие будут считаться полными (либо неполными) и соответственно удовлетворять (либо не удовлетворять) интерес участника закупки в получении разъяснения, поэтому, степень удовлетворенности того или иного участника закупки полученными разъяснениями в конечном итоге, есть ничто иное как его личное субъективное суждение, которое выходит за рамки конкретной правовой оценки в рамках правоприменительной деятельности.

Вместе с тем, довод подателя жалобы о том, что в разъяснении извещения об осуществлении закупки заказчиком не указан закрытый и императивный перечень сведений, который должен содержать ответ на запрос, а именно, предмет запроса и отсутствует какой-либо ответ на поставленные вопросы свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.

Тюменским УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки в порядке пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки содержащее в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

В целях реализации части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» которым утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 5 Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.

Пунктом 6 Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 предусмотрено, что музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню согласно приложению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).

Согласно Перечню производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования, содержащегося в приложении к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 617:

В группу «Народные» включен код ОКПД2: 32.20.12.122 «Гитары».

В группу «Звуковое оборудование» включен код ОКПД2: 26.40.31.190 «Аппаратура для воспроизведения звука прочая».

В группу «Микрофоны» включен код ОКПД2: 26.40.41.000 «Микрофоны и подставки для них».

Заказчиком в нарушение пункта 6 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 неправомерно объединены в один лот музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы, согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

В целях реализации части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе также принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 предусмотрено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.

В пункте 33 Перечня утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 содержится код ОКПД2: 26.40.31.190 «Аппаратура для воспроизведения звука прочая».

В пункте 37 Перечня утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 содержится код ОКПД2: 26.40.4 «Микрофоны, громкоговорители, приемная аппаратура для радиотелефонной или радиотелеграфной связи».

Следовательно, по позициям описания объекта закупки № 1«активная акустическая система», по позициям № 3, № 5«микрофон музыкальный» распространяются требования Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Позиция 2 «Акустическая гитара», позиция 4 «Электрогитара» не входят в Перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Заказчиком в нарушение требований пункта 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 в рамках одного лота включена радиоэлектронная продукция, которая включена в Перечень утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, и не включена в указанный Перечень.

Таким образом, заказчик нарушил положения пункта 6 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, пункта 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, так и не входящие в него.

Вышеизложенное указывает на нарушение заказчиком требований части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу заявителя обоснованной частично и учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе полагает необходимым выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписания об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе путем отмены (аннулирования) процедуры закупки.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя П. обоснованной в части неприменения к описанию объекта закупки обязательной для применения позиции КТРУ, указании в описании объекта закупки страны происхождения поставляемого в адрес заказчика товара, отсутствии в размещенном в ЕИС в сфере закупок файле разъяснений извещения об осуществлении закупки как предмета запроса, так и ответа на вопрос изложенный участником в запросе на разъяснение извещения об осуществлении закупки, нарушения правил формирования лота (объекта закупки).

2. В действиях заказчика в лице ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» установлено нарушение требований части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5, пункта 15 части 1, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны