Решение №РНП-72-126/21 односторонний отказ от исполнения контракта от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РНП-72-126/21 о проверке факта одностороннего отказа

от исполнения контракта

23 августа 2021 года                                                                                                                                   г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

            с участием директора МУ «» (далее также – заказчик), Д. на основании распоряжения № 76рх от 16.07.2021,

с участием генерального директора ООО «» (далее также – Общество, подрядчик), К. на основании решения единственного участника № 1 от 17.01.2020,

            рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» обращение МУ » о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на разработку проекта ЗСО источников водоснабжения п. Лесной (реестровый номер закупки 0367300023521000052),

 

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 11.08.2021 поступило обращение МУ «» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей (далее также – РНП) сведений в отношении ООО «» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработку проекта ЗСО источников водоснабжения п. Лесной.

            Заказчиком представлены все предусмотренные Законом о контрактной системе документы и сведения.

            В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).

            Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

            В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

            В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/11604/14 от 28.03.2014 «По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов» в случае отсутствия нарушений частей 9, 12, 13, 26 статьи 95 Закона о контрактной системе контролирующий орган осуществляет проверку правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в части:

            - неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств;

            - ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

            - установления заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;

            - установления заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.

            В поступившем в антимонопольный орган обращении заказчика указывается, что в соответствии с пунктом 2.1 контракта, срок выполнения работ: с момента подписания муниципального контракта до 23.06.2021. При обращении к исполнителю в телефонном режиме  ответ о проведении работ по контракту был положительный, в первой декаде июня 2021 года, исполнитель на телефонные звонки отвечать перестал. 11.06.2021 в адрес исполнителя, на адрес  электронной почты указанной в контракте, направлено письмо (исх. № 685 от 11.06.2021), о необходимости предоставить информацию по исполнению муниципального контракта № 63 от 06.04.2021. Ответ в адрес заказчика не поступал. По состоянию на 23.06.2021 исполнителем  объем работ предусмотренный контрактом, выполнен не был, что является нарушением  пункта 1.1 контракта. 23.06.2021 в адрес исполнителя, на адрес электронной почты указанной в контракте направлен акт о нарушении условий контракта от 23.06.2021, для ознакомления и направлением в адрес заказчика подписанного стороной исполнителя вышеуказанного акта. Также, на адрес электронной почты исполнителя направлено уведомление (исх.№ 713 от 23.06.2021), о начисленной  сумме неустойки (пени) за каждый день просрочки исполнения обязательств, с требованием в срок до 30.06.2021 предоставить в адрес заказчика информацию о планируемом сроке сдачи работ. Учитывая, что в указанный срок, какой-либо информации от исполнителя не поступило, обязательства по контракту подрядчиком не выполнены, в этой связи заказчиком принято решение от 30.06.2021 № 741 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            ООО «И» представлены письменные пояснения (вх.№ 8441 от 18.08.2021) которые приобщены к материалам дела, согласно которым, 14.04.2021 Обществом в адрес заказчика направлен запрос на предоставление исходной документации, необходимой для разработки проекта ЗСО. Часть документов была предоставлена 30.04.2021, после чего разработка проекта поручена гидрогеологу О. В процессе разработки проекта Обществом запрашивались недостающие материалы у недропользователя, которые предоставлены не были. Учитывая сжатые сроки выполнения работ по контракту, а также то, что протоколы проб воды предоставлены не будут, исполнителем принято решение завершить разработку проекта и направить его для прохождения экспертизы и согласования с имеющимися данными. В настоящее время проект разработан, пройдена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, проект направлен на утверждение в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области. Кроме того, Обществом не было получено решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта ни одним из доступных средств связи, о принятом решении стало известно только после получения уведомления от Тюменского УФАС России о времени рассмотрения дела.

            Комиссией Тюменского УФАС России ввиду необходимости истребования дополнительных документов, принято решение об отложении заседания Комиссии на 23.08.2021, 17 часов 00 минут (по местному времени) (уведомление Тюменского УФАС исх.№ СМ/5349 от 18.08.2021).

            В Тюменское УФАС поступили дополнительные документы от заказчика (вх.№ 8525 от 20.08.2021), а также от ООО «И» (вх.№ 8578 от 23.08.2021).

            Заседание Комиссии Тюменского УФАС России возобновлено 23.08.2021 в 17 часов 00 минут.

                       

            Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

            Как усматривается из материалов дела, МУ «» являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на разработку проекта ЗСО источников водоснабжения п. Лесной, с начальной (максимальной) ценой контракта 220 000,00 рублей.

            Как следует из решения аукционной комиссии, оформленного протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0367300023521000052 от 26.03.2021 победителем электронного аукциона признано ООО «Интеграл» с предложением по цене контракта 117 000,00 рублей.

            06.04.2021 между МУ «» и ООО «» заключен муниципальный контракт № 63 на разработку проекта ЗСО источников водоснабжения п. Лесной (реестровый номер контракта 3721500853121000050).

            Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется выполнить работы: «Разработка  проекта ЗСО источников водоснабжения п. Лесной» в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение № 1) являющегося неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик принять и оплатить на условиях и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом работу.

            Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что срок выполнения работ: с момента подписания муниципального контракта до 23.06.2021.

            Пунктом 2.2 контракта предусмотрено, что работа считается выполненной после подписания  акта приемки выполненных работ  (Приложение № 2 к контракту) заказчиком или его уполномоченным представителем.

            Пунктом 4.1.4 контракта предусмотрена обязанность заказчика сообщать  исполнителю  необходимую информацию по вопросам исполнения настоящего контракта.

            Пунктом 4.2.2 контракта предусмотрена обязанность подрядчика выполнить сбор исходных данных и документов, требующихся для разработки проекта ЗСО, обследование водозаборов в натуре, выполнить кадастровые работы (при необходимости), получить гидрогеологическое заключение по обоснованию границ ЗСО, согласованных в Департаменте, разработать проект ЗСО, его оформление в 3-х экземплярах на бумажных носителях и в 2 экз. в электронно-цифровом форме (файлы в формате «PDF») на техническом носителе (на USB-флэш-накопителе) по объекту, согласовать проект ЗСО с заказчиком. получить экспертно санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии  границ ЗСО  государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выданное уполномоченной организацией. Перед сдачей проекта ЗСО источников водоснабжения п. Лесной заказчику, его необходимо согласовать с эксплуатирующей организацией ООО «», утвердить проект ЗСО в Департаменте недропользования и экологии Тюменской области.

            Пунктом 5.3 контракта предусмотрено, что исполнитель по завершению работ направляет заказчику письменное уведомление о завершении выполнения работ с приложением актов приемки  выполненных работ, счета,  проектно-сметной документации.

            Пунктом 5.3.1 контракта предусмотрено, что исполнитель передает заказчику: проект ЗСО по  объектам; гидрогеологическое заключение по  обоснованию границ ЗСО, согласованное; экспертного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ ЗСО скважины государственным санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам, выданное уполномоченной организацией; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии  границ ЗСО скважин государственным санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской  области или его территориальными органами; согласование проекта ЗСО с организацией, эксплуатирующей скважину, ООО «», в части возможности организации ЗСО и выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий; согласование мероприятий по 2 и 3 поясам ЗСО с собственниками земли, попадающими в радиусы этих поясов; материалы для утверждения проекта ЗСО исполнителем представляются в уполномоченный орган Департамент недропользования и экологии Тюменской области; акт приемки выполненных работ в 2 экземплярах; счет.

            Пунктом 10.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2021.

            Описанием объекта закупки (Приложение № 1 к муниципальному контракту) предусмотрено, что подрядчику надлежит выполнить следующие работы: сбор исходных данных и документов, требующихся для разработки проекта ЗСО; обследование водозаборов в натуре; выполнение кадастровых работ (при необходимости); получение гидрогеологических заключений по обоснованию границ ЗСО, согласованных с Департаменте недропользования и экологии Тюменской области; разработку проекта ЗСО, его оформление в 3-х экземплярах на бумажных носителях и в 2 экз. в электронно-цифровом форме (файлы в формате «PDF») на техническом носителе (на USB-флэш-накопителе) по объекту; согласование проекта ЗСО с заказчиком; получение экспертного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии  границ ЗСО  государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выданное уполномоченной организацией; перед сдачей проекта ЗСО источников водоснабжения п. Лесной заказчику, его необходимо согласовать с эксплуатирующей организацией ООО «»; утвердить проект ЗСО в Департаменте.

            14.04.2021 Обществом в адрес заказчика направлен посредством электронной почты запрос о предоставлении исходной документации (исх.№ 84 от 14.04.2021): лицензии на право пользования недрами, отчета по оценке запасов, протокол утверждения запасов ТКЗ (ГКЗ, ЭКЗ), паспорта или учетные карточки скважин, протоколы результатов химических анализов за последние три года, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам, журналы учета водопотребления, формы отчетности 4-ЛС и 2-ТП за последние три года, программу мониторинга, результаты мониторинга, программу производственного контроля, информацию по водоподготовке, сведения об основных водопотребителях, правоустанавливающие документы на земельный участок где расположена скважина, кадастровые карты-планы.

            30.04.2021 заказчиком в адрес Общества посредством электронной почты была направлена часть документов: лицензия на право пользования недрами, гидрогеологическое заключение, протоколы лабораторного исследования проб воды на радиологические показатели от 10.07.2019, на органолептические и бактериологические показатели от 21.08.2019, экспертные заключения на указанные протоколы, схема систем водопотребления и водоотведения.

            Представитель Общества в заседании Комиссии пояснил, что после разработки общих глав и разделов проекта ЗСО, стало понятно, что оценить качество воды, добываемой заказчиком, невозможно из-за отсутствия соответствующих протоколов лабораторных исследований, в связи с чем 21.05.2021 в адрес ООО «» был направлен дополнительный запрос о предоставлении протоколов. Ответа на данное письмо не последовало. При этом, 24.05.2021 Обществом в адрес ООО «» направлен повторный запрос на протоколы лабораторных исследований проб воды. В этот же день (24.05.2021) от ООО «» поступили протоколы лабораторных исследований от 31.05.2019 и 21.08.2019.

            25.05.2021 заказчиком в адрес ООО «» направлено письмо о предоставлении графика производства работ. В заседании Комиссии представитель ООО «» пояснила, что ввиду отсутствия ранее запрошенных документов было невозможно подготовить график производства работ, поскольку ООО «» не было ясно какие работы потребуется выполнить в рамках данного графика.

            При этом, подрядчику требовались также протоколы лабораторных исследований за 2020 и 2021 год, о чем в адрес ООО «» направлен соответствующий запрос по электронной почте (31.05.2021). Однако, указанные протоколы не были направлены в адрес ООО «». Вместо этого, ООО «» 09.06.2021 на электронную почту ООО «» были повторно направлены протоколы лабораторных исследований от 31.05.2019 и 21.08.2019, что не соответствовало ранее направленному запросу.

            07.06.2021 от заказчика в адрес ООО «» направлено посредством электронной почты письмо о проведении 11.06.2021 технического совещания с просьбой направить представителя ООО «» и предоставить информацию о ходе исполнения контракта.

            В заседании Комиссии представитель ООО «» пояснила, что ответ на данное письмо не был предоставлен ввиду того, что на электронную почту поступает большое количество входящих писем, и данное письмо заказчика было пропущено.

            11.06.2021 в адрес исполнителя, на адрес  электронной почты указанной в контракте, направлено письмо (исх. № 685), о необходимости предоставить информацию по исполнению муниципального контракта № 63 от 06.04.2021. Ответ в адрес заказчика  не поступал.

            По состоянию на 23.06.2021 исполнителем объем работ предусмотренный контрактом, не выполнен, что является  нарушением пункта 1.1 контракта. Заказчик пытался дозвониться по телефону до ООО «», однако на телефон никто не отвечал.

            23.06.2021 в адрес исполнителя, на адрес электронной почты указанной в контракте направлен акт о нарушении условий контракта от 23.06.2021, для ознакомления и направлением в адрес заказчика подписанного стороной исполнителя вышеуказанного акта. В акте прямо указано, что объем выполненных работ составляет 0 %, нарушены сроки выполнения работ – то есть, подрядчиком нарушены существенные условия муниципального контракта. Также, на адрес электронной почты исполнителя направлено уведомление (исх.№ 713 от 23.06.2021), о начисленной  сумме неустойки (пени) за каждый день просрочки исполнения обязательств, с требованием в срок до 30.06.2021 предоставить в адрес заказчика информацию о планируемом сроке сдачи работ.

            Поскольку в указанный срок, какой-либо информации от исполнителя не поступило, проект ЗСО не сдан заказчику, информация о согласовании проекта ЗСО с ООО «» и Д у заказчика отсутствовала. Поскольку обязательства по контракту подрядчиком не выполнены, срок исполнения обязательств подрядчиком нарушен, результат работ заказчику не сдан по акту приема-передачи в этой связи заказчиком принято решение от 30.06.2021 № 741 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            10.08.2021 заказчиком в адрес ООО «» направлено требование об уплате пени, поскольку по состоянию на 23.06.2021 подрядчик к работам не приступил.

            В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса РФ).

            В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ предоставленное кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

            В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

            Представитель заказчика пояснил, что по состоянию на 23.06.2021 исполнителем  объем работ предусмотренный контрактом, выполнен не был, следовательно, исполнителем нарушены сроки выполнения работ, результат работ не передан заказчику по акту приема-передачи – что прямо указывает на нарушение исполнителем существенных условий муниципального контракта.

            Таким образом, у заказчика имелись достаточные правовые основания для принятия решения от 30.06.2021 № 741 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

            Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно наличия обоснованности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также соблюдения процедуры (порядка) расторжения контракта, урегулированной положениями Закона о контрактной системе.

            В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

            При этом, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).

            Пунктом 10.6 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

            Поскольку контракт по соглашению сторон не был расторгнут и стороны связаны соответствующими обязательствами, следовательно, его прекращение в силу одностороннего отказа должно быть мотивировано конкретными обстоятельствами, предусмотренными гражданским законодательством в качестве соответствующего основания.

            В свою очередь, процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.

            В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня,  следующего за датой принятия указанного решения,  размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику,  исполнителю)  по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика,  исполнителя),  указанному в контракте,  а также телеграммой,  либо посредством факсимильной связи,  либо по адресу электронной почты,  либо с использованием иных средств связи и доставки,  обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику,  исполнителю).  Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика,  исполнителя)  об одностороннем отказе от исполнения контракта.  Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику,  исполнителю)  указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика,  исполнителя)  по его адресу,  указанному в контракте.  При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

            Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

            Из материалов дела следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.06.2021 № 741 направлено 29.06.2021 заказным письмом с уведомлением о вручении (идентификатор почтового отправления …), направлено 30.06.2021 на электронную почту подрядчика: ….@mail.ru, а также размещено 30.06.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.

            В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

            Статьёй 193 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

            В соответствии с письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

            Согласно отчету об отслеживании почтового отправления на официальном сайте Почта России (идентификатор почтового отправления 62714156039776) решение заказчика об одностороннем отказе получено Обществом 13.07.2021, однако почтовое уведомление в адрес заказчика не вернулось, сведения о получении решения об одностороннем отказе Обществом посредством электронной почты у заказчика отсутствовали.

            Таким образом, сведения о получении ООО «» решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.06.2021 № 741 у заказчика отсутствовали. Следовательно, в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

            Учитывая, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.06.2021         № 741 размещено 30.06.2021 в ЕИС в сфере закупок, следовательно, тридцатый день срока приходится на 30.07.2021 (пятница, рабочий день).

            Следовательно, 30.07.2021 является датой надлежащего уведомления ООО «» об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления исполнителя.

            Согласно акта о невыполнении работ от 09.08.2021 (направлен исполнителю на адрес электронной почты указанной в контракте), в десятидневный срок, установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, подрядчик не предоставил результат исполнения работ, какой-либо информации о продлении срока выполнения работ, в адрес заказчика не предоставил.

            Таким образом, ООО «» в установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок не устранило допущенные нарушения по муниципальному контракту, с момента надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            Учитывая, что датой надлежащего уведомления Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта является 30.07.2021, следовательно от указанной даты необходимо в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе необходимо отсчитать десятидневный срок который необходим для вступления решения заказчика в законную силу, а также для устранения допущенных подрядчиком нарушений по контракту.

            При этом, десятый день срока приходился на 09.08.2021 (понедельник, рабочий день). Поскольку последний десятый день срока приходился на 09.08.2021 (понедельник, рабочий день), то с учетом разъяснений содержащихся в письме ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 контракт считается расторгнутым на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления подрядчика, то есть 10.08.2021 (пятница, рабочий день).

            Комиссией Тюменского УФАС России также установлено, что согласно информации о расторжении контракта в ЕИС в сфере закупок датой расторжения контракта заказчик указал 10.08.2021:

                          

                                     

            Таким образом, процедура расторжения контракта заказчиком соблюдена.

            В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок,  уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках,  исполнителях), с которыми контракты расторгнуты,  в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

            Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является недобросовестное поведение участника закупки, свидетельствующее о его намерениях неисполнения контракта. Участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации требованиями заказчика.

            По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

            При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

            В частности, в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» отмечается, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

            Важно отметить, что в данном случае, исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

            В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

            Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы которые бы препятствовали исполнителю своевременно исполнить обязательства по контракту, в материалах дела отсутствуют.

            При рассмотрении дела, Комиссией Тюменского УФАС России не было установлено каких-либо намеренных действий со стороны заказчика которые бы препятствовали ООО «Интеграл» исполнить свои обязательства по контракту.

            Согласно пункту 7 описания объекта закупки (Приложение № 1 к муниципальному контракту) сбор исходных данных и документов, необходимых для разработки проекта ЗСО, осуществляется исполнителем самостоятельно.

            То обстоятельство, что ООО «» дважды обращалось к эксплуатирующей организации ООО «Вектор» с просьбой предоставить протоколы лабораторных исследований проб воды за 2020 и 2021 год и данная информация не была предоставлена ООО «», что повлияло на затягивание срока подготовки экспертного заключения, а также неполноту материалов предоставленных на согласование проекта в Управление не указывают на наличие намерения в действиях заказчика воспрепятствовать исполнению обязательств по контракту, поскольку ответственным за предоставление указанной информации являлась эксплуатирующая организация ООО «», а не заказчик в лице МУ «», следовательно, заказчик не несет ответственность за действия эксплуатирующей организации ООО «».

            В заседании Комиссии, представитель ООО «» пояснила, что уведомление о приостановке выполнения работ по контракту (ввиду отсутствия недостающих протоколов лабораторных исследований проб воды за 2020 и 2021 год) в адрес заказчика не направлялось, ввиду упущения ответственного сотрудника.

            Кроме того, перед сдачей проекта ЗСО источников водоснабжения п. Лесной заказчику, его необходимо согласовать с эксплуатирующей организацией ООО «», утвердить проект ЗСО в Д, вместе с тем, сведения о согласовании ООО «» проекта ЗСО, равно как и сведения об утверждении проекта ЗСО в Департаменте недропользования и экологии Тюменской области у заказчика отсутствовали. При этом, в установленный срок исполнения обязательств по контракту проект ЗСО так и не был передан заказчику.

            В представленных ООО «» в заседание Комиссии документах: копия проекта ЗСО подземного источника водоснабжения п. Лесной отсутствует виза директора ООО «» об утверждении данного проекта, а равно отсутствует какое-либо подтверждение об утверждении данного проекта в Департаменте недропользования и экологии Тюменской области.

            Представленная ООО «» к заседанию Комиссии копия экспертного заключения              № 01262/2021 от 26.07.2021 выполненного ООО «» не подтверждает выполнение ООО «» в необходимом объеме обязательств предусмотренных контрактом. При этом, представитель заказчика в заседании Комиссии также не смог со своей стороны дать какую-либо оценку представленным в материалы дела копии проекта ЗСО подземного источника водоснабжения п. Лесной, а также копии экспертного заключения № 01262/2021 от 26.07.2021 поскольку указанные документы в установленный срок не были переданы заказчику.

            Из представленных в заседании Комиссии ООО «» документов и информации Комиссия Тюменского УФАС России не может сделать вывод о том, что подрядчиком получены все необходимые согласования от ответственных органов: заказчика, эксплуатирующей организации ООО «», Департамента недропользования и экологии Тюменской области, Управления – что указывает на то, что ООО «» не были надлежащим образом исполнение принятые обязательства по контракту.

            В заседании Комиссии представитель Общества пояснила, что ввиду отсутствия в проекте протоколов лабораторных исследований проб воды за 2020 и 2021 год Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области скорее всего будет вынесено решение об отказе в согласовании разработанного ООО «» проекта ЗСО.

            Нельзя не отметить, что ссылка ООО «» на крайне сжатые сроки исполнения обязательств по контракту не являются уважительной причиной для неисполнения обязательств по контракту, либо чрезмерному затягиванию сроков исполнения обязательств, поскольку ООО «» было ознакомлено с положениями документации о закупке (проектом контракта), и подписало со своей стороны контракт на указанных условиях, а следовательно, выразило свое согласие на выполнение работ в пределах срока, предусмотренного контрактом.

            С учетом вышеизложенного, заказчик был лишен требуемого по контракту результата работ, на который был вправе рассчитывать при проведении закупки, в связи с чем, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает объективных оснований для подрядчика не выполнять обязательства по контракту. Таким образом, у заказчика имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, при этом, как установлено ранее, процедура расторжения контракта заказчиком была соблюдена.

            Комиссия приходит к выводу о наличии достаточных правовых оснований для включения сведений в отношении ООО «» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

            В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Сведения, представленные МУ «» в отношении ООО «» (ИНН , адрес: ), генерального директора и единственного учредителя Общества:  (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на разработку проекта ЗСО источников водоснабжения п. Лесной (реестровый номер закупки 0367300023521000052) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

            2. Датой включения сведений в отношении ООО «» (ИНН ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

 

            В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

 

 

            Председатель Комиссии                                                                            

           

 

 

            Члены Комиссии                                                                                        

 

 

 

                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны