Решение №072/06/44/64/2023 Объект закупки включен в позицию КТРУ 26.60.11.113-00000097,... от 25 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/64/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной частично

25 апреля 2023 года                                                                                                                 г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «М» на действия ГБУЗ ТО «Областная больница № 11» (р.п. Голышманово) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003423002368),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «М» на действия ГБУЗ ТО «Областная больница № 11» (р.п. Голышманово) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:

Первый довод. Объект закупки включен в позицию КТРУ 26.60.11.113-00000097, вместе с тем, заказчиком к описанию объекта закупки не применена указанная позиция КТРУ, что противоречит пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

Второй довод. Заказчиком в описании объекта закупки установлены технические требования к закупаемому оборудованию, характеристики которого соответствуют единственному аппарату импортного происхождения.

Заказчиком представлены письменные возражения, на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик в представленных возражениях указывает, что установленные заказчиком требования к медицинскому оборудованию, к характеристикам и их требуемые значения объективно необходимы заказчику именно для непосредственного и надлежащего исполнения возложенных на него функций лечебного учреждения в сфере здравоохранения. При проведении исследования конъюнктуры рынка было выявлено, что товары эквивалентные заявленным характеристикам, присутствуют на рынке и предлагаются несколькими производителями медицинского оборудования: аппарат цифровой рентгеновский Jumond с принадлежностями, Корея; аппарат рентгенографический диагностический цифровой моделей GU60A, Корея.

Уполномоченным органом представлены письменные возражения, на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Уполномоченный орган в представленных возражениях указывает, что поскольку объект закупки с указанными в описании объекта закупки необходимыми характеристиками отсутствует в каталоге товаров, работ, услуг, заказчик осуществил описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. КТРУ не применен поскольку в нем отсутствуют позиции с характеристиками, в полной мере отвечающими потребности заказчика.

Заказчик и уполномоченный орган просят признать жалобу заявителя необоснованной. Заказчик до заседания Комиссии представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ввиду его участия в указанное время в судебном заседании.

Исследовав материалы дела, заслушав явившихся представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 9 300 000,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 11» (р.п. Голышманово).

Информация об электронном аукционе была размещена 17.04.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423002368.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://etp.zakazrf.ru.

Техническим заданием (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:

 

№ п/п

Описание объекта закупки

*указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели)

Наименование объекта закупки (товара)

Товарный знак или эквивалент

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные)  объекта закупки (товара),

единицы измерения

Показатели товара (значения показателей)

Минимальные и (или) максимальные показатели:

Показатели, которые не изменяются:

Показатели, указанные в диапазоне:

Иные показатели:

1

Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая

не устанавливается

 

ОКПД2: 26.60.11.113

 

наличие

 

 

1. Подъемно-поворотный штатив

 

наличие

 

 

1.1.  рабочие положения: вертикальное, горизонтальное и наклонное

 

наличие

 

 

1.2. Диапазон регулировки угла поворота штатива, градус

 

 

не уже от          -30 до +120

 

1.3. Диапазон регулировки угла наклона модуля приемника изображения, градус

 

 

не уже от            -45 до +45

 

1.4.  Диапазон изменения расстояния от центра входной плоскости приемника до пола, см

 

 

не уже от          48 до 167

 

1.5. Диапазон  регулировки расстояния фокус—приемник, см

 

 

не уже от        100 до 180

 

1.6. Диапазон изменения угла поворота излучателя, градус

 

 

  не уже от         -30 до +90

 

1.7. Управление движением штатива аппарата с помощью пульта дистанционного управления

 

наличие

 

 

1.8. Интеллектуальная система безопасности, включающая в себя датчики предотвращения столкновения оборудования с другими объектами

 

наличие

 

 

2. .Рентгеновский излучатель с рентгеновской трубкой:

 

наличие

 

 

2.1. Тип рентгеновской трубки, двухфокусная

 

наличие

 

 

2.2.  Максимальная скорость вращения анода, об/мин

не менее 9700

 

 

 

2.3. Угол мишени анода, градус

не более 12

 

 

 

2.4. Размер минимального фокусного пятна, мм

не более 0,6х0,6

 

 

 

2.5. Размер максимального фокусного пятна, мм

не более 1,2х1,2

 

 

 

2.6. Максимальная входная мощность при работе на минимальном фокусном пятне, кВт

не менее 27

 

 

 

2.7. Максимальная входная мощность при работе на максимальном фокусном пятне, кВт

не менее 75

 

 

 

2.8. Теплоемкость анода, кДж

не менее 210

 

 

 

2.9. Теплоемкость трубки в сборе, кДж

не менее 900

 

 

 

2.10. Общая фильтрация, мм  Al 

не более 1

 

 

 

3. Фильтрация коллиматора,  мм  Al

не более 1,8

 

 

 

4.Требования к ЦПРИ:

 

 

 

 

4.1. Плоскопанельный детектор для рентгенодиагностики

 

наличие

 

 

4.1.2. Тип плоскопанельного детектора, для общей рентгенодиагностики

 

наличие

 

 

4.1.3. Тип плоскопанельного детектора по способу установки, стационарный

 

наличие

 

 

4.1.4. Функциональное назначение плоскопанельного детектора, для рентгенографии

 

наличие

 

 

4.1.5. Тип сцинтиллятора, на основе цезия

 

наличие

 

 

4.1.6. Тип преобразователя, на основе аморфного кремния

 

наличие

 

 

4.1.7. Размер рабочего поля, мм х мм

Не менее 425 х 425

 

 

 

4.1.8. Размер матрицы детектора, пиксель

Не менее 3036 х 3040

 

 

 

4.1.9. Шаг пикселя, мкм

Не более 140

 

 

 

4.1.10. Пространственная разрешающая способность, п.л/мм

Не менее 3,57

 

 

 

4.1.11. Квантовая эффективность регистрации (DQE) на пространственной частоте 0,5 мм-1 при дозе 0,0032 мГр, в плоскости ПД, %

Не менее 59

 

 

 

4.1.12. Значение функции передачи модуляции (MTF) на пространственной частоте 1 мм-1, при дозе 0,0032 мГр, в плоскости ПД, %

Не менее 65

 

 

 

4.1.13. Цикл получения изображения, с

Не более 3

 

 

 

5. Рентгеновское питающее устройство (РПУ)

 

наличие

 

 

5.1. Выходная мощность РПУ, кВт

Не менее 50

 

 

 

5.2. Диапазон изменения анодного напряжения, кВ

 

 

не уже от 40 до 150

 

5.3. Шаг установки анодного напряжения, кВ

Не более 1

 

 

 

5.4. Диапазон изменения анодного тока, мА

 

 

не уже от 10 до 630

 

5.5 Диапазон изменения количества электричеств, мАс

 

 

не уже от 0,1 до 630

 

5.6. Диапазон изменения времени экспозиции, с

 

 

не уже от 0,001 до 6,3

 

5.7. Программы органоавтоматики

 

наличие

 

 

6. АРМ рентгенолаборанта

 

наличие

 

 

6.1.объем оперативной памяти, Гб

Не менее 4

 

 

 

6.2. Объем запоминающего устройства, Гб

Не менее 500

 

 

 

6.3. Размер диагонали экрана, дюйм

Не менее 21

 

 

 

6.4. Число пикселей экрана, единиц

Не менее 1920 х 1080

 

 

 

6.5. Требования к функционалу СПО для АРМ:

 

 

 

 

6.5.1. DICOM-совместимость

 

наличие

 

 

6.5.2. Предварительный просмотр рентгеновских изображений, полученных с ЦПРИ

 

наличие

 

 

6.5.3. Управление режимами работы рентгеновского аппарата и его компонентами

 

наличие

 

 

6.5.4. Русский язык интерфейса

 

наличие

 

 

6.5.5. Регистрация пациентов с указанием Ф.И.О., пола, возраста, даты рождения

 

наличие

 

 

6.5.6.Поиск пациента по Ф.И.О., дате обследования

 

наличие

 

 

6.5.7. Возможность нанесения аннотаций поверх снимка

 

наличие

 

 

6.5.8.Функции постобработки изображения:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        - регулирование яркости и контрастности

- перевод изображения в негатив/позитив

- зеркальное отображение изображения (вертикальное, горизонтальное)

- поворот изображения

 

наличие

 

 

6.5.9.Поддержка функций:

DICOM Storage SCU

DICOM Worklist SC

DICOM Print SCU

 

наличие

 

 

6.5.10. Возможность записи изображений в формате DICOM на носитель

 

наличие

 

 

6.5.11. Возможность вывода на печать диагностических изображений на медицинский принтер

 

наличие

 

 

7.  АРМ врача с медицинскими мониторами для визуализации изображений (аппаратно-программный комплекс (АПК) для архивации, работы с изображениями и данными диагностических исследований)

 

наличие

 

 

7.1. Сервер с комплектующими:

 

 

 

 

7.1.1. Количество ядер процессора

Не менее 4

 

 

 

7.1.2. Объем оперативной памяти, ГБ

Не менее 16

 

 

 

7.1.3. Общий объем накопителей типа SSD, Гб

Не менее 250

 

 

 

7.1.4. Общий объем накопителей типа HDD, Тб

Не менее 3

 

 

 

7.1.5. Поддержка протокола сети Ethernet 10/100/1000

 

наличие

 

 

7.1.6. Цветной просмотровый ЖК монитор, шт

Не менее 1

 

 

 

7.1.7. Диагональ, дюйм

Не менее 23,8

 

 

 

7.1.7. Разрешение экрана, пикселей

Не менее 1920 х 1080

 

 

 

7.1.8. Монохромный диагностический ЖК монитор, шт

Не менее 1

 

 

 

7.1.9. Диагональ, дюйм

Не менее 21,3

 

 

 

7.1.10. Разрешение экрана, пикселей

Не менее 1600 х 1200

 

 

 

7.1.11. Клавиатура и мышь

 

наличие

 

 

7.1.12. Источник бесперебойного питания

 

наличие

 

 

7.1.13. Принтер, лазерный ч/б

 

наличие

 

 

7.2. Требования к функциональным возможностям АПК:

 

 

 

 

7.2.1. DICOM-совместимость

 

наличие

 

 

7.2.2. перечень модальностей для отображения изображений в формате DICOM

 

наличие

 

 

7.2.3. поддержка и отображение DICOM изображений для анализа данных, полученных в других лечебно-профилактических учреждениях

 

наличие

 

 

7.2.4. мультимодальный анализ изображений (указать комбинации)

 

наличие

 

 

7.2.5. внесение текстовых аннотаций и измерений на изображении

 

наличие

 

 

7.2.6. инструменты обработки и анализа диагностических изображений (текст, яркость и контрастность, масштабирование, сдвиг, стрелки, линейка, углы, поворот, отражение, площадь и длина ломаной)

 

наличие

 

 

7.2.7. поиск пациента по следующим критериям: фамилия, инициалы пациента, идентификатор пациента, пол, дата рождения

 

наличие

 

 

7.2.8. печать в формате DICOM или стандартном протоколе операционной системы с поддержкой цветной печати и опции полноразмерной печати

 

наличие

 

 

7.2.9. запись DICOM-файлов на CD/DVD-диск, USB, непосредственно на рабочей станции пользователя

 

наличие

 

 

7.2.10. передача DICOM изображений во внешние DICOM-совместимые системы

 

наличие

 

 

7.2.11. составление заключений и шаблонов заключений

 

наличие

 

 

7.2.12. экспорт изображений в форматах BMP, JPEG, TIFF

 

наличие

 

 

8.Средство измерения для контроля доз облучения пациентов с индикацией значения произведения дозы на площадь (Гр*м2)

 

наличие

 

 

9. Рентгеновский стол

 

наличие

 

 

9.1. Размеры деки стола. (ДхШ), см

не менее 200х63

 

 

 

9.2. Максимальная нагрузка на деку стола, кг

не менее 200

 

 

 

10. Характеристики сети питания

 

 

 

 

10.1. напряжение питающей сети, 380 В

 

наличие

 

 

10.2. Частота, 50 Гц

 

наличие

 

 

По первому доводу жалобы заявителя о неприменении заказчиком позиции КТРУ применительно к описанию объекта закупки: Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Как следует представленных документов и пояснений сторон, описание объекта закупки осуществлялось заказчиком в соответствии с общими положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, без учета позиции КТРУ 26.60.11.113-00000097 в связи с применением пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

Указанная подателем жалобы позиция КТРУ 26.60.11.113-00000097 не была применена заказчиком поскольку имеющееся в ней описание не содержало характеристики необходимые заказчику для надлежащего исполнения возложенных на него функций лечебного учреждения в сфере здравоохранения.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Подпунктом «а» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Аппараты рентгенографические (код ОКПД 2: 26.60.11.113) включены в Перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).

Как следует из материалов дела, заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено ограничение на допуск товара, включенного в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878  «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки. При этом в силу пунктов 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Однако, подпункты «а» и «б» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) ограничивают вышеуказанное право заказчиков из которых прямо следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указывать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.

Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные подпунктами «а» и «б» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения.

Однако, при закупке товара, который включен в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 заказчик не вправе в описании объекта закупки устанавливать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара помимо тех, которые установлены в соответствующей позиции КТРУ.

Учитывая, что извещение об осуществлении закупки с реестровым номером 0167200003423002368 размещено в ЕИС в сфере закупок 17.04.2023, заказчик обязан осуществлять описание объекта закупки с учетом информации содержащейся в КТРУ, поскольку объект закупки отнесен к коду ОКПД 2 - 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические» по которому в КТРУ имеется как минимум 1 (одна) позиция обязательная к применению (26.60.11.113-00000097).

Согласно пояснениям заказчика в позиции КТРУ 26.60.11.113-00000097 отсутствуют требования к рентгеновскому излучателю (рентгеновской трубке), а именно, требования к теплоемкости рентгеновской трубки, максимальной скорости вращения анода, отсутствуют требования к фильтрации (эквивалент в мм А1), не содержат требования к цифровому приемнику рентгеновского изображения, отсутствуют требования к квантовой эффективности регистрации (DQE) который является важным показателем при оценке детектора, отсутствуют требования к значению функции передачи модуляции (MTF), пространственное разрешение, пар линий/мм и размер пикселя приемника рентгеновского изображения, мкм имеют слишком мягкие требования которые позволяют предложить к поставке оборудование с неподходящим качеством. С целью обеспечения высокого качества изображения указан шаг пикселя не более 140 мкм. Кроме того, указанная подателем жалобы позиция КТРУ не содержит требований к столу, отсутствует требование к размеру деки стола.

В свою очередь, ссылку заказчика на невозможность применения КТРУ к закупаемому медицинскому оборудованию, Комиссия Тюменского УФАС России находит несостоятельной, поскольку по смыслу пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового.

Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения.

Определение кода позиции КТРУ является частью установления надлежащего описания объекта закупки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) закупаемый товар входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878), следовательно, заказчик не праве указывать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства закупаемого товара.

В этой связи, с учетом приведенного правового регулирования Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае заказчиком при описании объекта закупки неправомерно не применен действующий код КТРУ 26.60.11.113-00000097 относительно медицинского оборудования, являющегося предметом закупки, а также необоснованно установлены дополнительные характеристики, применение которых не предусмотрено Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и указывает на признаки административного правонарушения предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ

Доводы заказчика о том, что позиция КТРУ 26.60.11.113-00000097 не отвечает его потребностям в полном объеме, не содержит характеристик, определяющих качество оказываемых медицинских услуг, Комиссией отклоняются, поскольку фактически направлены на обход предусмотренного Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) порядка применения позиций КТРУ.

Учитывая вышеизложенное, заказчиком не соблюдены формальные требования на использование кода КТРУ, который соответствует предмету закупки и является обязательным для применения, а также то, что заказчик в нарушение подпункта «а» пункта 5 Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) не соблюдает запрет на включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара, отсутствующих в применимой позиции КТРУ.

Наличие (либо отсутствие) дополнительных функций не изменяет назначение медицинского оборудования, отсутствие дополнительных возможностей у оборудования не означает его непригодность при его эксплуатации заказчиком. Отсутствие необходимой заказчику конкретной характеристики в позиции КТРУ при ее фактическом соответствии объекту закупки не может рассматриваться в качестве основания для неисполнения требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Немаловажно отметить, что пунктом 5 статьи 454 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего кодекса об этих видах договоров.

Пунктом 2 статьи 469 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Следовательно, медицинское изделие, прошедшее государственную регистрацию (имеющее регистрационное удостоверение/информация о регистрационном удостоверении представляются в составе заявки) соответствует требованиям, установленным законодательством РФ к подобного рода медицинским изделиям и как следствие, будет отвечать потребностям заказчика. Именно по этой причине нет необходимости включать в КТРУ множество требований, которые удовлетворят всем возможным медицинским изделиям.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя относительно того, что заказчиком установлены технические требования к закупаемому оборудованию, которые соответствуют единственному аппарату импортного происхождения, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Предъявленные заказчиком требования к поставляемым товарам в равной степени распространяются на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и поставить требуемый товар.

При этом, каких-либо доказательств невозможности приобрести требуемое медицинское изделие, заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика не может быть расценено как ограничение количества участников закупки, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Кроме того, заказчиком в представленных письменных возражениях отмечено, что товары эквивалентные заявленным характеристикам, присутствуют на рынке и предлагаются несколькими производителями медицинского оборудования: аппарат цифровой рентгеновский Jumond с принадлежностями, Корея; аппарат рентгенографический диагностический цифровой моделей GU60A, Корея.

Доказательств обратного, заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения путем внесения изменения в извещение об осуществлении закупки с учетом позиции, изложенной в настоящем решении, отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки (в случае их размещения в ЕИС в сфере закупок), продлении срока подачи заявок на участие в закупке и дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «М» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 11» (р.п. Голышманово) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003423002368) обоснованной в части неприменения заказчиком к описанию объекта закупки позиции КТРУ 26.60.11.113-00000097 во исполнение требований пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

2. Признать заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 11» (р.п. Голышманово) нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны