Постановление №072/04/14.3-93/2019 Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе от 31 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ№ 072/04/14.3-93/2019

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

31.05.2019 г. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России), <…>, рассмотрев материалы дела № 072/04/14.3-93/2019, возбужденного в отношении ООО «Кредитный центр» (625019, г. Тюмень, ул. Республики, д. 207, офис 216, ИНН 7203427249, ОГРН 1177232023935), в присутствии законного представителя ООО «Кредитный центр» - <…> (Решение единственного учредителя № 1 от 09.08.2017 г.), которому права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), разъяснены в протоколе об административном правонарушении № 072/04/14.3-93/2019 от 17.05.2019 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе 16.11.2018 г. был выявлен факт распространения рекламы в периодическом печатном издании «Антенна-Телесемь» выпуск № 39 Тюмень за октябрь 2018г. на стр. 49 следующего содержания:

- «СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ КРЕДИТА НЕЗАВИСИМО ОТ ДОХОДА НЕЗАВИСИМО ОТ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ ПЕРЕКРЕДИТОВАНИЕ ПОД МЕНЬШИЙ % От 10% или: 200 000 – от 2 500р./м. 400 000 – 5 000 р./м. 600 000 – от 7 500 р./м. 1 000 000 – от 10 000 р./м. ЗВОНИТЕ: 638-270 Консультация бесплатно» (вышеуказанная часть рекламы выполнена крупным шрифтом).

- «Данное объявление носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «Кредитный центр» не является банком или кредитной организацией и оказывает только консультационные услуги. Подробности по телефону. *Приведен расчет стоимости консультационных услуг ООО «Кредитный центр». Расчет не отображает платежи по кредиту. РЕКЛАМА. 7032» (данная часть рекламы выполнена мелким трудночитаемым шрифтом).

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 27.02.2019 г. № Р18/56-28 вышеупомянутая реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Определением Тюменского УФАС России от 18.03.2019 г. № 072/04/14.3-93/2019 возбуждено производство по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении ООО «Кредитный центр».

17.05.2019 г. специалистом Тюменского УФАС России был составлен протокол об административном правонарушении № 072/04/14.3.-93/2019 в отношении ООО «Кредитный центр».

Исследовав материалы административного дела, установлено следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама ООО «Кредитный центр» направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемыми услугами – помощью в получении кредита.

Вместе с тем, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой – либо части информации о предоставляемых услугах либо написанию ее мелким шрифтом не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Из указанной в рекламе информации: «ЗВОНИТЕ: 638-270 Консультация бесплатно» и «*Приведен расчет стоимости консультационных услуг ООО «Кредитный центр»» невозможно сделать однозначный вывод о стоимости предоставляемых консультационных услуг, поскольку носит противоречивый характер.

Кроме того, информация: «от 10 % или: 200 000 – от 2 500р./м. 400 000 – 5 000 р./м. 600 000 – от 7 500 р./м. 1 000 000 – от 10 000 р./м.» производит впечатление о том, что речь идет о процентной ставке кредита, его возможной сумме и ежемесячном платеже по кредиту, а не стоимости оказываемых услуг.

Изображение информации в таком виде вводит потребителя в заблуждение относительно объекта рекламирования, его стоимости и условий его получения.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней указаны противоречивые сведения, что способно ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно рекламируемого объекта.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания лицо.

Согласно письменным пояснениям ООО «Форвард медиа центр», рекламодателем указанной рекламы является ООО «Кредитный центр», реклама которого была размещена в журнале «Телесемь. Тюмень.» на основании договора оказания рекламных услуг № 60 от 29.08.2017 г., заключенного между Исполнителем ООО «Форвард медиа центр» и Заказчиком ООО «Кредитный центр».

Согласно п. 1.1. договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по размещению рекламных материалов («реклама») в изданиях, издаваемых Исполнителем, а именно: журнал «Телесемь. Тюмень.».

В соответствии с п. 1.2. договора Исполнитель размещает (публикует) рекламу, предоставленную Заказчиком, в объемах и в сроки, указанные в соответствующих Приложениях к настоящему договору на конкретные размещения рекламы. Размещение рекламы осуществляется Исполнителем на основе оригинал-макетов рекламы, предоставленных Заказчиком. В отдельных случаях по согласованию сторон и в соответствии с условиями соответствующего приложения размещение рекламы может осуществляться на основе оригинал-макетов, подготовленных Исполнителем в соответствии с информацией представленной Заказчиком, и утвержденных Заказчиком.

Таким образом, лицом, определившим объект рекламирования в рассматриваемой рекламе, является ООО «Кредитный центр», следовательно, несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, рекламодатель, неся ответственность за содержание рекламы с соблюдением определенных требований, должен обеспечить их соблюдение.

На рассмотрении дела № 072/04/143.-93/2019 31.05.2019 г. законный представитель ООО «Кредитный центр» <…> заявил ходатайство о прекращении производства по административному делу в связи с тем, что вменяемое правонарушение не признает. Считает, что в рекламном макете указана вся существенная информация и изображенная в таком виде не носит противоречивый характер. При этом поясняет следующее:

- «ЗВОНИТЕ: 638-270 Консультация бесплатно» выделена цветом фона и шрифта, т.е. вынесена как отдельный блок информации, чтоб потенциальному клиенту было понятно, что именно консультации по телефону проводятся бесплатно;

- в информации «от 10%* или: 200 000 – от 2 500р./м. 400 000 – 5 000 р./м. 600 000 – от 7 500 р./м. 1 000 000 – от 10 000 р./м.» есть звездочка - сноска, которая любому человеку дает понять, что к указанной информации идет дополнительное разъяснение, а именно: «Приведен расчет стоимости консультационных услуг ООО «Кредитный центр». Расчет не отображает платежи по кредиту.»

Тюменское УФАС России доводы законного представителя ООО «Кредитный центр» <…> не принимает в связи с тем, что выделение информации: «ЗВОНИТЕ: 638-270 Консультация бесплатно» цветом фона однозначно не означает того, что именно консультации по телефону проводятся бесплатно, следовательно, противоречит информации: «Приведен расчет стоимости консультационных услуг ООО «Кредитный центр»».

Звездочка, указанная в тексте рекламы относится к информации: «от 10%*», при этом к информации: «200 000 – от 2 500р./м. 400 000 – 5 000 р./м. 600 000 – от 7 500 р./м. 1 000 000 – от 10 000 р./м.» не относится, следовательно, производит впечатление о том, что речь идет о возможной сумме кредита и ежемесячному платежу по кредиту.

Таким образом, изображенная в таком виде информация в рекламе носит противоречивый характер и способно ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно рекламируемого объекта.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, в том числе рекламы, размещенной в СМИ.

Объективная сторона состава административного правонарушения заключается в нарушении рекламодателем обязательных требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично- правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным Законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности вне зависимости от наличия/отсутствия отрицательных последствий распространения ненадлежащей рекламы.

Субъектом административного правонарушения по делу № 072/04/14.3-93/2019 выступает – ООО «Кредитный центр» (625019, г. Тюмень, ул. Республики, д. 207, офис 216, ИНН 7203427249, ОГРН 1177232023935).

Субъективная сторона административного правонарушения выражена виной ООО «Кредитный центр» и состоит в том, что оно не выполнило установленных Законом о рекламе требований и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, ООО «Кредитный центр», распространяя вышеуказанную рекламу, с нарушением рекламного законодательства, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела № Р18/56-28 с 26.09.2018 г. по 07.10.2018 г.

Дело об административном правонарушении № 072/04/14.3-93/2019 в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного ООО «Кредитный центр» административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, при рассмотрении дела не установлено.

Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена  статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно статье 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Кредитный центр» относится к категории микропредприятие и внесено в реестр 10.09.2017 г.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Кредитный центр» впервые совершило нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом изложенного административное наказание ООО «Кредитный центр» в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений,  подлежит замене на предупреждение.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является официальным предостережением лица от возможности совершения им противоправного действия.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Руководствуясь статьями 4.1.1., 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 1. Признать ООО «Кредитный центр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии со статьей 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ООО «Кредитный центр» (625019, г. Тюмень, ул. Республики, д. 207, офис 216, ИНН 7203427249, ОГРН 1177232023935) официальное порицание в форме предупреждения за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный  суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны