Решение б/н реклама долевого строительства от 18 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 072/05/28-24/2021
20.08.2021г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
<…> <…> |
- главный специалист-эксперт отдела КСЗ; - ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ, |
рассмотрев дело № 072/05/28-24/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы Жилой Комплекс «Ожогино» 06.04.2021 на видеоэкране, размещенном на фасаде ТРЦ «Магеллан», по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 14,
в присутствии:
- представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства, - ИП <…> по доверенности б/н от 17.08.2021г. <…>,
- представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства, - ООО «СЗ «Партнер Строй» по доверенности №53 от 25.06.2021г. <…>,
У С Т А Н О В И Л А:
Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1838 от 16.11.2020 г., в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе, 06.04.2021 г. был выявлен факт распространения рекламы на видеоэкране, размещенном на фасаде ТРЦ «Магеллан» по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 14, c 03:22 по 03:32 демонстрируется информация, следующего содержания: «Ожогино» жилой комплекс. Малоэтажный эталон. С 03:32 по 03:33 демонстрируется текст, выполненный мелким шрифтом, прочтению не поддается.
Обозначенная реклама зафиксирована осмотром, по результатам которого составлен акт.
По факту размещения рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства 21.07.2021 г. было возбуждено дело №072/05/28-24/2021 по признакам нарушения части 7 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства привлечены: ИП <…> (адрес места регистрации: <…>, ИНН 720313922750, ОГРНИП 317723200061930) и АО «Специализированный застройщик «Партнер-Строй» (адрес места нахождения: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 114, помещение 53, ОГРН: 1027200785842, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН: 7203062823, КПП: 720301001).
К рассмотрению дела, состоявшемуся 20.08.2021 г., ИП <…> представила письменные пояснения, согласно которым размещение ролика осуществлялось индивидуальным предпринимателем на основании договора №60 на оказание услуг от 20.12.2019 г., заключенного с АО «СЗ «Партнер Строй».
По мнению ИП <…>, размещенный ролик «ЖК Ожогино» полностью соответствует требованиям действующего законодательства о рекламе: информация о застройщике, проектной декларации, условиях ипотеки, банке, предоставляющем ипотеку и иные существенные условия отражены в полном объеме в ролике. Утверждение о мелком шрифте, который «не поддается прочтению», является субъективным мнением отдельного лица.
ООО «СЗ «Партнер Строй» представило письменные пояснения (вх.8233 от 13.08.2021г.), где указало, что с вменным нарушением Общество согласно, в рекламный ролик внесены изменения, позволяющие в течение его трансляции ознакомиться с существенной для потребителя информацией.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель – изготовитель или продавец товара или иное определившее объект рекламирование лицо; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, информация, содержащаяся в ролике является рекламой, где объектами рекламирования выступает Жилой Комплекс «Ожогино».
Исходя из понятия рекламы, реклама предназначена для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступной потребителю при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу сведений или условий оказания услуг.
Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
Комиссией установлено, что рассматриваемая реклама была размещена на видеоэкране, размещенном на фасаде ТРЦ «Магеллан» по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 14.
Рекламная информация была изображена следующим образом: с 03:22 по 03:32 демонстрируется информация следующего содержания: «Ожогино» жилой комплекс. Малоэтажный эталон. С 03:32 по 03:33 демонстрируется текст, выполненный мелким шрифтом. Содержание текста восприятию не поддается из-за ограниченного времени демонстрации и мелкого шрифта.
Таким образом, текст, размещенный в рекламе, остается недоступным для прочтения потребителями рекламы, поскольку демонстрируется доли секунды и прочитать информацию не представляется возможным, следовательно, указание необходимой информации в рекламе носит формальный характер и не доводится до потребителя в надлежащем виде.
Таким образом, с учетом данных обстоятельств и способа размещения рассматриваемой рекламы, Комиссия пришла к выводу о том, что информация, размещенная в ней, не воспринимается в полном объеме, и потребитель рекламы не может ознакомиться с содержанием текста. А, следовательно, данная часть текста до сведения потребителя рекламы не доведена, информация потребителем рекламы не воспринята и не понята и считается отсутствующей.
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем, способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение.
Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе жилищного строительства Министерства строительства РФ - на сайте нашдом.рф, ЖК «Ожогино» является объектом долевого строительства (проектная декларация:72-000720 от 06.07.2021). Застройщиком жилого комплекса является АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ПАРТНЕР-СТРОЙ" (адрес места нахождения: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 114, помещение 53, ОГРН: 1027200785842, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН: 7203062823, КПП: 720301001).
Согласно части 7 статьи 28 Закона о рекламе, реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
Рассматриваемая реклама является рекламой объекта долевого строительства, однако, сведения о наименовании застройщика и месте размещения проектной декларации отсутствуют, следовательно, имеются нарушение требований части 7 статьи 28 Закона о рекламе.
Требования части 7 статьи 28 Закона о рекламе напрямую корреспондируют с требованиями части 7 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести объект недвижимости посредством заключения договора долевого участия в строительстве. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой – либо части информации о представляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей рекламы.
Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара, наименовании застройщика, месте размещения проектной декларации, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Материалами дела установлено, что между ООО «СЗ «Партнер Строй» и ИП <…> заключен договор № 60 оказание услуг от 20.12.2020г. (далее – Договор).
Согласно п.1.1. Договора ИП <…> (Исполнитель) обязуется оказать услуги по доведению до потребителей рекламной информации Заказчика (ООО «СЗ «Партнер Строй») путем ее размещения на светодиодном видеоэкране по адресу: г.Тюмень, ул.50 лет Октября, 14 ТЦ Магеллан.
Согласно п. 3.3.1. Договора, Заказчик обязуется передать Исполнителю в установленный срок предназначающиеся для трансляции материалы.
Согласно п. 3.3.2. Договора, Заказчик обязуется обеспечить наличие в Материалах всей информации о рекламируемом товаре или услуге, необходимый в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» и другими законодательными актами.
Согласно Приложению №5 от 16.03.2021г. к Договору №60 от 20.12.2020г. размещение и демонстрация материалов осуществляется по адресу: г.Тюмень, ул.50 лет Октября, 14, ТЦ Магеллан, период размещения рекламной информации с 01.04.2021г. по 30.06.2021г.
Таким образом, ООО «СЗ «Партнер Строй» (адрес места нахождения: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 114, помещение 53, ОГРН: 1027200785842, Дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН: 7203062823, КПП: 720301001) является рекламодателем и несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с ч. 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение части 1 и 7 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем является ИП <…> (адрес места регистрации: <…>, ИНН 720313922750, ОГРНИП317723200061930), которая несет ответственность за нарушение части 7 статьи 28 Закона о рекламе.
На рассмотрении дела представитель ООО «СЗ «Партнер Строй» вменяемое нарушение признал, пояснил, что 11.08.2021 ролик был заменен на другой, в котором продолжительность демонстрации необходимой информации была увеличена.
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на момент принятия решения по настоящему делу распространение рекламы было окончено.
В связи с чем, Комиссией принято решение о нецелесообразности выдачи предписания об устранении допущенного нарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать рекламу следующего содержания: «Ожогино» жилой комплекс. Малоэтажный эталон», размещавшуюся на видеоэкране на фасаде ТРЦ «Магеллан» по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 14, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ___________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии <…>
Члены комиссии <…>
<…>