Решение б/н реклама долевого строительства от 18 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/05/28-24/2021

20.08.2021г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>

<…>

- главный специалист-эксперт отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № 072/05/28-24/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы Жилой Комплекс «Ожогино» 06.04.2021 на видеоэкране, размещенном на фасаде ТРЦ «Магеллан», по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 14,

в присутствии:

- представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства, - ИП <…> по доверенности б/н от 17.08.2021г. <…>,

- представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства, - ООО «СЗ «Партнер Строй» по доверенности №53 от 25.06.2021г. <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1838 от 16.11.2020 г., в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе, 06.04.2021 г. был выявлен факт распространения рекламы на видеоэкране, размещенном на фасаде ТРЦ «Магеллан» по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 14, c 03:22 по 03:32 демонстрируется информация, следующего содержания: «Ожогино» жилой комплекс. Малоэтажный эталон. С 03:32 по 03:33 демонстрируется текст, выполненный мелким шрифтом, прочтению не поддается.

Обозначенная реклама зафиксирована осмотром, по результатам которого составлен акт.

По факту размещения рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства 21.07.2021 г. было возбуждено дело №072/05/28-24/2021 по признакам нарушения части 7 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства привлечены: ИП <…> (адрес места регистрации: <…>, ИНН 720313922750, ОГРНИП 317723200061930) и АО «Специализированный застройщик «Партнер-Строй» (адрес места нахождения: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 114, помещение 53, ОГРН: 1027200785842, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН: 7203062823, КПП: 720301001).

К рассмотрению дела, состоявшемуся 20.08.2021 г., ИП <…> представила письменные пояснения, согласно которым размещение ролика осуществлялось индивидуальным предпринимателем на основании договора №60 на оказание услуг от 20.12.2019 г., заключенного с АО «СЗ «Партнер Строй».

По мнению ИП <…>, размещенный ролик «ЖК Ожогино» полностью соответствует требованиям действующего законодательства о рекламе: информация о застройщике, проектной декларации, условиях ипотеки, банке, предоставляющем ипотеку и иные существенные условия отражены в полном объеме в ролике. Утверждение о мелком шрифте, который «не поддается прочтению», является субъективным мнением отдельного лица.

ООО «СЗ «Партнер Строй» представило письменные пояснения (вх.8233 от 13.08.2021г.), где указало, что с вменным нарушением Общество согласно, в рекламный ролик внесены изменения, позволяющие в течение его трансляции ознакомиться с существенной для потребителя информацией.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель – изготовитель или продавец товара или иное определившее объект рекламирование лицо; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, информация, содержащаяся в ролике является рекламой, где объектами рекламирования выступает Жилой Комплекс «Ожогино».

Исходя из понятия рекламы, реклама предназначена для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступной потребителю при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу сведений или условий оказания услуг.

Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Комиссией установлено, что рассматриваемая реклама была размещена на видеоэкране, размещенном на фасаде ТРЦ «Магеллан» по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 14.

Рекламная информация была изображена следующим образом: с 03:22 по 03:32 демонстрируется информация следующего содержания: «Ожогино» жилой комплекс. Малоэтажный эталон. С 03:32 по 03:33 демонстрируется текст, выполненный мелким шрифтом. Содержание текста восприятию не поддается из-за ограниченного времени демонстрации и мелкого шрифта.

Таким образом, текст, размещенный в рекламе, остается недоступным для прочтения потребителями рекламы, поскольку демонстрируется доли секунды и прочитать информацию не представляется возможным, следовательно, указание необходимой информации в рекламе носит формальный характер и не доводится до потребителя в надлежащем виде.

Таким образом, с учетом данных обстоятельств и способа размещения рассматриваемой рекламы, Комиссия пришла к выводу о том, что информация, размещенная в ней, не воспринимается в полном объеме, и потребитель рекламы не может ознакомиться с содержанием текста. А, следовательно, данная часть текста до сведения потребителя рекламы не доведена, информация потребителем рекламы не воспринята и не понята и считается отсутствующей.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем, способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение.

Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе жилищного строительства Министерства строительства РФ - на сайте нашдом.рф, ЖК «Ожогино» является объектом долевого строительства (проектная декларация:72-000720 от 06.07.2021). Застройщиком жилого комплекса является АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ПАРТНЕР-СТРОЙ" (адрес места нахождения: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 114, помещение 53, ОГРН: 1027200785842, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН: 7203062823, КПП: 720301001).

Согласно части 7 статьи 28 Закона о рекламе, реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Рассматриваемая реклама является рекламой объекта долевого строительства, однако, сведения о наименовании застройщика и месте размещения проектной декларации отсутствуют, следовательно, имеются нарушение требований части 7 статьи 28 Закона о рекламе.

Требования части 7 статьи 28 Закона о рекламе напрямую корреспондируют с требованиями части 7 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести объект недвижимости посредством заключения договора долевого участия в строительстве. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой – либо части информации о представляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей рекламы.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара, наименовании застройщика, месте размещения проектной декларации, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Материалами дела установлено, что между ООО «СЗ «Партнер Строй» и ИП <…> заключен договор № 60 оказание услуг от 20.12.2020г. (далее – Договор).

Согласно п.1.1. Договора ИП <…> (Исполнитель) обязуется оказать услуги по доведению до потребителей рекламной информации Заказчика (ООО «СЗ «Партнер Строй») путем ее размещения на светодиодном видеоэкране по адресу: г.Тюмень, ул.50 лет Октября, 14 ТЦ Магеллан.

Согласно п. 3.3.1. Договора, Заказчик обязуется передать Исполнителю в установленный срок предназначающиеся для трансляции материалы.

Согласно п. 3.3.2. Договора, Заказчик обязуется обеспечить наличие в Материалах всей информации о рекламируемом товаре или услуге, необходимый в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» и другими законодательными актами.

Согласно Приложению №5 от 16.03.2021г. к Договору №60 от 20.12.2020г. размещение и демонстрация материалов осуществляется по адресу: г.Тюмень, ул.50 лет Октября, 14, ТЦ Магеллан, период размещения рекламной информации с 01.04.2021г. по 30.06.2021г.

Таким образом, ООО «СЗ «Партнер Строй» (адрес места нахождения: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 114, помещение 53, ОГРН: 1027200785842, Дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН: 7203062823, КПП: 720301001) является рекламодателем и несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение части 1 и 7 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является ИП <…> (адрес места регистрации: <…>, ИНН 720313922750, ОГРНИП317723200061930), которая несет ответственность за нарушение части 7 статьи 28 Закона о рекламе.

На рассмотрении дела представитель ООО «СЗ «Партнер Строй» вменяемое нарушение признал, пояснил, что 11.08.2021 ролик был заменен на другой, в котором продолжительность демонстрации необходимой информации была увеличена.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на момент принятия решения по настоящему делу распространение рекламы было окончено.

В связи с чем, Комиссией принято решение о нецелесообразности выдачи предписания об устранении допущенного нарушения.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Ожогино» жилой комплекс. Малоэтажный эталон», размещавшуюся на видеоэкране на фасаде ТРЦ «Магеллан» по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 14, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ___________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны