Решение №072/07/18.1–70/2021 Признать жалобу обоснованной. от 12 апреля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–70/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 12.04.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>             -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

<...>                -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–70/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Айти Мастер» (далее также – Заявитель, Общество) на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Хоспис» (далее также – Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по созданию структурированной кабельной системы (далее также – СКС), реестровый номер извещения: 32110059193 (далее также – Закупка, Аукцион) в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

представителя Заказчика:

<...>;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 29.03.2021 г. в 11:06 поступила жалоба (вх. № 2995) ООО «Айти Мастер» на действия ГАУЗ ТО «Хоспис» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по созданию СКС (реестровый номер извещения: 32110059193).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 31.03.2021 г. в 17:46 информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по электронному адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11245 и на сайте базы решений
и правовых актов Федеральной антимонопольной службы по электронному адресу:
https://br.fas.gov.ru/management/documents/cases/9a91b6ab-d670-467e-b036-1eb348034f99/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 31.03.2021 г. в 17:44 Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/2156) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

- заявка Общества необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании п. 11.1 разд. 1 закупочной документации, так как она фактически полностью соответствовала требованиям аукционной документации Заказчика;

- из содержания протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе № 2001421 от 24.03.2021 г. не представляется возможным установить за что именно отклонена заявка Общества.

Представитель Заказчика с доводами заявленными в жалобе не согласился и пояснил, что заявка Общества обоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика ввиду следующих обстоятельств:

- Заявителем проигнорированы требования технического задания закупочной документации, так как техническое предложение ООО «Айти Мастер» содержало исключительно Приложение № 1 к Техническому заданию (Материалы, используемые для выполнения работ), при отсутствии в составе его заявки какого-либо указания, что Обществом будут выполняться соответствующие работы, а именно не предоставлена информация, указанная в разделе с 1 по 11 Технического задания аукционной документации, где определён порядок и условия выполнения работ;

- в Приложении № 1 к Техническому заданию (Материалы, используемые для выполнения работ) заявки указанного участника Закупки по пунктам 13, 22 – 28 в графе «Товарный знак» не указано наименование товарного знака или указание на его отсутствие.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках продублировано в пп. «а», «б» п. 2.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ ТО «Хоспис» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом Наблюдательного совета ГАУЗ ТО «Хоспис» от 05.03.2021 г. № 5 и размещённого на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 05.03.2021  г. (в новой редакции).

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела 07.03.2021 г. (с изменениями от 09.03.2021 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110059193) и на сайте оператора электронной торговой площадки – общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по электронному адресу: https://www.rts-tender.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по созданию структурированной кабельной системы (далее – Извещения) и документация о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по созданию структурированной кабельной системы» (далее – Документация).

Дата подведения итогов: 26.03.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 477 750,00 руб.

Порядок организации и проведения конкурентной закупочной процедуры посредством аукциона в электронной форме регламентировано п. 15 Положения о закупке Заказчика.

Согласно п. 15.1 Положения, под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

В соответствии с абз. 1 пп. 1 п. 15.5 Положения, аукционная документация должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Так, во исполнение вышеуказанных требований п. 6, 7 Извещения и п. 10 Информационной карты Документации установлено, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги определены, в том числе в Приложение №1 к Документации (далее также – Техническое задание, ТЗ, Описание объекта закупки).

В свою очередь, Приложение № 1 к Документации, включает в своё содержание собственно само Техническое задание (описание объекта закупки) на выполнение работ по созданию структурированной кабельной системы, содержащей 12 разделов, в том числе общие требования, требования к выполнению строительно-монтажных работ, монтажу структурированных кабельных систем, к установке активного оборудования, к маркировке, документационному обеспечению и т.д., а также Приложение № 1 к Техническому заданию – Перечень, характеристики и количество материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, представленное Заказчиком в виде таблицы и содержащее заполненные допустимыми параметрами графы: «Наименование объекта закупки», «Товарный знак», «Функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки», «Показатели товара» и «Количество».

Таким образом, Приложением № 1 к Документации, Заказчиком установлено Техническое задание, фактически состоящее из двух блоков:

- описательной части необходимых к выполнению работ, а именно требований Заказчика непосредственно к таким работам, включающей 12 разделов;

-  табличной части (Приложение № 1 к ТЗ), содержащей конкретные показатели материалов, которые будут использованы в процессе исполнения работ, указанных в описательной части Технического задания.

Согласно пп. 2 п. 15.5 Положения и по смыслу п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе и инструкцию по её заполнению.

Так, п. 11 Информационной карты Документации определено, что требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе устанавливаются Заказчиком в соответствии с разделами 7, 8, 9 и 10 Документации.

В соответствии с пп. 2 п. 15.7 Положения, заявка в электронной форме на участие в аукционе подаётся участником закупки оператору электронной торговой площадки, которая содержит конкретные показатели товара (в том числе поставляемого или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг), его функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, включающие в том числе указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), промышленные образцы (при наличии) и страну происхождения товара.

В свою очередь, пп. 8 п. 9.1 Документации закреплено, что заявка в электронной форме на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели поставляемого (или используемого в процессе работ, оказания услуг) товара, его функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, включающие указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) и страну происхождения товара.

Требовать от участника закупки иное, за исключением предусмотренных настоящим Положением документов и информации, не допускается.

Вместе с тем, в Описании объекта закупки определены общие требования к выполнению работ по созданию СКС в соответствии с утверждённым Проектом 2067-19-СКС (Приложение № 2 к Техническому Заданию Документации), при этом соответствующие характеристики товаров (материалов) применяемых в процессе выполнения работ в указанном блоке (разделе) Заказчиком не установлено.

В свою очередь, п. 3.2, 12 Описания объекта закупки закреплено, что требования к характеристикам товара (материала), используемого при выполнении работ указаны в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации.

Вышеуказанное в совокупности с положениями пп. 8 п. 9.1, п. 10.9 Документации позволяет сделать вывод, что участнику Закупки необходимо заполнить только информацию относительно используемых при выполнении работ товаров (материалов) с указанием их конкретных показателей. В остальной же части участник рассматриваемой Закупки выражает согласие на выполнение работ в соответствии с условиями, определёнными Заказчиком, что подтверждается самим фактом подачи заявки на участие в Аукционе.

Таким образом, по смыслу вышеприведённых требований и условий, закреплённых в Документации и Положении следует утверждение, что Заказчиком подпунктом. 8 п. 9.1 Документации «сужено» содержание пп. 2 п. 15.7 Положения, а именно установлено требование к предоставлению в составе заявки участника Закупки исключительно конкретных показателей поставляемого (или используемого в процессе работ, оказания услуг) товара, соответственно, согласно пп. 8 п. 9.1 Документации, участнику Закупки необходимо предоставить в своей заявке надлежащим образом заполненное Приложение № 1 к Техническому заданию Документации (Перечень, характеристики и количество материалов и оборудования, используемых при выполнении работ). Иного из указаний положения Документации не следует.

Согласно абз. 1 п. 15.6 Положения и по смыслу п. 9.1, п. 10.1 Документации, заявка на участие в аукционе представляется согласно требованиям к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в аукционе, установленной заказчиком в аукционной документации в соответствии с п. 15.5 Положения.

Несоответствие заявки требованиям к оформлению расценивается комиссией по закупкам как несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о проведении аукциона (п. 10.8 Документации).

В ходе изучения предоставленной Заказчиком в материалы дела по запросу Управления от 31.03.2021 г. (исх. № ИВ/2156) заявки Общества, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в её содержании представлена, в том числе таблица, в сущности, идентичная Приложению № 1 к Техническому заданию Документации, следовательно, документация заявки Общества в данной части фактически соответствует установленным Заказчиком требованиям в пп. 8 п. 9.1 Документации.

В свою очередь, в заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заказчика дополнительно пояснил, что в предоставленной Обществом Таблице, идентичной Приложению № 1 к Техническому заданию (далее – Таблица) по пунктам 13, 22 – 28 в графе «Товарный знак» не указано наименование товарного знака или указание на его отсутствие.

Так, в указанных представителем Заказчика пунктах (13, 22 – 29) графы «Товарный знак» Таблицы, содержащейся в заявке Общества, Заявителем указано: «не устанавливается», что, по смыслу указанного свидетельствует об отсутствии товарного знака на указанный в данных пункта товар.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, Комиссия Тюменского УФАС России считает заявленное Заказчиком основание отклонения необоснованным ввиду отсутствия в содержании закупочной документации какого-либо регламентирования конкретной формулировки фразы, необходимой к указанию в Таблице, в случае отсутствии товарного знака на соответствующий товар.

Пунктом 5.16 Положения закреплено, что в своей деятельности комиссия по закупкам, привлекаемые эксперты (экспертные организации) руководствуются Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, настоящим Положением, извещением о проведении закупки и документацией о закупке со всеми приложениями, изменениями и дополнениями.

Комиссия по закупкам в срок, установленный в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе, рассматривает все поступившие заявки на участие в аукционе на предмет их соответствия требованиям аукционной документации. Комиссия по закупкам принимает решение о допуске к участию/об отклонении от участия в аукционе участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе (абз. 1 п. 15.8 Положения и абз. 1 п. 11.1 Документации).

Согласно пп. 1, 2 абз. 2 п. 15.8 Положения и абз. 2 п. 11.1 Документации, участник закупки отклоняется от участия в аукционе в случае:

1) непредоставления и/или предоставления в составе заявки документов и информации не соответствующих требованиям, предусмотренным п. 15.7 Положения, либо предоставления недостоверных сведений;

2) несоответствие конкретных показателей товара (в том числе поставляемого или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг), его функциональных, технических и качественных характеристик, требованиям документации об аукционе, равно как и неуказание в заявке на товарный знак (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), промышленные образцы (при наличии).

Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме № 2001421 (в ЕИС: 32110059193) от 24.03.2021 г. (далее – Протокол) зафиксировано, что на участие в рассматриваемой закупочной процедуре подано три заявки, две из которых отклонены закупочной комиссией Заказчика, в том числе заявка Общества со следующей формулировкой: «Отклонить (п. 11.1 раздела 11 документации о проведении аукциона, п. 15.8 Положения о закупке товаров, работ услуг для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Хоспис»».

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что у закупочной комиссии Заказчика в соответствии с пп. 1, 2 абз. 2 п. 15.8 Положения и абз. 2 п. 11.1 Документации отсутствовали правовые основания отклонять заявку участника Закупки – ООО «Айти Мастер» ввиду её фактического соответствия требованиям пп. 8 п. 9.1 Документации, что нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пп. «а» п. 2.7 Положения), ч. 6 ст. 3 Закона о закупках и, как следствие, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, согласно пп. «б» п. 15.10.1 Положения и по смыслу пп. «б» п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, протокол подведения итогов аукциона в электронной форме должен содержать основания отклонения каждой заявки на участие в аукционе с указанием положений документации о закупке, которым не соответствует такая заявка.

Таким образом, Протокол составленных Заказчиком не содержит сведений, указание которых предусмотрено пп. «б» п. 15.10.1 Положения и пп. «б» п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, а именно отсутствуют указания конкретных положений документации о закупке, которым не соответствовала заявка Общества, что также нарушает принцип информационной открытости Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и, как следствие, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ГАУЗ ТО «Хоспис» ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, 6 ст. 3, пп. «б» п. 5 ч. 14 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по созданию структурированной кабельной системы (реестровый номер извещения: 32110059193), выразившемся в:

1) необоснованном отклонении заявки участника Закупки – ООО «Айти Мастер» в порядке и по основаниям не предусмотренным Документацией;

2) формировании Протокола без указания положений Документации, которым не соответствовала заявка Общества;

3) отсутствии в Документации требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Закупке, на которые ссылается Заказчик в письменных пояснениях от 05.04.2021 г. (вх. № 3301) и которые явились основанием для отклонения заявки Общества, а именно:

- необходимость приложения в содержании заявки Приложения № 1 к Документации в полном объёме, включая описательную часть выполняемых работ;

- необходимость указания конкретной формулировки фразы: «товарный знак отсутствует»,- в случае отсутствии товарного знака на соответствующий товар.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене Протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме № 2001421 (в ЕИС: 32110059193) от 24.03.2021 г.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Айти Мастер» на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Хоспис» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по созданию структурированной кабельной системы (реестровый номер извещения: 32110059193) обоснованной.

2. Признать в действиях ГАУЗ ТО «Хоспис» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, 6 ст. 3, пп. «б» п. 5 ч. 14 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ГАУЗ ТО «Хоспис» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения путём отмены Протокола, составленного в ходе проведения Закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии:

<...>

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

 

                                     

<...>

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны