Решение №16/43 Решение по делу № K16/43 от 8 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФАС

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                             тел.50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К16/43

 

Резолютивная часть оглашена 28.10.2016г.

В полном объеме решение изготовлено 02.11.2016г.                           г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  <…>  - заместитель руководителя управления 

Члены комиссии:

      <…>  - начальник отдела контроля органов 

                                 власти;

 

      <…> - главный специалист-эксперт отдела

                             контроля органов власти.

 

рассмотрев дело № К16/43, возбужденное по признакам нарушения муниципальным автономным учреждением дополнительного образования центр эстетического воспитания детей «В доме Буркова» города Тюмени (далее - МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени) (625000, г. Тюмень, ул. Дзержинского, 30) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установление в документации о проведении запроса котировок требования о предоставлении участником закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, наличие которого согласно действующему законодательству не требуется для выполнения работ, предусмотренных документацией о закупке, в присутствии представителя ответчика - МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени - директора МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени <…> (распоряжение администрации г. Тюмени № 392-рл от 26.08.2015г.), в отсутствии заинтересованного лица – ООО <…>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам рассмотрения Управлением дела №Т16/81 жалоба ООО <…> на действия МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени при проведении запроса котировок (закупка № 31603630576) на выполнение работ по ремонту помещений МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Дзержинского, 30, была признана необоснованной (решение от 27.05.2016).

Вместе с тем, Комиссией было принято решение о передаче материалов дела Т16/81 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о наличии признаков нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении указанного запроса котировок.

В ходе анализа материалов дела №Т16/81 было установлено, что МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени установило в документации о проведении запроса котировок на выполнение работ по ремонту помещений МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Дзержинского, 30 (извещение № 31603630576), требования о предоставлении участником закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, наличие которого, согласно действующему законодательству, не требуется для выполнения работ, предусмотренных документацией о закупке, что привело к ограничению конкуренции. 

На основании изложенного издан приказ от 01.07.2016 № 126 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени (625000, г. Тюмень, ул. Дзержинского, 30) ч. 1  ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В заседании комиссии Тюменского УФАС России, представителем ответчика были представлены следующие документы:

- письмо Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 12.05.2009 №632/02;

- охранное обязательство пользования объектом культурного наследия № 238 от 14.12.2009;

- письменные пояснения по делу № К16/43 о нарушении антимонопольного законодательства №01.-13/299 от 01.09.2016, №01-13/293 от 04.08.2016;

- локально сметный расчет № 1 от 31.03.2016 по объекту «Ремонт помещений здания по ул. Дзержинского, 30. Центр эстетического воспитания детей «В доме Буркова»;

- локальное заключение 08/16 Экспертизы локального сметного расчета по объекту «Ремонт помещений здания по ул. Дзержинского, 30. Центр эстетического воспитания детей «В доме Буркова»;

- информационное письмо от 08.10.2016 №01-13/335;

Представитель ответчика, участвовавший в заседании Комиссии нарушение вменяемое антимонопольным органом признал, пояснив, что действительно требования о предоставлении участником закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией было установлено с нарушением действующего законодательства.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела 05.05.2016 извещением № 31603630576 на официальном сайте заказчиком объявлено о проведении запроса котировок на выполнение работ по ремонту помещений МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмень, расположенных по адресу г. Тюмень, ул. Дзержинского, 30.

Дата и время окончания подачи заявок 13.05.2016 в 18:00

Дата и время рассмотрения заявок 16.05.2016 в 10:00.

Во исполнение требований Закона о закупках и регламентации своей закупочной деятельности, решением наблюдательного совета МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмень, 30.09.2015 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмень (протокол заседания наблюдательного совета № 10 от 30.09.2015).

Положение о закупке опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы (официальный сайт - www:zakupki.gov.ru).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность  МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмень,  и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Пунктом 16.3.1 Положения установлено, что в документации к проведению закупки должны быть указаны, среди прочего, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В пункте 16.5.4 данного Положения предусмотрено, что комиссия по закупкам обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, Положения и документации о проведении запроса котировок отказать в допуске участнику в случаях, установленных п. 10.1 Положения.

В соответствии с п. 10.1 Положения непредставление документов, предусмотренных документацией о закупке, и необходимых для участия в процедуре закупки, а также несоответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки, являются, в том числе, основаниями для отказа в допуске к участию в закупке соответствующего участника закупок.

Требования к содержанию и форме заявки на участие в запросе котировок предусмотрены в документации о закупке. Так, заявка на участие в запросе котировок должна, в том числе, включать свидетельство, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства или иных разрешительных документов на осуществление связанных с выполнением контракта видов деятельности (далее – СРО) в соответствии и Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г. № 624 (далее – Приказ № 624).

Как пояснил представитель ответчика, требование о наличии СРО была установлено в связи с тем, что локально сметным расчетом предусмотрено изменение конструктивных элементов здания, а также работы предусмотренные пп. 11.1 п. 11 Приказа № 624, а именно «Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций <*>».

Согласно сноске (<*>) к Приказу № 624 виды и группы видов работ, указанные со сноской, требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представитель заказчика, также пояснил, что объект, на котором будут производиться строительные работы относится к объектам культурного наследия регионального значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного  кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

8) метрополитены;

9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

10.2) подвесные канатные дороги;

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

В соответствии с ч. 2 ст. 48.1. Градостроительного кодекса к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;

Таким образом, ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской  Федерации предусмотрен закрытый перечень объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

Объект Заказчика не относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса.

Также данный факт подтверждается письменными пояснениями, предоставленными в ходе рассмотрения настоящего дела № 01-16/335 от 08.10.2016, согласно которым ответчик сообщает, что документов подтверждающих отнесения помещений МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова города Тюмени» к уникальным объектам в соответствии с ч. 2 ст. 48.1 Градостроительного кодекса нет.

Здесь, также необходимо отметить, что Приказом № 624 установлен закрытый перечень видов работ, для которого требуется СРО, в ходе анализа локального сметного расчета на ремонт помещений здания, являющегося частью технического задания, не удалось установить виды работ, установленные в закрытом перечне Приказа № 624.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, заказчик, установив в документации о проведении запроса котировок требования о предоставлении участником закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, наличие которого согласно действующему законодательству не требуется для выполнения работ, предусмотренных документацией о закупке предоставил участникам закупки, имеющим данное свидетельство исключительные условия участия в закупке, тем самым лишив иных исполнителей возможности заявиться на участие в запросе котировок.

Указанное нарушение со стороны заказчика привело к ограничению конкуренции при проведении запроса котировок, поскольку закупочная комиссия отклонила заявку ООО <…> за несоответствие требованиям установленным в извещении, а также могло привести к ограничению конкуренции, поскольку своими действиями заказчик исключил возможность потенциальных участников закупки принять участие в запросе котировок.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени при проведении запроса котировок (закупка № 31603630576) на выполнение работ по ремонту помещений МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Дзержинского, 30нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях МАУ ДО ЦЭВД «В доме Буркова» г. Тюмени нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установление в документации о проведении запроса котировок требования о предоставлении участником закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, наличие которого согласно действующему законодательству не требуется для выполнения работ, предусмотренных документацией о закупке,  что привело к ограничению конкуренции.
  2.  Обязательное для исполнение предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований.

 

 

 

Председатель комиссии                                                               <…>

 

Члены комиссии                                                                                     <…>

                                                                                                      

         <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны