Решение №072/06/44/32/2023 Заявитель указывает, что по итогам электронного аукциона ООО... от 9 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/32/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной

09 марта 2023 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «А» на действия УФСИН России по Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку камеры видеонаблюдения, видеорегистратора (реестровый номер закупки 0367100005323000006),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «А» на действия заказчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку камеры видеонаблюдения, видеорегистратора.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель указывает, что по итогам электронного аукциона ООО «А» признано победителем, с которым должен быть заключен контракт по предложенной в ходе торгов цене контракта. Однако, заказчиком в его адрес неправомерно направлен проект контракта с ценой сниженной на 15 % в силу подпункта «а» пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н, поскольку в другого заявке участника закупки продекларировавшего страну происхождения товара – Российская Федерация, содержатся недостоверные сведения в отношении страны происхождения товара, поскольку товар, являющийся предметом закупки  производится исключительно в Китае.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку камеры видеонаблюдения, видеорегистратора, с начальной (максимальной) ценой контракта 869 612,90 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 01.02.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100005323000006.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

Подпунктом «б» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0367100005323000006 от 14.02.2023 заявка с идентификационным номером 2, с предложением по цене контракта 865 264,83 рублей соответствует требованиям извещения о проведении закупки, и участник подавший такую заявку, признан победителем.

Заказчик руководствуясь пунктом 1.3 приказа Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018 при направлении для подписания победителю закупки проекта контракта применил понижающий 15 % коэффициент, следовательно, контракт должен заключаться по цене 735 475,11 рублей.

Объект закупки отнесен заказчиком к следующим кодам ОКПД 2:

- 26.70.13.000 «Камера видеонаблюдения»;

- 26.40.33.190 «Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая»

Закупаемые заказчиком товары с кодами ОКПД 2 – 26.40.33.190, 26.70.13.000 включены в приложение № 1 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н (а именно, в общие группировки кодов ОКПД 2 – 26.40.33 и 26.70 соответственно), а также в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).

Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:

1) Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018;

2) Ограничения допуска: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 предусмотрено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Пунктом 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции происходящей из Российской Федерации является представление в составе заявки на участие в закупке номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.

Требованиями статьи 14 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 25.07.2015 № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности», Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 предусмотрено, что Министерством промышленности и торговли РФ ведется Государственная информационная система промышленности (https://gisp.gov.ru).

Данная информационная система включает в себя, в том числе реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

Указанный реестр создан в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации. Соответственно, вся российская радиоэлектронная продукция должна быть включена в указанный реестр. В противном случае данная продукция (не включенная в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции) для целей закупок товаров для государственных и муниципальных нужд приравнивается к продукции иностранного происхождения.

Пунктом 28 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 3 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что заявка участника закупки должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, а именно, в соответствии с пунктом 3.1 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет номер реестровой записи из реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий).

Согласно разъяснениям содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2022 № 24-06-06/68443 «О подтверждении участником закупки соблюдения ограничений на допуск товаров из иностранных государств при закупке в том числе радиоэлектронной продукции» следует, что в случае, если при осуществлении закупки товара установлены ограничения, предусмотренные Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, а также условия допуска, установленные приказом Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018, для подтверждения соответствия товара условиям, предусмотренным Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, участнику закупки необходимо предоставить номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, государства - члена ЕАЭС, либо копию сертификата по форме СТ-1, а для подтверждения страны происхождения товара, указанного в приложениях к приказу Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018, указать (декларировать) в заявке наименование страны происхождения товара.

Пунктом 1.1 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предусмотрено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.

Подпунктом «а» пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предусмотрено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).

Подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с требованиями пункта 1.6 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.

Учитывая, вышеприведенные  положения приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н, Комиссия Тюменского УФАС России считает возможным отметить, что само по себе декларирование одним из участников торгов в своей заявке предложения о поставке товаров исключительно из Российской Федерации, не может быть признано достаточным подтверждением страны происхождения товара, учитывая, что ранее такой участник закупки не подтвердил указанное обстоятельство в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, предполагающего более жесткий механизм подтверждения страны происхождения товара.

Следовательно, механизм предоставления преимуществ, установленный приказом Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н не применяется, в случае, если заявка, которая содержит предложение о поставке товара из иностранных государств, не отклоняется при применении механизма ограничения допуска иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Тюменским УФАС России направлен запрос оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» (исх.№ ИВ/1146/23 от 02.03.2023) с требованием предоставить в электронном виде все заявки поступившие на участие закупке.

Так,  Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что на участие в электронном аукционе на поставку камеры видеонаблюдения, видеорегистратора (0367100005323000006) поступили следующие заявки:

- Заявка с идентификационным номером 1 содержала декларацию о стране происхождения товара – Российская Федерация.

- Заявка с идентификационным номером 2 содержала декларацию о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика.

Из материалов дела следует, что Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 не применялось, поскольку участник закупки (заявка с идентификационным номером 1) продекларировавший в составе заявки страну происхождения предлагаемого к поставке товара – Российская Федерация, не представил информацию из реестра российской радиоэлектронной продукции и евразийского реестра промышленных товаров.

Само по себе декларирование участником в заявке на участие в закупке того, что предлагаемый к поставке товар произведен в Российской Федерации, не подтверждает соответствие предлагаемого товара условиям, запретам, ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе.

Заявителем в составе жалобы представлено письмо официального дистрибьютора ООО «А-Вижн» (исх.№ б/н от 27.02.2023) продукции производителя Hikvision Digital Technology Co., Ltd., из которого следует, что дистрибьютор гарантирует, что программное обеспечение IVMS 4200 v 3.6 является собственной разработкой производителя Hikvision. Страной-изготовителем данного бренда является Китайская Народная Республика.

В свою очередь, заказчиком не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что приобретаемые им оборудование (камеры видеонаблюдения, видеорегистраторы) которое, по условиям технического задания которые должно быть совместимым с иностранным программным обеспечением IVMS 4200 v 3.6 (для дополнения уже существующей системы видеонаблюдения в учреждении) может иметь российское происхождение.

Доказательств, подтверждающих наличие у участников спорной закупки возможности поставки товара с требуемыми заказчиком характеристиками, страной происхождения которого является Российская Федерация, в материалы рассматриваемого дела не представлено.

Кроме того, по результатам анализа содержания заявки участника закупки с идентификационным номером 1 продекларировавшего страну происхождения товара – Российская Федерация, Комиссией Тюменского УФАС России установлено что указанная заявка не содержит в своем составе информацию о номере реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции либо копию сертификата по форме СТ-1.

При таких обстоятельствах, действия заказчика направившего для подписания победителю закупки проект контракта со снижением цены контракта на 15 % от предложенной победителем закупки, не соответствуют требованиям пункта 1.3 приказа Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н, что в свою очередь свидетельствует о нарушении положений части 4 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Изложенный в настоящем решении подход соответствует складывающей судебной практике при рассмотрении дел со схожими обстоятельствами (например, Постановление Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 08.06.2022 № Ф04-2714/2022 по делу № А46-18773/2021).

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «А» обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «А» на действия заказчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку камеры видеонаблюдения, видеорегистратора (реестровый номер закупки 0367100005323000006) обоснованной.

2. Признать заказчика в лице Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области нарушившим требования пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н и требованиям части 4 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны