Решение №Т17/79-223 Решение №Т17/79-223 от 13 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т17/79-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.06.2017 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 13.06.2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

 

председатель Комиссии:

 

 

 

члены комиссии:

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т17/79-223 по жалобе ООО «А» (далее – Заявитель) на действия Акционерного общества «Т» (далее – АО «Т», Заказчик, Ответчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме по лоту СТУ/ТСИБ/379/2017/10 «Оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т» в 2017 г.» (извещение № 31705010693), в присутствии представителя Заявителя –  (доверенность № 29 от 06.06.2017) и в присутствии представителей Ответчика – (доверенность № 20-133 от 06.06.2017) и (доверенность № 20-134 от 06.06.2017)

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 29.05.2017 поступила жалоба ООО «А» на действия АО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме по лоту СТУ/ТСИБ/379/2017/10 «Оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т» в 2017 г.» (извещение № 31705010693).

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Ответчика направлено требование о приостановлении вышеуказанного открытого конкурса и об уведомлении лиц, подавших заявки на участие в открытом конкурсе о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что участник аукциона ООО «М» не соответствует требованиям аукционной документации и не имеет права оказывать услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т» по адресам, указанным в п.3 технического задания заказчика, так как не имеет медицинской лицензии.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснив, что медицинская деятельность может осуществляться, в том числе, по адресу, не указанному в лицензии, в связи с чем, указание заказчиком в документации об аукционе место оказания услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т», не противоречит действующему законодательству.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей ООО «А» и АО «Т» Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, решением единственного акционера АО «Т» №9 от 21.10.2016 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Т» (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность АО «Т» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Заказчиком 13.04.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте www.roseltorg.ru размещено извещение 31705010693 о проведении открытого аукциона в электронной форме по лоту СТУ/ТСИБ/379/2017/10 «Оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т» в 2017 г.».

Дата и время окончания срока подачи заявок – до 9 часов 00 минут (тюменского времени) 4 мая 2017 года.

Дата окончания срока рассмотрения заявок и подведения итогов закупки – 18 мая 2017 года.

Дата и время проведения аукциона – 19 мая 2017 года в 12 часов 00 минут.

Сведения о начальной цене договора: 2 267 000 рублей 00 копеек.

Предметом договора является оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей АО «Т».

Согласно протоколу №428 от 18.05.2017 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме по лоту СТУ/ТСИБ/379/2017/10 «Оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т» в 2017 г.» к участию в аукционе были допущены следующие заявки:

- ООО «А»;

- ООО «М»

- ООО «А».

Согласно протоколу №441 от 23.05.2017 заседания конкурсной комиссии по определению победителя открытого аукциона в электронной форме по лоту СТУ/ТСИБ/379/2017/10 «Оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т» в 2017 г.», по результатам проведения процедуры аукциона победителем было признано ООО «М».

Согласно пункту 3 технического задания документации о закупке (ТОМ 2), установлено место проведения работ:

1. Медицинский кабинет по адресу г. Тюмень ул. Щербакова 215, СТУ АО "Т";

2. Медицинский кабинет по адресу г. Тюмень ул. Республики 139, АО "Т".

Пунктом 4.1 технического задания документации о закупке (ТОМ 2) установлены требования к медицинскому персоналу: Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей должны проводиться работниками, имеющими медицинское образование и действующий сертификат специалиста (врачами, фельдшерами, медсестрами), прошедших необходимую подготовку, или медицинскими работниками учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию.

При этом, пунктом 6.1 технического задания документации о закупке (ТОМ 2) установлено, что организация, осуществляющая проведение медицинских осмотров должна иметь соответствующую лицензию на осуществление данного вида деятельности.

Так же, в соответствии с пунктом 9.10 Инструкции для участника закупки, при осуществлении закупки заказчиком устанавливаются единые требования к участникам закупки, в том числе, Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, а также к наличию свидетельств, разрешений и сертификатов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки.

В подтверждение соответствия установленному требованию участник закупки должен предоставить в составе заявки на участие в закупке Форму 3, а также копии лицензий, разрешений, свидетельств и сертификатов, указанных в документации о закупке на участника закупки. В случае отсутствия у участника закупки соответствующих лицензий, разрешений, свидетельств и сертификатов, требование о наличии которых, указано в документации о закупке, участник закупки привлекает к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей), отвечающих указанным в настоящем пункте требованиям.

В этом случае участник закупки подтверждает соответствие установленным требованиям путем предоставления в составе заявки на участие в закупке копии договора (протокола, соглашения о намерениях), подписанного участником закупки (исполнителем) и привлекаемым субподрядчиком (соисполнителем), Формы 3, а также копий лицензий, разрешений, свидетельств и сертификатов, указанных в документации о закупке на планируемых к привлечению для исполнения договора субподрядчиков (соисполнителей). При этом сведения о привлекаемых субподрядчиках (соисполнителях) отражаются в Форме 9.

Проанализировав документацию о закупке, Комиссией Тюменского УФАС России выявлено, что заказчиком установлены требования к месту оказания услуг по проведению предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей и установлено место нахождения заказчика. Из чего следует вывод о том, что услуги по проведению предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей необходимо оказать по месту нахождения заказчика.

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является самостоятельным видом работ (услуг), включенным в Приложение (перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность) к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства № 291, и соответственно, подлежит лицензированию.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров является лицензируемым видом деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)») (далее – Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №291).

Согласно п. 4 Постановления Правительства № 291 установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.

На основании п.1.2, п.1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств утвержденного Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации (Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»), предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Вместе с тем, на основании п.1.6 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств утвержденного Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации (Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»), предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения.

Как поясняет представитель заказчика, медицинские кабинеты (места осмотров) АО «Т», перечисленные в техническом задании (ТОМ 2), надлежащим образом лицензированы. В подтверждение своих доводов, заказчиком в материалы дела представлена лицензия № ЛО-72-01-002420 от 10.02.2017.

Установление заказчиком конкретного места оказания услуг возможно только при оказании услуги в данном месте с соблюдением требований Закона о лицензировании.

Данный вывод подтверждается тем, что на участие в открытом аукционе подано три заявки, в связи с чем, аукцион был признан состоявшимся и определен победитель.

Следовательно, оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т» в 2017 г., может осуществляться, в том числе, по адресу, не указанному в лицензии.

Таким образом, указание заказчиком в документации об аукционе места оказания услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т», не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, довод Заявителя можно считать необоснованным.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия Тюменского УФАС России установила иное нарушение, выразившееся в заключение договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган.

Из положений ст. 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании п. 12.2 Положения о закупке АО «Транснефть - Сибирь», победитель закупки обязан подписать договор по месту нахождения организатора закупки в течение 7 рабочих дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола, если иной срок или иное место или иной порядок не предусмотрены в документации о закупке.

В Положении о закупках и документации о закупке не предусмотрен десятидневный срок обжалования, следовательно, не установление в Положении о закупках и конкурсной документации срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В соответствии с действующим законодательством, Положение о закупке не должно противоречить Закону о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела Положение о закупке и документация о закупке, утвержденные заказчиком, не содержат в себе десятидневный срок на обжалование в антимонопольный орган.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что исключение или сокращение заказчиком срока, до истечения которого договор не может быть заключен, против установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции срока, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «А» на действия АО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме по лоту СТУ/ТСИБ/379/2017/10 «Оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала СТУ АО «Т» в 2017 г.» (извещение № 31705010693), необоснованной.

2. Признать в действиях АО «Т» нарушения ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать АО «Т» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в Положение о закупке.

 

 

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии: 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны