Решение №072/06/44/181/2022 Заявитель в жалобе указывает, что условия конкурсного отбора... от 26 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/06/44/181/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

26 октября 2022 года                                                                                                            г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «С» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «А» (реестровый номер закупки 0167200003422006712),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 23.10.2022 поступила ООО «С» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «А».

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что условия конкурсного отбора создают необоснованные препятствия для перевозчиков вывозить отходы наиболее экономичным и технологически обоснованным способом. Компании подобные заявителю не могут позволить себе пересмотреть структуру парка транспортных средств, закупить для исполнения договора дополнительные транспортные средства, нанять соответствующее число работников. Заявитель полагает, что использование системы мониторинга обращения с медицинскими отходами не имеет никакого практического смысла и применения, а лишь создает необоснованные препятствия к осуществлению деятельности участниками ранка наиболее эффективным образом, а также увеличивает общий объем расходов на вывоз отходов, поскольку установление в описании объекта закупки требования о дополнительном оборудовании может свидетельствовать о том, что данное описание сформировано для определенного участника закупки.

Заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные возражения, на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «А», с начальной (максимальной) ценой контракта 5 100 000,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень).

Информация об электронном аукционе была размещена 13.10.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003422006712.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://www.sberbank-ast.ru

Пунктом 2 описания объекта закупки (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено следующее: обеспечение контроля за надлежащим обращением с медицинскими отходами посредством функционирования электронной системы (базы данных) мониторинга обращения с медицинскими отходами, позволяющей принимать, обрабатывать, анализировать информацию о: массе образованных медицинских отходов и вывезенных исполнителем из адресов заказчика, указанных в пункте 4.1. договора; маршрутах и месте нахождения каждого транспортного средства; исполнитель обязан обеспечить доступ заказчика к вышеуказанной электронной системе (базе данных) в режиме реального времени не позднее чем за три рабочих дня до дня начала оказания услуг, указанного в пункте 4.1. договора.

Электронная система (базы данных) мониторинга должна соответствовать следующим требованиям:

1. содержать систему идентификации мусорных контейнеров (распределение по зонам ответственности и принадлежности контейнера медицинскому учреждению).

2. содержать систему бортового взвешивания массы отходов каждого опрокинутого контейнера в режиме ONLINE для определения и контроля загрузки/разгрузки отходов медицинских учреждений.

3. содержать систему фотофиксации загрузки/разгрузки в режиме ONLINE, охватывающую зону приемной ванны, для определения и контроля загрузки/разгрузки отходов медицинских учреждений.

4. содержать систему передачи ONLINE в диспетчерский центр исполнителя и подключение заказчика в режиме реального времени, для обеспечения контроля за перемещением спецтранспорта в зонах своей деятельности, а также фиксации мест сбора отходов медицинских учреждений, учет массы отходов каждого контейнера с места сбора в зонах своей деятельности и фотофиксации контейнера.

№ п/п

Наименование услуги

Единица измерения

Количество

1

Оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса А

кг

600 000

       

Частью 2 статьи 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинские отходы – это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Частью 3 статьи 49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обращение с медицинскими отходами класса А, Б, В, Г осуществляется в соответствии с требованиями главы X Санитарных правил 2.1.3684-21 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).

В силу пункта14 Санитарных правил 2.1.3684-21 следует, что транспортирование ТКО (КГО) с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.

Пунктом 157 Санитарных правил 2.1.3684-21 предусмотрено, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека: отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее - класс А), в том числе, использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.

Медицинские отходы класса «А» хоть и являются приближенными по составу и свойствам к твердым коммунальным отходам, но таковыми данные отходы не являются. Требования по обращению с твердыми коммунальными отходами определяются требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».

Вместе с тем, как правильно отмечено представителями заказчика и уполномоченного органа требованиями Санитарных правил 2.1.3684-21 установлены одинаковые санитарные требования как к обращению с твердыми коммунальными отходами, так и медицинскими отходами класса А.

Так, пунктом 158 Санитарных правил 2.1.3684-21 предусмотрено, что к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.

Пунктом 27 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» предусмотрено, что транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01.01.2018.

Таким образом, с 01.01.2018 лица, осуществляющие транспортирование твердых коммунальных отходов обязаны осуществлять транспортировку ТКО с использованием мусоровозов оснащенных аппаратурой спутниковой навигации.

Подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» предусмотрено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.

В свою очередь, требование об оснащении спецтранспорта системой видеорегистрации обосновано заказчиком необходимостью осуществления контроля за процессами приема-передачи, взвешивания и транспортировки отходов до места их утилизации, что соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям СанПиН 2.1.3684-21.

Согласно требованиям приказа Министерства транспорта РФ от 31.08.2020 № 343 «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» оборудование мусоровозов устройствами автоматического бортового взвешивания массы отходов является необходимостью контроля допустимой массы транспортного средства.

Учитывая изложенное следует, что системы, устройства, средства, исключающие потери отходов имеют своей целью получение точных и достоверных данных относительно объема утилизируемых отходов, что, безусловно, позволит исключить исключает необоснованные затраты бюджетных средств, и в рассматриваемом случае, обеспечит достижение цели закупки, что являлось значимым для заказчика.

Законодательство о контрактной системе не допускает возможность определения как участниками закупок, так и контрольными органами в сфере закупок потребности заказчика в закупаемых товарах, работах, услугах, а равно изменении такой потребности. Потребность заказчика применительно к услугам формируется исходя из значимости целей оказания услуг, доведенных лимитов бюджетных ассигнований, специфики оказания услуг.

Таким образом, установленные в описании объекта закупки требования к оказываемым услугам не противоречит требованиям действующего законодательства.

Заявителем жалобы не представлено доказательств ограничения числа участников закупки, в том числе, доказательств того, что условия извещения об осуществлении закупки создают преимущество и обеспечивают победу какому-то конкретному лицу или не позволяют сформировать предложение об участии в закупке.

В свою очередь, отсутствие экономической выгоды в участии в закупке у конкретного субъекта экономической деятельности не может быть расценено как ограничение количества участников закупки, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников бюджетного финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере государственных закупок.

Ссылка заявителя на административную (ведомственную) практику антимонопольного органа, Комиссия Тюменского УФАС России признает несостоятельной, поскольку судебная, а равно ведомственная (административная) практика не является источником права в Российской Федерации, не создает новых правил поведения, содержит казуальное толкование, правоприменительный акт принят при отличающихся обстоятельствах дела, с участием иных лиц, в рамках проведения иной процедуры закупки, а следовательно, не относится к предмету рассматриваемого дела.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «С» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014).

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «С» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «А» (реестровый номер закупки 0167200003422006712) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны