Решение №072/10/18.1–228/2020 Признать жалобу необоснованной от 3 декабря 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/10/18.1–228/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 30.11.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 03.12.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>          -

 

ведущий специалист-эксперт отдела закупок,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1–228/2020 по жалобе акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (далее также – Заявитель, Общество) на действия конкурсного управляющего – Л. и организатора торгов – общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Арбитраж.ру» (далее – Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника – общества с ограниченной ответственностью, Управляющей компании «Юрибей» посредством повторных торгов, публичного предложение и закрытого публичного предложения (сообщения в ЕФРСБ: № 5337722 от 15.08.2020 г., № 5337724 от 15.08.2020 г., № 5552660 от 02.10.2020 г. и № 5552664 от 02.10.2020 г.), далее – Торги, в отсутствие конкурсного управляющего и представителя Заявителя, уведомлённых о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

представителя Организатора торгов:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 20.11.2020 г. в 12:45 поступила жалоба (вх. № 11897) АО «Ямалкоммунэнерго» на действия конкурсного управляющего – Л. и организатора торгов – ООО «Юридическая фирма «Арбитраж.ру» при проведении торгов по продаже имущества должника – ООО УК «Юрибей» посредством повторных торгов, публичного предложение и закрытого публичного предложения (сообщения в ЕФРСБ: № 5337722 от 15.08.2020 г., № 5337724 от 15.08.2020 г., № 5552660 от 02.10.2020 г. и № 5552664 от 02.10.2020 г.).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11044.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 24.11.2020 г. в 16:43 Тюменским УФАС России в адрес Организатора торгов и конкурсного управляющего направлено письмо (исх. № ИВ/8652) о приостановлении соответствующих Торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Торгах о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Так, из основных доводов жалобы Заявителя следует, что Организатором торгов (конкурсным управляющим) нарушен порядок проведения Торгов, а именно:

- извещения о проведении вышеуказанных Торгов не содержат необходимых сведений об их предмете, а именно характере, составу задолженности, основании и периодах её возникновения;

- избранная форма проведения Торгов по лоту № 3 – закрытый аукцион и закрытое публичное предложение не соответствует требованиям Положения о порядке уступки прав требований ООО УК «Юрибей», утверждённого заочным решением комитета кредиторов ООО УК «Юрибей» от 19.06.2020 г. (далее – Положение);

- в содержании извещений отсутствует установленный порядок ознакомления с имуществом должника.

Представитель Организатора торгов с вышеизложенными доводами жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что организация и проведение обжалуемых Обществом Торгов полностью соответствует требованиям действующего законодательства РФ, следовательно, в действиях конкурсного управляющего Л. и организатора торгов – ООО «Юридическая фирма «Арбитраж.ру» отсутствует нарушение прав и законных интересов всех заинтересованных лиц (в том числе Заявителя).

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы и сведения, рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения конкурсного управляющего и заслушав пояснения представителя Организатора торгов, установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закона о банкротстве), данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

Согласно п. 1 ст. 124 Закона о банкротстве, принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечёт за собой открытие конкурсного производства.

Так, Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого Автономного округа от 21.01.2019 г.  по делу № А81-6394/2018 ООО УК «Юрибей» (ИНН: <...>) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, где конкурсным управляющим утверждён Л. (ИНН: <...>).

В соответствии с п. 3.2 Положения, организация торгов производится на основании договора об оказании услуг, связанных с организацией и проведением торгов № 19/06/20 ООО «Юридическая фирма «Арбитраж.ру», аккредитованного на указанный вид деятельности при Крымском Союзе профессиональных арбитражных управляющих «Эксперт».

Пунктом 1 ст. 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном гл. 7 данного Закона. При этом, продажа имущества должника, как следует из ст. 109 Закона о банкротстве, является одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, признанного банкротом и осуществляемой исключительно путём проведения торгов, что обуславливает обязательность реализации имущества только таким способом в случае принятия соответствующего решения собранием (комитетом) кредиторов либо арбитражным управляющим.

Порядок проведения торгов в процедуре банкротства регламентирован общими нормами Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), ст. 110, 111, 139 Закона о банкротстве, а также Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее – Порядок), утверждённого приказом Минэкономразвития от 23.07.2015 г. № 495.

Согласно п. 3 ст. 110 Закона о банкротстве, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Пунктом 3.5 Положения определено, что дебиторская задолженность продаётся лотами, сформированными в Приложении № 1. Форма подачи предложений о цене – открытая. Шаг аукциона – 5 %.

Так, Приложением № 1 к Положению сформированы следующие лоты с суммой права требования к дебиторам (дебиторская задолженность):

Лот № 1: ООО УК «Часелька» и ООО «Янтарное» - 24 257 737,46 руб.;

Лот № 2: ООО УК «Танью» - 54 428 950,08 руб.;

Лот № 3: Задолженность населения г. Надым и г. Салехард – 18 640 042,11 руб.;

Лот № 4: ООО «Ямалстройтранс» и ТСЖ Буревестник – 2 616 683,4 руб.

Права требования должника к третьим лицам могут быть уступлены путём их продажи на открытых торгах в форме аукциона с открытой формой представления предложений о цене (п. 3.1 Положения).

В соответствии с абз. 2 п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве, организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов.

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что первые торги (сообщение в ЕФРСБ № 5142219 от 26.06.2020 г., объявление в газете «Коммерсантъ» № 72010028855 № 112(6833) от 27.06.2020 г.) ввиду отсутствия заявок на участие, признаны несостоявшимися (сообщение в ЕФРСБ № 5287496 от 05.08.2020 г.), в связи с чем Организатором торгов принято решение о проведении повторных торгов по реализации дебиторской задолженности ООО УК «Юрибей» по лотам № 1, 2 и 4 посредством открытого аукциона (сообщение в ЕФРСБ № 5337722 от 15.08.2020 г.), по лоту № 3 посредством закрытого аукциона (сообщение в ЕФРСБ № 5337724 от 15.06.2020 г., объявление в газете «Коммерсантъ» № 77033418362 № 146 (6867) от 15.08.2020 г.), которые также признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок (сообщение в ЕФРСБ № 5503329 от 22.09.2020 г. (Лот № 1, 2, 4), сообщение в ЕФРСБ № 5503535 от 22.09.2020 г. (Лот № 3)).

Пунктом 4 ст. 139 Закона о банкротстве определено, что в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключён с их единственным участником, а также в случае не заключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Во исполнение указанной нормы, Организатором торгов по Лотам № 1, 2 и 4 объявлены торги посредством открытого публичного предложения (сообщение в ЕФРСБ № 5552660 от 02.10.2020 г.), по Лоту № 3 посредством закрытого публичного предложения (сообщение в ЕФРСБ № 5552664 от 02.10.2020 г., объявление в газете «Коммерсантъ» № 72010029753 № 181 (6902) от 03.10.2020 г.).

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, на момент рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России настоящей жалобы по существу указанные торги приостановлены Организатором торгов на стадии рассмотрения заявок.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В свою очередь, ч. 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

По смыслу вышеизложенного, у Тюменского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения вышеизложенных доводов жалобы Заявителя на первые торги (сообщение в ЕФРСБ № 5142219 от 26.06.2020 г.), так как исходя из сообщения в ЕФРСБ № 5287496 от 05.08.2020 г. о признании их несостоявшимися, трёхмесячный срок их обжалования завершился 05.11.2020 г. включительно.

 

В отношении доводов жалобы Заявителя о том, что извещения обжалуемых Обществом Торгов не содержат сведений о предмете, а именно о характере и составу задолженности, основании и периодах её возникновения, а также отсутствует порядок ознакомления с имуществом должника, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия (имущества) должны содержаться, в том числе сведения о предприятии (имуществе), его составе, характеристиках, описание предприятия (имущества), порядок ознакомления с предприятием (имуществом), сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

В соответствии с абз. 3 п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве, организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путём осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Материалами дела установлено, что все обжалуемые Обществом извещения о проведении соответствующих торгов, размещенные в ЕФРСБ, газете «Коммерсантъ» и на сайте электронной торговой площадке – общества с ограниченной ответственностью «Электронные системы Поволжья» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://el-torg.com/ содержали, в том числе следующую информацию: «Организатор торгов – ООО «Юридическая фирма «Арбитраж.ру» (625003, г. Тюмень, ул. Клары Цеткин, д. 61, корп. 4/2, e-mail: torgi@arbtr.legal, контактный телефон: (3452) 68-51-88)…», «Ознакомление производится по адресу организатора торгов ежедневно с 10:00 до 15:00 либо по месту нахождения имущества по предварительной заявке.», - и указание на предмет соответствующих Торгов:

- Лот № 1: Дебиторская задолженность ООО УК «Часелька» (ИНН: <...>), ООО «Янтарное» (ИНН: <...>) в общем размере – 24 257 737,46 руб. Начальная цена – 24 257 737,46 руб.;

- Лот № 2: Дебиторская задолженность ООО УК «Танью» (ИНН: <...>) в общем размере – 54 428 950,08 руб. Начальная цена – 54 428 950,08 руб.;

- Лот № 3: Дебиторская задолженность населения г. Салехард и г. Надым в общем размере – 18 640 042,11 руб. Начальная цена – 18 640 042,11 руб.;

- Лот № 4: Дебиторская задолженность ООО «Ямалстройтранс» (ИНН: <...>), ТСЖ «Буревестник» (ИНН: <...>) в общем размере – 2 616 683,4 руб. Начальная цена – 2 616 683,4 руб.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что требований о предоставлении возможности ознакомиться с документацией, касающейся предмета торгов в адрес Организатора торгов не поступало.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что все извещения о проведении обжалуемых Обществом Торгов содержали сведения о реализуемом имуществе – его описание (дебиторская задолженность), его составе (наименование организаций дебиторов и их ИНН), характеристиках (количественная характеристика суммы задолженности соответствующего дебитора (их совокупности)) и условия ознакомления с таким имуществом, следовательно, в действиях Организатора торгов отсутствует нарушение п. 9, 10 ст. 110 Закона о банкротстве, что говорит о неподтверждённости соответствующих доводов, заявленных в содержании жалобы Заявителя.

Вместе с тем, необходимо отметить, что из совокупного информационного содержания рассмотренных извещений следует, что любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с реализуемым Организатором торгов имуществом, так как указанные извещения содержали контактные данные Организатора торгов и условия ознакомления с таким имуществом. При этом Заявителем должным образом не доказана невозможность осуществления такого ознакомления, что также подтверждает необоснованность рассмотренного Комиссией Тюменского УФАС России довода жалобы Общества.

 

В отношении довода жалобы Заявителя о том, избранная Организатором торгом форма проведения Торгов по лоту № 3 (дебиторская задолженность населения г. Салехард и г. Надым) – закрытый аукцион и закрытое публичное предложение не соответствует требованиям Положения, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 3.1 Положения, права требования должника к третьим лицам могут быть уступлены путём их продажи на открытых торгах в форме аукциона с открытой формой представления предложений о цене.

В свою очередь, абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве установлено, что продажа предприятия (имущества) осуществляется путём проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством РФ к ограниченно оборотоспособному имуществу. В этом случае продажа предприятия (имущества) осуществляется путём проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.

Так, в соответствии с ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключённый в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Таким образом, на основании изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действия Организатора торгов, направленные на проведение закрытого аукциона (сообщение в ЕФРСБ № 5337724 от 15.06.2020 г.) и закрытого публичного предложения (сообщение в ЕФРСБ № 5552664 от 02.10.2020 г.) в отношении Лота № 3 (дебиторская задолженность населения г. Салехард и г. Надым) являются правомерными и соответствуют исключающим требованиям положения абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве, ввиду законодательно установленной невозможности реализации указанного лота третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, следовательно, настоящий довод жалобы Заявителя также не находит своего подтверждения.

Учитывая вышеизложенное, исследовав представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителя Организатор торгов, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Заявителем действиях Организатора торгов отсутствуют нарушения требований  действующего законодательства РФ, соответственно, жалоба АО «Ямалкоммунэнерго» на действия конкурсного управляющего – Л. и организатора торгов – ООО «Юридическая фирма «Арбитраж.ру» при проведении торгов по продаже имущества должника – ООО УК «Юрибей» посредством повторных торгов (в том числе закрытого аукциона), публичного предложения и закрытого публичного предложения (сообщения в ЕФРСБ: № 5337722 от 15.08.2020 г., № 5337724 от 15.08.2020 г., № 5552660 от 02.10.2020 г. и № 5552664 от 02.10.2020 г.)  удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на действия конкурсного управляющего – Л. и организатора торгов – общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Арбитраж.ру» при проведении торгов по продаже имущества должника – ООО УК «Юрибей» посредством повторных торгов, публичного предложение и закрытого публичного предложения (сообщения в ЕФРСБ: № 5337722 от 15.08.2020 г., № 5337724 от 15.08.2020 г., № 5552660 от 02.10.2020 г. и № 5552664 от 02.10.2020 г.) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>   

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

 

    

                                

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны