Решение №072/10/18.1-96/2023 Жалоба признана необоснованной от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/10/18.1-96/2023

Резолютивная часть решения оглашена 07.03.2023 года

 

В полном объёме решение изготовлено 13.03.2023 года

г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

«…»

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина «TrueConf» в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1–96/2023 по жалобе «…»(далее также - Заявитель) на действия организатора торгов –арбитражного управляющего «…»(далее также – Организатор торгов, Арбитражный управляющий) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, сообщение в ЕФРСБ № 10619348 (далее также –Торги),

в присутствии представителя Заявителя– «…»(представила паспорт гражданина РФ),

в отсутствие представителя Организатора торгов, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России 28.02.2023 (вх. № 1888-ЭП/23) поступила жалоба «…» на действия организатора торгов –арбитражного управляющего «..,» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, сообщение в ЕФРСБ № 10619348.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, в части 17 которой закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

По смыслу положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве, Закон) задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуре – получению наибольшей выручки для подведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов – определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 №3.

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В этой связи, Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases.

В соответствии с частями 11, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Организатора торгов направлено письмо (исх. № ИВ/1127/23 от 01.03.2023 г.) о приостановлении соответствующих Торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Торгах о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Так, из доводов жалобы Заявителя следует, что в действиях Организатора торгов имеются следующие нарушения:

1) в нарушение требований, установленных Законом о банкротстве, Организатором торгов была осуществлена процедура продажи имущества должника, без проведения процедуры аукциона и повторных торгов;

2) между публикацией сообщения о начале проведения Торгов и их проведением не прошло ни одного рабочего дня;

3) Организатор торгов допустил до участия в Торгах лицо, не внесшее вовремя задаток для участия.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился, пояснил, что жалоба является необоснованной, Торги были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы и сведения, рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Конкурсного управляющего, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о банкротстве, данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

Согласно пункту 1 статьи 124 Закона о банкротстве, принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечёт за собой открытие конкурсного производства.

Так, определением Арбитражного суда Тюменской области (далее также - АС ТО) от 03.05.2017 по делу № А70-1759/2017 в отношении ООО «…»(ИНН 7203305272), далее также - Должник была введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден «…»; решением АС ТО от 28.09.2017 г. ООО «…» была признана банкротом, в отношении него была введена процедура конкурсного производства, исполнение обязанностей конкурсного управляющего было возложено на «…», который определением АС ТО от 26.10.2017 г., был утвержден в качестве конкурсного управляющего.

Порядок проведения торгов в процедуре банкротства регламентирован статьями 110, 111, 139 Закона о банкротстве.

На основании пункта 3 статьи 139 Закона о банкротстве, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных статьей 139.

Согласно пункту 3 статьи 110 Закона о банкротстве, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 110 Закона о банкротстве начальная цена продажи предприятия определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов с учетом рыночной стоимости имущества должника, определенной в соответствии с отчетом оценщика

В силу пункта 3 статьи 111 Закона о банкротстве, продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат, в том числе и имущественные права (дебиторская задолженность)

Согласно пункта 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве, в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника.

В соответствии с абзацем 6 пункта 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве, собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса, о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника(абз.8 пункта 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве).

1.В части доводов Заявителя, о нарушении Организатором торгов при проведении процедуры продажи имущества Должника Комиссией были установлены следующие обстоятельства

Определением АС ТО от 10.01.2023 г. по делу №А70-1759/2017 было утверждено Предложение о порядке продажи имущества должника – ООО «…» (права требования, дебиторская задолженность) (сроки и условия реализации), далее также – Положение.

В соответствии с п.3.2. Положения на Торги было выставлено следующее имущество:

- право требования дебиторской задолженности к «…»(20.01.1985 г.р., место рождения: г. Нижневартовск, Тюменской области, ИНН 860311679258, СНИЛС 13161334716, адрес: г. Москва, ул. Столетова, д.17, кв.155), на основании определения АС ТО от 10.04.2018 г. по делу №А70-1759/17 – 37000000 руб. (постановление 8ААС от 06.09.2018 г.), определения Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2018 г. по делу №А40-103418/2018, номинальной стоимостью 5200000 руб., рыночная стоимость лота составляет 9 356 000 рублей 00 копеек (далее также – Имущество).

Согласно п.3.5. Положения «продажа Имущества должника осуществляется в электронной форме путем проведения торгов посредством публичного предложения с установлением цены продажи имущества, в размере начальной цены».

Все решения, принимаемые собранием или комитетом кредиторов, в результате прямо или косвенно влияют на то, в каком объеме и когда будут удовлетворены требования денежного характера.

Определяя порядок, сроки и условия продажи имущества банкрота, собрание или комитет кредиторов проецируют результаты проведения процедуры реализации имущества на объемы и сроки удовлетворения их требований. Так, например, установление собранием или комитетом кредиторов начальной цены продажи имущества выше рыночной, с одной стороны, потенциально позволяет увеличить размер погашения их требований, но, с другой стороны, способно привести к существенному увеличению сроков продажи имущества должника. И, наоборот, установление цены ниже рыночной позволит более оперативно осуществить процедуру продажи имущества, но повлечет удовлетворение требований в меньшем объеме.

В соответствии с абзацем 8 ст.139 Закона о банкротстве в случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о про-даже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса, о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника

Установление АС ТО иного порядка дебиторской задолженности, было направлено на оперативное завершение процедуры конкурсного производства и оптимизацию расходов, связанных с реализацией дебиторской задолженности.

Согласно абз. 9 ст.139 Закона о банкротстве определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано. Однако, сведений об обжаловании Положения не были представлены ни Организатором торгов, ни Заявителем.

В рассматриваемом случае Арбитражный управляющий при продаже дебиторской задолженности руководствовался определением АС ТО, установившим порядок продажи имущества должника исключительно посредством публичного предложения.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении Организатором процедуры продажи имущества Должника не находят своего объективного подтверждения.

2. В части доводов Заявителя о том, что между публикацией сообщения о начале проведения Торгов и их проведением не прошло ни одного рабочего дня, Комиссией установлено следующее.

Организатор торгов разместил 04.02.2023 г. в газете «Комерсантъ» (извещение №77034162424), а также 28.01.2023 г. объявление в ЕФРСБ №10619348 о проведении продажи имущества Должника, в котором содержались следующие сведения:

прием заявок: с 06.02.2023 г. с 07 часов 00 минут по 04.03.2023 г. 14 часов 00 минут;

начальная цена Имущества: 9 356 000 рублей 00 копеек;

задаток: 20%;

продажа посредством публичного предложения осуществляется следующими этапами с 07 часов 00 минут до 14 часов 00 минут (московское время) по каждому этапу соответственно:

- 1-й этап – с 06.02.2023 г. по 08.02.2023 г. – начальная цена;

- 2-й этап – с 09.02.2023 г. по 11.02.2023 г. – минус 50 % от цены 1 этапа;

- 3-й этап – с 12.02.2023 г. по 14.02.2023 г. – минус 50 % от цены 2 этапа;

- 4-й этап – с 15.02.2023 г. по 17.02.2023 г. – минус 50 % от цены 3 этапа;

- 5-й этап – с 18.02.2023 г. по 20.02.2023 г. – минус 50 % от цены 4 этапа;

- 6-й этап – с 21.02.2023 г. по 23.02.2023 г. – минус 70 % от цены 5 этапа;

- 7-й этап – с 24.02.2023 г. по 26.02.2023 г. – минус 70 % от цены 6 этапа;

- 8-й этап – с 27.02.2023 г. по 01.03.2023 г. – минус 70 % от цены 7 этапа;

- 9-й этап – с 02.03.2023 г. по 04.03.2023 г. – минус 70 % от цены 8 этапа (далее также – Извещение).

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах (абз.2 п.4 ст.139 Закона о банкротстве).

Торги в форме публичного предложения по своей природе являются третьими в ходе реализации лота имущества должника, что исключает необходимость длительного периода со дня опубликования сообщения о проведении торгов как до начала торгов, так и до их завершения. К моменту опубликования сообщения о проведении торгов в форме публичного предложения заинтересованные лица обладают информацией о продаже имущества должника в течение длительного времени, обусловленного двумя предыдущими процедурами торгов на повышение цены.

На основании части 8 статьи 110 Закона о банкротстве, срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Анализ вышеуказанных положений Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что к процедуре продажи имущества должника посредством публичного предложения не установлено требование о приеме заявок на участие процедуре в течение 25 дней, поскольку такая продажа после дважды не состоявшихся торгов по постоянно снижающейся цене направлена на то, чтобы реализовать имущество, полностью или частично погасить требования кредиторов и завершить процедуру конкурсного производства. При этом, определение участников торгов осуществляется по окончании соответствующего периода проведения торгов.

Продажа путем публичного предложения определяется периодом времени действия предложения. Установление для каждого публичного предложения срока приема заявок в 25 дней приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению расходов в конкурсном производстве.

Таким образом, сроки, установленные частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве не подлежат применению к торгам в форме публичного предложения, в связи с чем доводы Заявителя не находят своего подтверждения.

Согласно части 9 статьи 110 Закона о банкротстве не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что согласно Определению Верховного Суда РФ от 27.07.2015 № 310-КГ15-9228 по делу № А14-2428/2014, положение законодательства о необходимости публикации сообщения о продаже имущества должника не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов не применяется к продаже имущества должника посредством публичного предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов.

Поскольку в данном случае проводились Торги именно в форме публичного предложения, постольку положение законодательства о необходимости публикации сообщения о продаже имущества должника не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов не применяется к продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Резюмируя изложенное, Комиссия не усматривает нарушений действующего законодательства в действиях Организатора торгов, так как Организатор торгов действовал в соответствии с установленными в законе требованиями, а также собственной документацией.

3.В части довода Заявителя о том, что Организатор торгов допустил до участия в Торгах лицо, не внесшее вовремя задаток для участия Комиссией установлено следующее.

Согласно Извещению, размещенному Организатором торгов на сайте ЕФРСБ заявка на участие в Торгах составляется в произвольной форме и должна содержать следующие сведения:

наименование,

организационно-правовая форма,

место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юр.лица);

ФИО, паспортные данные, место жительства заявителя (для физ.лица);

телефон, адрес электронной почты заявителя;

сведения о наличии / отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, АУ и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя АУ, а также СРО АУ, членом или руководителем которой является АУ.

Задаток в размере 20% от цены лота перечисляется по следующим реквизитам: ООО «…», ИНН 7203305272, КПП 720301001, р/счет №40702810701240002573 в Филиале Западно-Сибирского ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ", БИК 047162812, к/с 30101810465777100812, на основании договора о задатке, проект которого размещен на ЭТП, ЕФРСБ. Задаток может быть внесен в течение срока приема заявок на участие в торгах.

Так, начальная цена Имущества, выставленного на Торги в период с 18.02.2023 г. по 20.02.2023 г. (5-й этап Торгов) составляла 584 750 рублей 00 копеек.

В соответствии с пп.2.10, 3.13, 5.12 Положения, для участия в торгах посредством публичного предложения заявитель должен внести задаток в размере 20 % (двадцати процентов) от цены продажи имущества соответствующего этапа, на счет, определенный Организатором торгов и указанный в сообщении о торгах, проводимых на электронной площадке. Отсюда следует, что если начальная цена Имущества, выставленного на Торги в период с 18.02.2023 г. по 20.02.2023 г. (5-й этап Торгов) составляла 584 750 рублей 00 копеек, то сумма задатка для участия в Торгах составляла 116 950 рублей 00 копеек.

Согласно протоколу об определении участников Торгов от 20.02.2023 г. и протоколу подведения итогов Торгов, для участие поступило две заявки:

- 19.02.2023 г. в 21 час 23 минуты заявка «…» с ценой предложения 600 000 рублей;

- 20.02.2023 г. в 13 часов 13 минут заявка «…» с ценой предложения 1 005 000 рублей, который был признан победителем Торгов (далее также – Победитель).

В ходе исследования материалов дела Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в составе заявки Победителя были приложены следующие документы:

- заявка на участие в Торгах;

- копия агентского договора от 16.02.2023 г., заключенного между «…»(агент) и «…».(принципал);

- копия паспорта «…»;

- копия паспорт «…»;

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе «…»;

- копия доверенности «…»;

- копия платежного поручения №4 от 20.02.2023 г.

Так, согласно копии платежного поручения №4 от 20.02.2023 г., победителем, по реквизитам, указанным в Извещении была произведена оплата задатка за участие в Торгах, в размере 116 950 рублей 00 копеек. Факт оплаты задатка за участие в Торгах подтверждается выпиской из лицевого счета за период с 01.01.2023 г. по 01.03.2023 г.

Согласно пп.2.10, 3.13,5.12 Положения, для участия в Торгах заявитель должен внести задаток в размере 20% от цены Имущества, соответствующего этапа, на счет определенный Организатором торгов. Так, сумма задатка в размере 20% от цены Имущества выставленного на Торги в период с 18.02.2023 г. по 20.02.2023 г. (5-й этап Торгов) составляет 116 950 рублей 00 копеек, которая и была внесена Победителем на счет, указанный в Извещении.

В соответствии с абзацем 8 пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве, с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается. При этом, Закон о банкротстве не устанавливает конкретные сроки подведения итогов торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, что следует из самой специфики рассматриваемого вида торгов (многоэтапности торгов).

В свою очередь, абзац 5 пункта 4 ст. 139 Закона о банкротстве устанавливает, что право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В соответствии с абзацем 6 пункта 4 ст.139 Закона о банкротстве, а также абзацем 3 п.5.16 Положения в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

Таким образом, у Организатора торгов отсутствовали правовые основания для отклонения заявки «…»., поскольку его заявка соответствовала требованиям, установленными Положением, а само предложение о цене Имущества, выставленного на Торги превышала стоимость данного Имущества в рассматриваемом периоде (5-й этап Торгов).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к вы-воду, что в обжалуемых Заявителем действиях Организатора торгов отсутствуют нарушения требований действующего законодательства РФ по проведению данных торгов, соответственно, жалоба «…» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу «…» на действия организатора торгов –арбитражного управляющего «…» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, сообщение в ЕФРСБ № 10619348, необоснованной

«…»

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны