Решение №072/07/18.1-100/2022 Заказчиком к рассматриваемой закупке не применены требования... от 27 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 072/07/18.1–100/2022

27 октября 2022 года                                                                                                                г. Тюмень          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

                 -

заместитель руководителя Тюменского УФАС России;

 

Члены комиссии:

 

               -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

              -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина «TrueConf» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело по жалобе ООО «Х» (далее также – заявитель, Общество) на действия заказчика Государственного предприятия Тюменской области «Комтех» (далее также – заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку измельчителя (дробилки) (реестровый номер извещения 32211754277),

с участием представителя заказчика: Государственного предприятия Тюменской области «Комтех» Р. по доверенности № б/н от 26.10.2022,

с участием представителя заявителя: ООО «Х» Я. по доверенности № 261022-1 от 26.10.2022,

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 25.10.2022 поступила жалоба ООО «Х» (далее также – заявитель, Общество) на действия заказчика Государственного предприятия Тюменской области «Комтех» при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку измельчителя (дробилки).

Статьёй 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) предусмотрено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России.

В поступившей жалобе заявитель указывает следующие доводы:

Первый довод. Заказчиком к рассматриваемой закупке не применены требования Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Второй довод. Заказчиком к рассматриваемой закупке не применены требования Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения», поскольку заказчик применяя код ОКПД2 28.92.40.129 заказчик обязан установить минимальную долю закупаемого российского товара в размере 90 % от общего объема, поскольку данный ОКПД2 является подкатегорий кода ОКПД» 28.92.40.120

Третий довод. Обществом 18.10.2022 направлен заказчику запрос на разъяснение положений извещений и документации о закупке, ответ на поступивший запрос участника закупки размещен заказчиком 24.10.2022, что является нарушением части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

Заказчиком представлены письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, установила следующее.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентной закупкой является закупка, информация об осуществлении которой сообщается путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются, в том числе путем проведения конкурса в электронной форме.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Из материалов дела усматривается, что Государственное предприятие Тюменской области «Комтех» являясь заказчиком, выступило организатором проведения конкурса в электронной форме на поставку измельчителя (дробилки) (реестровый номер извещения 32211754277), с начальной (максимальной) ценой договора 16 533 333,33 рублей.

Информация о закупке размещена 24.10.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером извещения 32211754277.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.tektorg.ru

По первому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Податель жалобы и представитель заказчика пояснили, что заказчиком в извещение о закупке на основании ранее поступившего в адрес заказчика запроса разъяснений положений документации о закупке, внесены изменения в извещение об осуществлении закупки в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Заявитель просил оставить без рассмотрения указанный довод жалобы, поскольку нарушений действующего законодательства заказчиком устранено.

Комиссия Тюменского УФАС России учитывая вышеизложенное, полагает оставить указанный довод жалобы без рассмотрения, ввиду устранения нарушений Закона о закупках.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Правительство РФ вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В рамках реализации требований пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках принято Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 установлена, согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году (далее - Приложение).

Таким образом, закупка товаров в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок осуществляется в соответствии с Приложением, устанавливающим соответствующие коды ОКПД 2 товаров.

Минимальной долей закупок товаров от годового объема закупок по соответствующему коду ОКПД 2 является минимальное допустимое отношение стоимости товаров, поставленных в отчетном году, к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду ОКПД 2.

Представитель заказчика также пояснила, что это единственная закупка, которая проводится Государственным предприятием Тюменской области «Комтех», закупка указанной техники в дальнейшей перспективе не планируется, поскольку техника приобретается в количестве одной единицы и является дорогостоящей, в дальнейшем заказчиком будет размещен отчет о закупке указанной техники в 2022 году.

 Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 применяется к общему объему закупок заказчика по итогам 2022 года. В настоящее время требований о формировании отчетности о выполнении минимальной доли закупок российских товаров по Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 не существует.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

По третьему доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Пунктом 1.8.9 Положения о закупке (утв. генеральным директором ГП ТО «Комтех» 03.10.2022) предусмотрено, что любой участник конкурентной закупки  вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке при осуществлении заказчиком закупки в электронной форме в порядке, установленной статьёй 3.3 Закона № 223-ФЗ. В течение трех дней со дня поступления такого запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос.

Согласно материалам дела, запрос разъяснений положений извещения и документации о закупке направлен заказчику 18.10.2022.

С учетом требований части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 1.8.9 Положения о закупке ответ на поступивший запрос участника закупки должен быть размещен не позднее 21.10.2022, фактически ответ на запрос размещен заказчиком 24.10.2022, то есть с нарушением требований части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

Нахождение ответственного за размещение информации в ЕИС в сфере закупок сотрудника заказчика в командировке не отменяет исполнение указанной обязанности предусмотренной Законом о закупках.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в действиях заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.

Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым не выдавать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание, поскольку установленное нарушение Закона о закупках не повлияло на результаты определения поставщика.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Х» на действия заказчика Государственного предприятия Тюменской области «Комтех» при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку измельчителя (дробилки) (реестровый номер извещения 32211754277) обоснованной.

2. Признать заказчика – Государственное предприятие Тюменской области «Комтех» нарушившим требования части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика, оператора электронной площадки не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны