Решение №РНП/223-16/2021 уклонение от заключения договора от 19 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

З А К Л Ю Ч Е Н И Е № РНП/223-16/2021

по результатам рассмотрения обращения  о включении в реестр недобросовестных поставщиков

 

Резолютивная часть заключения объявлена 14.07.2021

В полном объёме заключение изготовлено 19.07.2021                                             г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

 

председатель Комиссии:

    -

руководитель Тюменского УФАС России;

 

 

члены Комиссии:

 

    -

 

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок,

 

 

    -

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференции, посредством плагина «TrueConf» обращение АО «» (далее также – заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – РНП) в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) сведений в отношении ООО «» по факту уклонения от заключения договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобильных кранов, крано-манипуляторных установок, а также применяемых для данных видов услуг запасных частей по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (реестровый номер извещения: 32110350453),

          с участием представителя ООО «», П. по доверенности № б/н от 01.07.2021,

в отсутствие представителя АО «», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

          В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 01.07.2021 поступило обращение АО «» о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с требованиями статьи 5 Закона о закупках информации в отношении ООО «» по факту уклонения от заключения договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобильных кранов, крано-манипуляторных установок, а также применяемых для данных видов услуг запасных частей по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (реестровый номер извещения: 32110350453).

Из обращения заказчика следует, что ООО «», являясь победителем указанной закупочной процедуры (протокол подведения итогов № 4553276 от 15.06.2021, размещен в ЕИС в сфере закупок 15.06.2021) в установленный срок (до 22.06.2021 включительно) надлежащим образом не исполнил обязанность по подписанию договора, вследствие чего данный участник был признан уклонившимся от заключения договора.

Представитель ООО «» в заседании Комиссии пояснил, что 18.06.2021 Обществом внесено обеспечение исполнения договора на счет заказчика на основании платежного поручения ПАО «С» № 146 от 18.06.2021 на сумму 250 000,00 рублей.

Общество не имело технической возможности разместить подписанный проект договора в ЕИС в сфере закупок, поскольку сопровождением процедур закупок в ООО «» занимается сотрудник Б назначенный распоряжением           № б/н от 24.05.2021, который пропустил из-за невнимательности сроки подписания договора. Сотруднику был назначен дисциплинарный выговор. Представитель Общества указывает, что им предприняты все меры направленные на заключение договора, который представлял большую репутационную ценность, каких-либо умышленных действий направленных на уклонение от заключения договора Обществом не допущено. Представитель ООО «» просит не включать сведения об Обществе в РНП.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав документы и материалы, представленные лицами, участвующими в деле установила следующее.

В соответствии со статьёй 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о закупках ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в единой информационной системе.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу.

Во исполнение Закона о закупках, Постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра. Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В соответствии с пунктом 1 Правил ведения реестра (утв. Приказом ФАС России № 164/13 от 18.03.2013 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») (далее также – Приказ № 164/13), на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно статье 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Из материалов дела усматривается, что АО «» являясь заказчиком, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобильных кранов, крано-манипуляторных установок, а также применяемых для данных видов услуг запасных частей, с максимальным значением цены договора 5 000 000,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 03.06.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером извещения 32110350453.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://otc.ru.

Согласно протоколу подведения итогов № 4553276 от 15.06.2021 (размещен в ЕИС в сфере закупок 15.06.2021) победителем признано ООО «» с предложением по цене 5 000 000,00 рублей.

16.06.2021 на электронной площадке заказчиком размещен для подписания проект договора.

Согласно пункту 14.2 раздела 14 извещения о проведении запроса котировок в течение пяти дней с даты размещения заказчиком на электронной площадке проекта договора победитель электронной процедуры размещает в единой информационной системе проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такой закупки, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае наличия разногласий по проекту договора, размещенному в соответствии с пунктом 14.1 настоящего раздела, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего договора не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается договор, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта договора, не соответствующим извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Согласно пункту 14.3 раздела 14 извещения о проведении запроса котировок в течение двух рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с пунктом 14.2 настоящего раздела протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и размещает на электронной площадке доработанный проект договора либо повторно размещает на электронной площадке проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение на электронной площадке заказчиком проекта договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с пунктом 14.2 настоящего раздела.

18.06.2021 ООО «» направлен протокол разногласий, которые касались места оказания услуг, в частности Общество предложило изменить место оказания услуг с адреса: Тюменская область, г. Тюмень, на адрес: Тюменская область, г. Тобольск, БСИ-2, квартал 1, № 4, строение 6.

18.06.2021 заказчиком сформирован ответ на протокол разногласий, в котором отказался учесть замечания, ввиду того, что место оказания услуг является существенным условием договора и не подлежит изменению, поскольку услуги должны оказываться по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, а не по другому адресу.

Согласно пункту 14.4 раздела 14 извещения о проведении запроса котировок в течение двух рабочих дней с даты размещения заказчиком на электронной площадке документов, предусмотренных пунктом 14.3 настоящего раздела, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с пунктом 14.2 настоящего раздела, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения договора и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

Таким образом, срок подписания проекта договора победителем запроса котировок составлял до 22.06.2021 включительно.

В указанный срок (то есть до 22.06.2021 включительно) Общество не подписало проект договора.

Пунктом 17.5.1 Положения о закупке (утв. Решением Совета АО «» протокол № 9 от 17.05.2021) под уклонением от заключения договора понимаются действия, которые не приводят к его подписанию в сроки, установленные в извещении и (или) документации о закупке: непредоставления обеспечения исполнения обязательств по договору в соответствии с установленными условиями до подписания договора, кроме случая предоставления такого обеспечения после подписания договора; предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора в противоречие ранее установленным в документации о закупке и (или) заявке такого участника закупки.

Пунктом 12.7 раздела 12 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме предусмотрено, что победителем запроса котировок в электронной форме признается участник запроса котировок в электронной форме, подавший заявку на участие в таком запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги и которой в протоколе присвоен первый порядковый номер. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок в электронной форме победителем такого запроса признается участник, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, в которых предложена такая же цена.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что вопреки доводу представителя Общества о том, что ответственный сотрудник Б пропустил из-за невнимательности срок подписания договора, данная причина по мнению Комиссии является несостоятельной ввиду следующего.

Согласно протоколу подведения итогов на участие в запросе котировок № 4553276 от 15.06.2021 было подано три заявки которые соответствовали требованиям извещения о проведении запроса котировок:

- индивидуальный предприниматель С с предложением по цене 49 656 924,00 рублей;

- ООО «» с предложением по цене 5 000 000,00 рублей;

- ООО «» с предложением по цене 66 828 880,74 рублей.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Пунктом 6 раздела 4 извещения о проведении запроса котировок № ЗК-ОГМ-17/21 предусмотрено максимальное значение цены договора (сумма финансирования) в размере 5 000 0000,00 рублей. При этом, максимальное значение цены договора (сумма финансирования) не подлежит снижению и изменению, поскольку победителем признается участник, предложивший наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 6.1 раздела 4 извещения о проведении запроса котировок № ЗК-ОГМ-17/21 предусмотрена начальная сумма цены единицы товара, работы, услуги в размере 66 828 880,74 рублей.

Необходимо отметить, что указание цены единицы товара (работы, услуги) и максимального значения цены договора целесообразно в случаях, когда невозможно определить объем оказываемых по договору услуг. При этом, как указано в Приложении № 6 к извещению о проведении запроса котировок цена договора определяется как стоимость всех порученных по заявкам заказчика услуг в рамках заключаемого договора. При этом, оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы ил оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения договора, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении и документации о закупке.

Приложением № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме предусмотрена форма котировочной заявки, которую необходимо заполнить участнику закупки. В заявке участнику закупки требовалось указать сумму цены единицы товара, работы, услуги в рублях.

Таким образом, участнику закупки требовалось в специальной графе котировочной заявки указать сумму цены единицы услуги. При этом, ООО «» была указана цена единицы услуги в размере максимального значения цены договора (суммы финансирования) в размере 5 000 0000,00 рублей, при этом, в сравнении с другими участниками запроса котировок предложение ООО «» оказалось самым наименьшим по предложенной цене за единицу услуги, что явилось правомерным основанием для признания указанного участника победителем.

 

Факт перечисления 18.06.2021 Обществом обеспечения исполнения договора на счет заказчика на основании платежного поручения ПАО «С» № 146 от 18.06.2021 на сумму 250 000,00 рублей не является подтверждением добросовестного поведения Общества, поскольку в случае, если договор не был подписан со стороны Общества, следовательно, заказчик обязан вернуть предоставленное обеспечение исполнения договора обратно на счет Общества.

Факт направления Обществом 01, 02 июля 2021 года письма в адрес АО «» также не является подтверждением добросовестности Общества, поскольку указанные действия совершены после истечения срока предусмотренного для заключения договора (22.06.2021), кроме того, в нарушение пункта 14.2 раздела 14 извещения о проведении запроса котировок Обществом не размещен в установленный срок подписанный проект договора.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 223-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения договора с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения договора, что приводит к нарушению интересов заказчиков в указанных правоотношениях.

При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках № 223-ФЗ либо наличием решения заказчика, о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, а также правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении договора.

18.06.2021 ООО «» направлен в адрес заказчика протокол разногласий которые касались места оказания услуг, вместе с тем, пунктом 4.2 проекта договора предусмотрено место оказания услуг: Тюменская область, г. Тюмень – данное условие не подлежало изменению при заключении договора. Таким образом, Общество направив 18.06.2021 протокол разногласий пыталось изменить существенные условия договора, которые не подлежали изменению, что дополнительно указывает на то, что Общество не планировало заключать договор.

Общество указывает, что данный договор представлял большую репутационную ценность для Общества.

Вместе с тем, ссылка Общества на то, что сотрудник Б назначенный распоряжением № б/н от 24.05.2021, пропустил из-за невнимательности сроки подписания договора, указывают на то, что директор Общества не проявил со своей стороны должной меры контроля за действиями своего сотрудника, следовательно, такое основание для не подписания договора как невнимательность не является проявлением добросовестного поведения Общества, а наоборот, указывает на отсутствие со стороны директора должного контроля за действиями своих сотрудников, а также отсутствия должной меры заботливости, осмотрительности, поддержании должной меры исполнительской дисциплины при подписании договора.

В данном случае, от Общества ожидалось добросовестное поведение, которое выражается в совершении всех действий необходимых для заключения договора, чего Обществом выполнено не было.

Каких-либо объективных доказательств указывающих на невозможность своевременно подписать договор, в материалы дела Обществом не представлено.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ООО «» недобросовестного поведения, что указывает на необходимость включения сведений об Обществе в РНП.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе», Постановлением правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА  К  ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

1. Признать факт уклонения ООО «» (ИНН: , адрес:) от заключения договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобильных кранов, крано-манипуляторных установок, а также применяемых для данных видов услуг запасных частей по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (реестровый номер извещения: 32110350453) подтвердившимся.

2. В связи с уклонением ООО «» от заключения договора, сведения в отношении указанного юридического лица направить в ФАС России для рассмотрения вопроса о внесении соответствующей записи в РНП.

 

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках, включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, в РНП или содержание таких сведений в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражном суде.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны