Решение №072/07/18.1–40/2022 Признать жалобу необоснованной. от 24 марта 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–40/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.03.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 24.03.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.      -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

Верзун Ю.Д                 -

 

заместитель руководителя Тюменского УФАС России, начальник отдела контроля закупок,

 

 

Попов Г.Ф.                   -

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–40/2022 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ТД-стройсервис» (далее также – Заявитель, Общество) на действия закупочной комиссии автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Ялуторовский психоневрологический интернат» (далее также – Заказчик, АСУСОН ТО «Ялуторовский ПНИ») при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения договора капитального ремонта внутренних помещений нежилого строения литер А по адресу: Тюменская обл., г. Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 64 (реестровый номер извещения: 32211087339), далее – Закупка, Конкурс, в присутствии

представителя Заявителя:

Барышева Максима Валентиновича (на основании доверенности б/н от 18.03.2022 г.),

представителя Заказчика:

<...> (на основании доверенности № 38 от 01.06.2020 г.),

представителя заинтересованного лица (ООО «Арагацстрой»):

<...> (на основании доверенности № 5/2021 от 02.09.2021 г),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 11.03.2022 г. в 14:52 поступила жалоба (вх. № 2286) ООО «ТД-стройсервис» (далее – Заявитель, Общество) на действия АСУСОН ТО «Ялуторовский ПНИ» при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения договора капитального ремонта внутренних помещений нежилого строения литер А по адресу: Тюменская обл., г. Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 64 (реестровый номер извещения: 32211087339).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что решение закупочной комиссии Заказчика о непринятии к оценке договоров (контрактов), подтверждающих соответствие Общества условиям нестоимостного подкритерия оценки «Наличие опыта…» не соответствуют положениям закупочной документации Заказчика, нарушая права и законные интересы Заявителя.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что действия закупочной комиссии Заказчика, в обжалуемой Обществом части, в полном объёме соответствуют требованиям закупочной документации, а именно ООО «ТД-стройсервис» в составе заявки предоставлено 8 (восемь) договоров (контрактов) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов не являющимися объектами социального обслуживания населения и/или объектами здравоохранения, что не соответствует условиям п. 24.2.1 закупочной документации, исключая возможность оценки указанных документов в соответствии с установленными требованиями нестоимостного подкритерия: «Наличие опыта…».

 

Так, исследовав всю совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны отвечать условиям Положения о закупке Заказчика, разработанного в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с указанными требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Наблюдательного совета АСУСОН ТО «Ялуторовский ПНИ» от 12.01.2022 г. № 1 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АСУСОН ТО «Ялуторовский психоневрологический интернат» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 13.01.2022 г. в 16:58 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами настоящего дела 31.01.2022 г. (с последними изменениями от 21.02.2022 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211087339) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭП) – общества с ограниченной ответственностью «Регион» по электронному адресу: http://etp-region.ru, Заказчиком было размещено извещение о проведении открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме (далее – Извещение) и конкурсная документация № 10 о проведении открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт внутренних помещений нежилого строения литер А по адресу: Тюменская обл., г. Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 64 на территории АСУСОН ТО «Ялуторовский ПНИ» (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 02.03.2022 г. в 11:00 (п. 10 Извещения).

Дата подведения итогов: 04.03.2022 г. (п. 14 Извещения).

Начальная (максимальная) цена договора – 198 249 006,20 руб.

В соответствии с абз. 1 п. 18.1 разд. 18 Положения, под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в ЕИС и на ЭП извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования и проведение такого конкурса обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке.

Согласно абз. 2 п. 18.1 разд. 18 Положения, победителем конкурса с ограниченным участием в электронной форме признаётся участник конкурса, который прошел предварительный отбор на участие в таком конкурсе и предложил лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения, предусмотренные разделом 17 настоящего Положения о проведении конкурса в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом (абз. 3 п. 18.1 разд. 18 Положения).

Так, пп. 12, 13 п. 17.5 Положения и п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках закреплено, что в конкурсной документации должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.

Во исполнение указанных выше требований Положения и Закона о закупках, п. 24 Документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников Закупки:

1) стоимостной критерий оценки – Цена договора (значимость критерия – 30 %);

2) нестоимостные критерии оценки (с общей значимостью – 70 %), включающие следующие подкритерии (показатели):

- п. 24.2.1: наличие опыта исполнения контрактов (договоров) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения без применения штрафных санкций, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключённых в соответствии с Законом о контрактной системе, либо в реестре договоров, заключённых по результатам закупок в соответствии с Законом о закупках, а также иных договоров гражданско-правового характера  на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключённых по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения (значимость нестоимостного подкритерия – 70 %, что в общей значимости всех критериев составляет 49 %);

- п. 24.2.2: «Наличие в штате аттестованных специалистов…» (значимость подкритерия – 30 %).

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 2 п. 17.5 Положения, конкурсная документация должна включать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Так, согласно пп. 7 п. 13.1 Документации и по смыслу пп. 6 п. 17.6 разд. 17 Положения, заявка на участие в Конкурсе должна быть подготовлена по форме, установленной Документацией и содержать документы и сведения (их копии) указанные в п. 24.1.2 разд. 24 «Критерии и порядок оценки…», подтверждающие его квалификацию. При этом, отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

В рассматриваемом случае, целесообразно отметить факт того, что Заявитель положения закупочной документации Заказчика не обжаловал, запросов о даче разъяснений положений Документации в адрес Заказчика не направлял, напротив подал заявку на участие в рассматриваемом Конкурсе, тем самым акцептировав все условия и положения публичной процедуры Закупки, по сути согласившись с совокупностью установленных ею требований. В заседании Комиссии Управления представитель Заявителя указанные обстоятельства подтвердил.

Так, из материалов дела № 072/07/18.1-40/2022 следует и подтверждается сторонами, что в содержании заявки участника Закупки – ООО «ТД-стройсервис», Заявителем жалобы предоставлены следующие договоры (контракты):

1) государственный контракт от 15.03.2017 г. № 0167200003417003835-13-П/17 на строительство школы;

2) договор от 08.12.2017 г.  № 2Т/02282-17 на выполнение работ по капитальному ремонту общежития № 5 ФГАОУ ВО «ТюмГУ»;

3) договор подряда от 01.02.2018 г. № 1-02/18 на выполнение работ по капитальному ремонту МАДОУ д/с № 183 г. Тюмени;

4) государственный контракт от 23.04.2019 г. № 0167200003419000821-8-П/19 на строительство Центра спортивной гимнастики г. Тюмень;

5) договор от 17.05.2019 г. № 1705-1-2019 г. на выполнение работ по капитальному ремонту здания «Тюменской филармонии»;        

6) государственный контракт от 14.07.2020 г. № 0167200003420003899-23-П/20 на строительство детского сада в районе ЖК «Юбилейный»;

7) государственный контракт от 13.09.2019 г. № 0167200003419004260-210П/19 на строительство школы в 4-м Заречном микрорайоне г. Тюмень;

8) государственный контракт от 13.12.2019 г. № 0167200003419006907-29-П/19 на строительство детского сада в микрорайоне «Суходолье».

Протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 04.03.2022 г. зафиксировано, что по нестоимостному подкритерию п. 24.2.1 Документации: «Наличие опыта исполнения контрактов (договоров)» закупочной комиссией Заказчика, Заявителю жалобы присвоено 0 баллов, ввиду, в том числе, несоответствия объектов всех вышеуказанные договоров (контрактов), в отношении которых Обществом осуществлялось строительство или капитальный ремонт.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заказчика дополнительно пояснил, что общежитие, школы, детские сады, здание филармонии и центр спортивной гимнастики не являются объектами социального обслуживания населения или объектами здравоохранения, соответственно, у закупочной комиссии Заказчика, в силу п. 24.2.1 Документации отсутствовали правовые основания учесть предоставленные Обществом документы (договоры, контракты), как отвечающие условиям нестоимостного подкритерия оценки «Наличие опыта исполнения…».

В свою очередь, представитель Заявителя на обозначенный выше довод Заказчика возразил, указав, что все предоставленные Обществом договоры (контракты) по объекту выполнения работ могут быть отнесены к объектам социальной инфраструктуры, к которым в том числе, относятся как объекты социального обслуживания населения, так и объекты здравоохранения.

Представитель заинтересованного лица наличие требований Заказчика к конкретному объекту осуществления работ п. 24.2.1 Документации подтвердил, указав, что ООО «Арагацстрой» при подаче заявки с оценочными требованиями Заказчика было ознакомлено, согласилось с их содержанием посредством подачи заявки и участия в процедуре Конкурса.

 

Рассмотрев предоставленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав и оценив пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России полагает решение закупочной комиссии Заказчика о присвоении Обществу по нестоимостному критерию: «Наличие опыта исполнения контрактов (договоров)…»,- 0 баллов соответствующим условиям, зафиксированным в п. 24.2.1 Документации, ввиду совокупности следующих обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее – Закона, Закон № 442), под социальным обслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, при этом, в силу п. 2 названной статьи, социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 442, социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Пунктом 3 ст. 3 Закона № 442 закреплено, что получателем социальных услуг выступает гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуг. Сама система социального обслуживания законодательно закреплена в ст. 5 Закона № 442, к коим относится, в том числе, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и т.д. (п. 5, 6 ст. 5 Закона).

Таким образом, по смыслу вышеприведённых норм права объективным является утверждение, что общежитие, школы, детские сады, здание филармонии и центр спортивной гимнастики не являются объектами социального обслуживания населения или объектами здравоохранения, соответственно, не отвечают установленным Заказчиком в п. 24.2.1 Документации условиям к виду объекта, подтверждая обозначенную позицию Заказчика.

Кроме того, Комиссия Управления находит несостоятельной ссылку Заявителя жалобы на то, что объекты в предоставленных Обществом договорах (контрактах) являются объектами социальной инфраструктуры, следовательно, должны были быть учтены закупочной комиссией Заказчика при оценке, так как указанное утверждение противоречит содержанию п. 24.2.1 Документации, устанавливающего однозначные категории оценки: «объект социального обслуживания населения» и «объект здравоохранения».

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, жалоба ООО «ТД-стройсервис» на действия АСУСОН ТО «Ялуторовский ПНИ» при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения договора капитального ремонта внутренних помещений нежилого строения литер А по адресу: Тюменская обл., г. Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 64 (реестровый номер извещения: 32211087339) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТД-стройсервис» на действия закупочной комиссии автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Ялуторовский психоневрологический интернат» при организации и проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения договора капитального ремонта внутренних помещений нежилого строения литер А по адресу: Тюменская обл., г. Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 64 (реестровый номер извещения: 32211087339) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

И.В. Веретенников

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Ю.Д. Верзун

 

 

     

 

Г.Ф. Попов                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны